Пост правила соблюдения для мирян. Как правильно поститься православным мирянам и чем питаться в разные дни

Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш «зашлакован» чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом, нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами, лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно она способствует связыванию и выведению токсичных веществ из организма.

Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Она должна быть слегка недосоленной, овощи необходимо употреблять в сыром, полувареном и вареном виде. Исключаются животные жиры, вводятся растительные.

Что можно есть в пост?

Хлеб (грубого помола), кроме сдобы; каши, сваренные на воде, без сливочного масла; овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.

Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз.

Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется большое количество отходов пита-ния животным белком: мочевина, мочевая кислота.

Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не ис-ключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кро-ме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период — в период наличия овощей и фруктов. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вна-чале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйца-ми и творогом.

Пост благоприятен для здоровья еще и потому, что разумное воздержание вообще полезно для человеческого организма, а неумеренность в питании — причина многих болезней.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста:

  1. полное воздержание от пищи;
  2. сухоядение;
  3. горячая пища без масла;
  4. горячая пища с маслом (растительным);
  5. вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) - дни строгого поста - воздержания от пищи. В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу. Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное - надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», - сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне поста.

В основном пост у большинства людей сопряжён лишь с воздержанием от пищи, мол попостился, отказался от мяса, молока, сладкого и очистился от грехов. Только данное определение далеко от истины. Человек, ограничивающий себя в чем-либо, меняется в характере, становится вспыльчивым и сердитым, в крайнем случае замкнутым. У некоторых, соблюдающих пост, может возникнуть чувство превосходства над остальными. Всё это от лукавого.

Пост подразумевает, кроме ограничения в приёме пищи, духовную работу над собой. В эти дни происходит наплыв искушений, поэтому необходим максимальный контроль мыслей и желаний, прежде всего (Не возжелай!). Посты существуют во всех мировых религиях. Кроме очищения и оздоровления плоти они несут главное - духовную очистку. У христиан вера делится на два основных течения: католицизм и православие.

В Русской православной церкви наибольшее количество постов, приуроченных к церковным праздникам. Есть многодневные, до 42 дней, и однодневные. Один из них - Петровский пост.

Зарождение

Когда начинается Петровский пост? Называемый иначе - Апостольным, пост приурочен к празднику в честь апостолов Петра и Павла, заканчиваясь в этот день. Праздник выпадает на 12 июля. Ранее его называли постом Пятидесятницы, практикуемого с самых ранних времён Православия. Относится к числу весьма важных постов в православном христианстве. Полностью установился он после постройки храма Петра и Павла, когда в день памяти этим святым, 29-го июня (по н. с. 12 июля), его освятили.

Данный пост подготавливает христиан к работе над собой, воздержанию от пищи и дурных мыслей, сопровождаемому молитвами к празднованию Петра и Павла. В народе этот пост называли «Петровка» или «Петровка-голодовка». Второе название обусловлено тем, что в начале лета от собранного урожая почти ничего не оставалось, а нового долго ждать.

Апостолы Пётр и Павел всегда постились перед проповедями. До того, как этот пост приурочили апостолам, его проводили, возмещая упущенное, в Великий пост. Те, кто по состоянию здоровья либо находясь в поездке или по другой какой-либо причине не смог блюсти Великий пост, могли восполнить пропущенное в Петровский, среди лета, с большим количеством овощей и фруктов.

Когда начинается Петровский пост?

Время начала поста полностью зависит от Пасхи, начинается он всегда с понедельника, через неделю от Троицы, на 50-й день после Пасхи, дата которой зависит от лунного календаря. Поэтому дата праздника Христова Воскресения получается не закреплённой. Отсюда, когда начало православного Петровского поста, сразу ответить точно сложно, он выпадает на разные числа и месяцы, в то время как конец фиксируется на праздник Петра и Павла. От этого продолжительность поста плавает в промежутке от 8 до 42 дней.

Ввиду природной потребности пищи для тела, во время отказа от неё и абсолютного контроля над собой верующий укрепляет собственную волю, столь необходимую в покорении плотских потребностей. В эти дни рекомендуется поразмышлять об подлинном смирении и своём кресте, представить и понять, какой духовный подвиг совершили апостолы Петр и Павел.

Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Конечно же, воздержание в эти периоды живущих в миру разительно отличается от соблюдения поста священником или монахом. Обусловлено это может быть работой, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами. С другой стороны, постящийся должен видеть эти обстоятельства субъективно, избегая излишних попустительств в воздержании.

Отпечаток образа жизни наносит глубокое воздействие на восприятие мира и пути, ведущего каждое мгновение вверх или вниз. Монахи воспринимают и соблюдают правила и обычаи, заложенные в обители, или должностью в церковной иерархии. Поэтому пост у монахов в любом случае строже, нежели у мирян. У аскетов все мирские обстоятельства отпадают, приходится соблюдать устав.

Они должны постоянно молиться, часто всенощно, что изнуряет к тому же воздержание в пище. Однако монахи лишены всех мирских забот, на начальных этапах - стенами монастыря или церкви, на следующих - последователями. Благодаря этому священники глубже входят в духовную жизнь. Такое различие происходило во все времена.

Молитвы и таинства

Молитвы и другие таинства православного христианства требуется учиться читать и принимать. В высказывании «По молитве и дано будет» роль играет на текст, а само чтение. Многие, служащие Господу, прослышаны про теплоту и слёзы, указывающие, что молитва удалась. Правильная приносит благо, только, насколько возвышенна, настолько и приложить труда требует.

Предписание гласит о том, что не к сердечной теплоте со слезами надо стремиться. А стараться прочесть с каждым разом лучше и искренней, тогда благодать сама снизойдёт, соизмеримая со степенью смирения. Когда найдут слёзы с теплотой в душе и сокрушением, чтоб не возгордиться.

Что можно есть в Петровский пост?

Пост менее строгий, чем Великий, хоть и ограничено употребление подсолнечного масла и рыбы. Но всё же иногда, в зависимости от дня недели, можно позволить эти продукты. Большинство верующих желают составить себе меню на Петровский пост.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Абсолютно запрещены мясо, птица, молочные продукты, яйца и блюда из перечисленного. Не употреблять в пищу весь фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку. Распитие спиртных напитков, естественно, неуместно.

  • По понедельникам разрешено есть горячую пищу из овощей, грибов и круп. Без добавки масла.
  • По вторникам - овощи, грибы, крупы, фрукты с добавлением растительного масла, рыба.
  • По средам строгий пост. Есть можно только сырые овощи, фрукты, хлеб. Раз в день, вечером.
  • По четвергам - растительная пища (овощи, фрукты, грибы, крупы) с растительным маслом, рыба.
  • По пятницам - строгое воздержание, на ужин лишь сырые овощи и фрукты.
  • По субботам и воскресеньям разрешаются овощи, грибы, крупы, растительное масло, рыба, вино, в два приема.

Это список продуктов, разрешённых к употреблению в Петровский пост для мирян. Людям, принявшим постриг в монахи или священнослужителям, ограничения назначаются намного строже. Придерживаться их среди лета не так уж сложно, ведь в эту пору много фруктов и овощей. Даже без мяса, животных жиров и других продуктов, попадающих под запрет во время поста.

Среди лета достаточно найдётся овощей, круп и бобовых, заменяющих обычный рацион, делая его разнообразным и вкусным.

Блюда

Несколько блюд Петровского поста с весьма приятным и ароматным вкусом:

  • Гороховый суп без навара, кроме овощного и бобового.
  • Голубцы с грибами, вместо фарша из мяса.
  • Очень простой в изготовлении салат с картошкой, солёными огурцами, маринованными грибами, зеленью. Все это приправлено уксусом, специями и маслом.
  • Рыбные лепёшки с картошкой.
  • Зелёный борщ с крапивой, без навара.
  • Гречневый суп с грибами.
  • Овощное рагу.

Кроме перечисленных блюд существует множество рецептов приготовления закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и напитков.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Как уже указывалось, в эти дни соблюдать необходимо не только ограничения в пище. Нужно следить за своим поведением, придерживаться определённых правил и рекомендаций. Это касается не только монахов и священнослужителей (у них ещё строже требования), но и людей, живущих в миру.

