Экстремальные факторы влияющие на человека. Экстремальные для человека природные условия

Экстремальные факторы окружающей среды

Наряду с рассмотрением влияния антропогенных факторов на окружающую среду, экология человека изучает влияние экстремальных факторов среды на организм человека.

Экстремальные факторы окружающей среды - крайние, весьма жесткие условия среды, не соответствующие врожденным и приобретенным свойствам организма.

Экстремальные факторы подразделяются на следующие категории:

природные - низкие или высокие температуры, условия с разреженным воздухом (высокогорья) или высокого давления (глубоко под водой) и др.;

антропогенные - ионизирующая радиация, сильные магнитные и электрические поля, ускорение, невесомость и другие перегрузки.

Человек не в состоянии полностью приспособиться к влиянию экстремальных условий, что ведет к нарушению жизнедеятельности организма и развитию заболеваний. Так, при полетах на самолетах и космических кораблях под влиянием ускорения и невесомости изменяется дыхание и кровообращение, что может привести к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. Особенностью воздействия невесомости является перераспределение жидкости в организме, в результате чего у космонавтов возникает отечность лица и носоглотки. Проблема невесомости остается нерешенной, несмотря на более чем 40-летнюю историю освоения космоса человеком.

Экстремальными условиями считаются опасные условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций. Человек, как и любой другой живой организм, приспособлен к жизни в определенных условиях температуры, освещенности, влажности, гравитации, излучений, высоты над уровнем моря и т.д. Эти свойства выработались у него в процессе эволюционного развития. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов. Например, большинство людей на Земле живет на высоте до 3000 м над уровнем моря. Около 15 млн. человек – на высоте до 4800. Но на высоте выше 5500 м человек не может жить постоянно. У него резко ухудшается здоровье, происходит стремительное развитие болезней, что может привести к неминуемой гибели, если не вернуться к привычным условиям жизни. Это связано с очень низким парциальным давлением вдыхаемых и выдыхаемых газов, большим перепадом дневных и ночных температур, повышенной солнечной радиацией, а также высокой плотностью высокоэнергетических тяжелых частиц. Основную проблему для человеческого организма в таких условиях представляет перенос атмосферного кислорода к клеткам. Примером могут служить альпинисты --- покорители

высокогорных вершин. 8- тысячники Гималаев они могут покорять только в кислородных масках и находиться на такой высоте можно не более часов.

Еще одним видом экстремальных условий является влажность. Высокая влажность характерна для тропических лесов. Лесные заросли почти не пропускают света, преграждая путь ультрафиолетовым лучам. Здесь жарко и влажно, как в теплице. Средняя температура +28С (колебания в пределах 3-9С), средняя относительная влажность 95% ночью и 60-70% днем. Ветры в лесах очень слабые. Воздух насыщен углекислым газом и полон запахов, испарений, микроскопических волосков, чешуек и волокон. Уровень испарений здесь в 3 раза выше средних показателей планеты в целом. Примером адаптации к таким экстремальным условиям могут служить размеры людей, живущих в тропических лесах. Они ниже ростом и весят меньше тех, которые живут на открытых местах. Их средний вес 39.8 кг при росте 144 см. Для жителей саванны эти показатели равны 62.5 кг и 169 см. По сравнению с представителями других групп населения потребление кислорода при физической нагрузке, объем легких и частота пульса у них выше среднего.

