Версальская система международных отношений. Версальско-Вашингтонская система: от кризиса к распаду

Вопросы по Новейшей истории стран Запада.

1 Вопрос. Первая мировая война: экономические и политические причины, военные кампании и последствия.

Первая мировая война явилась прямым следствием империалистических противоречий, вызванных неравномерностью экономического и политического развития капиталистических стран. Складываются новые соотношения сил в капиталистическом мире, возникает борьба за передел уже поделенного мира, главным средством которой и являются насилие, война.

Борьба за колонии, столкновение торговых интересов сделалась в капиталистическом обществе одной из главных причин войны.

К началу XX века мир был уже поделен между группами империалистических держав. Но раздел колоний и сфер влияния между главными империалистическими державами перестал соответствовать их реальному экономическому и политическому весу. Противоречия между крупнейшими странами достигли чрезвычайной остроты. Особенно острыми они стали между Англией и Германий. Германия вытесняла Англию на европейских рынках, где она размещала в начале XX века 76% своего экспорта, а Англия - только 38%. Теснила она Англию и на рынках Востока, проникая на Балканы и в Малую Азию. Строительство немецкой железной дороги Берлина через Босфор на Багдад ставило под угрозу английское господство на Ближнем Востоке. Обострили международное положение и франко-германские противоречия.

Французский империализм также сыграл важную роль в подготовке Первой мировой войны. Франция стремилась к реваншу: поражение 1870-1871 гг., к возвращению Эльзаса и Лотарингии, становлению своей гегемонии в Европе.

Однако клубок империалистических противоречий, приведших к возникновению Первой мировой войны, не ограничивался противоречиями между главными капиталистическими державами Запада.

Важную роль сыграли экономические и политические противоречия в Восточной Европе между Германией, Россией и Австро-Венгрией, Россией и Турцией, Австро-Венгрией и Балканскими странами, Турцией и Балканскими странами и между самими Балканскими странами (Сербией, Болгарией, Грецией).

Империалистические противоречия вызвали появление в мире двух основных блоков. Первый сложился еще в последней четверти XIX века. Готовясь к борьбе за передел мира, Германия в 1879 г. заключила союзный договор с Австро-Венгрией, в 1882 г. к союзу присоединилась Италия. Так сложился Тройственный союз (однако Италия в 1915 г. вступила в войну против своих союзников).

Франция в поисках союзников против Германии заключила в 189l г. военное соглашение с Россией. В начале XX века Англия ищет пути к урегулированию спорных вопросов с Францией и Россией. Договорившись о сферах влияния, английские и французские империалисты вместе с Россией создали общий фронт против германского блока: Тройственное соглашение - Антанта.

Опираясь на Тройственный союз, Германия в начале 80-х годов приступает к колониальным захватам. Уже в 1884 г. немецкое правительство установило протекторат над колонией Ангра Пекена (юго-западное побережье Африки). Она была основана бременским купцом Людерицем. Тогда же последовало провозглашение протектората над Того и Камеруном. Для этого тоже были использованы происки гамбургской фирмы Вермана.

Германский империализм участвовал в разделе Китая. В 1897 г. Германия захватила на территории Шаньдуня бухту Киао-Чао и создала там свою военную базу.

Кампания 1914 года 1 Мировой войны

Боевые действия на Западном фронте начались в августе вторжением германских войск в Люксембург и Бельгию. 20 августаони заняли Брюссель, получив возможность беспрепятственно продвигаться к границам Франции. 21-25 августа в пограничном сражении германские армии отбросили англо-французские войска, вторглись в Северную Францию и к началу сентября вышли на реку Марна между Парижем и Верденом; стремясь охватить открытые фланги друг друга, противники прибегали к маневренным операциям (получившим название «Бег к морю»), в результате которых фронт достиг морского побережья.

В октябре и ноябре кровопролитные сражения во Фландрии истощили и уравновесили силы сторон. От швейцарской границы до Северного моря протянулась линия сплошного фронта. Маневренные действия на Западе сменились позиционной борьбой. Расчет Германии на быстрый разгром Франции провалился. Во многом этому способствовали наступательные действия русских войск в Восточной Пруссии (см. Восточно-Прусская операция), в Галиции (см. Галицийская битва) и другие операции.

23 августавойну Германии объявила Япония, в октябре на стороне германского блока в войну вступила Турция. Образовались новые фронты в Закавказье, Месопотамии,Сириии Дарданеллах. В итоге кампании 1914 ни одна из сторон не добилась своих целей, расчеты на быстрый разгром противника провалились, на Западном фронте война приобрела позиционный, окопный характер.

Кампания 1915

Германское командование сосредоточило главные усилия на Восточном фронте. Боевые действия на русском фронте начались в январеи продолжались с небольшими перерывами до глубокойосени.

Важнейшим итогом кампании явился провал германских планов. Германское командование оказалось перед необходимостью продолжать войну на двафронта. Основную тяжесть борьбы в Первой мировой войне 1915 года вынесла Россия, обеспечив Франции и Великобритании передышку для мобилизации экономики на военные нужды.

Кампания 1916

Германия вновь перенесла главные усилия на запад. Главный удар предполагалось нанести Франции в районе Вердена, имевшем важное оперативное значение (см. Верденская операция). Несмотря на огромные усилия, германские войска прорвать оборону не смогли. Этому способствовало наступление русских армий на Юго-Западном фронте в Галиции (Юго-Западного фронта наступление). Германо-австрийское командование было вынуждено перебросить с Западного и Итальянского фронтов на Восточный фронт 34дивизии. Безуспешными оказались наступательные действия и англо-французских войск на реке Сомма.

