Анализ урока в начальной школе по фгос бланк. Анализ урока в начальной школе

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Анализ урока учителем в соответствии с ФГОС

1. Определите тип урока (Х):

Типология уроков А.К. Дусавицкого (в рамках системно-деятельностного подхода)

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

1. Урок «открытия» новых знаний

2. Урок отработки умений и рефлексии

3. Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

4. Урок развивающего контроля

5. Урок исследования (творчества)

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

3. Отметьте формируемые УУД (+)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия :

Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу контролировать. Перед завучем встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить.
В этой статье, в основном адресованной завучам начальной школы, мы предлагаем познакомиться с видами анализа урока (всего из будет двенадцать), начиная с краткого оценочного (I) и заканчивая комплексным (XII).

I. Краткий оценочный анализ это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

II. Системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

III. Полный анализ это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

5. Методическое обеспечение урока:

Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.

Методика проведения различных частей урока.

– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

8. Общие результаты урока:

выполнение плана урока; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока; общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

IV. Структурный (поэтапный) анализ это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Тип и структура урока:

– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.

– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.

3. Работа над новым учебным материалом:

– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

4. Методы обучения:

– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

5. Усвоение нового материала:

– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.

6. Задание на дом:

– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.

7. Характер деятельности учителя:

– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

8. Результаты урока:

– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.

V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Примерная схема анализа урока

1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание.

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работал при этом класс, сколько времени говорил учитель.

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

VI. Анализ воспитательной направленности урока

Это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8. Влияние личности учителя.

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

VII. Комбинированный анализ

Это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Примерная схема анализа урока

1. Организация урока: организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы урока.

2. Личностные качества учителя: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.

3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели урока; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.

4. Эффективность воспитательной деятельности учителя: нравственная направленность урока; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.

5. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.

VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).

Примерная схема анализа урока

1. Своевременность явки учителя на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Подробный анализ проверки домашнего задания.

6. Методы и дидактические приемы использованные учителем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся.

9. Способ активизация класса во время проверки знаний, умений и навыков.

10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики.

13. Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

14. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания урока.

15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.

16. Педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

19. Самообладание и педагогический такт.

IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Примерная схема анализа урока

1. Организация познавательной деятельности учащихся:

– Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)

Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

– Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?
– Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?
– Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений:

– Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке:

– Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?
– В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?

4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на уроке; особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт учителя; психологический климат в классе.

Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема анализа урока проблемного типа

1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).

2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

3. Организационные действия учителя (при необходимости).

4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.

5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

6. Испоьзованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

7. Применение проблемных методов.

8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

13. Владение способами создания проблемных ситуаций.

14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.

16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.

17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

19. Умение учащихся осуществлять логические операции.

20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).

21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.

В современных условиях спектр деятельности заместителя директора среднестатистической школы становится все более широким. Из-за этого постоянно приходится искать новые способы контроля, которые позволяли тратить минимум времени и получать больше информации о том, как и какими методами ведется преподавание на уроках. Соответственно, актуальная и хорошо продуманная схема помогает справиться с этой проблемой.

Общая направленность анализа

Известно, что ФГОС настаивает на использовании в обучении, направленного на становление развитой и зрелой личности обучаемого. Чтобы учеба была интересной, а деятельность педагога результативной, нужен своевременный, но «мягкий» контроль. Возникает много вопросов: как правильно организовать урок, как правильно оформить раздаточный и методический материал, чтобы им было удобно пользоваться как самому преподавателю, так и обучаемым.

Нами предлагается сжатая и классическая схема анализа урока, основанная на рекомендациях ФГОС и опыте учителей. Эта разработка поможет быстро и полно проанализировать практически любой урок, вне зависимости от его темы и направленности.