Температура окружающей среды представляет собой важнейший и зачастую ограничивающий жизненные возможности экологический фактор и вид экстремальных условий, который практически каждый человек в течение жизни может испытать на себе. Мы живем и комфортно себя чувствуем в довольно узком интервале температур. В природе же температура не постоянна и может колебаться в довольно широких пределах (+60.. - 60С). Резкие колебания температуры – сильные морозы или зной – неблагоприятно действуют на здоровье людей. Однако существует много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом. Возьмем, к примеру, экстремальные условия Севера. Акклиматизация эскимосов (а они и сейчас живут в условиях ледникового периода) основывается на вазомоторно-нервных регуляциях. Звери на севере приспосабливают свой организм к пониженной отдаче энергии. У некоторых это вызывает даже необходимость зимней спячки. Люди в тех же обстоятельствах реагируют повышенной отдачей энергии. Это требует развития способности добывать себе достаточное количество пищи, а также влияет на выбор еды. Она должна быть максимально полезной человеку. Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку она должна содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например, происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает сидящему рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается ничего, а единственной зеленью у эскимосов является заквашенное содержимое оленьих желудков, представляющее собой переваренные лишайники. Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко не все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или Антарктиды) и приспособиться к ним. Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения. Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе, привели к катастрофическим последствиям и сопровождались человеческими жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при температуре –57С школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны чистопородных домашних лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как обычно.

Невесомость - это относительно новый вид экстремальных условий, возникший в результате освоения человеком космических пространств. Перед первым полетом человека в космос некоторые ученые утверждали, что он не сможет работать в состоянии невесомости и, более того, полагали, что психика нормального человека не выдержит встречи с невесомостью. Полет первого космонавта

опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости начинает проявляться с нарушения деятельности вестибулярного аппарата, внутреннего уха, зрения, кожной и мышечной чувствительности. Человек испытывает ощущение, будто он совершает полет головой вниз. Как выраженность, так и продолжительность этих симптом индивидуальна. По мере увеличения срока пребывания в невесомости они ослабевают но, как правило, вновь возникают в первые часы и дни после

возвращения на Землю в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет гидростатического давления крови, а поэтому начинается действие реакций, вызванных невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови: из нижней части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того, появляются симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную систему.

Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в условиях действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей кальция и фосфора изменяется прочность скелета, особенно в продолжительных полетах. И тем не менее в условиях невесомости человек может приспособиться к отсутствию гравитации и гидростатическому давлению крови.

Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных ситуаций, могут возникать и критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн. Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни – являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для многих людей. В таких условиях возникают острые физические, психические и социальные стрессы создающие

угрозу для жизни. здоровья и благополучия людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние практически на каждую клетку организма.

Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные явления. Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода. Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.

Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые. Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего времени. В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях погибли 22 млн. человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное происшествие можно отнести к экстремальным условиям. Но бывают случаи, когда во время ДТП люди действительно попадают в экстремальную ситуацию. Например, 22 июля 1970 года в Дели паводковой волной с шоссе в ближайший овраг было смыто 25 автобусов, 5 такси и один военный автомобиль. Лишились жизни большое

количество людей, Причиной смерти было не только само ДТП, но и паника, возникшая среди людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками. 2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку от Салерно в Италии остановился поезд с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек. Когда 22 октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с рельсов скорый

поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням человек. Самой крупной железнодорожной катастрофой была авария экспресса на мосту восточнее Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года: поезд рухнул в реку, погибли 1172 человека. На утонувшем пароме «Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238 человек. И другие факты.

В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в первую очередь социальное. С развитием новых современных видов транспорта возникают и новые проблемы.

В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности и повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе человек - машина. Мы привыкли к эффективности техники и мало принимаем во внимание возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит подобная беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых работают с высоко токсичными микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

Изучение влияния климатических факторов на человека приобретает особую актуальность в районах с экстремальными природными условиями.

Понятие экстремальности окружающей среды применяется по отношению к различным типам сред, причем не только природных, но и социальных. Экстремальное действие на человека может оказывать быстрая смена привычных условий на новые – даже на более благоприятные для жизнедеятельности. Экстремальность различных воздействий неодинакова для представителей различных адаптивных типов людей, этносов и рас, а также для различных возрастных групп населения.

Представления об экстремальности меняются в зависимости от уровня экономического и социально-политического развития общества, поскольку этот уровень определяет степень зависимости человека от сил природы. Они меняются и в зависимости от степени освоенности человеком территории, ранее считавшейся экстремальной, т.е. от того, насколько активно человек воздействовал на окружающую его среду при создании благоприятных для жизни и трудовой деятельности условий.