Издревле в такие дни приостанавливались все суетные дела, требовалось правильно составить питание в Петровский пост по дням, вести размышления о духовном, творить богоугодные дела и заниматься благотворительностью.

Уважительные причины послабления строгости соблюдения поста

Конечно же, не стоит лоб расшибать, как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». В зависимости от образа жизни, связанного с работой, болезнью или другими уважительными обстоятельствами, необходимо придерживаться поста более мягко, в смысле еды и времяпровождения. Столько брать на себя, чтобы не надорваться.

Может статься, что у человека особенности, связанные со здоровьем. Таким людям строго поститься не следует, сам недуг - уже пост, вынуждающий придерживаться некоторого поведения и действий. Людям с ограниченными способностями передвижения это знакомо, как и тратящим много сил в течение дня (спортсмены, военные, моряки, связанные с тяжёлым физическим трудом, умственной нагрузкой, усиленным обучением). Есть общие правила, но жизненные обстоятельства у каждого свои.

Пост для детей

Особого отношения требуют дети. Тут задача родителя не ограничивать сразу и полностью, строго по всем предписаниям. Ребёнок в таком случае будет исполнять, но для него это будет тяжело физически и морально. Растущему организму требуется постоянное потребление животного, растительного белка, всех минералов и витаминов. Поэтому лучше уговорить его для начала меньше есть конфет в пост, потом исключить их полностью. Так ребёнок, когда вы договариваетесь через выдвигаемые вами аргументы, начинает осознанно работать над собой в пост, что важнее самого поста.

«Главное не то, что входит, а то, что выходит!» — наставлял Иисус Христос. Поэтому сосредотачиваться нужно не на еде, а на сердце. Что исходит от человека в окружающий мир? Ругань, раздражение, отрицательные поступки и другие действия, с эмоциями разрушающие отношения между близкими, ведут к нарушениям отношений с Богом.

Близится Великий пост. Кто-то преступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Строже или либеральнее?

Суть поста, будь то Рождественский, Петровский или Великий пост, заключается в том, чтобы дать себе определенный труд, хотя бы в минимальной степени притеснив свою плоть в ее обычных нуждах и требованиях, и в то же время добиться некоего высвобождения духа. Пост способствует большей собранности, пост смиряет и заставляет встретиться лицом к лицу со своим внутренним человеком, увидеть, что происходит в сердце и в душе.

Гастрономическая составляющая — это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища — это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями.

Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста. А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует.

В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом.

Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает.

Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел. Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того.

Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост.

Устав поста для мирян?

В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый — для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны — мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.

Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении. Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно — для всех.

Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17 , 10). Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность — возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.

Символ или труд?

Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей. И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься?», сколько к проб-леме неправильного понимания христианской жизни как таковой. Христианская жизнь — это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.

Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно,— то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.

Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую великопостного делания — это составить для себя план, пусть даже на бумаге, и наметить, что я в течение этого поста должен постараться сделать. Уверен, что у любого разумного православного христианина ключевым моментом в этом плане будет не сведение потребления пищи к такому-то минимуму, а духовные требования к себе: изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, даже в своей работе. Но при этом замечено, что когда человек ограничивает себя в еде, ему меньше хочется говорить, осуждать. Правда, он становится и чуть более раздражительным, но, зная эту особенность, нужно просто быть внимательным и правильно к этому относиться.

Люди, которые уже давно в Церкви и чувствуют себя уверенно, приступая к посту, тоже не застрахованы от ряда ошибок. Есть такое распространенное выражение: «углубленный в церковную жизнь», и, наверное, это главная ошибка — ощущение своей углубленности. У нас нет задачи углубиться во что-то — в церковную жизнь, в чтение святых отцов, в Евангелие. У нас есть задача стать хорошими людьми и хорошими хрис-тианами, приблизиться к Богу. Вся наша христианская жизнь проявляется в том, каковы плоды этой жизни.

В патерике есть история о том, как некий брат ходил и везде хвалил своего духовного наставника как великого старца. И кто-то в конце концов спросил у него: «Как же с такого доброго дерева, как он, родился такой кислый плод, как ты?». Человек может очень много читать, часто бывать на службе, строго поститься, много молиться, но при этом не приобрести ни смирения, ни кротости, ни терпения всего того, что Господь в жизни посылает, ни готовности волю Божию принимать и исполнять, в чем бы она ни заключалась. А ведь именно в это человек должен углубиться — в преданность воле Божией.