Структура урока

Сперва разберемся с тем, какие этапы в обязательном порядке должен содержать в себе каждый «сеанс» работы с учащимися. Итак, общие рекомендации таковы:

  • Стадия организации.
  • Выдача цели и проведение мотивации учащихся. От правильности этого этапа зависит очень многое. Например, проводя анализ урока литературы, следует обращать внимание на вводные данные и те слова, которыми преподаватель пытается заинтересовать своих учеников.
  • Проведение Проще говоря, в это время учащимся дают новые сведения, которые они должны «встроить» в уже усвоенную карту предмета.
  • Ученики усваивают полученные данные, читают литературу и глубже знакомятся с темой, читая методические материалы.
  • Учитель, задавая наводящие вопросы, проверяет, насколько его подопечные усвоили новый материал.
  • Проводится закрепление полученных сведений.
  • Дается новое домашнее задание, в ходе выполнения которого ученики глубже знакомятся с темой и учатся работать с ней самостоятельно.
  • Рефлексия. Учащиеся анализируют все услышанное и увиденное, делают выводы.

Как добиться максимального закрепления знаний?

Чтобы дети действительно усвоили информацию и научились ее использовать в дальнейшем, нужно приложить больше усилий. Практика показывает, что одного урока при этом явно не хватает. Нужен второй, закрепительный. В общем и целом его структура практически не отличается от приведенной выше, но ФГОС рекомендует давать ученикам ситуационные задания для закрепления: типовые и измененные. Так можно наглядно убедиться, что дети действительно усвоили весь объем материала и могут использовать их в «полевых условиях». Это чрезвычайно важно.

Итак, со структурой занятий мы разобрались. Но как с этим связана схема анализа урока? Все просто: не зная его классического построения, сложно будет что-то проверять и контролировать. Продолжим знакомство с темой.

Задачи анализа урока по ФГОС

Чем полнее будет проанализирован ход конкретного занятия, тем больше грамотных и обоснованных рекомендаций можно будет дать учителю. Они помогут специалисту (особенно молодому) определить причины тех проблем, приводящих к недостаточной усваиваемости материала, который он дает на своих занятиях. Кроме того, регулярное устранение недостатков в работе не только сделает ее более результативной, но и в значительной степени повысит самооценку учителя.

Следует сразу предупредить, что предлагаемая нами схема анализа урока предполагает хорошо развитое умение рефлексии. Без этого навыка невозможно «оглянуться назад», чтобы зафиксировать и оценить собственные промахи и ошибки.

Для чего это делать?

Итак, изучение качества проведения учебных занятий предоставляет следующие неоценимые возможности:

  • Научиться правильно ставить цели и задачи как перед учащимися, так и перед собой.
  • Научиться видеть связь между условиями и способами подачи материала и скоростью решения учебных задач.
  • Формирование умения прогнозировать и предвидеть результативность применения тех или иных педагогических приемов, используемых учителем на практике.
  • Наконец, только так можно донести до многих учеников простую истину: чем быстрее «схватывать» общие положения в начале урока, тем проще будет ориентироваться как в конкретном предмете, так и во всех смежных отраслях. Это особенно важно для сложных современных условий, когда специалистам порой приходится перестраиваться буквально «на лету».

Важно понять, что предлагаемый нами план универсален. В частности схема анализа урока математики ничем не отличается от проверки урока русского языка. Подход к подаче материала одинаков, и в любом случае нужно, чтобы дети с интересом и искренним желанием изучали новый материал, который пригодится им в дальнейшем.

Что нужно делать?

Итак, начинаем разбираться непосредственно с методологией проведения анализа. Во-первых, выборочно исследуются фрагменты занятия. Специалист узнает, чем занимаются ученики, какие им предоставляются для этого возможности. Впрочем, обращать внимание следует даже не на это. В ходе урока должны использоваться следующие технологии:

  • Проблемный диалог. В этом случае перед учеником ставится какая-то нетипичная задача. Ему нужно отыскать ее решение, используя те сведения, которые он получил на уроке. Приветствуются нестандартный подход и смекалка. Особенно это хорошо, когда анализ урока (9 класс и выше) проводится одновременно со встречей учеников и представителей предприятия (при проведении профессионального ориентирования).
  • Продуктивное чтение. Как следует из названия, ученик плотно работает с текстом, выявляя наиболее необходимую информацию. Лучше всего, когда этот этап предшествует проблемному диалогу: так можно наглядно убедиться в полноте усвоения нового материала.
  • Рефлексия, или оценка учебных успехов. Учащиеся учатся адекватно оценивать проведенную работу, выявляя промахи и огрехи в ней, делают выводы по способам их избегания в дальнейшем. Очень хорошо, если при этом основные тезисы записываются, а через каждые несколько занятий ученик проверяет, насколько хорошо ему удается придерживаться сформулированных замечаний. Такая схема анализа урока в школе позволит показать детям практическую ценность подобного рода занятий.

