Развитие молочных зубов. Формирование и развитие зубов

В течение жизни развивается два различных набора зубов [ЗБ]. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными ЗБ, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.

В первой смене насчитывается 20 ЗБ: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор ЗБ служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные ЗБ выпадают и заменяются постоянными. фанера купить цена за лист

Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

Период смены молочных ЗБ продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных ЗБ состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры. В образовании ЗБ участвуют два зародышевых листка. Эмаль развивается из эктодермы, дентин, цемент и пульпа - из мезенхимы.

Развитие молочных зубов включает несколько периодов:

Закладка и образование зубных зачатков

(ранняя стадия развития) - начало 6-7 неделя внутриутробного развития (рис.1).

Рис.1.

Закладка зачатка молочного зуба

1 - эпителий ротовой полости, 2 - зубная пластинка, 3 - эмалевый орган, 4 - зубной сосочек.

Начинается с погружения эпителия ротовой полости в подлежащую мезенхиму в виде плотного тяжа (зубной пластинки). На зубной пластинке появляются мелкие эпителиальные выпячивания называемые зубными зачатками, из которых (10 снизу и 10 сверху) будет развиваться молочный ЗБ. По мере роста зубной пластинки каждый зубной зачаток увеличивается в размере, глубже внедряется в мезенхиму и принимает форму перевернутой чаши. Эта структура образует эмалевый орган, а нижележащая мезенхима, заполняющая полость чаши, называется зубным сосочком.

· Дифференцировка зубных зачатков

3 мес внутриутробного развития.

Эмалевый орган увеличивается в размерах, изменяет форму и постепенно отделяется от зубной пластинки. Клетки зубного зачатка активно пролиферируют и дифференцируются на внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эпителий состоит из высоких призматических клеток, образующих эмаль, отсюда их название - энамелобласты (enameloblasti). Наружный эпителий в процессе роста эмалевого органа уплощается, при прорезывании ЗБ он сливается с эпителием десны и в дальнейшем разрушается. Промежуточный эмалевый эпителий приобретает звездчатую форму из-за накопления между клетками жидкости и образует пульпу эмалевого органа, в дальнейшем пульпа принимает участие в образовании кутикулы (тонкой и плотной оболочки) эмали. Мезенхима, окружающая закладку ЗБ и зубной сосочек, уплотняется и образует зубной мешочек. К началу 5 мес эмалевый орган утрачивает непосредственную связь с эпителием ротовой полости, хотя остатки зубной пластинки могут длительно сохраняться (иногда из них развиваются кисты). Незадолго перед этим клетки зубной пластинки формируют второй эпителиальный зачаток, из которого будет развиваться постоянный ЗБ.

Смотрите также

Классификации рецессии десны
Sullivan и Atkins (1968 год) классифицировали рецессию десны по четырем группам: глубокая-широкая, мелкая-широкая, глубокая-узкая, мелкая узкая. Они заключили, что глубокая-широкая д...

Заключение
Подробно рассмотрев известные способы идентификации различных микроорганизмов, можно сделать вывод, что в основном это длительный и трудоемкий процесс, требующий достаточного набора знаний, оборудо...

Организация противоэпидемической службы
Отличных результатов добилась военная санитарно-противоэпидемическая служба. Гигиенисты и эпидемиологи защити­ли армию и прифронтовые районы от вспышек эпидемических болезней и помогли гражданскому зд...

29912 0

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадия — образование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Появление молочных зубов ("режутся" зубки)

Сроки прорезывания зубов, то есть их появления - прорыва линии десен, отличаются у каждого ребенка. Например, у одного ребенка может вырасти первый зуб, когда ему всего лишь несколько месяцев, в то время как у другого зубки прорезываются только в 12 месяцев или более. Хотя сроки могут варьироваться, порядок их появления, как правило, тот же самый. Это включает в себя:

Два передних зуба (центральные резцы) в нижней челюсти обычно появляются первыми. Это происходит где-то в возрасте от шести до 10 месяцев.
Два передних зуба (центральные резцы) в верхней челюсти вырастают в возрасте от восьми до 13 месяцев.
Боковые резцы с каждой стороны от центральных резцов в верхней и нижней челюстях - в возрасте от восьми до 16 месяцев. Нижний набор обычно формируется вперед верхнего.
Первый набор верхних и нижних моляров (плоские задние зубы) - в возрасте от 13 до 19 месяцев.
Клыки рядом с боковыми резцами в верхней и нижней челюстях - в возрасте от 16 до 23 месяцев.
Второй комплект верхних и нижних моляров - в возрасте от 25 до 33 месяцев.