Хотя союзники применили в операции новое средство борьбы - танки, они так и не смогли прорвать оборону противника, потеряв около 800 тыс. человек.27 августана стороне Антанты в войну вступила Румыния, однако к концу кампании румынская армия была разбита. На ближневосточном театре важное значение имели победы русских войск Кавказского фронта. Русские армии продвинулись в Турции на 250 км и овладели городами Эрзурум, Трапезунд и Эрзинджан.31 мая- 1 июня у полуострова Ютландия в Северном море произошло одно из самых крупных морских сражений в войне.Англичанепотеряли в нем 14 кораблей, около 7 тыс. человек, потери немцев составили 11 кораблей и более 3 тыс. человек. В итоге кампании германо-австрийский блок утратил стратегическую инициативу. Германия вынуждена была обороняться на всех фронтах. Превосходство Антанты становилось очевидным. В ходе согласованных действий союзнических войск на Западе и на Востоке было положено начало перелому в ходе войны.

Летом 1916 года войска Антанты начали наступательную операцию на реке Сомме (1 июня–18 ноября1916) с целью прорыва немецкого фронта на севере Франции. В этом сражении Англия впервые применила танки. Союзники не достигли своих целей. Потери войск Антанты составили - 792 тыс. человек, Германии - 538 тыс. человек живой силы.

Кампания 1917

К 1917 году война в значительной мере ослабила экономикупротивоборствующих держав. Германская коалиция не могла уже вести крупные наступательные операции и перешла к стратегической обороне. Главные усилия Германия сосредоточила на ведении подводной войны. Планы Антанты строились на использовании ее превосходства в силах и средствах. Этот перевес стал более весомым после вступления6 апреля1917 году в войну США на стороне Антанты. Верховное командование намеревалось предпринять общее согласованное наступление на Западном и Восточном фронтах в целях окончательного разгрома Германии и Австро-Венгрии. Однако наступление англо-французских войск, предпринятое в апреле между Реймсом и Суассоном, провалилось. Не изменили общей обстановки на Западном фронте и отдельные операции, проведенные союзниками у Мессина, на Ипре, под Верденом, у Камбре. Закончилось неудачей и наступление русских армийлетом1917 года.

Общая численность потерь на Восточном фронте в ходе этой операции превысила 150 тысяч человек. 3 сентябряв ходе Рижской оборонительной операции русские войска оставили Ригу. Упорное сопротивление германскомуфлотуоказали моряки Балтийского флота при обороне Моонзундского архипелага (см.Моонзундская операция) осенью 1917. Из-за больших потерь германское командование отказалось от прорыва в Финский залив.

Первая мировая война послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России, приведших к Октябрьской революции 1917 года. События в России, а также несогласованность действий союзников сорвали стратегический план Антанты. Германии удалось отразить удары противников на суше. Однако объявленная ею 1 февралянеограниченная подводная война не дала желаемого результата. «Неограниченная подводная война» проводилась германским командованием дважды - в 1915 и 1917 годах. Основным объектом атак были гражданские суда стран Антанты и нейтральных государств.

После Октябрьской революции Россия фактически вышла из войны: 2 декабряподписала с германо-австрийским блоком соглашение о перемирии, а позднее приступила к мирным переговорам (см. Брестский мир).

Кампания 1918

К началу 1918 года военно-политическая обстановка Первой мировой войны серьезно изменилась. Державы германо-австрийского блока стремились окончить войну. Германское командование в марте предприняло наступление на Западном фронте. Веснойи летом германские войска провели несколько наступательных операций в Пикардии, во Фландрии, на реках Эна и Марна, но из-за отсутствия резервов приостановили их. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Антанты. В августе-сентябре армии союзников, используя свое превосходство в живой силе и технике (в марте 1918 на Западный фронт стали прибывать войска из США), перешли в наступление и вынудили немецкие войска начать общий отход с территории Франции.

В начале октября положение Германии стало безнадежным. Союзники Германии - Болгария, Турция, Австро-Венгрия - осенью 1918 заключили перемирие с державами Антанты. Поражения на фронтах, экономическая разруха ускорили назревание революционных событий в Германии. 9 ноября монархияв Германии была свергнута. 11 ноября Германия капитулировала: в Компьенском лесу, на станции Ретонд (Франция) немецкая делегация подписала перемирие. Германия признала себя побежденной. Окончательно условия мирных договоров с Германией и ее союзниками были выработаны наПарижской мирной конференции 1919-20.28 июня1919 был подписан Версальский мирный договор, официально завершивший первую мировую войну.

Итоги и выводы

1. Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного "урегулирования". Послевоенное мирное "урегулирование" в интересах держав-победительниц завершила Вашингтонская конференция 1921-1922 гг . Договоры с Германией и ее бывшими союзниками и соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Являясь результатом компромиссов и сделок, она не только не устранила противоречий между империалистическими державами, но значительно усилила их.

Между основными державами началась борьба за новый передел мира.

2. По своим масштабам и последствиям первая мировая война не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. Она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.), охватив 38 стран с населением свыше 11,5 млрд. чел.