Какие функции должен исполнять учитель при проведении урока?

Их несколько, и все они в равной степени важны. Наиболее классическая и очевидная функция - регулятивная. Именно учитель задает цели и составляет общий план урока, он же определяет, насколько успешно ученики справились с теми проблемами, которые перед ними ставились на предшествующих занятиях. Говоря проще, он ставит оценки за классную и домашнюю работу.

Но при этом многие начисто забывают о второй функции - познавательной. Именно от преподавателя зависит, с какой охотой или отсутствием таковой ученики будут познавать новое.

Иной учитель может даже объяснение по основам превратить в увлекательный рассказ, а другой даже изучение интересного художественного произведения способен превратить в настоящую пытку. Такой пример анализа урока показывает, насколько важно личное обаяние и харизма человека, который его проводит.

Важно понимать одну вещь. При анализе степени выполнения этой функции нужно учитывать, насколько человек может раскрыть практические аспекты объясняемого им материала. К примеру, если сухо рассказать основы теории электролиза, только самые упорные ученики будут стараться вникнуть в суть явления. Если же подробно рассказать о том, что такие процессы протекают, к примеру, в аккумуляторах автомобиля, что с их помощью можно добывать многие важные вещества из обычной воды и поваренной соли, заинтересованных станет заметно больше. Это наиболее удачный пример анализа урока.

О коммуникации и взаимосвязях между учениками

Третья функция - коммуникативная. На нее тоже не обращают внимания многие преподаватели, что приводит к тяжелейшим для детей последствиям. Назначение этой роли учителя просто и сложно в одно и то же время. Он должен научить детей правильно говорить, донося свои мысли до окружающих, и не стесняться выступать перед публикой. При этом речь не идет о создании «универсального оратора»: ученик, пусть даже и высказывающий какую-то ошибочную мысль, должен уметь обсудить ее со своими товарищами, совместно прийти к выводу о неточностях своей теории и принять во внимание возражения оппонентов.

Если человек этому не научится с младых ногтей, ничего хорошего его не ждет. Или он превратится в «серую мышь», будучи неспособным высказать ни одного предположения, или же, напротив, станет совершенно нетерпимым к чужому мнению демагогом. И грань здесь, каким бы странным это ни выглядело, достаточно тонкая. Особенно это справедливо, если проводится урок в начальной школе, анализ которого должен быть особенно углубленным.

Личностная функция

Мы не случайно вынесли ее отдельным пунктом, так как значение этой роли учителя недооценить сложно. Как ее расшифровать? Задача учителя здесь состоит в том, чтобы сформировать нравственную, ответственную, самодостаточную личность. Каждый ребенок уникален, а потому сделать это бывает непросто. Особая сложность заключается в том, что многие учителя, сознательно или бессознательно, выбирают себе определенных «любимчиков», отношение к которым лучше из-за каких-то личностных качеств.

Во всяком случае, таковы выводы многих специалистов от ФГОС, которые проводили немало времени, изучая подходы к обучению во всех школах страны. Именно на основании их требований и составлен урока, предлагаемый в рамках данного материала.

Такого быть не должно, так как подобная ситуация в штыки воспринимается остальным классом, при этом падает авторитет самого преподавателя, учащиеся намного критичнее относятся к его словам и поступкам. Все это сильно мешает полноценно работать с классом и давать детям новый материал. Итак, общую информацию мы раскрыли. После этого можно запасаться карандашом и бумагой. Они потребуются для выставления баллов за каждый элемент проводимого анализа.

Важно! В этом случае проводится оценка не по привычной всем пятибалльной системе, а только по двухбалльной (от 0 до 2). При этом следует руководствоваться следующими критериями: если «0», то проведение урока полностью не соответствует стандартам. Если «1», то соответствует не полностью. Таким образом, оценка «2» означает, что все было проведено идеально. Итак, что подразумевает схема анализа урока? Образец предполагает рассмотрение каждого этапа урока в отдельности.

Этапы анализа занятия

Этап номер один: проверка качества проведения занятия, изучение выполнения тех функций, которые должен выполнять урок (образовательная, развивающая и воспитательная). Обращают внимание и на саму организацию образовательного процесса: насколько логично она организована, на манеру подачи информации и прочие важные факторы. Наконец, самое важное для этого этапа: насколько качественно учитель может обеспечить мотивацию учащихся, с тем чтобы они как можно более полно и качественно усваивали подаваемый им новый материал. За цели, организацию и мотивацию последовательно выставляют баллы.

А сейчас обратим внимание на соответствие анализируемого занятия новейшим требованиям ФГОС. На этом этапе отвечают на несколько вопросов:

  • Ориентируется ли учитель на новейшие образовательные стандарты и приемы. Конечно, анализ урока в 1 классе не предполагает предъявления столь жестких требований, но в случае проверки уроков у старшеклассников на это нужно обращать повышенное внимание.
  • Формирование способности у детей к Проще говоря, могут ли обучаемые быстро и грамотно использовать предоставляемую им информацию при решении различных ситуационных задач.
  • Очень важно практическое использование новых подходов к обучению: проекты, исследования.

Как и в прошлом случае, за каждый подпункт выставляется оценка в баллах. На следующем этапе оценивается само содержание урока. Итак, что еще предполагает схема анализа урока? Образец, предоставленный нами на страницах этой статьи, предусматривает глубокое погружение в тематику проводимого занятия.

Научная обоснованность проводимого урока

Во-первых, насколько соответствует подаваемый материал научно подтвержденным данным. Насколько объективно видение учителем этого вопроса. Наконец, насколько соответствует содержание урока требованиям программы. Это также многие упускают из вида, что не слишком хорошо. Также (в соответствии с последними требованиями ФГОС) нужно, чтобы на уроке рассматривалось как можно больше практических ситуаций, чтобы информация, даваемая в рамках учебного занятия, могла с успехом использоваться учеником в его взрослой жизни, в «полевых» условиях.

Наконец, программы уроков должны быть логически взаимосвязаны. Это упрощает понимание учениками даваемой на занятиях информации и ускоряет процесс «вникания» детей в наиболее сложные, многоступенчатые темы. Таким образом, схема анализа урока по ФГОС предполагает остановку на оценке следующих моментов:

  • Научная обоснованность.
  • Соответствие программе.
  • Связь теоретической и практической части.
  • Взаимосвязь между ранее пройденными темами и новым материалом. Особенно важно это, если учитель проводит урок в начальной школе. Анализ таких занятий должен проводиться особенно тщательно.

Методология проведения занятий

Здесь основной упор делается на умение создания учителем проблемных ситуаций и ведения диалогов, в ходе которых учащиеся ищут способы решения этих проблем. Это также из разряда новых требований ФГОС. На это смотрят, когда проводится анализ открытого урока.

Какова доля дедуктивной и репродуктивной деятельности? Проще всего определить качество преподавания по соотношению следующих разновидностей вопросов: «прочитай, расскажи, перепиши» и «докажи, объясни, сравни». Чем последних больше и чем полнее, объективнее ответы на них - тем лучше ведется процесс преподавания. Что еще важнее, при этом дети намного лучше и полнее усваивают даже сложную учебную программу. С учетом тех объемов, которые ей предусмотрены и имеют обыкновение увеличиваться с каждым годом, это крайне важно.

Если проводится анализ урока истории, то упор на доказательства и сравнения должен быть максимальным. Учащиеся в этом случае не просто зазубривают факты о свершившихся в прошлом событиях, но и могут самостоятельно понять, отчего и почему так случилось.

Упор также делается на соотношение самостоятельной работы учеников и учителя. Насколько часто обучаемые самостоятельно исследуют проблему и делают выводы по ней? Ученики должны уметь не только внимательно слушать преподавателя, но и самостоятельно искать решение проблемы, пользуясь исключительно найденной самостоятельно информацией. Это основополагающее обстоятельство, которое в обязательном порядке предполагает схема анализа урока по ФГОС.

А как подводить итоги? Все очень просто: баллы, полученные по результатам проверки каждого пункта, складываются. Чем больше получится итоговая сумма - тем лучше.