Как правило, среднестатистический ребенок получает свой полный набор из 20 молочных зубов в возрасте до трех лет.



Потеря молочных зубов

В возрасте шести и семи лет (иногда и раньше), молочные зубы начинают выпадать. Сначала обновляются центральные и боковые резцы верхней и нижней челюсти. Некоторые дети могут беспокоиться о потере своих первых зубов, но зубная фея, с ее денежным вознаграждением за каждую потерянный зуб, как правило, помогает ослабить тревогу.

Коренные зубы у детей

Постоянные - коренные зубы у детей, также известны как взрослые или вторичные зубы. Постоянные зубы начинают развиваться в челюсти после рождения ребенка. Примерно в 21 год средний человек имеет 32 постоянных зуба, в том числе 16 на верхней челюсти и 16 на нижней челюсти. (В некоторых случаях, однако, третьи моляры - обычно называемые зубы мудрости - не развиваются). Следовательно, набор из 28 постоянных зубов считается нормальным...

В возрасте шести лет первые постоянные зубы сменяют молочные. Это четыре коренных зуба - центральные резцы два в верхней челюсти и два в нижней челюсти. Затем боковые постоянные резцы и клыки заменяют молочные зубы.

Также как и у молочных зубов, сроки, когда появляются постоянные зубы, отличаются у разных детей. Как правило, их порядок и грубые сроки появления для каждого типа постоянных зубов таковы:

Первые моляры - от шести до семи лет
Центральные резцы - от шести до восьми лет
Боковые резцы - от семи до восьми лет
Клыки - от девяти до 13 лет
Премоляры - от девяти до 13 лет
Вторые моляры - от 11 до 13 лет
Третьи моляры (зубы мудрости) - в возрасте от 17 до 21 года.

Что нужно помнить

Среднестатистический ребенок получает свой полный набор из 20 молочных зубов в возрасте до трех лет.
В возрасте шести и семи лет молочные зубы начинают выпадать и сменяться на постоянные зубы.
В возрасте около 21 года, средний человек имеет 32 коренных зуба - 16 на верхней челюсти и 16 на нижней челюсти.

Каждый человек проходит через стадии прорезывания первых зубов, развития молочных и последующей их замены постоянными. Несмотря на схожий внешний вид и выполняемую функцию, временные и постоянные зубы имеют различия, о которых мы и поговорим, заодно рассмотрим сроки появления основных зубов, возможные проблемы с ними в процессе их развития.

На фото - схема строения зубов человека

Зубы не только предназначены для механической переработки пищи, но и необходимы для формирования речи, дыхания, оказывают влияние на черты лица. Чтобы ориентироваться в том, что советуют стоматологи, как беречь зубы, какие существуют риски заболеваний, полезно знать, как же они устроены.

Анатомическое строение

3 части, из которых состоит зуб:

  • Коронка. Используемая для жевания, видимая часть зуба. С внешней стороны покрыта прочной эмалью, защищающей его от бактерий, химических веществ, содержащихся в пище, воде, слюне. Поверхности имеют свои названия:
    • Лицевая (вестибулярная) – контактирует с губой или щекой.
    • Язычная (лингвальная) – противоположная лицевой, участвующая в формировании речи.
    • Окклюзия – верхняя поверхность, соприкасающаяся с зубом противолежащей челюсти.
    • Контактная (аппроксимальная) – контактирует с соседними зубами.
  • Шейка. Область зуба со слегка заметным сужением. Служит для соединения коронки и корня зуба, для чего используются соединительно-тканые волокна.
  • Корень. Находится в кости челюсти (альвеоле). Количество корней различается для разных зубов и может варьироваться от 1 до 5.

Молочные зубы, имея во многом схожее строение, имеют и отличия в анатомии:

  • Они заметно меньше по высоте, чем постоянные.
  • Коронка намного шире корня.
  • Эмаль тоньше и более хрупкая.
  • Корни более круглые.
  • Стирание молочных зубов, как и их самостоятельное выпадение – нормальный физиологический процесс.

Гистологическое строение

Структура имеет несколько слоев:

  • Эмаль – наиболее прочная ткань. Когда зуб только прорезывается, на ней располагается кутикула, которая постепенно, под воздействием слюны, заменяется пелликулой.
  • Дентин – высокоминерализированная ткань, напоминающая костную, но имеющая лучшую механическую прочность. Вместо эмали корневая часть дентина покрыта цементом.
  • Пульпа – центральная часть зуба, представляет собой мягкую соединительную ткань, в которой находится большое количество кровеносных сосудов. , воспалительные процессы «обязаны» болью именно пульпе с ее большим количеством нервных окончаний.