В странах Антанты было мобилизовано около 45 млн. чел., в коалиции Центральных держав - 25 млн., а всего 70 млн. чел. Наиболее работоспособная часть была изъята из материального производства и брошена на взаимоистребление.

К концу войны численность сухопутных войск увеличилась по сравнению с мирным временем в России в 8,5 раза, во Франции в 5, в Германии в 9, в Австро-Венгрии в 8 раз. Большая численность армий привела к образованию обширных фронтов, общая протяженность которых достигала 3-4 тыс. км.

3. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, показав решающую роль экономики в ходе вооруженной борьбы. Первая мировая война характеризовалась массовым применением многообразной боевой техники. Промышленность воюющих держав дала фронту миллионы винтовок, свыше 1-го млн. ручных и станковых пулеметов, свыше 150 тыс. артиллерийских орудий, 47,7 млрд. патронов, свыше 1 млрд. снарядов, 9200 танков, около 18 тыс. самолетов. За годы войны число тяжелых артиллерийских орудий увеличилось в 8 раз, пулеметов в 20 раз, самолетов в 24 раза. Многомиллионные армии требовали непрерывного обеспечения их продовольствием, обмундированием, фуражом.

Рост военного производства был достигнут в основном за счет мирных отраслей промышленности и перенапряжения народного хозяйства. Это вело к нарушению пропорций между различными отраслями производства, а, в конечном счете, к снижению показателей экономики.

Особенно сильно было подорвано сельское хозяйство. Мобилизация в армию лишила деревню наиболее производительной рабочей силы и тягла. Посевные площади сократились, упала урожайность, уменьшились поголовье скота и его продуктивность. В городах Германии, Австро-Венгрии и России остро ощущался недостаток продовольствия, а затем разразился настоящий голод. Он распространился и на армию, где были снижены нормы довольствия.

4. Первая мировая война потребовала колоссальных финансовых затрат, которые во много раз превосходили затраты во всех предыдущих войнах. Научно обоснованной оценки общей стоимости первой мировой войны не существует.

Наиболее распространена в литературе оценка, данная американским экономистом Э.Богартом, который определил общую стоимость войны в 359,9 млрд. долл. золотом (699,4 млрд. руб.), в том числе прямые (бюджетные) расходы 280,3 млрд. долл. (405 млрд. руб.) и косвенные - 151,6 млрд. долл. (294,4 млрд. руб.).

5. Первая мировая война явилась важным этапом в истории военного искусства, в строительстве вооруженных сил.

В 1916 г. появились танки - мощная ударная и маневренная сила. Танковые войска быстро развивались и к концу войны в странах Антанты насчитывалось 8 тыс. танков.

Бурное развитие переживала авиация. Выделились различные рода авиации - истребительная, разведывательная, бомбардировочная, штурмовая. К концу войны воевавшие страны имели свыше 10 тыс. боевых самолетов. В борьбе с авиацией развилась противовоздушная оборона.

Возникли химические войска. Значение конницы как рода войск снизилось, и к концу войны ее численность резко сократилась. Значительно возросла роль войскового тыла и материально-технического обеспечения войск.

Важное значение приобрел железнодорожный и автомобильный транспорт.

7. Крушение русской армии в первой мировой войне - закономерный этап развития социально-экономических процессов в России в начале ХХ столетия, результат ее внутренней и внешней политики в этот период.

Одержав ряд блестящих побед и потерпев несколько поражений, русская армия в первой мировой войне заявила о себе как о серьезной военной силе.

Вопрос 2. Версальско –Вашингтонская система международных отношений Вер­саль­ско-Ва­шинг­тон­ская си­сте­ма

После за­вер­ше­ния Пер­вой ми­ро­вой войны встал во­прос о фор­ми­ро­ва­нии новой си­сте­мы меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. Эта си­сте­ма долж­на была обес­пе­чить меж­ду­на­род­ный ба­ланс сил, утвер­дить прин­ци­пы мир­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов, предот­вра­тить риск новой войны, по­доб­ной Пер­вой ми­ро­вой. Есте­ствен­но, ос­нов­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии этой си­сте­мы сыг­ра­ли силь­ней­шие из по­бе­див­ших стран: США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция. Такой си­сте­мой стала Вер­саль­ско-Ва­шинг­тон­ская си­сте­ма меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний, со­здан­ная в ходе двух круп­ных меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций.

Со­бы­тия

1919–1920 гг. – Па­риж­ская кон­фе­рен­ция, ос­нов­ной темой ко­то­рой была по­сле­во­ен­ная судь­ба по­беж­ден­ных стран и Ев­ро­пы в целом. Пред­ста­ви­те­ли Гер­ма­нии были при­гла­ше­ны на кон­фе­рен­цию толь­ко после того, как все ре­ше­ния в от­но­ше­нии Гер­ма­нии были при­ня­ты. Пред­ста­ви­те­ли Рос­сии не были при­гла­ше­ны вовсе.

1921–1922 гг. – Ва­шинг­тон­ская кон­фе­рен­ция, ос­нов­ной темой ко­то­рой стало огра­ни­че­ние мор­ских во­ору­же­ний и раз­ра­бот­ка еди­ной по­ли­ти­ки в Ти­хо­оке­ан­ском ре­ги­оне.

