Как помочь организму бороться с простудой. Что помогает бороться с окислительным стрессом

– В чем вы видите основную, самую типичную проблему современного церковного человека? Можно годами ходить в церковь, а той Любви, самой главной для человека, нет. Почему?

– Мы часто начинаем со строительства последнего этажа. Когда я стал священником, я тоже говорил проповеди об обóжении, о всяких возвышенных предметах, а потом понял, что нужно начинать с начала, а не с конца. Сначала надо учить самому простому – порядочности, честности, вежливости, уважению. Ведь в советское время были утеряны христианские основы отношения к Богу, а следовательно друг к другу. Это не могло не отразиться на современной церковной жизни. И всё это нужно терпеливо выстраивать заново – с первого этажа. Любовь – это ведь не просто, мы не можем этому человека сразу научить. Прежде чем человек овладевает сложным и высоким, он овладевает очень простым.

Однажды я спросил священника из карельской глубинки: «Что самое сложное в вашем служении?» Он ответил: «Гнилой человеческий материал. Спонсоры из Германии помогли нам сделать цех по обработке дерева, чтобы люди могли трудиться и зарабатывать деньги, а они начали ломать и воровать». Другой священник, который начал служить в селе в Ивановской области в начале 90-х, сказал, что прошло два года, прежде чем люди научились с ним здороваться. Поначалу мужики, когда он говорил «добрый день», молчали или отвечали матом.

У нас на приходе в Мадриде поначалу были люди, которые могли, стоя на клиросе, толкнуть другого или плюнуть. Меня поначалу поразило, что если в храме во время богослужения звонил телефон, его не отключали, а выходили, отвечая на ходу: «Алё, Галя? Я в иглесии». К нам приходят немало людей, которые считают, что нужно непременно зажечь свечу от лампады, чтобы не «заразиться» от чужой свечи. Каждый раз, когда мы размываем лампады, залитые воском, стираем перламутровую помаду с облачений и икон, я убеждаюсь: нужно начинать с самого простого.

– А те, кто давно уже в Церкви? Те, кому кажется, что всё повторяется из года в год, ушло восхищение первых дней…

– В святоотеческом богословии есть понятие – восхождение (по-гречески – эпектасис). Это восхождение, в котором никогда нет последней ступеньки, нет конца, нет последней остановки. Нет в земной жизни, нет и в будущей. Бог человеку постоянно является новым, всегда есть место для открытия. Об этом пишет Макарий Египетский, он использует образ залов, переходящих из одного в другой.

Если человеку кажется, что ничего нового нет, открывать больше нечего, может оказаться так, что воцерковление совершилось просто на каком-то внешнем уровне, а на более глубоком уровне он остановился.

– На этом пути что-то должно меняться во взаимоотношениях с духовником?

– Приведу пример, который очень часто использовал владыка Антони й, когда говорил о крещении Спасителя Иоанном Предтечей . Чем больше человек возрастает, тем в большей степени тот, кто ведет его вперед, должен умаляться. Отец Евмений (Перистый) писал, что смысл родительского воспитания в том, чтобы наши дети могли обходиться без нас. Это можно отнести и к служению священника. Когда человек требует, чтобы им непременно «духовно руководили», а священник тщеславно этому подыгрывает – это тревожный знак.

Очень важно, чтобы священник был настоящим пастырем, но людей не привязывал к себе, а помогал им возрасти до той меры, когда они – пусть нуждаясь иногда в его молитве и в совете, наставлении – могли бы обходиться без того внимания, которое им было нужно в начале пути.

Всё же человек не может и не должен говорить о том, что за свои годы или десятилетия жизни в Церкви стал лучше.

– А как же тогда хоть как-то оценивать, понимать, где ты и что с тобой происходит?

– То, что может и должно происходить – это взросление человека.

– И как его распознать?

– Взросление не определяется какими-то механическими факторами посещения всенощных бдений, вычитывания правила или чего-то еще. Когда человек рождается в мир, он ведь не понимает, что у него есть родители. Потом он растет, он понимает, что у него есть папа и мама. Потом он становится немного старше, он видит вокруг себя город, потом он открывает для себя страну, потом – мир.

Я думаю, что мера взросления человека в Церкви во многом заключается в том, в какой мере человек, произнося молитву Господню, понимает смысл ее первых слов – «Отче наш ». Это мера, в какой человек в состоянии воспринимать Бога как своего Отца. И не только как своего, но и Отца любого человека – независимо от вероисповедания и национальности. Как часто он причащается, сколько выстаивает всенощных бдений или вычитывает молитвенных правил – это второстепенно.

У нас с отцом Андреем Давыдовым есть любимый для цитирования сборник изречений хасидов. Там есть слова о том, в чем заключается самая большая ошибка человека – что он забывает, что он – царский сын. В том, что он не понимает, кто он такой.

Мы постоянно апеллируем к недостоинству человека: помни, что ты слабое, греховное, немощное существо. Все эти бесконечные «пособия по подготовке к исповеди» со списками мыслимых и немыслимых грехов – откуда они взялись? Зачем эти умственные купания в духовной канализации? Ведь Евангелие – прежде всего откровение о падшем состоянии человека, это откровение, прежде всего, о его бытии как об образе и подобии, как о возлюбленном чаде Божьем. Это не плохие новости, а благая весть. Чувство собственного достоинства помогает бороться с грехом значительно больше, чем уверенность, что ты тряпка с Казанского вокзала. Если ты тряпка, какой с тебя спрос?

Внешними факторами – сколько, куда, когда – духовное возрастание измеряться не может. Давайте начнем с самого основного: в чем заключается правда Божия о человеке в Священном Писании? Не только в том, что человеку плохо, и не просто в том, что он в падшем и скверном состоянии. Правда заключается в том, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и Бог так человека возлюбил, что отдал за него Своего Сына на крестную смерть.

Мы часто произносим слова «борьба с грехом». Что значит помочь человеку бороться с грехом? Просто выстроить вокруг него систему запретов? Однажды я разговаривал с юношей лет пятнадцати, и он сказал: «Иногда со мной происходит такое, что я понимаю – это не я. Точнее, это я, но не настоящий я». Борьба с грехом заключается не в том, чтобы построить вокруг человека забор, а в том, чтобы помочь ему раскрыться, стать «настоящим я», таким, каким Бог его сотворил. Когда этого не происходит, а происходит обратный процесс, когда церковная жизнь сводится не к раскрытию потенциала, а к подавлению личности человека, то пора бить тревогу.

В самом простом проявлении это происходит тогда, когда религия предлагается человеку как закон, как совокупность «можно» и «нельзя», причем этих «нельзя» гораздо больше, чем «можно».

Исповедь конвейерным методом

– Годами на исповедь приходишь примерно с одним и тем же списком. Не очень приятным и не очень страшным – раздражение/осуждение и так далее. Нет никакого серьезного движения.

– Чтобы исповедь не была формальной, она не должна совершаться конвейерным методом, как она обычно совершается в России. Человек должен идти на исповедь тогда, когда он готов, когда он созрел, когда грех для него – как зубная боль и нужен врач. Плод исповеди зависит во многом от того, насколько эта исповедь созрела. Дерево не может плодоносить каждую неделю и не может плодоносить раз в три дня. Мы не имеем права требовать от людей, чтобы исповедь раз в неделю была вторым крещением, каким-то радикальным переворотом.

– А исповедь перед причастием?

– Я помню, когда я подростком приходил на исповедь к незнакомым священникам, каждый раз это было как рулетка – допустит батюшка к причастию или не допустит. При том, что канонических причин не допускать не было, но всегда была такая интрига. Это не полезно. Не допустить можно или если человек вообще не понимает, что делает, или если есть действительно серьезные причины.

Не допустить к Причастию – значит признать человека отлученным от Церкви. Пока сохраняется прямая зависимость таинства исповеди от таинства причащения, когда и исповедники, и священник исполняют некоторый внешний ритуал, когда конвейерным методом каждому исповеднику выделяется 30 секунд или две-три минуты. Такая исповедь для многих людей просто вредна.

Чтобы исповедь реально приносила пользу, она должна совершаться тогда, когда и сам кающийся, и священник понимают, что эта исповедь действительно человеку в этот момент нужна. Это единственный рецепт.

Основное условие причащения – это быть членом Церкви. Если человек, будучи формально крещен, не является членом Церкви, не является членом общины, не является членом евхаристического собрания – конечно, мы человеку должны объяснить, что причащение – это серьезный шаг, к которому человек не может подойти автоматически, и он нуждается в исповеди как в пересмотре прожитой жизни. Но я глубоко убежден, что духовно взрослый человек может сам определить, когда ему нужна исповедь, а когда не нужна.

– Как это сделать? Если задуматься – грешишь ты всё время, значит и исповедь вроде бы нужна всё время.

– Человек непрестанно нуждается в покаянии, в пересмотре своей жизни. Но это не означает, что он всё время нуждается в сакраментальном воссоединении с Церковью, каковым исповедь исторически является. Если у священника на приходе нет взрослых людей, которые в состоянии определить, когда им исповедь нужна, а когда не нужна, то священник должен задать себе вопрос, почему он не воспитал никого, кроме инфантилов, которые не могут самостоятельно принять подобное решение.

– Не оказывается ли так, что вы учите людей одному, а их священники на родине – совсем другому?

Такое бывает. Поэтому я всегда немного побаиваюсь осени. Люди возвращаются из отпусков, и говорят: «А я была в такой-то лавре, и такой-то батюшка мне сказал», я только за голову хватаюсь.

