Виды психотерапии и их краткое описание. Основные разновидности и методы психотерапии Виды психотерапевтической работы с детьми

Хотя детский психотерапевт работает с ребенком, клиентом все же считается родитель. Это принципиальное отличие от работы с взрослым. Взрослый приходит сам и сам несет ответственность. Ребенка же, как правило, приводит родитель, на нем и лежит ответственность. Даже юридически детская психотерапия возможна только с согласия родителя или опекуна.

К тому же, ребенок не живет самостоятельно, отдельно. Все, что с ним происходит, происходит в каком-то семейном контексте. Потому детская психотерапия не может быть по-настоящему успешной без сотрудничества с родителями, которые должны понимать, что происходит с их ребенком. А для терапевта разговор с родителем позволяет понять меняется ли что-то за пределами терапевтической сессии. Периодически нужно «сверять карты».

При этом есть задача сохранения конфиденциальности. Я не рассказываю какие-то конкретные вещи родителям, я беседую с ними о смысле того, что происходит. Часто я даже не рассказываю о тех играх, в которые мы играем.

Пока родители, так или иначе, справляются сами, психотерапевт им не нужен. Приходят тогда, когда чувствуют растерянность, бессилие. Бывают плохие родители, асоциальные семьи. Но эти люди добровольно к детскому психотерапевту не приходят. А те, что приходят – это люди, которые заинтересованы в своем ребенке, даже если они сильно злятся на него. Эта злость не от холодного расчета, а от бессилия и от боли.

Обращаются по поводу страхов, тревожности у ребенка. Это, действительно, сфера психотерапевта, он может помочь. Хотя иногда требуется совместная работа с неврологом, но грамотный психотерапевт это увидит и направит на параллельное обследование к врачу.

Поведенческие проблемы тоже полезно решать с помощью психотерапии. Агрессивное поведение, трудности в общении у ребенка. С этим можно и нужно работать.

Обращаются и с проблемами в учебе. Но психотерапевт не будет заниматься интеллектуальной сферой, смотреть память или внимание ребенка, для этого есть другие специалисты. Психотерапевт скорее будет искать, что ребенку мешает учиться хорошо, о чем говорят его проблемы в школе.

Еще приходят, когда ребенок никак не заговорит, хотя логопед и невролог не видят никаких препятствий. Часто за этим стоят причины психологические. Например, когда ребенку не с кем говорить в семье или незачем.

Психотерапевт может заниматься и психосоматическими проблемами. Например, врачи говорят, что около половины случаев энуреза не имеют под собой физиологических причин, и надо разбираться с психологическими. Это может быть гастрит, астма, еще какие-то заболевания. Если обследования ничего не показывают на уровне тела, полезно поискать причины на уровне психики.

Психотерапевтическая помощь может быть полезна ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию (развод родителей, потеря близких, тяжелой болезни или физической травмы самого ребенка или кого-то из близких).

За каждым запросом стоит индивидуальная ситуация. Поэтому эти первоначальные запросы довольно быстро отходят на второй план. Мы имеем дело каждый раз с абсолютно уникальным случаем, с которым и надо разбираться. Психотерапевт, по сути, всегда делает одно и то же. Он сопровождает человека в его переживаниях, работает с эмоциональной сферой. А внешне эти эмоциональные проблемы могут выглядеть как поведенческие, как интеллектуальные, как сложности в общении и так далее. Специалист может помочь адаптироваться к каким-то особенностям ребенка, если их нельзя изменить – какая-то болезнь или, например, заикание. Он научит ребенка жить с этим, не замыкаться на своей особенности.

Я не воспитываю ребенка, не меняю его, а поддерживаю, ищу вместе с ним способы, как он смог бы стать более живым и более успешно общаться с окружающими. Я работаю в недирективном ключе, предпочитаю следовать за тем, что делает ребенок и поддерживать в нем сильные части – выражение чувств, осмысление.