Ос­нов­ные ре­ше­ния кон­фе­рен­ций

Па­риж­ская

Гер­ма­ния объ­яв­ле­на ос­нов­ной ви­нов­ни­цей войны. Со­глас­но Вер­саль­ско­му мир­но­му до­го­во­ру между Гер­ма­ни­ей и стра­на­ми-по­бе­ди­тель­ни­ца­ми, за­клю­ча­лось сле­ду­ю­щее: ° Гер­ма­ния те­ря­ла зна­чи­тель­ную часть тер­ри­то­рий, в том числе все ко­ло­нии; ° Гер­ма­ния долж­на была вы­пла­тить вну­ши­тель­ные по раз­ме­ру ре­па­ра­ции в ка­че­стве воз­ме­ще­ния ущер­ба, на­не­сен­но­го вой­ной; ° Гер­ма­нии за­пре­ща­лось уста­нав­ли­вать все­об­щую во­ин­скую по­вин­ность, раз­мер армии не дол­жен был пре­вос­хо­дить 100 тыс. че­ло­век; ° Гер­ма­нии за­пре­ща­лось иметь авиа­цию, бро­не­тех­ни­ку, на­ла­га­лись жест­кие огра­ни­че­ния на флот. Дру­гие стра­ны, про­иг­рав­шие в войне, также те­ря­ли зна­чи­тель­ные тер­ри­то­рии, ко­то­рые либо ста­но­ви­лись ос­но­вой неза­ви­си­мых го­су­дарств (на­при­мер, Че­хо­сло­ва­кия), либо были при­со­еди­не­ны к стра­нам-по­бе­ди­тель­ни­цам, либо пе­ре­шли под их управ­ле­ние (что про­изо­шло с боль­шин­ством тер­ри­то­рий Осман­ской им­пе­рии – на­при­мер, Егип­том, Си­ри­ей, Ли­ва­ном, Па­ле­сти­ной и др.). Для обес­пе­че­ния кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти и предот­вра­ще­ния во­ен­ных дей­ствий была со­зда­на меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция – Лига Наций (устав Лиги Наций). Ос­нов­ной за­да­чей ор­га­ни­за­ции яв­ля­лось мир­ное раз­ре­ше­ние меж­ду­на­род­ных кон­флик­тов. Ли­дер­ские по­зи­ции в Лиге Наций за­ни­ма­ли в первую оче­редь Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция. США, став­шие одним из ини­ци­а­то­ров со­зда­ния ор­га­ни­за­ции, не вошли в ее со­став, так как Сенат про­го­ло­со­вал про­тив ра­ти­фи­ка­ции ре­ше­ний Па­риж­ской кон­фе­рен­ции. Впо­след­ствии Лига Наций про­де­мон­стри­ро­ва­ла неэф­фек­тив­ность, ме­ха­низ­мы ее ра­бо­ты не поз­во­ли­ли предот­вра­тить Вто­рую ми­ро­вую войну и дру­гие, менее мас­штаб­ные войны.

Ва­шинг­тон­ская

Были вве­де­ны огра­ни­че­ния на раз­мер во­ен­но­го флота, за­кре­пив­шие при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние США. Был под­твер­жден под­чи­нен­ный по от­но­ше­нию к ве­ду­щим дер­жа­вам (США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния и др.) ста­тус Китая.

Ос­нов­ные осо­бен­но­сти Вер­саль­ско-Ва­шинг­тон­ской си­сте­мы

Она вы­ра­жа­ла ин­те­ре­сы дер­жав, по­бе­див­ших в Пер­вой ми­ро­вой войне, и иг­но­ри­ро­ва­ла ин­те­ре­сы про­иг­рав­ших, к ко­то­рым меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство от­но­си­ло и Со­вет­скую Рос­сию. С точки зре­ния за­пад­ных го­су­дарств, со­вет­ское пра­ви­тель­ство было неле­ги­тим­ным и не могло пред­став­лять ин­те­ре­сы Рос­сии. В Гер­ма­нии тя­же­лые усло­вия Вер­саль­ско­го мира вос­при­ни­ма­лись как на­ци­о­наль­ное уни­же­ние, что по­рож­да­ло ре­ван­шист­ские на­стро­е­ния, на волне ко­то­рых к вла­сти позд­нее при­дут на­ци­о­нал-со­ци­а­ли­сты. Схо­жее по­ло­же­ние Гер­ма­нии и Рос­сии, быв­ших го­су­дар­ства­ми-из­го­я­ми в этой си­сте­ме, стало толч­ком к под­пи­са­нию ими Ра­палль­ско­го до­го­во­ра (фак­си­ми­ле Ра­палль­ско­го до­го­во­ра) и на­ча­лу тес­но­го со­труд­ни­че­ства. По­да­рив на­ци­о­наль­ную неза­ви­си­мость мно­гим ев­ро­пей­ским на­ро­дам, эта си­сте­ма под­дер­жи­ва­ла ко­ло­ни­аль­ную по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии Аф­ри­ки, Азии и Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­ги­о­на. Несмот­ря на то, что США, не во­шед­шие в со­став Лиги Наций, от­ча­сти про­дол­жа­ли ди­стан­ци­ро­вать­ся от ев­ро­пей­ской по­ли­ти­ки, их меж­ду­на­род­ный пре­стиж укре­пил­ся, и США ста­но­вят­ся новым цен­тром силы. В целом в том, что ка­са­лось обес­пе­че­ния вы­пол­не­ния ос­нов­ной за­да­чи этой си­сте­мы – под­дер­жа­ния мира, си­сте­ма ока­за­лась ма­ло­эф­фек­тив­ной. От­сут­ствие де­таль­ных ме­ха­низ­мов уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­тов и ре­аль­но­го един­ства участ­ни­ков Лиги Наций не поз­во­ля­ли ей раз­ре­шать миром воз­ни­кав­шие меж­ду­на­род­ные кон­флик­ты.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922.