Когда мы приехали сюда, то очень часто сталкивались с тем, что, приходя в наш храм, люди вольно или невольно сравнивали то, что они видят, с тем, что происходило у них дома – на Западной Украине, в Молдавии, еще где-то. Очень часто звучал вопрос: «Почему не так, как у нас?» И даже прожив в Испании год или несколько лет, люди продолжали ассоциировать себя с церковными общинами, членами которых они являлись у себя дома. И местные традиции принимаются за общий обязательный стандарт.

Однажды у меня попросили организовать сбор денег на рытье колодца возле храма в своем родном селе. Я пытался до них донести, что нам не жалко денег на колодец, но вообще-то наше дело – копать его здесь, а не там. Поэтому некоторое время уходило на то, чтобы у прихожан появилось ясное ощущение принадлежности к той общине, где они сейчас находятся, а не к той, откуда они приехали.

Потом ситуация стала меняться – появились люди, которые в Церковь по-настоящему сознательно пришли уже здесь и поэтому не сравнивали наши реалии с тем, что они видели у себя на родине. Наоборот, возвращаясь в Россию, на Украину, в Молдавию, они сравнивают церковную жизнь с тем, к чему привыкли в Мадриде.

Однажды приехали наши прихожане, кажется, из Украины, и сказали: «Батюшка, вы знаете, у нас Литургию сокращают». Я очень удивился, потому что Литургия – это такое богослужение, в котором вообще очень сложно что-то сократить. Потом понял, что они настолько привыкли слышать литургические молитвы, что когда обычная Литургия в таком виде, в каком она совершается, и они не слышат молитв, которые от их имени произносятся в алтаре про себя и за закрытыми вратами, у них возникает чувство, что их обокрали.

Мы попытались дать людям ощущение того, что воскресная литургия как центр жизни и причащение как таковое – это вопрос не просто личной потребности или готовности, достоинства или недостоинства, а то, что и делает людей Церковью. Причем не только церковную общину, но и семью. Мы обращали внимание на то, что как бы ни было прекрасно то, что у нас сейчас причащается 40-60 детей за воскресной Литургией, но если их родители остаются в стороне, это неправильно. Родители не могут детей вперед себя протолкнуть в Царство Божие. Поэтому мы предложили родителям, чтобы они могли приходить на исповедь с детьми в удобное для них время.

– У вас есть примеры таких случаев, когда приходили люди, травмированные предыдущим духовным руководством, и как-то надо было их переучивать?

– Таких примеров не очень много. Больше примеров, когда люди были скорее напуганы, чем травмированы. Вообще же проблема не в том, что человека можно травмировать неверным, грубым духовным подходом. Проблема в том, что грубый, жесткий стиль, когда любовь подменяется слепым послушанием, чинопочитанием, на самом деле для многих людей является привлекательным. «Ой, а у нас батюшка – ну такой строгий!» Почему они желают такого жесткого, иногда даже жестокого отношения к себе? Это, думаю, скорее разговор в сфере психоанализа, чем богословия.

Еще характерный пример. Недавно говорили с помощницей в нашей церковной лавке. Тут надо сказать, что книги, которые мы продаем, подпадают под две категории: то, что мы бы хотели, чтобы люди читали – и то, что они сами хотят читать. И когда я спрашивал о том, что они хотят читать, были названы две главные темы – чудеса и смерть. Но когда мы обсуждали издательства «Православие и мир», то мне было сказано, что она продается очень плохо. Почему? Если интересует тема смерти – возьмите, почитайте. Нет – потому что нужно, чтобы было страшно. Тема смерти привлекает, скорее, как возможность пощекотать нервы. Мытарства, мучения. Мотивация та же самая, что при просмотре фильма ужасов. Это не то, когда человек действительно задается вопросом, как можно жить с мыслью о смерти близких людей или своей собственной. Это особый тип религиозности, в котором главный двигатель – это страх. Такое отношение мы стараемся менять.

– Вы можете привести конкретные примеры травм от духовного руководства?

– Были примеры, связанные с нашими прихожанами, но слишком личные, чтобы о них говорить.

Вспоминаю интересный эпизод, когда мы с супругой как-то вместе задолго до священства ездили в Дивеево и стояли в храме на службе. Людей было очень много, рядом стоял приезжий священник и исповедовал. Получилось так, что я слышал практически всё, что он говорил. Видимо, он и сам не старался говорить тихо, и стоял я достаточно близко, и было не отойти. В общем, я понял, что его основная пастырская политика – человека, который приходит, как-то затоптать в грязь и максимально унизить. «Всякий человек есть грех и ложь, понял?»

Я был в состоянии глубокого шока, потому что примером общения с людьми всегда считал владыку Антония Сурожского. Меня поражало, что когда он обращался к человеку и даже просто смотрел на него, было всегда ощущение, что он видит глубже, чем человек видит себя сам. Он говорил и в беседах, и на проповедях о той сердцевине, об образе и подобии, которые в человеке есть, даже когда сам человек этого не видит. И свою роль, свою задачу видел, прежде всего, в том, чтобы человеку помочь раскрыться. Ведь наша цель не в том, чтобы человека переделать. Всё-таки многие наши прихожане старше меня значительно, поэтому я и не пытаюсь. Я пытаюсь помочь человеку там, где он находится сейчас. Никогда не пытаюсь человеку поменять голову – вместо его собственной приставить свою. В конце концов, как говорит апостол Павел, «немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Поэтому в духовном окормлении нежелательна конфронтация с человеком, оно всегда должно быть очень деликатным.

Очень важным критерием является чувство ответственности человека. Священник подавляет это чувство, или старается его раскрыть, распространить на жизнь и поступки человека? Одно из негативных «достижений» советского времени в том, что человек лишился понятия ответственности, причем не только за жизнь страны, города или района, а, собственно говоря, и за свою жизнь. Отец Александр Борисов давно это отмечал в книге «Побелевшие нивы».

Человек европейской культуры, предположим, приходя на склоне лет к вере, к христианству, сознает, что он прожил жизнь не так, чего-то не понял, где-то совершил большие ошибки. А человек советский, человек, склонный, по выражению Святейшего Патриарха, к «реактивному» поведению, который только реагирует на какие-то внешние импульсы, твердит: «Меня не научили, мне не показали, мне не рассказали, нас так воспитали».

Неправославное солнце и скучающий Иов

– Есть ли такие книги, которые вы бы посоветовали читать тем, кто уже давно ходит в храм?

– А что происходит с кругом чтения человека, который приходит в Церковь? Он сужается или расширяется? И если сужается, то почему? Конечно, стоит отложить в сторону второсортную литературу и всякую похабщину. Но я бы такому человеку предложил перестать делить чтение на церковное и не церковное. И музыку тоже. Когда человек спрашивает, можно ли ему читать «неправославные» книги или слушать «неправославную» музыку, я его спрашиваю: «А солнце, которое светит, оно православное или не православное?» Иоанн Лествичник начинает свою книгу со слов о том, что Бог – это солнце, которое светит на весь мир: на верующих и неверующих, на умных и глупых, на добрых и злых, на всех. Думаю, что у человека должно быть такое, если хотите, вселенское видение мира, которое имеет сам Бог.

А что касается чтения – думаю, что для человека, который растет, речь должна идти не о сужении круга чтения, а наоборот, о расширении. Я думаю, что человек, духовно взрослеющий, если и откроет «Евгения Онегина» или любую хорошую русскую классику, прочтет по-другому, чем когда он ее читал, будучи старшеклассником. Я вот сейчас читаю «Описание земли Камчатка» Стеллера. Это какое чтение – православное или не православное? Мне что, его не читать?

Антоний Великий, когда его спрашивали, как же он может жить в пустыне и не получать утешения, которое человеку дают книги, ответил, что для него книга – это мир, который его окружает. Мне кажется, что это урок для всех нас. Ведь у человека, который начинает жить церковной жизнью, круг чтения сужается в сторону так называемой духовной литературы. Но Антоний Великий говорит о том, что Бог раскрывает Себя не только через храм, не только через духовную литературу – для человека умного, думающего, видящего – Бог во всём, что есть вокруг.

– На что нужно ориентироваться?

– Ориентиром всегда должно быть Евангелие. Я думаю, что человек должен не позволять себе оглохнуть, читая его. Само Евангелие есть преодоление этого человеческого измерения; Господь обращается к разным людям – иудеям, язычникам, самарянам, он постоянно преодолевает этот разрыв между правильным и неправильным. Преодоление этого разрыва для его соотечественников и собеседников носит, конечно, провокативный характер. И всегда в Евангелии есть что-то новое. Недавно мы говорили с одним нашим другом, священником, который в сане уже где-то лет 25, он сказал: «Я только сейчас начинаю понимать, о чем всё это написано». Если человек понимает, что никакая евангельская фраза уже его не волнует и не задевает, и не причиняет ему боль – это, конечно, тревожный признак.

– Еще вопрос про чтение, даже «вычитывание» правила, которому так далеко до настоящей молитвы…

– Нас подводит выражение «молиться по-настоящему». Если мы откроем Книгу псалмов, то увидим, что псалмы выражают самый широкий спектр человеческих ощущений, начиная от отчаяния, боли, крика и безнадежности до возвышенных и вдохновенных состояний или простого тихого благодарения Богу. Я думаю, если мы возьмем в пример жизнь Спасителя, то мы увидим, что не всегда и не везде Он молился Богу одинаково. Например, молитва Его на Голгофе была одной, а Его молитва о учениках была другой, и никто не знает, какой была Его молитва, когда Он восходил на гору помолиться один.

Молитва может иметь разные проявления. У преподобного Иоанна Лествичника есть замечательное выражение: «Будь мужественен, и Бог сам будет твоим учителем в молитве». То есть, по его мысли, один человек другого человека научить молитве не может. «Бог сам дает молитву молящемуся», пишет он.