Психотерапевты обычно не уделяют много внимания какой-либо формальной диагностике, как, например, это делают нейропсихологии или логопеды. Вся диагностика происходит в режиме беседы, наблюдения. Просто есть какие-то точки, на которые психотерапевт обращает внимание на первых встречах. В целом, схема работы может быть очень разной, это зависит и от личности психотерапевта, и от его профессиональных предпочтений. Первая встреча проводится совместно с ребенком и родителем. Или может быть только с родителем. Я всегда спрашиваю родителя, хочет ли он встретиться со мной отдельно прежде, чем привести ко мне ребенка, есть ли у него что-то, о чем он хочет поговорить со мной один на один. Я расспрашиваю на первой встрече все очень подробно о жизни ребенка – как он родился, каким по счету был ребенком в семье, что происходило и происходит в семье, об отношениях между родителями и так далее.

Обычно приходит мама. Но последнее время чаще стали приходить оба родителя, что гораздо лучше, это ведь всегда два разных взгляда. К тому же, сразу на этой встрече можно решить, нужна ли какая-то помощь им (речь идет о семейной терапии), или сложности, которые заставили их ко мне обратиться, связаны именно с ребенком.

Дальше идет первая встреча с ребенком, где работа ведется уже с ним. Но она тоже чаще всего проводится в присутствии родителя (если ребенок младше 5 лет, то родитель и на последующих встречах всегда присутствует). Ребенка я обязательно спрашиваю, как он сам видит ситуацию, которую описывает родитель. На этих первых встречах мы заключаем своеобразный контракт. Договариваемся о том, с чем будем работать дальше, к чему стараться прийти.

На встрече я могу предлагать что-то ребенку – какое-то упражнение или игру. Но если он откажется, я не буду настаивать, а попробую решить эту задачу как-то иначе. Детский психотерапевт больше всего, конечно, играет с ребенком – в игрушки, в ролевые, подвижные игры. Ну и разговаривает, конечно, беседует, особенно с ребенком постарше. Иногда мы также рисуем.

Очень хороший вопрос, почему родитель всего этого сам делать не может – играть, рисовать, разговаривать. В принципе, может, но здесь есть, как минимум, один важный момент. В рамках психотерапевтической встречи очень важно ребенку дать максимальную свободу. У родителя такой возможности, на самом деле, обычно нет, а отделить то время, когда все можно и когда многого нельзя – очень сложно. Это основная проблема. А объяснить сами методы родителям можно, и даже какие-то элементы со встречи они берут в свою жизнь. Например, как играть, чтобы игра была психотерапевтичной для ребенка. Этому можно обучить родителей.

Еще важно то, что выделен этот час. Он выделен именно на такую работу, в этот час основная ответственность – на психотерапевте, и сам родитель тоже может быть более свободным. В повседневной жизни такая возможность у родителя редко есть, у него всегда стоят еще какие-то задачи. На нашей встрече если ребенок, например, скандалит, у меня есть много времени и возможностей с этим разбираться, а мама, даже если знает, что делала бы в этом месте психотерапевт, часто не имеет такой возможности – у нее может быть другой ребенок, она может опаздывать на автобус и так далее…

Надо сказать, что психотерапевтическая работа чаще всего длительная, в отличие от консультирования, это как минимум 10 встреч. Периодичность вполне оптимальная раз в неделю. Консультант отличается от психотерапевта тем, что у него немного другая цель и позиция. Консультирование – это такой процесс, когда консультант и клиент рассматривают проблему, обдумывают пути решения. Консультант расскажет о каких-то психологических механизмах, как они срабатывают в вашей конкретной ситуации, на это часто хватает и одной встречи. Психотерапия – это скорее процесс сопровождения ребенка в его переживаниях, методы и позиция специалиста тоже, соответственно, отличаются.

Лучшим методом поиска психотерапевта у нас по-прежнему остается сарафанное радио. Может быть это нормально. Но я вполне могу рекомендовать комплексный подход, который есть, например, в психолого-медико-социальных центрах. Ведь не всегда можно сразу понять, какой специалист нужен ребенку, а там, на первичном приеме, ребенка обычно смотрят сразу несколько специалистов, и каждый обозначает, есть ли какие-то проблемы по его части.