Европейская (Версальская ) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании,Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система , распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развитияКитая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей.

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т.. «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая.


Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919-1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну. В 1919-1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Особенности

Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери.

Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

Особенности

    Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра.

    Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

    Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

    Образование ряда новых суверенных субъектов и МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.

    Создание Лиги Наций - инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

    Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

    Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.

    Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и не универсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Противоречия Версальско-Вашингтонской системы:

Недооценка значения экономических проблем послевоеного миропорядка.

Франко-Прусская война 1 день стоит 7 млн марок. 1 день войны в 1918 году 146 млн марок. Американцы участвовали в ПМВ 18 мес постратили 112 млрд долларов. Финансовый хаос охватил мир в ходе ПМВ.

Проблема границ: Примерно 30 млн человек оказались на положении национальных меньшинств. В Польше часть Силезии, в Чехословакии, Эльзас и Лотарингия которые отошли Франции. В Югославии Хорваты и словенцы являись католиками это 31% Мусульманское население 25%. Сербы православные 43%. В результате разделения границ в Германии венгрии Болгарии идея реванша стала основой для национальной консалидации в межвоенное время.

Лига наций так и не стала эфективной универсально международной оргаанизацией. В лигу наций не вошли США, Советская Россия. Санкциит которые организация могла накладывать, были сведены почти только к экономическим. Отсутствие Германии в организации. Франция 40 млн чел, Германия 70 млн чел. Лига наций не состоялась как инструмент управления, международная организация не регулировала отношения.

Ликвидация австровенгерской импарии. Как фактор стабильности в центральной и южной европе. «Малая Антанта» система соглашений об оказании военной помощи между странами восточной европы и стран победительниц.

Не учитывалась прусская военная традиция успевшая к концу ПМВ стать общегерманской.

Хотя кризисные моменты были заложены в Версальской системе изначально, первые признаки кризиса европейского порядка обозначились лишь в начале 1930-х годов. Мировой экономический кризис, начавшийся в конце 1929 г., открыл новую фазу в развитии Версальской системы. Он заставил ведущие страны Европы сконцентрировать свое внимание, прежде всего, на решении внутренних проблем, а сохранение стабильности межвоенной системы на время отошло на второй план. С середины 1930-х годов конфликтный потенциал европейского порядка стал стремительно возрастать. Версальская модель международных отношений вступила в фазу системного кризиса. Способность и готовность её членов решать спорные проблемы путем переговоров быстро уменьшалась и, наоборот, росло желание добиваться своих целей силовым путем. В Европе стали формироваться очаги повышенной напряженности, грозившие развалить действие системного механизма.

С входом войск вермахта в демилитаризованную Рейнскую область 7 марта 1936 г. и началом гражданской войны в Испании в июле того же года кризисные тенденции проявились с особой силой и остротой. На протяжении 1936-1937 гг. испанский конфликт оставался в центре внимания дипломатии великих держав. Но с середины 1937 г. центр международной политики постепенно перемещался с Пиренейского полуострова в Центральную Европу, где завязался новый узел международных противоречий - претензии германского третьего рейха на Австрийскую республику.

К середине 1937 г. западные державы продолжали проводить политику невмешательства в испанские события, которая на практике означала блокаду республиканской Испании. Лондон и Париж как бы не замечали все усиливавшегося итало-германского вмешательства на стороне генерала Ф. Франко. Постепенно политика невмешательства в гражданскую войну в Испании трансформировалась в политику умиротворения фашистских диктаторов на европейском континенте. Речь шла уже не о восстановлении исторической справедливости или локализации внутреннего конфликта, а об удовлетворении агрессивных требований Италии и, особенно, Германии в отношении слабых стран Европы, что не могло произойти без нарушения основных статей мирных договоров 1919 г. Англия и Франция были словно загипнотизированы растущей мощью фашистских держав. Не последнюю роль в этом сыграло их сближение, формирование "оси" Берлин-Рим. В то же время система коллективной безопасности, способная остановить диктаторов, трещала по швам, а в англо-французском лагере не наблюдалось должного единства, необходимого для сохранения своих позиций на континенте.

В этих условиях наилучшим способом отвести угрозу от собственной безопасности была признана политика умиротворения, целью которой являлось предотвращение большой войны посредством модернизации Версальской системы. Жертвами такой политики неизбежно становились слабые страны Европы. Даже глава британского Форин Оффис Э. Иден, которого нельзя назвать ревностным приверженцем умиротворения диктаторов, говорил в отношении Испании, что готов пойти на любые действия ради достижения европейского мира . В Лондоне надеялись, что после подписания в начале 1937 г. "джентльменского" соглашения с Италией, призванного улучшить англо-итальянские отношения, появился неплохой шанс урегулировать отношения и с Германией. В Англии рассчитывали убедить Германию решить спорные вопросы, не прибегая к силовым акциям.

40. позиции

Великобритания.