Молочные зубы отличаются дентином с меньшей степенью минерализации, что ослабляет их защиту от кариеса. Пульпа по объему занимает большую часть зуба, а небольшие защитные слои (эмаль и дентин) хуже предохраняют от проникновения бактерий, развития воспалительных процессов.

Виды зубов

Выделяют 4 группы:

  • Резцы. 4 резца долотообразной формы. Наиболее крупные – пара верхних центральных резцов, причем снизу противоположная ситуация – боковые резцы несколько крупнее центральных.
  • Клыки. 2 на верхней и столько же на нижней челюсти. Длина их больше, чем остальных, передняя стенка выпуклой формы.
  • Премоляры. Всего 8, призматической формы, верхняя поверхность с двумя бугорками (щечным и язычным). Корней у премоляров 2. Второй премоляр – с более крупной щечной поверхностью. Молочных премоляров не бывает.
  • Моляры. Первый моляр (большой коренной зуб) – самый крупный зуб верхней челюсти. Жевательная поверхность имеет четыре бугорка, корней 3. Кубической формы второй моляр меньше, а щечные бугорки крупнее язычных. Третий («зуб мудрости») во многом похож на второй, но появляется не у всех.

Зубная формула

С целью улучшения удобства описания каждого зуба, их нумерации, заполнения карт, принято записывать порядок расположения зубов с помощью специальной формулы. Существует несколько ее разновидностей.

Система Зигмонди-Палмера (квадратно-цифровая)

Используются арабские цифры, нумерация начинается от центральных резцов в каждую сторону:

  • 1 и 2 – резцы.
  • 3 – клык.
  • 4, 5 – премоляры.
  • 6-8 – моляры.

По-иному обозначаются молочные зубы – с помощью римских цифр:

  • I и II – резцы.
  • III – клык.
  • IV и V – моляры.

Двухцифровая система Виола

Нумерация зубов использует 2 цифры. Челюсти поделены на 4 квадранта. Первая цифра и показывает его номер.

Для взрослых это:

  • 1 – верхняя челюсть справа.
  • 2 – верхняя челюсть слева.
  • 3 – нижняя челюсть слева.
  • 4 – нижняя челюсть справ.

Для аналогичного описания молочных зубов используются цифры с 5 до 8.

Итак, зубов в каждом квадранте по 8, номер его показывает вторая цифра. Таким образом, первый моляр нижней челюсти слева обозначается 35, а клык у ребенка снизу справа имеет обозначение 43. Поэтому, фраза, что «требуется лечение 48-го зуба», или, например, 55-го, не говорит о неквалифицированности врача или какой-либо патологии у вашего чада, вдруг обзаведшегося таким количеством зубов.

Развитие зубов

Различия молочных и коренных зубов начинаются с их количества – молочных зубов только 20, 8 резцов и моляров, и 4 клыка. Объясняется это тем, что большему количеству зубов у детей просто негде поместиться. В связи с этим, не бывает молочных премоляров. К моменту появления постоянных, челюсти подростка уже достаточно развиты для появления всех зубов.

Формирование зачатков зубов у людей начинается на 6-й неделе внутриутробного развития, а на 14-й появляется твердая зубная ткань. Вначале развивается коронка. Развитие зачатков постоянных зубов наступает на 5-м месяце.

К моменту появления на свет, у ребенка формирование зачатков и молочных, и постоянных зубов уже практически завершено. Процесс развития постоянных зубов, не имеющих аналогов среди молочных, начинается через год после рождения.

Если первые зубики могут появиться и в 4 месяца, а возможна и задержка их прорезывания до года, постоянные прорезаются у всех примерно в одном и том же возрасте. Последовательность их прорезывания та же, что и в случае молочных:

  • 6-7 лет. Появляются центральные резцы снизу.
  • 7-8 лет. Заменяются центральные резцы сверху и боковые снизу.
  • 8-9 лет. Появляются боковые резцы верхней челюсти.
  • 9-12 лет. Заменяются клыки, а также премоляры.
  • С 12 лет. С этого возраста начинают сменяться моляры, причем примерно с 14-летнего возраста появляются зубы, которых не было среди молочных.

Признаки скорого появления коренных зубов

Определить момент того, что вскорости следует ждать начала смены молочных зубов постоянными, можно по нескольким признакам:

  • Постепенный рост у малыша челюстей приводит к тому, что между зубками увеличиваются промежутки.
  • Зубик начинается шататься. Это связано с тем, что и без того маленький корешок начинает постепенно рассасываться, отчего фиксация молочных зубов существенно ослабляется.
  • Выпавший зубик свидетельствует, что сформировавшийся постоянный, который вот-вот появится, его вытолкнул.
  • Возможно появление припухлости, покраснений на десне в месте прорезывания постоянного зуба.
  • Боль в десне, там, где прорезывается постоянный зуб, повышение температуры, плохое самочувствие ребенка свидетельствует о возникших проблемах, и необходимо обязательно показаться врачу. Процесс прорезывания коренных зубов должен происходить безболезненно.