Газета «Православная вера» № 3 (527)
Инна Стромилова

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

– Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она “понедельничала” за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

– А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

– А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

– Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

– Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

– То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

– Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост – это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: “Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога”, не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста – индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь – ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления – вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины – беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого – признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Приближается Великий пост 2018. Календарь питания по дням для мирян представляет собой свод правил, которые установлены церковью. Пост включает в себя Страстную седмицу и Святую четыредесятницу. Каждый день недели имеет свои установленные правила питания. Небольшое отступление от поста разрешается только в выходные дни и по большим православным праздникам. В этой статье мы рассмотрим, как правильно соблюдать Великий пост мирянам, а также календарь питания по дням недели.

Великий пост состоит из сорока дней после Масленичной недели, а также Страстной седмицы. Пост в последнюю неделю перед Пасхой наиболее строгий. Ведь именно в эту неделю миряне вспоминают о смерти и страданиях Христа. Данная неделя уже не входит в основной пост и считается отдельно. Если на протяжении первых 40 дней поста правоверные христиане своими молитвами приближаются к Господу, то в последнюю неделю поста Господь становится ближе к людям.

Питание в Великий пост для мирян: что можно и чего нельзя

Подготовкой к Великому посту является Масленичная неделя. В этой период уже запрещено есть мясные блюда. При этом люди должны веселиться, ходить друг к другу в гости, кушать большое количество сыра, масла и, конечно же, блинов. После этой неделю посещение любых увеселительных заведений под запретом. Ведь пост – это не система питания, а духовное очищение, воздержание от гнева, зависти и усердие в молитве. Если придерживаться только поста в еде, то к христианству это не будет иметь никакого отношения.

Правила питания Великого поста были составлены церковью очень давно и для монахов. Для мирян пост может быть с большими послаблениями. А строгий пост больными и немощными людьми даже осуждается служителями церкви. Лишнее рвение в ущерб здоровью совсем не нужно церкви. И если человек, который по состоянию здоровья не может поддерживать пост, будет также усердно молиться и посещать церковь, то упрекнуть его в этом никто не сможет.

Пост для мирян должен быть в меру. Если есть какие-то сомнения, лучше посоветоваться со своим священником. Рассмотрим календарь питания, который рассчитан на монахов и служителей церкви. Миряне могут придерживаться этого календаря в силу своих возможностей и состояния здоровья.

Первый день поста – максимально строгий. В этот день монахи вообще отказываются от пищи и пьют только воду. Мирянам лучше отказаться от любой приготовленной пищи и отдать предпочтение сырым овощам и фруктам, хлебу и воде.

Со вторника по пятницу следует есть пищу без добавления растительного масла. Монахи же в этот период не ели ничего кроме хлеба и воды. По такому же принципу следует употреблять пищу и в последнюю неделю поста.

В выходные дни пост немного ослабляется. Разрешается употреблять горячую пищу с добавлением постного масла. Миряне могут позволить себе небольшое количество вина.

В самые большие православные праздники разрешено употреблять вино, постное масло, рыбу и икру. К тому же в эти дни можно употреблять горячую пищу.

Последняя пятница поста – самый строгий день. В этот день даже мирянам рекомендуется полностью отказаться от употребления любой пищи. Разрешено только пить воду. Суббота перед Пасхой только отличается особой строгостью, но в этот день рацион может быть более разнообразный. Разрешается есть сухофрукты, хлеб и пить воду.

Помимо воздержания от употребления определенных продуктов, в период поста запрещено употребление алкоголя и курение. Нельзя есть сдобную и сладкую выпечку, шоколад и белый хлеб. Соблюдение поста позволяет человеку стать ближе к Господу, который нагладит его крепким здоровьем и долголетием. Однако не следует воспринимать пост как диету. В первую очередь – это отказ от мирских искушений, а после этого уже отказ от определенных видов пищи. Только человек, который в этот период не посещал увеселительный заведений, усердно молился и избавился от злобы и раздражительности, может считать, что он постился.