Когда мы человека начинаем учить молитве, в самом начале его пути в Церкви, мы уже тем самым предаем его Богу, зная, что Бог Сам будет его учить молитве. Бывает, конечно, у человека слезная и болезненная молитва в экстремальных ситуациях, но это не означает, что она должна таковой быть всегда. Спектр молитвенной жизни человека гораздо шире.

Когда апостол Павел говорит о непрестанной молитве, он ведь не говорит о выполнении постоянного молитвенного правила или о неопустительном присутствии на всенощном бдении, он говорит совершенно о другом. Позже святые отцы по-разному толковали эти понимания. Исторически в более позднем понимании Добротолюбие связывает эти слова с Иисусовой молитвой, в более древних толкованиях отцы говорят о том, что просто добрые дела, которые совершает человек, его жизнь и предстояние перед Богом тоже являются молитвой.

– Привычка к церковной жизни, скука и формализм… Можно ли с ними как-то бороться и победить?

– Человек приходит в Церковь, для него всё новое, интересное, потом проходит время и не всегда понятно, что ему делать через пять-десять-двадцать лет. То же происходит, и когда человек создает семью. Юноша встречается с девушкой, им 17-18 лет, им интересно, им не скучно. А у семейной пары спустя десятилетия тоже может возникнуть этот вопрос. Это правильная аналогия, потому что это аналогия о сосуществовании двух живых существ, в данном случае Бога и человека.

Мадридский приход: храм – не кружок по интересам

– У вас очень большой приход, много семей с детьми. С какими типичными проблемами в семьях, в воспитании детей приходится сталкиваться?

– Основная и типичная проблема в том, что далеко не всегда есть полноценная семья. Она для человека важна не в последнюю очередь потому, что отношения с отцом и отношения с Богом взаимосвязаны. Если отношения с отцом скверные, или если их нет вообще, потому что нет самого отца, то выстроить отношения с Богом бывает значительно сложнее.

Для ребенка церковь – это не здание, не место, где совершаются богослужения, это даже не воскресная школа. Церковь – это твоя семья. Сколько времени в неделю он проводит в храме и сколько времени – в воскресной школе? Именно в семье ребенок в отношениях между родителями, в общей домашней атмосфере учится тому, что такое христианство – или не учится.

Поэтому мы сталкиваемся с тем, что дети, взрослея, уходят из Церкви. Приходили родители и говорили: «Что мне делать? Какие молитвы читать? Я его не могу привести в храм». Да, конечно, потому что когда ребенок маленький, ты можешь его привести, пускай насильно. Но задача не в том, чтобы его привести в храм физически, схватив за руку, а в том, чтобы его привести к Богу.

Бывает, что родители или бабушки и дедушки ребенка в церковь приводят, а настоящую христианскую жизнь они ему дома не показали. И если он ничего настоящего, искреннего, радостного не видел и ассоциирует церковную жизнь с какими-то многочасовыми стояниями, особенно когда это накладывается на семейные сложности и конфликты, – конечно, у ребенка может возникнуть протест.

– Сегодня условия конкурентной жизни во многом порождают не самое достойное человеческое поведение. С одной стороны, мы стараемся ребенка воспитывать честным, добрым, внимательным, щедрым и так далее, а успешное его устройство в мире требует совсем других навыков.

– Я не думаю, что если ребенок вырастает честным, порядочным, не агрессивным, то это обрекает его на роль неудачника. В чем ты сам видишь смысл своего родительского воспитания? В том, чтобы ребенка устроить? Или в том, чтобы ты мог сказать Богу в тот момент, когда ребенок начнет взрослую жизнь, что ты сделал или попытался сделать всё, что мог?

Приведу пример. У нас есть семья. Мама приехала сюда с двумя детьми. Как и все, работала без документов. Дочь училась в обычной испанской бесплатной школе, с достаточно низким уровнем образования. В России она занималась легкой атлетикой, подавала надежды. А здесь не смогла продолжить занятия спортом из-за того, что не было документов.

Однажды она пришла и говорит: «Я хочу заниматься биохимией в Оксфорде». Это, повторяю, девочка, которая училась в простой бесплатной испанской школе. Я сказал: «Отлично, давай будем над этим работать». Поделился опытом, помог оформить документы, написал рекомендательное письмо. Девочка поступила. Правда, не в Оксфорд, а в Лондон, в Imperial College, но это не хуже, а может быть, даже и лучше. Для этого пришлось вначале продать квартиру в России. Потом она уже самостоятельно искала деньги.

Сейчас она на севере Великобритании дописывает докторскую диссертацию по биохимии. Это исключительно цельный человек, целеустремленный, но при этом абсолютно бескомпромиссный в нравственном смысле, человек, который никогда ни под кого не подстраивался, но просто в силу своей веры, с одной стороны, а с другой стороны, благодаря твердой мотивации добился того, чего хотел. Ее брат сейчас тоже заканчивает учебу в Англии, получает экономическое образование.

В Испании есть такой феномен – «поколение ни-ни». Это дети, которые, окончив школу, не хотят далее ни учиться, ни работать. Они просто сидят дома, с компьютером или гаджетами. Так что у всех детей в каком-то смысле стартовая площадка одна, но просто одни хотят, а другие – нет. Поэтому мне кажется, что способность человека добиться профессионального успеха связана не с подлостью или двоедушием, а совсем наоборот.

В конце концов, мне самому после санкт-петербургской школы, не имея в кармане ни копейки денег на учебу, удалось семь лет провести в британских университетах. И я не могу сказать, что это для меня было связано с нравственными компромиссами, что надо было кого-то предавать или продавать.

– С этим связан вопрос, который касается пастырства. Это вопрос окормления деловых людей, бизнесменов, политиков и так далее.

– Я уже говорил, человек начинает с каких-то низких вещей, а потом переходит к более высокому. Не нужно стремиться к совершенству сразу, здесь и сейчас. Если мы забудем о том, что такое «распил» и «откат», что такое «вброс» и «карусель», это уже будет шаг вперед. Мне кажется, нам сейчас нужно начинать с каких-то совсем простых вещей, о которых шла речь в статье Александра Исаевича Солженицына «Жить не по лжи».

Дело в том, что человек сам по себе не может разрушить систему, которая основана на лжи, на обмане. Человек перед лицом этой системы оказывается беззащитным. Но он может не совершать конкретных шагов, которые связаны с враньем, с доносительством, с предательством. И это малое, что он делает, на самом деле оказывается не таким уж малым. Мне кажется, этот текст по своей сути абсолютно христианский, потому что выражает принцип ответственности человека. Принцип, который любая нехристианская система пытается нивелировать. Ты не можешь постоянно пенять на систему, потому что на самом деле никакой системы нет. Язык системы просто придуман для того, чтобы помочь человеку избежать личной ответственности.

Что касается политики – один журналист правильно сформулировал, что нам нужно не политическое православие, а нужна православная политика. Конфуций говорил, что низкий человек руководствуется выгодой, а высокий – долгом. Нам нужны люди, которые будут принимать решения по вере во Христа, а долг и выгода – это не одно и то же. Не всё, что выгодно для меня, моей семьи или моей страны, приемлемо с точки зрения морали и нравственности. Иначе мы возвращаемся к самой примитивной «готтентотской этике»: если у меня украли вола – это плохо, а если я украл – то хорошо.

Для нас вопросы, связанные с бизнесом или политикой, – они ведь не новые. Например, русское купечество – у этих людей что, не было представлений об этике, о добре и зле? Бывало всё что угодно, но при этом были нравственные координаты, была купеческая этика. Если мы возьмем политическую ситуацию в Киевской, Московской Руси, в Российской империи, – думаю, что здесь можно искать ответы в каких-то ролевых моделях.

Очень важно понимать, что такое успех. Например, Борис и Глеб – можно ли их считать успешными политиками? Случайно ли то, что тысячелетняя годовщина кончины первых русских святых прошла для нас абсолютно незамеченной? Может быть, была упущена возможность – через их подвиг осмыслить то, что происходит на Украине? Мне кажется, нужно рассуждать не формулами, а брать живые образы: как поступали, находясь в сложных ситуациях, благоверные князья или княгини – немногие примеры благочестивых мирян в наших святцах.

Или если взять пример царя-страстотерпца Николая, можно ли его жизненный путь считать успешным? По какому критерию? С точки зрения политической, конечно, это была катастрофа, причем катастрофа, которая привела к распаду не только государства, но и его семью привела к уничтожению. А в духовном свете – всё совсем иначе. И снова – «и пораженья от победы ты сам не должен отличать». Поэтому мне кажется, что когда мы говорим об успехе человека в бизнесе, политике или карьере, очень важно, что считать успехом. Думаю, что самый главный успех заключается в том, чтобы просто сохранить себя, потому что Господь говорит: что толку, если весь мир приобретешь, а душу потеряешь?

– Чем отличается церковная жизнь в Москве и в Мадриде?

– Думаю, что есть принципиальная разница между строением церковной жизни в России (по крайней мере, в крупных городах) и в Западной Европе. Конечно, есть храмы в российской столице, куда люди ходят просто по месту жительства, но есть и какие-то с более очерченным характером. То есть вокруг священника собираются люди, которые сходятся с ним во взглядах.

А здесь никуда не денешься: только один храм, только один приход, поэтому люди с очень разными представлениями о церковной жизни оказываются вместе. С одной стороны, это правильно, потому что храм не становится кружком по интересам, а с другой стороны, это довольно сложно. Если, например, в Москве или Петербурге человек может перейти в другой приход, который более соответствует его взглядам и убеждениям, то здесь это невозможно.

У нас тоже есть люди, которые борются с какими-то документами, карточками, тайком раздают друг другу какие-то агитки про «отрока Славика», пензенского «старца Алексия», прочих деятелей. Чем глупее и страшнее, тем привлекательнее. В России эти люди едва ли бы оказались в радиусе моего душепопечения. И политические взгляды у всех, конечно, разные, в том числе по поводу украинских событий они расходятся диаметрально. И всех нужно удержать вместе.

Еще один важный момент – в Москве или Питере дети могут пойти с родителями в театр, на концерт в Филармонию или Капеллу. Здесь совсем другое отношение к тому, что мы называем культурой – и среди испанцев, и среди многих наших прихожан. В Петербурге – Мариинка, Малый, Филармония с двумя залами, Капелла – всё, что хотите. А в Мадриде до строительства «Национальной Аудитории» в 1988 году вообще не было нормального зала для исполнения классической музыки! Консерватория с 1990 года действует в здании бывшей больницы. И шансы увидеть детей на концертах классической музыки невелики. Мы вынуждены закрывать эти дыры. Многие из наших детей впервые увидели живую балерину или услышали живьем арфу на наших приходских концертах и праздниках.

Я думаю, в России много положительных примеров устроения церковной жизни – но много и отрицательных. Школьником я ходил в храм недалеко от дома в Петербурге. После воскресной Литургии духовенство отправлялось на трапезу, а те, кто хотел общения со священником, слушали через закрытые двери звон вилок и многолетия. Потом разговевшиеся и раздобревшие отцы выходили на свет Божий, и к ним можно было приблизиться в поисках «духовного руководства». У нас в храме священники не выходят из храма до тех пор, пока кто-то хочет с ними поговорить, и обычно приходят на обед последними. А сам обед мы предлагаем всем, кто желает. Понятно, что не везде есть такая возможность, но ведь можно налить стакан чаю? Знаю, что в некоторых московских храмах так и заведено. А если люди приходят чужими и уходят чужими – разве это Церковь?

Православные испанцы: для того, чтобы остаться в Церкви, нужна очень сильная мотивация

– Расскажите об испанцах в вашем приходе. Что приводит их сюда, как дальше развивается их духовная жизнь?

– Интерес к нам со стороны коренных жителей очень большой, но он возник совсем недавно. Пока мы служили в гараже, о нас никто не знал, никто не видел и никто не слышал. Когда я был на стройке, люди подходили, задавали вопросы. Когда мы построили храм, людей стало приходить больше.

Мы пытаемся ответить на этот интерес, каждую субботу проводим экскурсию по храму по-испански, регулярно принимаем группы из культурных центров, из школ, иногда из домов престарелых. Но интерес, как правило, носит поверхностный характер. Для испанцев, как правило, христианство и католичество – очень взаимосвязанные вещи. Большая часть людей, которые уходят из католической церкви, не ищет себе никакого другого конфессионального прибежища. Они могут оставаться верующими, говоря: «Я не практикующий католик». Они сами для себя исповедуют христианство, но никакой организованной религиозной жизни не ищут. Поэтому, хотя за последние лет двадцать в Испании появилось немного больше протестантов различного направления, но обычно, когда человек покидает католическую церковь, он уходит в никуда.

Можно сказать, что отношения к нам во многом определяется отношением к католичеству, потому что всё-таки для нас католичество – это самая близкая из западных традиций. Кто относится с симпатией к католикам, тот относится с симпатией и к нам. И наоборот. Это первое.

Второе – православная жизнь в том виде, в каком она сейчас есть в Испании, пришла большой волной достаточно внезапно, и мне сложно говорить о том, в какой мере Церковь готова принять испанцев. Всё-таки мы до сих пор практически полностью совершаем богослужение по-славянски. Даже вводя небольшие фрагменты по-испански, мы иногда сталкивались с сопротивлением людей. А если полностью перейдем на испанский язык, то богослужение для большей части наших прихожан будет непонятным, потому что они просто не знают испанского в достаточной степени. Сами же испанцы всегда задают вопрос: «На каком языке вы совершаете богослужение?» И почти всегда не видят для себя возможным участвовать в богослужении, которое не понимают.

К тому же, мне кажется, православная культура сама по себе, особенно в ее русском срезе, испанцами воспринимается непросто. Для них стоять два часа – это невероятно, а православная икона, православное богослужебное пение кажутся слишком невыразительными, лишенными динамики. Поэтому когда люди приходят и даже говорят о том, что хотят обратиться в православие, мы не всегда торопимся их принять. Здесь вопрос ведь не в том, чтобы просто принять человека, а в том, чтобы он в православной Церкви остался, а для этого нужна очень сильная мотивация. И она не может быть отрицательной. Мы никогда не примем человека в православие, потому что ему не нравится что-то в католической церкви. Владыка Антоний в таких случаях говорил: «Если человек разлюбил Лену, это еще не основание жениться на Кате».

Кого-то из испанцев к нам приводят невесты, жены, кто-то приходит сам. Кто-то приходит даже не из католичества, а вообще после каких-то восточных практик. Не всегда у людей есть силы удержаться в православной Церкви. Были случаи, когда после нескольких месяцев или лет люди уходили. Особенно тяжело тем, кто живет не в Мадриде, а в других городах и не имеет возможности регулярно участвовать в православном богослужении.

Кроме испанцев, у нас сейчас есть в общине два американца, одна колумбийка, еще один латиноамериканец на подходе. Я не исключаю, что со временем православие здесь будет успешным даже не для испанцев, а для жителей других стран.

– В Соединенных Штатах быстрее всего афроамериканцы воцерковляются.

– Они ищущие люди. И Африка, и Латинская Америка – это страны гораздо большей, чем Европа, пассионарности, как говорил Гумилев. Я это хорошо почувствовал, когда был в Аргентине. Европа всё-таки немножко устала от самой себя. Она ничего не ищет, она уже всё видела. В этом смысле и африканцы, и афроамериканцы, латиноамериканцы – люди ищущие.

– Я помню одно американское свидетельство – пришел человек в антиохийскую православную церковь: полумрак, пение и ничего не понятно. Ему так понравилась вот эта непонятность, что он перешел в православие.

– Да, у нас есть одна испанка, которая к нам приходит на все всенощные бдения, а их мы совершаем только по-славянски. Она жила в другом испанском городе и еще там перешла в православие. Я несколько раз ее спрашивал, не смущает ли ее, не тяжело ли ей оттого, что она не может понять словесную часть богослужения. Она ответила, что нет.

Вопрос с языком – очень деликатный, потому что, с одной стороны, православные богослужебные тексты – это богатая смысловая традиция, человеку очень важно сознательно в ней участвовать. С другой стороны, отчасти, может быть, уместным было бы сравнение православного богослужения с оперой. Когда приходишь послушать «Травиату» по-итальянски, даже если ты не понимаешь слов, то не остаешься безучастным, потому что действие происходит на очень многих уровнях – есть звуки, есть свет, есть игра, движение, сюжет. Есть то, что испанцы называют ambiente – атмосфера. А на многих протестантских богослужениях, если человек не понимает языка, он фактически полностью выпадает из происходящего.

Вспоминаю интервью с одним священником, который занимается с глухонемыми или слепыми детьми. Они, приходя в храм, не в состоянии слышать или видеть, но есть что-то, что они могут ощущать – запах ладана, кропление святой водой. Я думаю, что у нас богослужение может настолько глубоко погрузить человека, что в этом смысле, каким бы важным ни было интеллектуальное участие в том, что происходит в храме, но даже если этого нет, то не всё потеряно.

Тем не менее, мне кажутся очень важными слова Святейшего Патриарха, сказанные на епархиальном собрании в 2014 году о сознательном участии людей в богослужении, как в общем деле. Нам следует подумать – как можно их осуществить на практике? Справедливо ли ожидать от людей участия в том, что они не видят и не слышат? Отец Николай Балашов опубликовал в 2001 году важное историческое исследование: «На путях к Литургическому возрождению».

Но и до сих пор, по словам отца Александра Шмемана, «никто и никогда не объяснил, почему “род избранный, царское священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы”, не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?» У нас же все прихожане слышат слова литургических молитв, и священник обращает к ним возгласы не через закрытые врата, и не читает Евангелие людям, повернувшись к ним спиной. Не нужно прятать Бога и людей друг от друга.

C проблемой длительной задержки стула или сложностями при опорожнении кишечника сталкиваются многие, но в этом случае с недомоганием успешно справляются домашние средства, не оказывающие на организм никакого побочного действия. Такой целительный эффект способны производить различные растительные масла, травы, а также включение в рацион ряда продуктов, которые помогают справиться с запорами: отруби, некоторые сухофрукты, каши, молочные изделия, соки и мед.

Определенное механическое воздействие способно облегчить состояние человека и помочь избежать последствий длительного застоя экскрементов в организме – это специальные клизмы и массаж живота. Несколько нетрадиционный способ избавления от запора – мыло, несмотря на эффективность, может представлять угрозу для здоровья, особенно когда речь идёт о маленьких пациентах, поэтому такой метод нужно тщательно изучить перед применением.

Масло при запорах

Различные масла считаются основным средством для решения проблем со стулом. Их эффективность объясняется тем, что они могут оказывать слабительное действие, выступать в качестве смазки кишечника и стимулировать желчегонные процессы, которые также способствуют ликвидации запоров. Для устранения недуга пользуются вазелиновым, касторовым, льняным, подсолнечным, оливковым, облепиховым и тыквенным маслами, каждый из которых по-своему решает проблему задержки дефекации.

Вазелиновое масло при запорах

Вазелиновое масло при запорах успешно справляется с задачей выведения каловых масс. Лечебный эффект достигается благодаря особенностям этого вещества, иначе называемого жидким парафином. Оно добывается из нефти, поэтому считается натуральным, экологичным, но нерастительным средством, нетоксичным, не имеющим канцерогенных и мутагенных свойств, и после согласования с врачом может применяться даже у младенцев.

Химическая стабильность вазелинового масла не даёт ему после приема внутрь впитываться в стенки ЖКТ, что выгодно отличает его от органических аналогов. Следовательно, жидкий парафин распределяется по стенкам кишечника, проникая между ними и застоявшимся содержимым, стимулируя моторику. Особая вязкая структура позволяет маслу удерживаться даже на вертикально расположенных поверхностях. По обработанному таким образом кишечнику каловые массы начинают свободно скользить, сами они при этом размягчаются вазелиновым маслом, что значительно облегчает дефекацию.

Особенности приема средства таковы:

    время: 2 часа до либо после еды;

    дозы: младенцы – 0,5 ч. л., дети постарше и подростки – 1-2 ч. л., взрослые могут принимать до 2,5 чайных ложек.

Необходимо строго придерживаться дозировки и указанных временных рамок, превышение нормы грозит появлением обратного эффекта – развитием хронического атонического запора, ослаблением иммунитета и возникновением авитаминоза из-за трудностей с всасыванием жирорастворимых витаминов. Для профилактики вазелиновое масло применять нельзя, длительность лечебного курса не может превышать 5 дней.

Противопоказаниями к приему вазелинового масла служит язва или непроходимость кишечника, наличие инфекционных заболеваний в брюшной полости, беременность, во время которой стимуляция моторики гладкой мускулатуры может привести к тонусу матки.

Касторовое масло при запорах

Касторовое масло при запорах принимают внутрь, после чего кислоты, входящие в его состав – линолевая, рицинолевая, олеиновая – под действием липазы расщепляются с выделением тепловой энергии, раздражающей рецепторы толстого кишечника и повышающей активность сокращений гладкой мускулатуры ЖКТ. Как следствие, начинается самопроизвольное выведение каловых масс.

Без консультации с лечащим специалистом принимать касторовое масло долгое время нельзя, это чревато привыканием, расстройством пищеварения и ослаблением перистальтики кишечника. Кроме того, данное вещество может привести к нарушению солевого обмена и обезвоживанию.

Правильное применение касторового масла может длиться не больше 3 суток и дозировка при этом должна составлять 10 гр. для детей и до 30 гр. для взрослых 1 раз в день. Действие препарата начинается в промежутке от 2 до 8 часов после употребления в виде жидкости или капсул. Касторовое масло достаточно неприятно на вкус, поэтому его рекомендуется пить с чаем , молоком или имбирными напитками , либо добавлять в любое питье.

Для лечения запоров использовать касторовое масло беременным категорически запрещено, это может привести к преждевременным родам. Отказаться от этого средства придется болеющим брюшным тифом, острым аппендицитом, гипотонией , спаечной болезнью кишечника, отравлением жирорастворимыми веществами и женщинам в период менструаций.

Льняное масло при запорах

Льняное масло при запорах оказывает особенно щадящее воздействие. Его биологически активные вещества – витамины и омега-кислоты – не только справляются с нарушением работы кишечника, но способствуют повышению иммунитета и оказывают положительное воздействие на обменные процессы в организме, в том числе на деятельность пищеварительной системы в целом. Льняное масло нейтрализует насыщенные жиры и становится натуральной смазкой, которая помогает забыть о хронических запорах.

Существуют несколько способов применения льняного масла, вот некоторые из них:

    столовую ложку лечебного средства употреблять натощак с утра, запивая холодной водой за час до еды;

    смешать ложку масла с половиной стакана охлажденного молока и выпивать перед сном;

    перед ночным отдыхом можно приготовить специальную смесь из мёда и льняного масла, взятых по столовой ложке, добавленных в баночку натурального йогурта.

Кроме того, этот замечательный продукт можно использовать в качестве заправки в различные блюда, главное, не нагревать их после этого.

Но есть и ряд противопоказаний к приему льняного масла, к ним относится заболевания поджелудочной железы, нарушения деятельности желчного пузыря, особенно сопровождающиеся образованием камней, беременность, период лактации, прохождение лечебного курса противовирусными препаратами либо антидепрессантами, приём оральных контрацептивов.

Подсолнечное масло при запоре

Подсолнечное масло при запоре применяют как лечебную и профилактическую меру. Оно помогает справиться с запором и благотворно сказывается на общем самочувствии человека. Для борьбы с запорами лучше использовать нерафинированные сорта масла подсолнечника, в них состав полезных веществ наиболее полный.

Принимают этот продукт натощак, достаточно столовой ложки, а час спустя приступают к завтраку. Это масло следует активно использовать в качестве заправок для профилактики запоров. Хороший результат даёт использование продукта вместе с кашами. В порцию готового блюда добавляют столовую ложку подсолнечного масла и едят её раз в день. Для устранения запоров в этом случае лучше других подходит овсяная , гречневая и пшенная крупа.

Подсолнечное масло практически не даёт нежелательных эффектов, особенно если им не злоупотреблять. Не рекомендуется его использовать только людям, страдающим ожирением .

Оливковое масло при запорах

Оливковое масло при запорах применяется в разных видах, выбор которых зависит от того, лечебная или профилактическая стоит задача. С целью предупредить появление недуга при его хроническом протекании или редких проявлениях за час до завтрака выпивают столовую ложку продукта, запивая стаканом теплой лимонной воды.

В момент обострения запора рекомендуется сделать очистительные масляные клизмы, которые успешно справляются с каловыми камнями и другими проявлениями недомогания. Для их приготовления смешивают 5 ч. л. оливкового масла с яичным желтком и заливают стаканом теплой воды. Клизму делают перед сном и оставляют до пробуждения, а поутру отмечают положительный лечебный эффект. Использование масла повышает терапевтическое воздействие и позволяет единовременно избавить больного от запора.

Хорошей профилактикой появления проблем со стулом является ежедневное употребление оливкового масла в небольших количествах в составе различных блюд.

Нежелательный эффект применение этого продукта может дать только при индивидуальной непереносимости и наличии проблем с желчным пузырем из-за выраженного желчегонного действия этого растительного вещества.

Облепиховое масло при запорах

Облепиховое масло при запорах используют для лечения запущенных и хронических случаев. Продукт переработки облепихи помимо противовоспалительных, антибактериальных и ранозаживляющих свойств обладает ярко выраженным слабительным действием, которое и определяет высокую эффективность этого средства в решении деликатной проблемы.

Лечебная доза облепихового масла составляет 1 ч. л., которую при необходимости можно разделить на два приема, но принимать следует натощак. Терапевтический курс составляет около 4 недель.

Масло облепихи может входить в состав микроклизм для увеличения их эффективности. Для такой лечебной меры берут пол литра теплой жидкости и добавляют в нее 20 гр. масла.

Тыквенное масло при запорах

Тыквенное масло при запорах обладает доказанной эффективностью. Богатый состав и слабительные способности позволяют ему становиться важным составляющим различных рецептов, направленных на устранение проблем со своевременным опорожнением кишечника и его атонией.

Отсутствие значимых противопоказаний позволяет без опасений использовать тыквенное масло самой уязвимой категории больных – беременным женщинам , которые в силу особенностей предродовой физиологии часто сталкиваются с запорами. Но и здесь нельзя обойтись без консультации специалиста.

Тыквенное масло пьют по утрам на голодный желудок за полчаса до еды не дольше 10 дней и спустя 3 недели повторяют курс.

Беременные принимают его по чайной ложке трижды в день для полной нормализации стула.

Иногда делают смесь из столовой ложки тыквенного масла и чайной меда, добавленных в треть стакана йогурта. Тщательно смешанные компоненты съедают за час перед сном.

Тыквенный продукт можно использовать для микроклизм на 5 мл., которые делаются на ночь после очистительных.

Отруби при запорах

Одной из причин нестабильного стула является нехватка растительных волокон и клетчатки. Поэтому включение в рацион отрубей помогает успешно бороться с проявлениями запора и справляться с их первопричиной, особенно эффективными являются пшеничные и ржаные. Сам по себе этот продукт является отходом, образующимся после перемалывания зерновых.

Проникая в организм, отруби впитывают воду, разбухают, разрыхляя каловые массы и увеличивая их объем, тем самым способствуя скорой и легкой дефекации. В процессе пищеварения они попутно абсорбируют различные вредные микроорганизмы, токсины, бактерии, шлаки, остатки еды, отработанную пищу, очищая организм, улучшая и стабилизируя микрофлору кишечника, то есть, способствуют профилактике повторного появления запоров.

    в течение месяца по утрам 2 ст. л. отрубей следует заливать стаканом горячего молока или кипятка, настаивать час и съедать за 30 мин. до завтрака;

    заранее запаренные отруби можно употреблять на обед и ужин, курс лечения длится месяц;

    1 рецепт отрубной воды – 4 ст. л. отрубей залить 20 ст. л. воды, настаивать на протяжении нескольких часов, процедить и пить жидкость натощак, смешивая с медом, фруктовыми или ягодными соками;

    2 рецепт отрубной воды – стакан отрубей залить литром охлажденной воды, продержать 8 часов, принимать до устранения проблем со стулом небольшими глотками трижды в день непосредственно перед едой;

    с целью улучшения перистальтики кишечника, выведения холестерина и очищения организма отруби в чистом виде вводят в готовые напитки и блюда;

    получить усиленный слабительный эффект поможет несколько ложек смеси из отрубей, сухофруктов и меда, съеденных перед сном.

Включая в рацион отруби необходимо увеличивать дневную норму потребления жидкости во избежание обезвоживания организма.

Стоит избегать чрезмерного употребления этого продукта, а также воздержаться от него в период обострения гастрита , колита, энтерита , язвенной болезни. Перед началом применения отрубей в лечебных целях необходимо посоветоваться с врачом.

Чернослив, курага и инжир при запорах

Слабительные свойства сухофруктов общеизвестны, а высокие вкусовые качества этих продуктов делают лечение задержек опорожнения кишечника не только эффективным, но и очень приятным. Курага, инжир, чернослив благотворно влияют на работу пищеварительной системы и способствуют очищению организма . Для лечения запоров каждый из сухофруктов может применяться в чистом виде или входить в состав целительных препаратов.

Рецепты смесей из сухофруктов:

    Хорошее воздействие на застоявшиеся каловые массы оказывает смесь из 50 гр. кураги, чернослива, меда, изюма, травы сенны и масла растительного. Сухофрукты измельчаются и аккуратно растираются с остальными компонентами. Принимают средство по десертной ложечке перед сном с теплой водой.

    Можно приготовить специальные конфеты, которые избавляют от запора. Их делают из равных частей измельченного инжира и чернослива, приправленных небольшим количеством кориандра. Из полученной смеси формируются небольшие шарики-конфетки, которые съедают при обострении недуга по 5 шт. в день, а для профилактики достаточно пары изделий.

    Состав слабительной пасты – взять по 250 г перекрученных на мясорубке сухофруктов (инжира, кураги, чернослива) и столько же меда, смешать с 50 г измельченного александрийского листа и перемешать. Полученное средство принимают несколько раз в сутки по столовой ложке, длительность зависит от характера запора, но принимать пасту в больших дозах не рекомендуется.

С использованием синий сушенных слив готовят настои и отвары, их добавляют в рецепты блюд и едят отдельно. Некоторые варианты применения этого сухофрукта при проблемах со стулом:

    Отвар чернослива при запоре готовится так: 200 г овса тщательно смешивается с несколькими ягодами сухофрукта, заваривается двумя стаканами кипятка, перемешивается и готовится на медленном огне около получаса. Полученное средство настаивают несколько часов и процеживают, а затем применяют по стакану 3 раза в день.

    Измельчить 100 г чернослива и смешать с 2 ч. л. травы сенны, залить массу горячей водой в объёме 600 мл.., продержать 3 часа и процедить. Пит лекарство по 3-5 ч. л. каждый час до полного исчезновения запора.

Всем, страдающим проблемами со стулом рекомендуется после еды съедать по 5 штучек кураги. Есть её можно всем категориям больных, даже годовалым детям. Сушеные абрикосы активно применяются в лечебных смесях, направленных на нормализацию работы ЖКТ.

Отвар кураги при запорах готовят обычно перед сном, а выпивают утром, желательно прямо после пробуждения. 6 штучек сушеных абрикосов промывают, заливают кипятком и оставляют на ночь. Можно немного поварить, но так риск потери части полезных веществ возрастает. Проснувшись, выпивают жидкость и съедают плоды. Это действенная мера по улучшению работы кишечника и снижению возможности проявления запоров.

Соки от запоров

Спровоцировать застой экскрементов может недостаточное потребление жидкости, поэтому усиленное питье может принести облегчение при запорах, особенно если часть воды заменить на свежевыжатые соки овощей, фруктов и некоторых растений. В состав этих напитков входит небольшое количество растительных волокон, которые содействуют очищению кишечника и повышению эффективности его работы.

Свекольный сок при запорах

Свекольный сок при запорах даёт положительный результат благодаря своему слабительным способностям. Помимо этого, применение данного напитка приводит к очищению организма от токсинов , тяжелых металлов и других вредных веществ, что способствует улучшению работы пищеварительной системы и организма в целом, а также полному избавлению от неприятных признаков неработоспособности кишечника.

Пик развития угревой болезни приходится на пубертатный период (период полового созревания). В это время для многих подростков она превращается в трагедию: юношеский максимализм не позволяет выглядеть "прыщавым". По мере завершения периода у большинства она бесследно проходит. При легкой форме заболевания нет никакой необходимости в серьезном лечении. В некоторых случаях болезнь продолжает развиваться в течение длительного периода. И тогда лечение угревой сыпи необходимо проводить совместно со специалистами.

Механизмы возникновения угревой сыпи

В период половой зрелости у подростков начинают вырабатываться мужские половые гормоны - андрогены. В организме происходят естественные гормональные изменения. Они и являются причиной развития подростковых прыщей.

Рост уровня андрогенов ведет к излишней выработке кожного сала. Оно накапливается в протоках сальных желез и способствует увеличению количества бактерий. Бактерии питаются кожным салом, размножаются, в результате чего развивается воспалительный процесс.

Поверхностные клетки кожи закупоривают выделение сальных желез и возникает прыщ.

В любом случае необходимо пройти консультацию у врача, чтобы узнать, как бороться с угревой сыпью.

Основные принципы лечения

Универсальной процедуры или чудодейственного крема для лечения угревой болезни не существует. Проблема требует к себе особого подхода - составления индивидуальной программы лечения. В ней должны учитываться возраст, пол, давность заболевания, степень тяжести и характер поражения, форма акне, результаты лабораторных анализов.

Чтобы понять, как лечить угревую сыпь, необходимо выяснить причины ее возникновения. Это кожное заболевание нельзя рассматривать отдельно лишь как косметический дефект кожи. Корни его проявления могут лежать очень глубоко.

Медицинское обследование организма

Анализы при наличии угрей назначаются в следующих случаях:

  1. 1. Развитие болезни после 20 лет.
  2. 2. Клинические признаки гиперандрогении у женщин.
  3. 3. Нарушение менструального цикла.
  4. 4. Лишний вес.
  5. 5. Наличие черного акантоза.

Любое лечение угревой сыпи во избежание развития осложнений должно вестись под наблюдением дерматолога.

Дерматолог назначает проведение общего анализа крови и анализ на гормоны. Далее показаны культуральные посевы для определения наличия либо отсутствия микробов в порах. Также проводится проверка чувствительности организма на антибиотики, чтобы корректно подобрать лекарственные препараты.

По всем полученным результатам определяется общее состояние организма. При наличии в анализах крови плохих показателей пациент направляется к терапевту.

Степени заболевания кожи и способы их лечения

Международный альянс дерматологов выделяет 3 степени поражения кожи и рекомендации, как вылечить угри медикаментозными методами.

  1. 1. Первая степень. Когда на лице можно насчитать до 10 элементов (угрей). Лечение назначается только наружно:
  • препарат, снижающий выработку кожного сала;
  • лекарство, которое борется с бактериями на лице;
  • лекарство, которое ликвидирует гиперкератоз - излишнее утолщение рогового слоя эпидермиса.
  1. 2. Вторая степень. На коже лица можно насчитать уже от 10 до 40 прыщей. В таком сложном случае способов вылечить угри два: наружный и внутренний.

Наружно в лечении прыщей хорошо помогают все те же лекарства, что и при первой степени.

Для внутреннего применения необходимо учитывать две особенности:

  • девочкам (женщинам) следует использовать гормональный контрацептив с официальным показанием для терапии угревой сыпи второй степени. Он содержит антиандрогенный фактор, снижает уровень мужских половых гормонов и хорошо помогает в лечении угрей;
  • для лечения угрей у лиц обоего пола используют антибиотик. Это доксициклин, который применяется внутрь в течение 3 месяцев. Цикл обновления кожи длится 28 дней: должно пройти три ее обновления, чтобы кожа стала чистой от угрей.
  1. 3. Третья степень. Характеризуется локализацией на коже от 40 и больше угрей; фактически все лицо усеяно ими.

Наружное лечение при третьей степени не предусмотрено. Единственный способ - внутреннее применение препарата роаккутан (изотретиноин). Это лекарство препятствует выделению сала из сальных желез, лишает бактерии еды, вызывает высушивание кожи. Оно должно назначаться только врачом, так как хотя оно и дает самый эффективный результат, но также обладает и серьезным побочным эффектом.


Правила ухода за кожей лица при угревой болезни

Существуют правила борьбы с угревой сыпью, придерживаясь которых можно добиться желаемых результатов. Выдавливать прыщи категорически запрещено. Ведь при давлении на них происходит перемещение гнойного содержимого в глубокие слои кожи. Таким образом угри еще больше распространяются.

Для умывания необходимо использовать средства для жирной и проблемной кожи. Во избежание дальнейшего распространения инфекции по коже вытирать лицо лучше только одноразовыми полотенцами. После умывания на кожу следует нанести любое средство от прыщей.

В лечение угревой сыпи также входит соблюдение специальной диеты. Грамотный диетолог должен подобрать индивидуальный рацион питания, в котором под запрет обычно попадает употребление сладкой, соленой, жирной пищи. Основной упор в еде следует делать на растительные продукты.

Гарантией полного излечения угревой болезни не может стать ни один из существующих ныне методов и процедур. Только настойчивое желание, выраженное в комплексных действиях и принятии профилактических мер, поможет избавиться от болезни навсегда.

Приветствую вас, друзья!

Крепкий сон необходим для нашего здоровья, прекрасного самочувствия и долгих лет жизни. А как спите вы? Как часто просыпаетесь с хорошим настроением, отдохнувшим и выспавшимся? После подъема вы всегда полны сил и жизненной энергии? Если вы затрудняетесь ответить "да" на эти вопросы, то эта статья специально для вас. Предлагаю несколько рекомендаций по улучшению качества вашего отдыха и сна.

Одним из основных составляющих красоты и здоровья является здоровый сон. У людей, не получающих полноценный сон в нужном объеме, ухудшается интуиция, общий тонус, слабеет , появляется раздражительность, морщины, быстрее изнашиваются внутренние органы, организм быстрее стареет...

В развитых странах, согласно исследованию британских ученых, лишь 3% населения НЕ имеют проблем со сном. А ведь нездоровый сон провоцирует многие заболевания. И здесь существенна не только длительность сна, но и его качество. Ведь люди, страдающие бессонницей, зачастую спят незначительно меньше нормы, просто их сон не является качественным.

Для многих знакома ситуация: хочу спать, но не могу уснуть. Что делать в этом случае? Как бороться с бессонницей в домашних условиях?

Избавиться от нее можно несколькими способами, разница лишь в цене вопроса и последствиях его решения. Например, при использовании быстродействующих медицинских препаратов (снотворные, транквилизаторы) вы получите привыкание к ним и нарушения в работе некоторых органов, вызванные побочным действием. А результатом использования природных, естественных средств будет мягкий, но вместе с тем долговременный стабильный эффект от лечения. К природным средствам лечения от бессонницы можно отнести всевозможные аюрведические процедуры, травяные успокаивающие настои, отдых на море и т.п.

Негативные последствия плохого сна понятны каждому, но как все-таки безболезненно и без последствий справиться с бессонницей? Нужно создать правильные условия для полноценного сна.

Темнота - обязательное условие?

А есть ли разница, как спать, с ночником или в полной темноте? Оказывается, есть. Вы, наверное, замечали, что если ночью включить свет, то заснуть потом бывает намного труднее. Дело в том, что при дневном свете в организме вырабатывается серотонин. Это вещество, которое называется "гормоном счастья, или удовольствия". Если серотонина в организме будет достаточно, то и настроение будет замечательным, и жизнь в радость. При нехватке этого вещества возникают апатия, депрессия, подавленное настроение и раздражительность.

А вот когда за окошком начинает темнеть, то в организме вместо серотонина начинает вырабатываться мелатонин. Для чего же он нужен организму? Мелатонин обладает легким снотворным действием, приводит в норму иммунную и нервную систему, способствует восстановлению организма. Также он обладает омолаживающим действием и помогает продлить жизнь.

Необходимо знать, что в наибольшем объеме мелатонин вырабатывается с 12 до 2 часов ночи. В это время необходимо не просто лежать в кровати, а спать очень крепко. А для того чтобы уснуть до 12, лечь необходимо около 22 часов. Но почему наиболее крепкий сон в утренние часы? Да потому что именно в эти часы самая высокая концентрация мелатонина в крови.

Те, кто ведет ночной образ жизни, должны знать, что дневной сон не компенсирует отсутствие ночного. При попытке отоспаться днем в организме не выработается мелатонин в полном объеме. Следовательно, такой отдых не может считаться полноценным.

С годами содержание мелатонина в организме значительно снижается. Поэтому младенцы могут спать почти весь день, а старики мучаются бессонницей. Но мы можем в какой-то степени увеличить выработку серотонина днем, а мелатонина ночью. Для этого по возможности не нарушайте естественных биологических ритмов. Старайтесь при свете дня как можно больше бывать на свежем воздухе под солнышком. Именно дневной свет, а не искусственный способствует выработке серотонина.

И не забывайте, что кофе, отдельные лекарства, алкоголь и никотин резко снижают выработку мелатонина.

  • Подойдите с умом к интерьеру вашей спальни, она должна быть уютной, чистой и хорошо проветренной. Установите в спальной комнате комфортную температуру, оптимальную для вас, чтобы было не холодно и не жарко. Не забывайте проветривать вашу комнату перед сном. Прохладный воздух и теплая постель помогут вам прекрасно выспаться. Только не допускайте сквозняков и попадания свежего потока воздуха непосредственно на вас.
  • Спите на правильной кровати, она должна быть ровной и достаточно жесткой. Сон на мягких перинах из-за чрезмерного изгиба тела приводит к нарушению кровоснабжения разных органов и спинного мозга, которые оказываются зажатыми. Еще сон на мягкой кровати может приводить к защемлению нервных окончаний, что тоже ведет к плачевным последствиям. Кровать ваша должна быть просторной, а белье - из натуральных тканей. Желательно, чтобы постель была теплой. Ее можно прогреть грелкой. Тогда организм сразу настраивается на сон и расслабляется.
  • Также важен цвет вашей спальни. Если вы намереваетесь выспаться, подходящего цвета. Например, красный и оранжевый цвета воспринимаются как раздражители и активизаторы нервной системы. Согласно результатам изучения воздействия цвета на сон американского профессора Гелденхуз, наиболее подходящим цветом для интерьера спальной комнаты является «холодный» голубой. Именно в спальне данного цвета люди быстрее засыпают.
  • В чем вы спите? В пижаме, ночной рубашке или футболке? Главное, чтобы одежда была комфортной. Если она будет стеснять движения, пережимать части тела или сдавливать, вы проснетесь измученной. К тому же кожа должна дышать, поэтому лучше выбирайте натуральные ткани - хлопок, лен.

Соблюдайте режим

Засыпание - своего рода рефлекс на внешние ритмы и внутренние биоритмы, именно поэтому так важно ложиться и вставать приблизительно в одно время. Постарайтесь свести к минимуму звуковые и световые раздражители, а также температурные перепады во время сна. Согласно исследованиям восточной медицины, самый полезный сон - с 21 часа до 3 часов утра. Ученые рекомендуют спать в это время и вставать на рассвете. Аюрведа утверждает, что если здоровый человек ложится в правильное время, то ему достаточно пяти-шести часов полноценного сна.

Прием пищи

Не ешьте перед сном, крайний прием пищи желателен за три часа до сна. Тяжелая и химическая пища нагружают пищеварительную систему токсинами, в результате чего организм не получает полноценного отдыха. Вы, наверное, замечали, что сон после праздничного застолья нередко носит беспокойный характер, а иногда даже сопровождается , и после чувства того, что ты выспался, не возникает. Поздний ужин находится в желудке всю ночь. Такой режим питания ведет к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, преждевременному старению, набору веса.

Если вы хотите иметь крепкий и здоровый сон, откажитесь от плотных поздних ужинов. Особенно тщательно избегайте употребления на ужин зерновых продуктов, мясных блюд и чрезмерно сладких или соленых продуктов. Употребление фруктов перед сном также нежелательно, так как вызывает процессы брожения. Самой подходящей для ужина пищей являются тушеные овощи. Если перед сном вы испытываете сильное чувство голода, выпейте стакан теплого молока с добавлением специй или меда.

Стрессовые ситуации

Избегайте стрессовых ситуаций перед сном: не смотрите перед сном телевизор, не принимайте важные решения, не считайте финансы и т.п. Иначе перевозбужденный мозг еще долго не даст вам уснуть, прокручивая все услышанные новости. Лучше в это время почитать спокойную книгу, повязать или послушать нежную музыку. Просмотр телепередач лучше прекратить за два-три часа до сна и провести это время в более спокойной обстановке. Примите вечером теплый душ не меньше чем за час до сна. Отлично расслабляют теплые ванны с и эфирными маслами. В вечерние ванны лучше добавлять эфирное масло розы, жасмина, кедра или мелиссы, они считаются лучшими маслами со снотворным эффектом. Если вы перенесли длительное путешествие или стрессы, то очень теплая расслабляющая ванна, легкий арома-массаж выступят отличным средством от бессонницы.

Народные средства

Если же у вас выраженная бессонница, то не спешите хвататься на таблетки и настойки, ведь с ней можно справиться и без лекарств. Попробуйте народные средства от бессонницы.

Рецепты

  • Подогрейте стакан молока и добавьте 1/2 чайной ложки молотой корицы. Пейте мелкими глотками, не спеша, наслаждайтесь.
  • Можно попробовать теплый травяной чай (ромашковый, липовый, шиповниковый) с добавлением одной столовой ложки меда.
  • Справиться с дневными эмоциями вам помогут ароматы. Например, аромат корицы или ванили. Для этого достаточно только разложить ароматные палочки по углам спальни. А если проявить еще немного фантазии, то можно сделать ароматные мешочки: сложите в один мешочек корочки апельсина (высушенные) и палочки корицы. Повесьте такую ароматную подушечку около кровати, и ваш сон будет волшебным!

Не злоупотребляйте

Алкоголь и курение негативно влияют на психику и нервную систему. Поэтому человек, уснувший после принятия «сонной» дозы спиртного, полноценно не отдыхает во время сна. У пьющих людей отмечается нарушение сна различной степени тяжести.

Избегайте принятия возбуждающих напитков

Крепкий черный чай и кофе – сильные стимуляторы. Замените эти напитки в послеобеденное время на теплое молоко или травяные чаи успокоительного действия. К ним относятся такие травы, как мелисса, ромашка, душица и другие.

Практикуйте регулярную . Занятие йогой и прочими практиками, заключающие в себе духовный и физический аспекты, правильная физическая нагрузка помимо всех прочих преимуществ применяется в качестве одной из основных процедур в комплексных программах борьбы с бессонницей.

Научитесь «расслаблять» мозги

Один очень известный на Востоке учитель на вопрос о самом важном достижении своей жизни отвечал: «Когда я ем, я ем». А на удивленное замечание учеников, мол, все умеют есть, пояснил: человек во время еды поглощен множеством других занятий: он читает, думает, ведет беседу и т.п. А ведь это правило применимо ко всем видам деятельности. У многих людей возникает бессонница в связи с тем, что когда они ложатся спать, их начинает одолевать уйма мыслей, дум, желаний, страхов и других эмоций. Необходимо научиться оставлять думы на потом, выработать спокойствие ума, ложиться в постель с «пустой головой». Настройке на отдых и расслаблению способствуют звуки природы и музыка для релаксации.

Из всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что наилучшее «лекарство» от бессонницы - здоровый образ жизни и философское восприятие действительности.

Крепкого вам сна и прекрасного настроения!

Поражения кожи в виде сыпей и ранок в мокнущих складках называют опрелостями. Этому явлению одинаково подвержены мужчины и женщины разного возраста. Чаще проблема наблюдается у лежачих больных, но столкнуться с ней может и относительно здоровый человек, страдающий от повышенной потливости. Лечение опрелостей кожи у взрослых назначается с учетом специфики и степени поражений.

Типичные места локализации кожных высыпаний - пупок, промежность, подмышечные складки, нижняя часть живота, ягодицы. Если при повышенном потоотделении эти участки кожи краснеют или чешутся, нужно срочно принимать меры. В запущенных случаях кожа шелушится, на ней появляются гнойнички и мокнущие ранки.

Положение усугубляют стрептококки и другие бактерии, а также дрожжевые грибы. Они поражают область за ушами, кожу вокруг промежности и заднего прохода. Сначала опрелость сопровождается зудом, затем жжением и болью.

Особенно сложно справиться с опрелостью под грудью (у женщин), в ягодичных складках и зоне промежности. С этой проблемой часто сталкиваются диабетики, люди, страдающие ожирением и другими заболеваниями эндокринной сферы, для которых характерны нарушения в работе потовых желез.

Таким пациентам следует тщательно следить за чистотой тела, хотя этого мало. Дополнительно нужно принимать лекарственные препараты, уменьшающие потоотделение.

Опрелость на пупке опасна тем, что она может быть признаком воспалительного заболевания - омфалита. Возбудители инфекции - патогенные микроорганизмы.

Омфалит можно распознать по таким симптомам:

  • отечность;
  • покраснение пупка;
  • потливость;
  • гнойные или кровянистые выделения;
  • грануляция.

Опрелости в сочетании с повышенной потливостью ног вызываются патогенными бактериями в таких ситуациях:

  • раны, потертости на коже;
  • ношение тесной, неудобной или чужой обуви;
  • несоблюдение правил гигиены.

Опрелости на ногах чаще возникают между 3-м и 4-м пальцами. Если человек не принимает мер, кожа начинает трескаться, чесаться и кровоточить, на ногах появляются шпоры и натоптыши. Все это сопровождается эрозионными процессами и болью. Проблема усиливается летом, когда ноги потеют сильнее. В любое время года гипергидроз и последующая опрелость могут быть вызваны ношением резиновой обуви, так что по возможности лучше ее не использовать.

От опрелостей в ягодичных складках страдают люди с тонкой кожей, склонной к раздражениям.

В тепле и при высокой влажности усиленно размножаются микроорганизмы, кожа страдает от недостатка воздуха, и вскоре на ней появляются характерные ранки.

Зона подмышечной ямки - еще одна область повышенного риска, которая чаще всего страдает от пота и раздражения. Летом потовые железы усиленно функционируют, из-за этого под мышками скапливаются бактерии. Кожа постоянно испытывает трение и находится во влажном состоянии. Чтобы избежать более серьезных проблем, нужно несколько раз в день промывать подмышечные ямки водой с мылом, затем вытирать и наносить антиперспирант.

Причины развития заболевания

Появление опрелостей - признак воспалительного процесса, спровоцированного возбудителями.

Состояние усугубляется, если присутствуют негативные факторы, например:

  • трение между складками;
  • контакт с тесным бельем, особенно синтетическим;
  • недостаточная циркуляция воздуха;
  • закупоренные поры;
  • жара;
  • влажность;
  • пренебрежение правилами личной гигиены.

Состояние ухудшается, если кожа часто или постоянно контактирует с потом, калом или мочой, поэтому пожилые и больные люди подвержены опрелостям в большей степени, чем остальные. В складках намокающей кожи активно размножаются бактерии и дрожжеподобные грибы. Важно стараться не запускать состояние, потому что инфекция может проникнуть в кровь, а это чревато развитием сепсиса и летальным исходом.

Симптомы опрелостей

Выявить у себя опрелость взрослый человек может по таким симптомам:

  • жжение;
  • шелушение и отслоение кожи;
  • нарушение целостности эпидермиса;
  • покраснение;
  • припухлость;
  • сыпь;
  • язвочки, ранки (в запущенных случаях).

Для своевременного обнаружения проблем, особенно в жаркое время года, нужно регулярно осматривать подмышечные впадины, шейные складки, промежность, область бедер, места за ушами, ягодицы, пупок и нижнюю часть живота. Чем раньше удастся обнаружить опрелости, тем меньше риск развития микробной экземы и других осложнений.

Особенности болезни

У женщин и мужчин развитие опрелостей в подмышках на фоне повышенного потоотделения происходит одинаково, но бывает спровоцировано разными причинами.

Вот перечень самых частых факторов, усиливающих выделение пота и провоцирующих опрелости у мужчин:

  • продолжительная жара;
  • синтетическая воздухо- или водонепроницаемая одежда;
  • пожилой возраст;
  • полнота;
  • невозможность или нежелание соблюдать правила гигиены;
  • длительное нахождение в неподвижном лежачем положении.

У пациентов мужского пола опрелость на фоне обильного потоотделения чаще всего возникает в паху. Типичные проблемные места у женщин - подмышечные впадины, живот, участки тела под грудью. Увеличивают риск подпреваний кожи такие заболевания, как сахарный диабет и ожирение. Также проблемы появляются при пренебрежении правилами личной гигиены.

Пожилые пациенты сталкиваются с неприятными симптомами даже при условии поддержания тела в чистоте. После определенного возраста кожа истончается и становится склонной к травмам. Даже в результате трения о постельное белье или одежду могут появиться небольшие ранки, а пораженная кожа становится неустойчивой к инфекции. Как следствие, при прочих равных условиях опрелости у пожилых людей выражены сильнее, чем у молодых или лиц среднего возраста.

Лечение опрелостей

Прежде чем приступать к терапевтическим процедурам, стоит убрать факторы, провоцирующие подпревание кожи в складках. Необходимо сменить синтетическое постельное и нательное белье на натуральное, нормализовать температуру и влажность в помещении.

Если опрелости развились у лежачего больного, его следует тщательно обмыть теплой водой с мылом, а потом нанести на пораженные участки кожи антисептический раствор.

Ежедневно нужно обмывать тело водой с мылом или гелем для душа, уделяя особое внимание складкам. Лучше всего принимать водные процедуры дважды в день - при опрелостях это необходимая мера. После душа или принятия ванны нельзя тереть кожу, можно только промокать ее хлопчатобумажным полотенцем. Дальнейшие меры зависят от формы заболевания.

Если она неосложненная, можно лечить потливость и опрелости таким образом:

  • Обработка дважды в день настойкой календулы, борной или салициловой кислотой. Продолжительность курса - 7-8 дней.
  • Ежедневное промывание складок мыльным раствором. Это помогает подсушить кожу.
  • Обработка пораженных участков мазью с регенерирующим эффектом. Дерматологи рекомендуют применять «Пантенол», «Бепантен», «Солкосерил», «Декспантенол».
  • Нанесение на опрелости детской присыпки, цинковой мази или пасты Теймурова.
  • Примочки с сульфатом меди (0,1%) или раствором цинка (0,4%).
  • Промывание настоями лечебных трав. Сырье заливают кипятком в произвольной пропорции или кипятят несколько минут на медленном огне, после чего остужают и процеживают. Используют только свежеприготовленное средство. Растения с лечебным эффектом - череда, кора дуба, шалфей, аптечная ромашка.
  • Смазывание опрелостей облепиховым маслом. Курс лечения - 3 дня, обрабатывать опрелости достаточно утром и вечером. В это время лучше надевать такое белье, которое не жалко испортить.
  • Прием антигистаминных лекарственных средств. Хорошие результаты дают «Тавегил», «Лоратадин», «Супрастин», «Диазолин».
  • Воздушные ванны утром и вечером по 30-40 минут.
  • Лампа Минина, УФО. Физиопроцедуры помогают быстрее вылечить кожу. Специальное облучение уничтожает микробы и улучшает микроциркуляцию крови, на этом и основан терапевтический эффект.

Состояние мокнущей кожи можно улучшить с помощью компрессов.

К пораженным участкам прикладывают чистую ткань, смоченную в одном из лекарственных средств:

  • 1%-ный раствор «Танина»;
  • 0,1%-ный раствор «Риванола»;
  • жидкость Бурова, растворенная в воде (1 ст. л. на 200 мл).

При намокании, осложненном эрозией, помогает ежедневное смазывание гелиомициновой мазью. После того как состояние кожи нормализуется, необходимо каждый день обрабатывать места складок тальком, детской присыпкой, белой глиной или цинковой мазью, не забывая о ежедневной гигиене.

Небольшие опрелости любой этиологии устраняются ванночками с листом ореха, липовым цветом, ромашкой, дубовой корой, марганцовокислым калием. Лекарственное сырье перед применением следует настоять или сделать из него отвар, жидкость процедить и добавить в ванну или тазик с водой в произвольном количестве.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие опрелостей, следует придерживаться таких рекомендаций:

  • носить удобную обувь по сезону и размеру;
  • надевать одежду и белье из дышащей ткани, содержащей натуральные волокна;
  • регулярно менять белье, как можно чаще стирать полотенца;
  • не перегреваться на улице и в помещении;
  • избегать посещения парных, бань, саун;
  • дважды в год принимать курсы препаратов, содержащих витамины;
  • вылечиться от заболеваний, симптомом которых является сильное потоотделение;
  • для лежачих больных выбирать подходящее нательное и постельное белье (натуральное, без швов, грубых складок).

В любом случае, если опрелости появились у человека, которому раньше не приходилось бороться с потоотделением, стоит проконсультироваться с врачом. Возможно, потребуется сдать несколько анализов и обследоваться у разных специалистов, чтобы установить причину патологии.