Возможные проблемы

В момент появления коренных зубов возможны те или иные стоматологические проблемы. Чтобы вовремя принять меры по их устранению, родители должны иметь о них представление.

Коренные зубы не прорезываются

Возможна ситуация, при которой молочные зубы не выпадают в положенные сроки, или выпали, но на их месте коренные так и начали появляться. Причину этого должен установить стоматолог, которого надо непременно посетить, не откладывая это в долгий ящик. Обычно выполняется обзорный рентгеновский снимок, который покажет степень развития коренных зубов.

Среди вариантов отсутствия прорезывания в положенные сроки коренных зубов можно указать:

  • Наследственную предрасположенность, являющуюся причиной возможной задержки появления коренных зубов. В случае, если рентгеновский снимок покажет, что процесс формирования зачатков зубов идет, то придется просто несколько подождать их появления.
  • Адентию. Нарушения процессов формирования зачатков зубов при внутриутробном развитии ребенка, воспалительные процессы могут привести к подобной патологии – отсутствию или гибели зачатков зубов. Выход – протезирование.

Боль

Первое время после прорезывания зуб слабо защищен от кариеса и воздействия на него различных бактерий. Объясняется это низкой степенью минерализации эмали на начальном этапе. Развитию кариеса почти ничего не мешает, ткани зуба разрушаются, возникает пульпит с последующим риском перехода его в периодонтит. Возможно появление сильной боли, изменение температуры тела и ухудшение самочувствия.

Крайне желательно не запускать ситуацию, не доводить до сильной боли, а сразу, как только появились болезненные ощущения, посетить стоматолога. При наличии предрасположенности у ребенка к кариесу, лучше провести профилактические процедуры, например, герметизацию фиссур. Складки на жевательной поверхности покрываются композитным материалом, защищающим такие естественные полости от скопления в них остатков пищи, развития бактерий, воспалительных процессов.

В худшем случае можно потерять зуб.

Зубы криво растут

Часто встречающаяся ситуация, когда коренной зуб уже начал прорезываться, но молочный никак не хочет выпадать. Результат – новый зуб ищет альтернативные пути роста, что приводит к его смещению, изменению направления роста. Отсюда нарушения прикуса и ровности зубного ряда. Потребуется лечение у .

Если наблюдается такая ситуация, не следует самостоятельно удалять или расшатывать молочный зуб, необходимо посетить врача.

Выпадение коренных зубов

Тревожный симптом наличия заболеваний (кариес и т. п.) в ротовой полости, либо существуют проблемы со всем организмом (болезни соединительных тканей, сахарный диабет и др.). Посещение врача обязательно.

Необходимо это для выработки стратегии восстановления утраченного зуба. Это надо для правильного роста оставшихся зубов и формирования челюстно-лицевой системы. Учитывая, что ткани челюсти еще находятся в процессе роста, протезирование возможно только временное, которое необходимо корректировать по мере развития челюстей. Постоянное протезирование будет доступно только после окончания их формирования.

Травмы

Первые несколько лет после прорезывания зубы подвержены повышенному риску травмирования при воздействии на них. Спортивные травмы, падения, удары могут привести к откалыванию частей зуба, возникновению трещин. Обязательно обратитесь к стоматологу, который восстановит утраченную часть современными материалами.

Заключение

Постоянные зубы не подвержены регенерации, они даются один раз и на всю жизнь. Внимательное отношение, особенно в процессе их развития, тщательный уход, своевременное посещение детского стоматолога для лечения и выполнения профилактических процедур помогут сохранить их.


Развитие молочных зубов проходит в тир этапа.

Первый период – это закладка и образование зубных зачатков. Это происходить приблизительно на 6-8 неделе эмбрионального развития. В это время многослойный эпителий, выстилающий ротовую ямку, образует утолщение – зубной валик , располагающейся вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой щели. Это утолщение постепенно врастает в подлежащую мезенхиму – возникает подковообразная эпителиальная пластинка. Вскоре после своего образования пластинка делиться на две: переднюю и зубную. Зубная пластинка постепенно приобретает форму дуги, заложенной в мезенхиме в/ч и н/ч. Далее на свободном краю возникают эпителиальные выпячивания колбовидной формы – эмалевый орган . В каждый эмалевый орган начинает врастать мезенхима – зубной сосочек . По мере роста эмалевый орган обособляется от зубной пластинки и остается соединенным с ней лишь тонким слоем эпителиальных клеток – шейкой зубного органа . Одновременно с этим мезенхима охватывает зубной зачаток со всех сторон – зубной мешочек. На этом периоде зубной зачаток состоит из эмалевого органа, постоянного из эпителиальной ткани, зубного сосочка и мешочка, состоящих из мезенхимы.