Психолог – это более общая специальность по сравнению с психотерапевтом. Чтобы заниматься психотерапией, нужно и базовое психологическое, и дополнительное психотерапевтическое образование, причем именно по детской психотерапии.

Нужно иметь в виду, что это может быть очень хороший специалист, но вам конкретно не подойдет. Не получится как с врачом – человек мне неприятен, но покажу ему свою руку. Душа так просто не покажется. Поэтому важно ориентироваться на себя, на интуицию.


Попробуем неформально описать разные виды психотерапии, буквально понемногу каждого. Это порой необходимо для тех, кто хочет выбрать и попробовать что-то одно, в то время как предложений вокруг – масса, и все они разные. Арт- или психодрама? Анализ или юнгианский анализ? В помощь начинающим – краткие описания для более комфортного знакомства с разными подходами.

Арт-терапия: будете вырезать, рисовать, создавать коллажи и картины, играть “с песочком” (в специальной мини-песочнице) и т.д. В любом случае вы будете выражать себя, те процессы и взаимодействия, которые для вас актуальны. Причем выражать практически напрямую из своего бессознательного. Вид психотерапии для тех, кто готов экспериментировать и не стесняется рисовать в стиле “палка-палка-огуречик”. Ведь в итоге важна не художественная ценность или целостность образа, а именно самовыражение, с результатами которого можно и поработать.

Телесно-ориентированный подход: изучите зажимы, обратите внимание, насколько чутко тело реагирует на разные процессы (от раздражения до умиления), поправите здоровье. Тело “помнит” стрессы, “помнит” обиды, нанесенные даже в далекие 5 лет, и носит их с собой. По крайней мере спина прямая будет, осанку выпрямите, научитесь дышать глубже

Психодрама : если вы мечтали сыграть на сцене, если для вас важны ситуации, и в вашей жизни часть из них до сих пор не проиграна до логичного конца, попробуйте психодраму. Вам предложат побыть вашей Болезнью, вашей Давно умершей бабушкой – что бы она, к примеру, вам сказала? Очень много открытий и неожиданных подсказок.

Психоанализ : изначально, конечно, это была кушетка для клиента и клиентские свободные ассоциации, в которые аналитик не вмешивался. Теперь же это прогрессивный и не менее действенный метод, способный очень сильно и глубоко работать на необходимые вам изменения. Хотите из флегматика стать холериком или вообще научиться выбирать другой стиль общения, стать другим очень сильно по сравнению с нынешним состоянием? Вам в такой вид психотерапии, как психоанализ, правда, длительный – “коротким” анализом считается год-полтора, “средним” по времени – семь лет работы.

Гештальтттерапия : общение, контакт, “услышал-не услышал”, можешь-не можешь принять из среды, что-то для себя попросить. Как клиент обрывает контакт, как отказывается и даже увиливает от диалога, как защищается (какие ему характерны ). Довольно свободное общение тет-а-тет с психотерапевтом, открытый к новому и подвижный вид психотерапии.

Юнгианский анализ : “тень”, сказки, истории, сны – все, что имеет сюжет и идею, можно уместить в работе с терапевтом юнгианского направления. Как правило, терапевты имеют особенно глубокие культурологические знания, прекрасно знают не только сказки, но и мифы. “Комплекс Эдипа” или “Комплекс Электры” – это сюда:)

Бихевиористский подход , когнитивная терапия: бихевиористы-конгнитивщики (“психотерапия поведения и познания”, грубо говоря) утверждают, что голова – орган темный, и ничего в нем не видно (шутка). То есть, не столь важно, как именно оно обрабатывается внутри – важно, что вот такое входит – вот этакое на выходе. Во многом чисто логический, умственный подход. Единственный оплачиваемый по страховке в европейских странах. Говорят, отлично работает, не пугает клиентов неведомыми штуками, однако эффект нередко пропадает по окончании работы со специалистом. Касается проблем только поверхностно (и это минус), зато не создает лишних понятий и “наворотов” (“это случилось с вами, потому что в пять лет вы заметили, что дядя на вас косо смотрит, и в этот момент пролетала птичка” – полностью исключены).

Системно-семейные расстановки (системный подход) : рассматривают системы как самоорганизующиеся, самоподдерживающиеся целостные образования. Если муж-алкоголик или наркоман в клинике прекратил пить или употреблять, а жена в ответ не изменилась – либо они разойдутся, либо он снова начнет пить, чтобы не рушить систему. Если родители не могут себе позволить не ходить на работу, но очень хотят – вероятно, серьезно заболеют дети. Если мама сильно любит дочь и не отпускает от себя – дочери незачем выходить замуж (разрушать эту пару, какой бы “кривой” она ни была). Сильный подход, нередко открытия о себе самом и своей системе очень тяжело воспринимаются. После похода на “расстановки” – хоть участником (для кого делают расстановку), хоть заместителем (кто участвует в качестве “брата”, “начальника” или “бабушки” главного героя расстановки) очень желательно посетить любого другого психотерапевта для ассимиляции личного опыта.

Основатель: Зигмунд Фрейд, Австрия (1856–1939)

Что это? Система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, чтобы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера.

Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий... Во время сеанса пациент лежит на кушетке, говорит все, что приходит в голову, даже то, что кажется несущественным, нелепым, тягостным, неприличным. Аналитик (сидит за кушеткой, пациент не видит его), интерпретируя скрытое значение слов, поступков, снов и фантазий, пытается распутать клубок свободных ассоциаций в поисках главной проблемы. Это долгий и строго регламентированный вид психотерапии. Психоанализ проходит 3–5 раз в неделю в течение 3–6 лет.

Об этом: З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни»; «Введение в психоанализ» (Питер, 2005, 2004); «Антология современного психоанализа». Под ред. А. Жибо и А. Россохина (Питер, 2005).

Аналитическая психология

Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875–1961)

Что это? Целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Анализ освобождает жизненную энергию человека из-под власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности.

Как это происходит? Аналитик обсуждает с пациентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Используются методы активного воображения, свободного ассоциирования и рисования, аналитической песочной психотерапии. Встречи проходят 1–3 раза в неделю в течение 1–3 лет.

Об этом: К. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления» (Air Land, 1994); «Кембриджское руководство по аналитической психологии» (Добросвет, 2000).

Психодрама

Основатель: Якоб Морено, Румыния (1889–1974)

Что это? Исследование жизненных ситуаций и конфликтов в действии, с помощью актерских приемов. Цель психодрамы - научить человека решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Как это происходит? В безопасной терапевтической обстановке с помощью психотерапевта и других участников группы разыгрываются значимые ситуации из жизни человека. Ролевая игра позволяет прочувствовать эмоции, противостоять глубинным конфликтам, совершить действия, которые невозможны в реальной жизни. Исторически психодрама - первая форма групповой психотерапии. Продолжительность - от одной сессии до 2–3 лет еженедельных встреч. Оптимальная продолжительность одной встречи - 2,5 часа.

Об этом: «Психодрама: вдохновение и техника». Под ред. П. Холмса и М. Карп (Класс, 2000); П. Келлерман «Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов» (Класс, 1998).

Гештальт-терапия

Основатель: Фриц Перлз, Германия (1893–1970)

Что это? Исследование человека как целостной системы, его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и теперь».

Как это происходит? При поддержке терапевта клиент работает с тем, что переживает и чувствует сейчас. Выполняя упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и физические ощущения, учится осознавать «язык тела», интонации своего голоса и даже движения рук и глаз... В результате он достигает осознания собственного «Я», учится нести ответственность за свои чувства и поступки. Методика сочетает элементы психоаналитического (перевод в сознание неосознаваемых чувств) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»). Продолжительность терапии - не менее 6 месяцев еженедельных встреч.

Об этом: Ф. Перлз «Практика гештальт-терапии», «Эго, голод и агрессия» (ИОИ, 1993, Смысл, 2005); С. Гингер «Гештальт: искусство контакта» (Пер Сэ, 2002).

Экзистенциальный анализ

Основатели: Людвиг Бинсвангер, Швейцария (1881–1966), Виктор Франкл, Австрия (1905–1997), Альфрид Лэнгле, Австрия (р. 1951)

Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежат идеи философии экзистенциализма. Ее исходное понятие - «экзистенция», или «настоящая», хорошая жизнь. Жизнь, в которой человек справляется с трудностями, реализует собственные установки, которую проживает свободно и ответственно, в которой видит смысл.

Как это происходит? Экзистенциальный терапевт не использует просто техники. Его работа - это открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у человека ощущение, что он понят - не только профессионально, но и по-человечески. В ходе терапии клиент учится задавать себе смысловые вопросы, обращать внимание на то, что рождает чувство согласия с собственной жизнью, какой бы непростой она ни была. Продолжительность терапии - от 3–6 консультаций до нескольких лет.

Об этом: А. Лэнгле «Жизнь, наполненная смыслом» (Генезис, 2003); В. Франкл «Человек в поисках смысла» (Прогресс, 1990); И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия» (Класс, 1999).

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Основатели: Ричард Бандлер США (р. 1940), Джон Гриндер США (р. 1949)

Что это? НЛП - техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.

Как это происходит? Техника НЛП работает не с содержанием, а с процессом. В ходе группового или индивидуального обучения стратегиям поведения клиент анализирует собственный опыт и пошагово моделирует эффективное общение. Занятия - от нескольких недель до 2 лет.

Семейная психотерапия

Основатели: Мара Сельвини Палаццоли, Италия (1916–1999), Мюррей Боуэн, США (1913–1990), Вирджиния Сатир, США (1916–1988), Карл Витакер, США (1912–1995)

Что это? Современная семейная психотерапия включает несколько подходов; общее для всех - работа не с одним человеком, а с семьей в целом. Поступки и намерения людей в данной терапии воспринимаются не как индивидуальные проявления, а как следствие законов и правил семейной системы.

Как это происходит? Используются разные методы, среди них генограмма - нарисованная со слов клиентов «схема» семьи, отражающая рождения, смерти, браки и разводы ее членов. В процессе ее составления часто и обнаруживается источник проблем, заставляющий членов семьи вести себя определенным образом. Обычно встречи семейного терапевта и клиентов проходят раз в неделю и длятся несколько месяцев.

Об этом: К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта» (Класс, 1998); М. Боуэн «Теория семейных систем» (Когито-Центр, 2005); А. Варга «Системная семейная психотерапия» (Речь, 2001).

Клиент-центрированная терапия

Основатель: Карл Роджерс, США (1902–1987)

Что это? Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической работы. В ее основе убеждение в том, что человек, обращаясь за помощью, способен сам определить причины и найти способ решения своих проблем - нужна лишь поддержка психотерапевта. Название метода подчеркивает: именно клиент осуществляет направляющие изменения.

Как это происходит? Терапия проходит в форме диалога, который устанавливается между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - эмоциональная атмосфера доверия, уважения и неоценивающего понимания. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть; он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Учитывая, что человек сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить или принять решение о ее продолжении. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч.

Об этом: К. Роджерс «Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение» (Эксмо-пресс, 2002).

Эриксоновский гипноз

Основатель: Милтон Эриксон, США (1901–1980)

Что это? Эриксоновский гипноз использует способность человека к непроизвольному гипнотическому трансу - состоянию психики, в котором она наиболее открыта и готова к позитивным изменениям. Это «мягкий», недирективный гипноз, при котором человек остается в бодрствующем состоянии.

Как это происходит? Психотерапевт не прибегает к прямому внушению, а использует метафоры, притчи, сказки - и бессознательное само находит дорогу к правильному решению. Эффект может наступить после первого сеанса, иногда требуется несколько месяцев работы.

Об этом: М. Эриксон, Э. Росси «Человек из февраля» (Класс,1995).

Транзактный анализ

Основатель: Эрик Берн, Канада (1910–1970)

Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежит теория о трех состояниях нашего «Я» - детском, взрослом и родительском, а также влиянии бессознательно выбираемого человеком состояния на взаимодействие с другими людьми. Цель терапии в том, чтобы клиент осознал принципы своего поведения и взял его под свой взрослый контроль.

Как это происходит? Терапевт помогает определить, какая ипостась нашего «Я» задействована в конкретной ситуации, а также понять, каков вообще бессознательный сценарий нашей жизни. В результате этой работы меняются стереотипы поведения. В терапии используются элементы психодрамы, ролевой игры, семейного моделирования. Этот вид терапии эффективен в групповой работе; ее длительность зависит от желания клиента.

Об этом: Э. Берн «Игры, в которые играют люди...», «Что вы говорите после того, как сказали «привет» (ФАИР, 2001; Рипол классик, 2004).

Телесно-ориентированная терапия

Основатели: Вильгельм Райх, Австрия (1897–1957); Александр Лоуэн, США (р. 1910)

Что это? Метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов».

Как это происходит? Проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача человека, выполняющего упражнения, - понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Занятия проходят индивидуально и в группе.

Об этом: А. Лоуэн «Физическая динамика структуры характера» (ПАНИ, 1996); М. Сандомирский «Психосоматика и телесная психотерапия» (Класс, 2005).

Термин «психотерапия» охватывает широкий спектр подходов и методов. Они варьируются от разговоров один на один, до сеансов терапии, которые используют такие приемы, как ролевая игра или танец, чтобы помочь исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия работает с подростками, детьми, а также взрослыми. Ниже приведен список различных видов психотерапии и их преимущества.

Арт-терапия сочетает в себе терапию и творческий поиск через краски, мелки, карандаши, а иногда и лепку. Методы могут также включать в себя театральную постановку, кукольный театр. Работа с песком, например, клиенты выбирают игрушки изображающие людей, животных и здания и располагают их в контролируемое пространство театра «песочницы». Арт-терапевт обучен на психологическое понимание творческого процесса и эмоциональных атрибутов различных художественных материалов. В этом случае искусство рассматривается как внешнее выражение наших внутренних эмоций. Например, в живописи размер, форма, линии, пространство, текстура, оттенок, тон, цвет и расстояние все эти элементы выявляют воспринимаемую реальность клиента.

Арт-терапия может быть особенно эффективной для клиентов, которые испытывают трудности вербальной формы самовыражения. В таких учреждениях как художественные студии и мастерские, акцент на творческое развитие может быть полезен, особенно при работе с детьми и подростками, а также взрослыми, парами, семьями, группами.

Арт-терапия может быть полезной как для людей, которые испытали травму, так и для людей с трудностями в обучении.

Поведенческая терапия основана на теории о том, что текущее поведение - это ответ на прошлый опыт, и оно может быть разучено или переформулировано.

Людям с компульсивным и обсессивным расстройством, страхами, фобиями и зависимостями может помочь данный вид терапии. Акцент делается на оказании помощи клиенту в достижении целей и изменении поведенческих реакций на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Краткосрочная терапия использует различные подходы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что она фокусируется на конкретной проблеме и включает в себя прямое вмешательство терапевта, который работает более активно с клиентом. Она подчёркивает использование природных ресурсов клиента, а также временно приостанавливает неверия, позволяя рассмотреть новые перспективы и множественные точки зрения.

Основная цель заключается в помощи клиенту, увидеть его нынешние обстоятельства в более широком контексте. Краткосрочная терапия рассматривается как решение текущих факторов, препятствующих изменениям, а не как поиски причин возникновения вопросов. Нет единого метода, но есть много путей, которые в отдельности или в сочетании, могут в конечном итоге быть полезными. Краткосрочная терапия, как правило, проходит заранее оговоренное количество сессий.

Когнитивно-аналитическая терапия сочетает в себе теории по изучению связи между лингвистикой и мышлением, а также исторические, культурные и социальные факторы, влияющие на то, как мы функционируем. Когнитивно-аналитическая терапия рекомендует клиентам использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки, чтобы изменить деструктивные паттерны поведения и негативные способы мышления и действия.

Терапия краткосрочная, структурированная и директивная, например, клиента могут попросить вести дневник или использовать диаграммы прогресса. Терапевт работает в сотрудничестве с клиентом, изменения модели поведения и обучаясь альтернативным стратегиям совладения. Внимание уделяется пониманию связи между моделями поведения, закладывающимися в детстве, социальным вкладом и их влиянием на клиента, во взрослом возрасте.

Драматерапия использует театральные техники, такие как ролевые игры, театральные игры, пантомима, кукольный театр, озвучивание, мифы, ритуалы, рассказывание историй и другие импровизационные приемы, облегчающие творческий потенциал, воображение, изучение, понимание и личностный рост. Чрезвычайно многообразный подход обеспечивает выразительный вид терапии, который может быть использован в самых различных условиях, включая больницы, школы, центры психического здоровья.

Драматерапия даёт возможность для отдельных лиц или групп изучения личностных и/или социальных проблем в творческой среде, и спокойно обдумать сложившиеся убеждения, отношения и чувства, найти альтернативные способы действия в мире. Драма-терапевт поощряет самосознание, рефлексию и самовыражения чувств по отношению к себе и к другим.

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту обрести смысл жизни и желание встретиться с самим собой и своими проблемами. Экзистенциальная вера, что жизнь не имеет готового ответа или заранее установленной значимости и индивидуум полностью свободен и несет полную ответственность, так что смысл должен быть найден или создан. Это может вызвать чувство бессмысленности в жизни, поэтому терапия исследует опыт клиента, состояния человека и имеет целью прояснить понимание индивидуальных ценностей и убеждений, четко называя то, что ранее не было произнесено вслух. Клиент принимает ограничения и противоречия, что значит быть человеком.

Семейная терапия - это отрасль психотерапии с особым акцентом на семейные отношения. Она работает с тем, что проблема лежит в пределах семьи, а не в одном человеке. Семейную терапию также называют системная семейная терапия.

Семейная терапия способствует изменению и развитию, и как следствие разрешение семейных конфликтов и проблем. Акцент делается на том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, подчеркивая важность функционирования семьи для психического здоровья и благополучия. Независимо от происхождения того или иного вопроса, или проблемы, цель терапевта заключается в том, чтобы вовлечь семью в поиск выгодных и конструктивных решений для членов семьи, чтобы поддерживать друг друга через непосредственное участие. Опытный семейный психотерапевт будет иметь возможность влиять на переговоры таким образом, чтобы использовать силу и мудрость семьи в целом, учитывая более широкие экономические, социальные, культурные, политические и религиозные условия, в которых живет семья, и уважать каждого члена семьи и их разные взгляды, убеждения, мнения.

Гештальт означает целое и совокупность всех частей, и символическую конфигурацию или форму элементов, которая составляет целое.

Гештальт-терапия это психотерапевтический подход, который основывается на убеждении, что люди имеют естественное стремление в отношении здоровья, но старые модели поведения и фиксированные идеи могут создавать блоки.

Гештальт-терапия исходит из того, что происходит в данный момент, привнося осведомленность в представление индивида о себе, его реакции и взаимодействие с другими людьми. Присутствие в «здесь и сейчас» создает в клиенте потенциал для большего восхищения, энергии и смелости, чтобы немедленно жить. Гештальт-терапевт смотрит на то, как индивид сопротивляется контакту «здесь и сейчас», как человек сопротивляются переменам, и на виды поведения или симптомы, которые клиент рассматривает как неподходящие или неудовлетворительные. Гештальт-терапевт помогает клиенту прийти к осознанию не только того, что происходит и что говорится, но и языка тела и подавленных чувств.

Групповая психотерапия - это психотерапия призванная помочь людям, которые хотели бы улучшить свою способность справляться с трудностями и жизненными проблемами с помощью группы.

В групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов. Психологи признают положительный терапевтический эффект, который не мог быть получен в индивидуальной терапии. Например - межличностные проблемы решаются в группах.

Цель групповой психотерапии состоит в эмоциональной поддержке трудных решений и стимулирование личного развития участников группы. Сочетание прошлого опыта и переживаний за пределами терапевтической группы, взаимодействия между членами группы и терапевтом, становится материалом, посредством которого проводится терапия. Эти взаимодействия могут восприниматься не только как положительные, так как вопросы, с которыми клиент сталкивается в повседневной жизни, неизбежно отражается во взаимодействии с группой. Это обеспечивает возможность проработки проблем в терапевтической обстановке, производя опыт, который затем может быть переведён в «реальную жизнь».

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабление и изменение сознания, во время которого подсознание восприимчиво к новым или альтернативным точкам зрений и идей.

В области гипнотерапии подсознание рассматривается как источник благополучия и творчества. Обращение к этой части ума с помощью гипноза открывает возможности для поддержания здорового тела.

Гипнотерапия может быть применена для изменения поведения, отношений и эмоций, а также управление болью, тревогой, стрессом, дисфункциональными привычками, способствующее личностному развитию.

Юнгианский анализ - это психотерапия, которая работает с бессознательным. Юнгианский аналитик и клиент работают вместе, чтобы расширить сознание для достижения психологического равновесия, гармонии и целостности. Юнгианский анализ исследует глубокие мотивы в психике клиента, мысли и действия, которые лежат в подсознании. Юнгианский аналитик стремится достигнуть глубинного изменения в личности. Уделяется особое внимание тому, что происходит на сессиях, а также внутреннему и внешнему опыту жизни клиента. Психотерапия направлена на согласование сознательных и бессознательных мыслей для устранения психологической боли и страданий и создания новых ценностей и целей.

Нейролингвистическая психотерапия была создана из нейролингвистического программирования. НЛП имеет широкую основу и опирается на многие направления психологии и психотерапии. Фундамент НЛП - это предпосылка, что мы создаем нашу собственную модель реальности (персонализированная карта мира) на основе нашего опыта и то, как мы представляем их изнутри. Каждый человек использует свои собственные карты, чтобы ориентироваться по жизни. Модели, которые используются, могут способствовать изменению, которое улучшает самореализацию и успех, или временами могут ограничивать и запрещать.

НЛП исследует закономерности мышления, убеждения, ценности и переживания стоящие за проблемами или целями. Это позволяет людям сделать соответствующие коррективы, чтобы преобразовать соответствующую картину мира, что помогает снизить ограничивающие убеждения и решения, преодолеть эмоциональные и поведенческие формы и создание ресурсов, путем расширения существующей базы навыков человека. Это дает человеку чувство контроля и, следовательно, большую способность создавать жизнь по своему желанию.

НЛП психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем.

Транзактный анализ представляет собой интегративный подход в психологии и психотерапии и опирается на два понятия: во-первых, у нас есть три части или «эго-состояния» личности: ребенок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом «транзакциями» и, внутри каждого социального взаимодействия, преобладает одна часть. Поэтому, признав эти роли, клиент сможет регулировать своё поведение. Эта форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок», чтобы описать неудовлетворенные потребности из детства.

Терапия базируется на принятие и в непредвзятом отношении с консультантом, предположение, что индивид ищет поддержки в разрешении проблемы и что это позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Эту терапию также называют человеко-ориентированная терапия или психотерапия Роджерса.

Консультирование для клиентов, которые хотели бы решить конкретные психологические привычки и стереотипы мышления. Клиент воспринимает консультанта как лучший авторитет в его собственном опыте и поэтому способны достичь своего потенциала для роста и решения проблем. Клиент-центрированный консультант предоставляет благоприятные условия, чтобы допустить возникновение такого потенциала через безусловное принятие, положительное отношение и эмпатическое понимание, чтобы клиент мог смириться с негативными чувствами и развить внутренние ресурсы, силы и свободу, чтобы добиться перемен.


Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.