Эта страна к середине 30х годов нес могла найти баланс между традицонным мышлением в области внешней оборонной политики и требованиями времени с другой. Это был дессонанс

Великобритания не намеревалась участвовать в курпных сражениях на континенте, от того что предыдущие 2,5 столетия Великобритания так и действовала, исключение первая мировая война.

Отсутствие крупной сухопутной армии до начала 20го века, это привело к тому что нужно вернуться к прежней политике, на континенте должно быть 2 великие державы. В 20е годы многоим казалось что прежняя доктрина универсальна. Но Великобритания перестала быть недосягаемой и это стало очевидно позже чем хотелось бы, по этому страна двинулась политке умиротворения. В 40м году когда начнется битва за англию многим станет понятно что критический мимент пришел но британия выстоит. За спиной британии сояли США. К концу ета 40года не хватало пилотов чтоб вести бои. Частт представителей политической элиты считали что нужно фарсированно вооружаться, вторая половина 20-30е года это время борьбы между 2ми лагерями: сторонники традиционного подхода(большинство) второй лагерь активно выступали за необходимость вооружения и жесткой политики. Оказалось что и тот и другой выступали за зопасную и независимую внешней политикой Великобританию. Перевооружение началось в 1932 году толчком послужил крах всеобщей конференции по разооружению в женеве. На следующий год в 1933 году германия была ед страной которая разоружилась. Приход Гитлера к власти, это активизировалао процесс перевооружения германии. Несмотря на то что нацисты пришли к власти кабнеты министров в британии консервативные. Решение 1 мировой войны даже если германия перевооружиться бояться ее не стоит. Ответсвенные министры в Соед королевстве полоагли что это будет позиционная война. Хронология перевооружении. В 1938 году если Британия нападент на Германию то в первые 2 месяца войны в хлоде воздушных налетов будет убито 600 тысяч.

Проблемы нацтионального саоопределения зависимых стран:

одна часть связана с непростыми отношениями с доминионами, и отношения с калониями.

Калонии: для зависимых стран столкновение сильных держав связано с шансом независимости.

Находилась ли франция в «Упадке» в 30е годы. Экономические возможности, на сколько кризис повлиял, политическая прочность режима, разногласия в стане левых и путч правых, делало ли это францию неспособной во внешней политике.

Была ли франуция готтова к войне нового типа. Стремительный рывок в военном деле в 20м веке.

Была ли франция централизованной республикой.

В начале 30х годов Франция имеет вторую по численности армию в европе. Франция расширила свои границы вернула Эльзас и Лотарингию и получила доступ к сырью(уголь и железная руда). Французы пользовались плодами немецких усидий т.к германия вкладывалась в эльзас и лотарингию. Французская колониальная империя стала больше, получила територии на востоке, часть северной африки, сирию. Внутри Франции происходили события: экономический кризис. Эк кризис докатился до Франции в 1932. во Франции общество склоняется к трате средств на социальную политику. Французы тратили на социальную политику а немцы на оборону. Победа народного фронта на время стабилизировала ситуацию в стране. Меры народного фронта - это радикальное быстрое увеличесние з/п, увеличиение пенсий, субсидий. Это подорвало собствекнную обороноспособность. В условиях общеэкономического кризиса невозможно финансировать 2 направления. В Итоге экономическое полжение франц республики оказалось худшим в Европе. Париж не смог толком профинансировать военные заказы и не реализовал полностью социальные проэкты. Только в 1937 году уровень военных расходов во Франции превысил 30й год. Франция с 1937 годав начинает тратить на оборонку до 30% от гос бюджета. Промышленное производство слабее немецкого и американского. К 1937 году в Германии действует 4летний план эконогмического развития с 1936 года: Германия выпускает 560 самолетов. А Фанцузская республика могла выпускать только 370 самолетов. Во Франции пацифизм играл большую роль, французы негативно относились к внешней политике и ведению военных компаний. Французы чувствовали себя в безопасности. Французы в условиях экономического кризиса были настроены на уменьшение военных расходов.

Отношение французов к войне. Вторая мировая война повторилась через 20 лет после певрой. Условия вступления в войну: в 1914 году цели были способны воодушевить народ, поколение которое воспитано на идее реванша после 1871. Историческая миссия это вернуть себе исконно свои территории Эльзас и Лотарингию. После 1МВ французы это удовлетворенная нация. 20-30 е годы нет ни каких общенациональных задач чтоб увлечь всю страну и призвать к оружию. К 1939 году ни кто не хотел повторять опыт 1МВ. Французы вступили во 2 МВ с живыми воспоминаниями о 1МВ. Это история которая развивалась на глазах поколения которое уже прошло войну. В 1914 году французы были жертвой агресси. 1 сентября 1939 года когда франция обьявит войну Германии речь будет идти о войне которая находится далеко от Франции на территории польши.

Отсутсвие надежных союзников.Париж заключил сеть военных соглашений после 1 МВ. Польша, Румыния, Чехословакия были заинтерсеованы в сохранении версальской системы. «Малая Антанта» целт сдерживание роста Германии=, удержание в рамках Версаля. Французы были неготовы каждый год подтверждать что они способны защитить эти новые гос-ва. Когда Франция встала на путь умиротворения страны стали терять интерес к Франции. Двойственная позиция Фравнции создавала ряд проблем. Польша расчитывала что можно больше получить и сделать свое положение прочнее в итоге двойственных соглашений в итоге заключения договора например с Германией. Говоря о трехстороннем договоре Франции Чехословакии и СССР оказался ненадежными политическим инструментом. На Лондон тоже не приходилось расчитывать т к они не верили друг в друга. Если смотреть на ситацию в Европе из Британии то есть страна которая является союзником это Франция но это некудышний союзник.