Под экстремальными зонами (районами) обычно понимают обширные по площади территории с экстремальными природными условиями. К ним относятся: зона Арктики, охватывающая северные территории Азии, Европы, Северной Америки, а также Антарктический материк, на всей территории которого условия экстремальны для жизни человека. Под экстремальными локусами понимают небольшие по площади территории.

Выделяют абсолютно экстремальные зоны , в которых жизнь людей без специальных систем жизнеобеспечения практически невозможна, и относительно экстремальные зоны , в которых жизнь человека возможна, но в значительной степени затруднена.

Влияние экстремальных условий на человека может быть различно по продолжительности в годовом цикле. Так, например, в Восточной Сибири экстремально холодные условия имеют место в течение зимы, а в центральных областях Антарктиды экстремально холодные условия наблюдаются весь год. К экстремальным можно отнести территории с повторяющимися природными явлениями стихийного характера, например, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов.

Тесная экологическая связь существует между человеком и геохимическими условиями. Основная связь человека с геохимическими условиями природной среды осуществляется по пищевым цепям. В результате гомеостатической регуляции обменных процессов в организме человека происходит поддержание необходимых концентраций различных химических элементов, однако эта регуляция может осуществляться лишь при определенных концентрациях элементов во внешней среде, которые называются пороговыми концентрациями . Условия районов, которые по своим параметрам находятся между нижними и верхними пороговыми концентрациями, называются комфортными . Остальные районы являются экстремальными. Экстремальность территории по геохимическому фактору устраняется введением в рацион питания населения недостающих химических элементов.

Вспомните:

Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная, эндокринная системы.

Вопросы после § 14

Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Стрессоры можно разделить на физические – жара, холод; психические – опасность, конфликты. Различные виды стресса вызывают схожие биохимические изменения в организме. В стрессовой ситуации повышается уровень определенных гормонов в крови (адреналин, норадреналин и др.) , что приводит к усиленному кровоснабжению головного мозга, легких, сердца, мышц. Повышается уровень глюкозы крови, учащается дыхание и сердцебиение – организм готовится к отражению опасного воздействия. И эти реакции могут отмечаться у человека не только при наличии истинной опасности, но и, например, при воспоминаниях о каких-либо ситуациях.

Опишите фазы стресса

Ответ. Выделяют три стадии:

Тревоги – вызывает мобилизацию всего организма, увеличивается образование гормонов надпочечников. Напряженность начинает стремительно возрастать. В некоторых случаях эта напряженность может длиться всего несколько минут, в других – может продолжаться длительное время. На этой стадии реакция отдельно взятого человека специфична. У некоторых людей ускоряются мыслительные процессы, быстро принимаются оптимальные решения, активизируется мышечная система. У других людей может наблюдаться обратный эффект.

Сопротивления – данная фаза наступает в тех случаях, если воздействие внешних факторов стресса не прекращается. Мобилизовавшийся на предыдущей стадии организм начинает сопротивляться стрессу. Человек выглядит здоровым и активным, продолжает объективно реагировать на внешние раздражители, пытается решить все возникающие проблемы конструктивным путем. Адаптационные возможности организма сбалансированы, человек «вработался» и готов противостоять неблагоприятному и сильному фактору среды. Как и первая фаза, фаза сопротивления не несет опасности для человека.

Истощения - завершающая фаза развития стресса характеризуется истощением человеческих сил и начинается тогда, когда вторая фаза продолжается слишком долго и человек не получает никакого отдыха. Ресурсы организма исчерпываются, а устойчивость человека начинает стремительно снижаться. Начинают проявляется такие проблемы физиологического плана, как пропадание аппетита, нарушения сна. Человек начинает терять в весе, его давление становится нестабильным и часто повышается. Возникают чувство постоянной усталости, подавленности и разбитости. Если на этом шаге человеку не предоставить возможности для отдыха, она может стать причиной серьёзных психических, психологических и заболеваний. Помощь может прийти из вне в виде поддержки или устранения стрессора. Иначе адаптационные возможности будут перегружены, что приводит к психологическим травмам и болезням.