Вторая стадия характеризуется рядом преобразований в зубном зачатке и окружающих его тканей. В зубном зачатке происходит дифференцировка клеток по форме и функциям. В эмалевом органе эти изменения выражаются в том, что между клетками начинает накапливаться жидкость, которая расслаивает клетки. В результате клетки получаются соединенными цитоплазматическими мостиками. Внутренние клетки эмалевого органа приобретают высокую цилиндрическую форму и дают начало энамелобластам. Зубной сосочек увеличивается в размерах и в него врастает большое количество кровеносных сосудов. На его поверхности, на границе с внутренними клетками зубного органа из клеток мезенхимы образуются несколько рядов клеток с базофильной цитоплазмой – одонтобластов, участвующих в развитии дентина.

Третья стадия развития зуба – период гистогенеза начинается в конце 4-го месяца эмбриональной жизни.

Дентин образуется в процессе гистогенеза при участии одонтобластов, которые секретируют исходные компоненты для построения волокнистых структур дентина. Перед началом образования дентина одонтобласты претерпевают ряд изменений. Ядро передвигается к тому концу клетки, который обращен к зубному сосочку. Цитоплазматическая сеть увеличивается, приобретает ряд извитых канальце и вместе с пластинчатым комплексом располагается над ядром. Первые отложения дентина содержит небольшое количество тонких коллагеновых фибрилл. В дальнейшем плотность основного вещества дентина возрастает, а фибриллы становятся более толстыми. Первые признаки образования дентина выражаются в появлении между одонтобластами тонких коллагеновых аргирофильных волокон, идущих в радиальном направлении – волокна Кофра. Когда слой предентина с волокнами Кофра достигает толщины 60-80 мкм, начинают образовываться новые слои предентина, в которых коллагеновые волокна имеют тангенциальное направлением – волокна Эбнера. Одновременно с отложением первых слоев предентина одонтобласты образуют отростки, которые внедряются в основное вещество и постоянно замуровываются в нем, оставаясь в наружных отделах зубного сосочка. Обызвествление происходит лишь к 5-му месяцу эмбрионального развития.

Эмаль начинает развиваться после дентина. Начало этого процесса характеризуется рядом изменений в энамелобластах: изменение массы цитоплазматической сети и пластинчатого комплекса, а также накопление в цитоплазме большого количества свободных рибосом. Все органеллы перемещаются ближе к тому краю клетки, который обращен к слою образующегося дентина. Этот полюс клетки вытягивается, достигая в длину 4 мкм, и образует пальцеобразные отросток. Последний вместе с телом клетки представляет собой единое целое. Перед началом образования эмали в отростках накапливаются овальные гранулы, окруженные оболочкой. Появление гранул является началом продукции основного вещества эмали – образование эмали происходит путем секреции по меракриновому типу энамелобластами содержимого гранул в межклеточное пространство. Причем по мере накопления основного вещества эмали энамелобласты отодвигаются к периферии. Обызвествление основного вещества эмали происходит сразу же после появления его первых порция. Соли кальция откладываются в эмали в виде кристаллов гидроксиапатитов, имеющих вначале форму тонких пластин. В дальнейшем они объединяются в призмы.

Развитие корней зубов начинается до их прорезывания. К этому времени коронки зубов полностью сформированы. На данной стадии развития эмалевый орган претерпевает резкие изменения: его края начинают интенсивно разрастаться наподобие рукава и внедряются в подлежащую мезенхиму. Эти края эмалевого органа состоят из двух рядов эпителиальных клеток, внутренних и наружных и носят название корневого влагалища (влагалища Гертвига). Далее оно отделяет тот участок мезенхимы, который пойдет на развитие корня зуба. Таким образом, корневое влагалище определяет форму корня. Далее из мезенхимальных клеток зубного сосочка, располагающихся изнутри к эпителиальному корневому влагалищу, образуются одонтобласты, продуцирующие дентин корня. После образования первых слоев дентина эпителиальное влагалище прорастает мезенхимными клетками зубного мешочка – из них образуются цементобласты, откладывающие цемент. Остальная часть зубного мешочка идет на образование периодонта.