Отсутсвие единства взглядов в ведении войны. В Великобритании вопрос о ставке на флот и авиацию Во Франции настаивали на наступлении дипломаты, военое ведомстов настаивало на оборонительной политике. Была допущена ошибка полагали, что главная и конечная цель Нацисткой Германии это Реванш и отмена Версальского договора.

Был подписан 28 июня 1919 года между представителями стран-победительниц: США, Великобритании, Италии, Франции и Японии, а также их союзников и капитулировавшей Германии. Он официально завершил Первую мировую . Этот договор стал основой европейской части Версальско-Вашингтонской системы. Также в состав Версальской части системы вошли Сен-Жерменский мирный договор, Нёйиский мирный договор, Трианонский мирный договор, Севрский мирный договор. Россия на тот момент была погружена в хаос гражданской и в создании новой системы участия не принимала, несмотря на то, что была приглашена на подписание Версальского мирного договора.

Наибольшую выгоду от Версальской системы получили державы, под влиянием которых политические и военно-стратегические заключаемых соглашений – Франция, Великобритания, США, Япония. Интересы Советской России, побежденных и вновь образованных государств были проигнорированы . После вступления Версальского мирного договора в действие сенат США, не желавший брать на себя обязательства перед Лигой Наций, отказался ратифицировать его, заключив с Германией летом 1921 года особый договор. Абсолютная антигерманская направленность, изоляция Советской России, дискриминация положений побежденных государств и отказ США от участия в работе Версальской системы делали ее нестабильной, несбалансированной и уязвимой.

Вашингтонская система

Американские дипломаты, не сумевшие добиться успеха и усилении влияния США на международной арене при заключении договоров Версальской системы, стремясь взять реванш, инициировали созыв конференции в Вашингтоне. Главной целью мероприятия стало рассмотрение вопросов касающихся послевоенного соотношения сил в Тихоокеанском бассейне. В результате проведенных заседаний был заключен ряд договоров.

«Договор четырех государств», подписанный между США, Францией, Великобританией, Японией, оговаривавший гарантии неприкосновенности островных владений и условия .

«Договор пяти государств» между США, Францией, Великобританией, Японией и Италией, запрещавший строительство военных судов тоннажем выше 35 тыc. т.

«Договор девяти государств» между США, Британией, Францией, Японией, Италией, Бельгией, Голландией, Португалией и Китаем, провозглашавший принцип уважения суверенитета Китая.

Заключенные в Вашингтоне соглашения дополнили Версальскую систему договоров 1919-1920 г. После конференции Версальско-Вашингтонская система международных отношений, формально закрепившая итоги Первой войны, сформировалась полностью.

Класс: 9.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Общедидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  • обучающие: способствовать осознанию учащимися существенных признаков понятий "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения", выявлению причин и последствий появления государств - агрессоров, установлению причин Второй мировой войны;
  • развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Основные компоненты содержания:

  • понятия "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения";
  • причинно-следственные связи исторических явлений: между двумя господствующими в общественном сознании стран. Проигравших Первую мировую войну, установками - чувством национального унижения и желанием доказать свое превосходство;
  • между мировым экономическим кризисом и ухудшением международных отношений; между неспособностью ведущих государств мира объединиться и проявлениями агрессии со стороны ряда государств; закономерность того факта, что появление государств-агрессоров ведет к военному конфликту.

Умения и навыки: выделять главное, делать выводы, проводить аналогии; работать с текстами учебника и исторического источника (общеучебные); работать с исторической картой (предметные).

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная (осуществляется при фронтальной беседе); парная (при выполнении задания с пропусками).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: карта "Вторая мировая война", учебник А.А.Кредера "Новейшая история зарубежных стран" для 9 класса, листы с тестовыми заданиями (6 шт.), ксерокопии текста исторического источника "Пакт Бриана-Келлога"(9 шт.), видеофильм "Последние дни Гитлера", ленты (9 шт.).

План урока:

I. Организационный этап.

П. Актуализация знаний по теме " Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

III. Изучение нового темы.

1. Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.

2. Усвоение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

Мировой экономический кризис обострил международные отношения и привел к появлению очагов новой войны.

Сегодня мы на уроке попробуем осветить расстановки сил в Европе и охарактеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930 гг.

Цель нашего занятия - на основе чтения исторического документа того периода, текста учебника, работы с картой и просмотра видеофильма определить причину кризиса системы международных отношений.

П. Актуализация знаний по теме "Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

1. Работа с классом.

Обсуждение вопросов:

1. Какие силы доминировали в политической жизни Китая?

2. Какова связь между внешней политикой Японии и изменениями во внутренней жизни страны?

2. Выполнение тестового задания (6 чел-к). (приложение № 1)

III. Переход к изучению новой темы.

1. (Учащиеся записывают тему урока, в это время на каждую парту положить ленту, которая делит парту на две неравные части (одна - больше, другая - меньше)).

1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1) Что, на ваш взгляд, символизирует лента на парте?

(Различие в положении победителей и побежденных в Первой мировой войне.)

2) Как чувствуют себя те, у кого мало места?

(Некомфортно, как- будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты.)