В каких случаях стресс может быть полезен?

Ответ. Ученые считают, что в некоторых случаях первую случаях первую фазу стресса можно считать полезной, так как она закаляет организм и тренирует его к мгновенной мобилизации.

Как противостоять действию стрессора?

Ответ. Снятию эмоционального стресса способствуют:

Успешная деятельность;

Прослушивание мелодичной музыки;

Общение с природой;

Общение с близкими людьми;

Общение с домашними животными;

Методы релаксации;

Правильное чередование работы и отдыха;

Полноценный сон.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - это такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Поэтому экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное - это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности; субъективное - психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Экстремальная ситуация может иметь разные формы проявления: а) понижение организованности поведения; б) торможение действий и движения; в) повышение эффективности деятельности. Экстремальная ситуация может быть скоропреходящей или длительной. При определении пригодности человека к той или иной профессии необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:

1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);

2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается как скрытая угроза);

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поведением);

4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, угрозы ситуации).

Экстремальные факторы - чрезвычайно жесткие условия среды, не адекватные врожденным и приобретенным свойствам человеческого организма. Их влияние ведет к высоким нервно-психологическим и энергетическим затратам, возникновению негативных функциональных состояний (стресс, конфликт, кризис, фрустрация, депривация), нарушениям адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:

· различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;

· дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

· условия работы, опасные для жизни

· высокая «цена» решений, ответственность, ситуации риска

· ситуации конфликта

· экономические факторы

· некомфортная организация рабочего места, не эргономичность

· чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

· воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

· воздействие неблагоприятных условий (химические, физические, радиационные, магнитные воздействия)

· наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.


В экстремальной психологии различают особые, экстремальные и сверхэкстремальные условия деятельности.

Особые – деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления. Не имеют большой мощности и интенсивности.

Экстремальные – характерно постоянное действие экстремальных факторов. Потенциальная опасность. Негативные функциональные состояния выражены сильно.

Сверхэкстремальные – постоянное действие экстремальных факторов. Высокая интенсивность. Реальная опасность. Негативные функциональные состояния – крайняя степень выраженности. Обязательна реабилитация.

Основным путем повышения эффективности и надежности деятельности в экстремальных условиях является формирование функциональных резервных возможностей компенсаторного типа (дополнительные знания, умения и навыки, включаемые в деятельность при появлении экстремальных факторов), а так же развитие у субъекта труда общих и специальных акмеологических инвариант профессионализма.

Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях:

Профессиональная деятельность претерпевает изменения в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда.

Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человека. Это сопровождается ухудшением результатов трудовой деятельности. Перегрузка тормозит поисковую деятельность, затрудняет самостоятельное принятие решения, снижает гибкость мыслительных процессов, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей интеллектуальную оценку событий, решение проблемных задач.

В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному. Одни люди проявляют экономные стили. Это, прежде всего, конструктивный стиль – овладение ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств и сохранения собственного статуса, взаимодействие с людьми и организация устойчивой социальной поддержки. Этот стиль является результативным и в то же время щадящим, ибо он сохраняет здоровье и психику человека. Другим экономным стилем авторы называют рефлексивный стиль – управление ситуацией через переоценку ценностей, более адекватный уровень притязаний, пластичность жизненных стереотипов.

Менее экономными, отмечают те же авторы, являются: волевой стиль как опора только на свои собственные возможности, мотивы долга, дисциплины, безкомпромиссного отношения к себе и окружающим, стремление быть максимально результативным, обостренная реакция на неудачи. Этот стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организма, невосполнимым потерям, к профессиональной деквалификации, к невозможности «продержаться» в течение длительного профессионального марафона. Непродуктивным, по мысли авторов, является и капитулятивный стиль : если цель труда не имеет личностного смысла для человека, то происходит отказ от деятельности. Этот стиль деятельности реже наблюдается у лиц с профессиональной психологической подготовкой.

При труде и деятельности в экстремальной ситуации у человека нередко вырабатываются: активная адекватная реакция, направленная на устранение или преодоление экстремальных факторов, стремление увеличить продуктивность деятельности; мобилизационный настрой, повышение продуктивности мышления, ускорение быстроты действия за счет укрупнения его единиц; расширение сенсорного входа (периферическое зрение, экстрасенсорная чувствительность), избирательное ограничение действий, экономичность; расширение мышления и сознания, выход за пределы данной ситуации, умение увидеть ситуацию в более широком контексте; переход на более высокие уровни обобщения или «спуск к интуиции»; способность к поиску нового, творческого решения и избирательные продуктивные ошибки; защитные и приспособительные механизмы обеспечения нужной мобилизации; оперативное мышление – создание либо новой системы действий, либо новой комбинации ранее известных действий, вследствие чего неопределенный сигнал превращается в определенный, происходит укрупнение оперативных единиц в единый целостный план решения.

Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни.

Неправильно думать, что стресс вызывается только неприятными событиями. Чрезмерная радость также может привести к состоянию стресса. Например, стресс от успешной сдачи сессии может вызывать в организме такие же изменения, как стресс, вызванный сильным испугом.

Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие и т.д.

Существует несколько определений стресса:

  • 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т.д.).
  • 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства.
  • 3. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования.

Наиболее общей концепцией, рассматривающей механизмы реагирования организма на опасность на всех уровнях, является концепция стресса, разработанная Г. Селье. Согласно этой концепции, общий адаптационный синдром есть универсальная реакция на любое предъявленное организму требование, обусловливающая его напряжение (стресс), направленное на преодоление трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Селье выделяет три фазы общего адаптационного синдрома:

  • - Реакция тревоги, отражающую мобилизацию всех ресурсов организма.
  • - Фазу сопротивления, при которой в связи с произошедшей мобилизацией организм противостоит вызвавшим стресс воздействиям, эффективно поддерживая гомеостаз без заметного ущерба для здоровья.
  • - Фазу истощения, в которой слишком длительная или интенсивная борьба с повреждающим фактором приводит к дистрессу - срыву адаптации и развитию патологических процессов и заболеваний.

При стрессе происходит интенсивный расход энергии и функциональных резервов организма.

При единстве механизмов общего адаптационного синдрома его проявления могут быть различными в зависимости от интенсивности, длительности и характера действия повреждающего фактора.

Формой стресса, играющей важнейшее значение в адаптации человека, является эмоциональный (психический) стресс.

Различают два вида стресса:

  • 1. Системный (физиологический) стресс.
  • 2. Психический (эмоциональный) стресс.

Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, который напрягает физиологические и психологические способности до степени близких к пределу или их превышающих.

Различия между упомянутыми видами стресса объясняются:

  • - при физиологическом стрессе - непосредственным воздействием неблагоприятных факторов на организм.
  • - при психическом стрессе - включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессогенной ситуации, при которой прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

Необходимым условием возникновения психического стресса является восприятие угрозы (эмоциональный стресс не возникает, как опасная), а восприятие ситуации как угрожающей связано с когнитивными (познавательными) процессами, с особенностями личности (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.).

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Связывание чувства, тревоги с конкретной угрозой обозначается как страх.

Тревога и страх являются признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активизирующими адаптационные механизмы, заставляющими искать выход из стрессирующей ситуации.

В зависимости от уровня тревоги и страха поведения человек может быть разным. Нарушения психической адаптации могут проявляться в снижении эффективности деятельности, нарушенных межличностных отношений, сужение круга интересов или их уровня.

В случае выраженности этих явлений можно рассматривать как нарушения психического здоровья.

Стресс и его атрибуты (тревога и страх) являются обязательными составляющими функционального состояния людей, находящихся в очагах ЧС и подверженных воздействию тех или иных опасностей.

Возможные психологические симптомы стресса:

чувство, что должно произойти что-то плохое

постоянное беспричинное беспокойство и нервозность

неспособность расслабиться

Депрессия

чувство бессилия или беспомощности

сонливость

ослабление памяти и внимания

Зачастую люди пытаются преодолеть последствия стресса, прибегая к алкоголю или лекарственным препаратам, но, принося временное облегчение, эти средства лишь ухудшают общее состояние. Если человек постоянно испытываете какие-то из вышеперечисленных симптомов или замечает за собой привычку бороться со стрессом при помощи алкоголя, ему возможно необходимо обратиться за помощью к психиатру или психологу. Также существуют различные заблуждения, связанные со стрессом.

Стресс влияет лишь на психику, не причиняя вреда физическому состоянию. Оказывая влияние на психику, стресс воздействует на организм в целом. Например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки часто являются следствием стрессов. Существует понятие «психосоматические заболевания», под которыми понимаются вполне реальные «физические» болезни.

Истерика.

Нервная дрожь.

Двигательное возбуждение.

Агрессия.

» Ступор,

Насилие и др.

Пла ч

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную в ситуациях потери близкого человека, потерн жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоции, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки

Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики - нет возбуждения в поведении.

Помощь "

В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном к телесном уровнях. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину, погладить по голове); это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

Применение приемов ((активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете. Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов не давайте советов.

Если человек сдерживает слезы, то эмоциональной разрядки, облегчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

Истерика

Признаки

Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.

Помощь

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»),

После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь

Часто можно наблюдать такую картину - человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь - так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и Других болезней.

Признаки

Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь

Нужно усилить его дрожь; для этого возьмите пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10 - 15 секунд. Во время этого приема разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение.

Неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Страх

Ребенок просыпается ночью оттого, что ему приснился кошмар. Человек, переживший землетрясение, не может зайти в свою уцелевшую квартиру. Однажды попал в катастрофу, человек не садится за руль. Все это - страх.

Признаки

Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения; панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь

Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темньм улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие, боится входить в свой подъезд).

Чтобы помочь человеку - положите его руку себе на запястье. чтобы он ощутил ваш спокойный пульс; это сигнал - «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет?» и т.п.). Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, я затем уменьшить (или удалить) его; это позволит пострадавшему почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2% и т.д.).

Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать противоположное страху ощущение в теле («Что противоположно напряжению?», «Где это ощущается в теле?»). После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле н спросите о том, что изменилось в ощущениях, «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.

С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (т.е. рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать); после этого проделайте желаемое вместе с ребенком.

Эти несложные приемы могут помочь справиться с неприятным переживанием страха.

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. он не понимает - где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать, - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел В себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я то-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки

Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих; опасность причинения вреда себе и другим.

Помощь

Необходимо удержать человека с помощью приема «захват» - находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говори-спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Агрессия

Каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему - кто - .то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время (будет мешать самому пострадавшему и окружающим/

Признаки

Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; увеличение кровяного давления.

Помощь

Сведите к минимуму количество окружающих. -

Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой Демонстрируйте благожелательность.

Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания - если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Если агрессию вызывает какой-либо человек - (начальник, знакомый, сослуживец), то можно применить несколько несложных приемов:

  • - предложите визуализировать его («Представь этого человека сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведениям),
  • - предложите проделать следующие действия с неприятным образом - уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.п.

Другой вариант. После того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно, предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросите постепенно уменьшить негативный образ до маленького пятнышка.

Попробуйте разные варианты. Попросите опять вспомнить образ «плохого» человека и ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не будет вызывать резко негативных эмоций.

Ступор

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки

Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» а определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.

Помощь

Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони, большие пальцы должны быть выставлены наружу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

Человек в таком состоянии может слышать и видеть, поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше - негативные).

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия

Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с огромным трудом, В душе равнодушие и безразличие - нет сил даже на эмоции.

Признаки

Безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.

Помощь

Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов (Как тебя зовут? Как ты себя чувствуешь? Хочешь есть?).

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице) - поговорите с пострадавшим, вовлеките его в любую совместную деятельность (прогуляться, выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся а помощи).

Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь взрослому)

К подобным ситуациям относятся захват террористами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой Смерти (в обыденной жизни психика создает защиту в виде иллюзий, позволяющих воспринимать смерть как далекое и нереальное событие.

Даже если человек не подвергся физическому насилию, он нее равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Помощь

Дайте возможность человеку выразить чувства, связанные с пережитыми событиями в беседе; если он отказывается от беседы, предложите описать произошедшее событие и свои ощущения в дневнике или а виде рассказа.

Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать пережитое трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»),

Насилие., связанное с угрозой для жизни (помощь ребенку)

Ребенок пережил насилие по отношению к себе или членам семьи, стал свидетелем нанесения увечий другим людям.

Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выражается в молчании и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он может снова и снова рисовать самые страшные моменты произошедего (изуродованные или раненые люди).

Если ребенок связывает действия преступника с яростью, то теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой; начинает бояться собственных неконтролируемых эмоции, особенно ли у него есть фантазии, связанные с местью.

Ребенок может испытывать чувство вины, т.е. считать причиной бытия свое предшествующее поведение

Ребенок, переживший травматическое событие, не видит дальнейшей жизненной перспективы - не знает, что будет с ними через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в

личностном развитии.

Помощь

Дайте понять ребенку, что нам важно то, что он пережил; что вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Ты не один. Я знаю одного очень смелого, мужественного мальчика, с которым тоже такое случилось»).

Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие а его играх).

Посмотрите вместе с ребенком хорошие фотографии - это позволит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматическую память.

Сводите разговоры о событие с описания деталей на чувства. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность. страх, гнев.

Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его поступки).

Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите вынести вовне свои переживания в виде образов).

Не позволяйте ребенку стать тираном, не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

Катастрофы, аварии, стихийные бедствии

При катастрофам, стихийных бедствиях, взрывах, авариях можно столкнуться с ситуацией, когда человек изолирован в завале (при взрывах и землетрясениях); из крышах домов, деревьях (при наводнениях); в автомобиле (при ДТП). Этот человек является непосредственной жертвой катастрофы.

Представьте ситуацию: вы находитесь в темной, заваленной мебелью комнате; вы не представляете - где и что находится, и не знаете, как выбраться. Ситуация, в которой находится человек в завале, намного хуже. Можно представить, что в этом случае любая информация является единственной связью с окружающим миром, становится на вес золота. Важным является - что и как нужно говорить.

Говорить в завале необходимо громко, медленно и четко. Сообщите людям информацию о том, что помощь идет, и о правилах поведения - максимальная экономия сил; дыхание медленное, неглубокое, через нос, это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве; запрет на физические действия по самоосвобождению.

Освобожденным из завала, в первую очередь, оказывается медицинская помощь; психологическая помощь необходима и возможна в том случае, когда уже-оказана медицинская помощь или ее оказание пока невозможна (человек изолирован)

Смертельная болезнь

Отношение человека к тому, что его ожидает, меняется следующим образом:

отрицание - «Нет, не я!»

гнев - ((Почему именно я?»

«торг» - больной вступает в переговоры за продление своей жизни; обещает, например, быть послушным, стать верующим;

депрессия - не задает вопросов, плачет, замыкается в себе;

принятие реальности.

Важно как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Существует укоренившийся стереотип - «бороться со смертью до конца»; однако в действительности необходимо, чтобы человек принял смерть на духовном уровне.

Помощь

Поощряйте мысли об уходе, а не о смерти Разговаривайте с человеком как можно больше; просите, чтобы рассказал о различных эпизодах своей жизни.

Побуждайте задуматься (вспомнить) об успехах, жизненных достижениях.

Не оставляйте человека одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить.

Осуществите несбывшиеся желания человека (проигрывание в Сражении до мельчайших подробностей ситуации, которая так и не реализовалась).

Если человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые бы хотел сделать человек.

Найдите ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело) человека, который поможет ему прожить остаток жизни без душевных терзаний.