3) Как чувствуют себя те, у кого места много? (Желание сохранить преимущество за собой.)

Постановка цели урока:

Учитель: Смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 1930-е гг., и главная цель урока станет поиск ответа на вопрос: что привело ко Второй мировой войне?

2. Изучение новой темы.

План:

  1. Попытка выхода из кризиса.

Система международных отношений.

Слово учителя.

1920-е годы вошли в историю международных отношений как "эра пацифизма".

_____________________________________________

Запись на доске и в тетради:

1920 гг. - "эра пацифизма".

Пацифизм - политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. ________________________________

Проблемное задание.

Как вы думаете, почему в 1928 гг. наступила "эра пацифизма"?

(На это повлияли усталость от войны, огромные жертвы, разрушения.)

Комментарий учителя.

В 1925 г. удалось подписать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Инициатором подписания специального международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием которого вы сейчас ознакомитесь). США вместе с более чем десяти государствами присоединились к этой декларации, вступившего в силу в июне 1929 г.

________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

июнь 1929 г. - подписание пакта Бриана - Келлога__________________________________

(на доске)

1) Как вы думаете, на чем основывалась вера в торжество "эры пацифизма"?

2) Какую концепцию миропорядка предложили авторы пакта Бриана - Келлога?

Кризис международных отношений.

Проблемные задания:

  • Между какими группами стран,тем не менее, сохранились противоречия? (Между победителями и побежденными, между самими победителями.)
  • Какая система международных отношений оказалась уязвимой и несправедливой? (Версалъско-Вашингтонская система. Она не удовлетворяла проигравших. Но, она, при этом, не устраивала и некоторые победившие страны (например, Италию и Японию).)

4) Какое государство оказалось в самом униженном положении? (Германия.)

5) Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?

(На это был нацелен "план Дауэса", предполагавший выдачу кредитов для облегчения ей выплаты репараций союзникам.)

Слово учителя.

В 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят "План Юнга". Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репараций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство - выплачивать репарации союзникам - было снято с Германии.

Как вы думаете, почему? (В связи с мировой депрессией.)

Учитель: А теперь, давайте вернемся к нашим лентам на партах. Те, кому досталась меньшая часть парты, опишите испытываемые в подобной ситуации чувства.

(Несправедливость, уязвимость, унижение.)

Учитель: Подобные настроения оказали влияние на появление в 1930-е гг. государств - агрессоров.

Как вы думаете, что ускорило распад Версальско - Вашингтонской системы?

(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.)

Работа с учебником на стр. 144-145 (пункты: "Последствия оккупации Маньчжурии.", "Захват Эфиопии Италией.", "Политика Гитлера и сближение агрессоров").

Выполнение задания в парах. (Приложение №3)

Проверка выполненного задания.

Попытка выхода из кризиса.

Слово учителя.

В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Восточного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность странам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не привело. Однако, в 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Чехословакией, международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием Чехословакией и Францией. Тем не менее, это не спасло Чехословакию, где проживали судетские немцы, от нацистской агрессии.

Англия и Франция не желали идти на конфликт с Германией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки.

Запись на доске и в тетради:

29 сентября 1938 г. - Мюнхенское соглашение между Англией, Францией, Италией и Германией, согласно которому территория Чехословакии, занимаемая судетскими немцами, должна отойти Германии._______________________

Работа с картой.

Задание: Найти и показать на карте территории Чехословакии, отошедшие Германии.

Слово учителя:

Таким образом, Англия и Франция решили проводить "политику умиротворения" агрессора. Однако, остановить Гитлера было уже невозможно.

Просмотр видеофильма "Последние дни Гитлера" (с 8.15 мин. до 10.35 мин.)

Слово учителя:

В поисках нового миропорядка шли интенсивные переговоры между великими державами: Англией, Францией и СССР; Англией и Германией; СССР и Германией.

Как вы думаете, почему переговоры между Англией, Францией и СССР закончились неудачей?

(Стороны не доверяли друг другу; союзники Англия и Франция, Польша и Румыния больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину дольше, чем западные демократии.)

В итоге, (показ того же видеофильма, с эпизода "Подписание пакта." с 10.35 мин.)

____________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

Заключение.

Обобщающий вопрос:

Какие особенности международных отношений в рассматриваемый период способствовали развязыванию новой мировой войны?

(несправедливость Версальско - Вашингтонской системы; борьба за сферы влияния; униженное положение Германии; государства не смогли объединиться в борьбе против агрессоров.)

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

Параграфы 13-14, задание №6 на стр.157 или продолжить фразу: "Международные отношения в 30 гг., возможно, не завершились бы мировым военным противоборством, если бы...".

V. Подведение итогов и рефлексия.

Предлагаю сформулировать вывод по материалам урока.

Литература

1. А.А. Кредер "Новейшая история зарубежных стран", учебник для 9 класса

2.Е.В. Посысаева, школа № 61, г. Киров. Урок по теме "Международные отношения в 1920-1930-е гг." (Ж/л "Преподавание истории и обществознания в школе" №1, 2007г., с.51-53)

3.К.А. Соловьев "Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (ХХ-ХХI века)"

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Москва "Простор" 2001

Интернет-ресурсы

1.http://www.znanie-sila/online/issue_430.html - "Версаль и его последствия": Материалы круглого стола на тему "Версальский мир и создание Версальской системы"

2.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/entente.htm - Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира