Психотерапия показания и противопоказания. Психотерапия в неврологии

Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корректирующих воздействий, которые соответствовали бы природе каждого фактора. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Однако удельный вес психотерапевтических воздействий, их общая направленность, объем и глубина определяются рядом факторов, которые и рассматриваются как показания (индикация) к психотерапии.

Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания . Чем больше удельный вес психологического фактора, тем более показана психотерапия и тем большее место она занимает в системе лечебных воздействий. Чем выраженнее психогенная природа заболевания (то есть чем понятнее связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем адекватнее и нужнее применение психотерапевтических методов.

Показания к психотерапии определяются также возможными последствиями заболевания . Понятие «последствия заболевания » можно конкретизировать. Они обусловлены клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами.

Во-первых, это возможная вторичная невротизация , то есть манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание.

Во-вторых, это реакция личности на болезнь , которая может как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами.

В-третьих, речь может идти о наличии психологических и социально-психологических последствий . Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, иногда приводит к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; к изменениям в семейной и профессиональной сферах; к сужению круга контактов и интересов; к снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; к неуверенности в себе и снижению самооценки; к формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования и пр.

В-четвертых, в процессе длительного или хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть развитие в ходе болезни повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентричности и пр., нуждающихся в корригирующих воздействиях. В каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.

Психотерапия при соматических заболеваниях

В настоящее время отмечается все большая интеграция психотерапии в соматической медицине. Объектом психотерапевтических воздействий становятся различные заболевания, и прежде всего так называемые психосоматические расстройства. Вместе с тем, как отмечает один из видных представителей психосоматической медицины Стоквис (Stokvis В.), «успехи психотерапии в психосоматике производят не столь уж радужное впечатление. Нет смысла их приукрашивать: во многих случаях результаты удручающе мизерны, а нередко и вовсе равны нулю». Зарубежные ученые подчеркивают, что соматические, в том числе психосоматические, пациенты являются малоперспективными для психотерапевтического воздействия, особенно для психоанализа (Sifneos P. E., 1973). Пытаясь объяснить трудности в использовании психотерапии при лечении соматических больных и считая, что основной из них является сложная природа психосоматических заболеваний, Карасу (Karasu Т. В., 1979) конкретизирует некоторые из этих трудностей. К их числу он относит: роль собственно соматических (биологических) механизмов и их проявления; личностные характеристики, представления и защитные механизмы пациента, имеющие прямое отношение к лечебной мотивации и поведению во время лечения (например, выраженное сопротивление пациента, отрицание им роли психологических механизмов болезни и др.); негативное значение контрпереносных реакций у самих интернистов и психотерапевтов. Все это приводит к тому, что эффективная психотерапия таких пациентов становится трудноосуществимой, если не сказать - неосуществимой, задачей.

Приходится учитывать также общее отношение к психосоматической проблематике в медицине. Психосоматика, достаточно разработанная и разрабатываемая на теоретическом уровне, пока не приобрела популярности в здравоохранении и медленно внедряется в жизнь, практику обслуживания больных. Для рядового интерниста встреча с психосоматикой лишь краткий эпизод, не оказывающий влияния на его текущую работу: он не разбирается в ней и не понимает связанных с ней выгод; психосоматику не удается завоевать авторитет и в силу того, что ему кажется, что этот авторитет уже приобретен (Flannery J., 1976).

Однако психотерапия, если ставить перед ней реалистические цели, оказывается несомненно полезной при различных соматических расстройствах. Направленная на восстановление тех элементов системы отношений пациента, которые определяют возникновение участвующего в этиопатогенезе заболевания психического стресса либо развитие в связи с последним невротических «наслоений», психотерапия способствует уменьшению клинических проявлений заболевания, повышению социальной активации больных, их адаптации в семье и обществе, а также повышает эффективность лечебных воздействий биологического характера. В связи с этим следует заметить, что, поскольку наиболее распространенной в настоящее время является медицинская модель заболевания, согласно которой лечение осуществляется прежде всего с помощью лекарств и процедур, широкие возможности предоставляет использование психотерапевтического опосредования и потенцирования воздействий биологической природы: лекарственных, диетических, физических и др. (Карвасарский Б. Д., Губачев Ю. М., 1981).

При лечении соматических заболеваний широко применяются различные методы психотерапии: гипнотерапия , аутогенная тренировка , внушение и самовнушение и др. Есть данные о положительных результатах использования поведенческой психотерапии у больных с психосоматическими заболеваниями. Основным в этом случае является преодоление зафиксированных реакций тревоги. С помощью указанных методов можно воздействовать на психопатологические нарушения - страх, астению, депрессию, ипохондрию, а также на нейровегетативные и нейросоматические функционально-динамические расстройства (со стороны сердечнососудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и других систем).

Существенным стимулом к продолжающимся попыткам эффективного использования психотерапии в соматической клинике явилось развитие различных форм личностно-ориентированной, в том числе и групповой, психотерапии. Это находит отражение не только в зарубежной литературе, психодинамически- и экзистенциально-ориентированной, но и в работах авторов, хотя и отрицающих психогенез этих заболеваний, но в то же время признающих важную роль в их происхождении психосоциальных факторов. Объектом групповой психотерапии при этом, как и психотерапевтических воздействий в целом, являются психологические факторы патогенеза заболевания (интрапсихический конфликт; механизмы психологической защиты ; «внутренняя картина болезни», в том числе патологическая реакция личности на заболевание; система значимых отношений больного, включая нарушенные в результате заболевания социальные связи пациента). Наибольший интерес в настоящее время представляют попытки применения групповой психотерапии при собственно психосоматических заболеваниях, а также вопросы соотношения ее с различными видами симптоматической психотерапии .

Обширная литература посвящена психотерапии при гипертонической болезни (Варшавский К. И., 1973; Буль П. И., 1974; Куликов П. Г., 1992). При лечении таких больных с помощью гипнотерапии наряду с уменьшением невротических и неврозоподобных нарушений отмечалось снижение или даже нормализация артериального давления. Подчеркивается целесообразность длительного лечения. Так, П. И. Буль (1974) рекомендует после массированного курса гипнотерапии (25-30 сеансов, проводимых через день) постепенно удлинять интервалы между сеансами, проводя их сначала через 2-3 дня, затем через 5, через 7, а потом и через 10 дней. Если зависимость эффективности гипнотерапии больных гипертонической болезнью от ее длительности, по данным автора, выступала достаточно явно, то глубина гипнотического сна и продолжительность его имели относительно меньшее значение. Кроме того, при лечении гипертонической болезни используется аутогенная тренировка, частота применения которой в санаторно-курортном лечении больных объясняется тем, что с помощью этого метода удается достичь быстрого парасимпатического эффекта. Широко применяется при лечении гипертонической болезни метод биологической обратной связи , а также другие методы релаксации и психологического воздействия. Рассматривая цели и задачи психотерапии при гипертонической болезни, один из видных специалистов в этой области, Катценштейн (Katzenstein A., 1979), отмечает, что психотерапия при этом не должна ограничиваться освоением лишь методов релаксации, что ее следует направлять также на изменение неправильных позиций в отношениях больного к разным сферам жизни, используя различные формы групповой психотерапии, что содержанием психотерапевтической работы с больными должны быть психотерапевтические воздействия, имеющие симптомо-, личностно- и социоцентрированную направленность.

Психотерапия становится существенным компонентом лечения на всех этапах восстановительной терапии пациентов с ишемической болезнью сердца, в том числе постинфарктных больных. Внезапность возникновения болезни и психологическая неподготовленность к ней вызывают панический страх у пациента. Каждый диагностический или терапевтический акт в кардиологическом отделении должен иметь психотерапевтическое опосредование. Информация о тяжести состояния должна учитывать личностные особенности больного и по возможности быть исчерпывающей, чтобы предупредить неправильную или некомпетентную интерпретацию со стороны окружающих больного лиц (возможность эгротогений и других ятрогенных воздействий). При ишемической болезни сердца, протекающей с приступами стенокардии, показана гипнотерапия. Курс лечения состоит из 10-20 сеансов, которые проводятся через день по 40 минут. Внушение строится не только в императивном тоне, но и в виде разъяснения и убеждения . Большое количество работ посвящено применению при ишемической болезни сердца, включая постинфарктный период, аутогенной тренировки. В. С. Юрданов (1977), В. П. Зайцев (1979) создали ее вариант, наиболее адекватный для больных, перенесших инфаркт миокарда. Из традиционной методики аутогенной тренировки были, в частности, исключены такие приемы, как «тяжесть», «сердце», «дыхание», и такие условия ее проведения, как поза «кучера», положение лежа, сопровождавшиеся нежелательными явлениями. В то же время были введены новые упражнения («легкость в теле», «тепло и свобода в груди» и др.) и элементы (например, «открытые глаза»), изменена последовательность освоения приемов аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка оказывается полезной также на санаторном этапе восстановительного лечения больных ишемической болезнью сердца. Для устранения нарушений сердечного ритма (нередко в виде пароксизмальной тахикардии - наиболее частого осложнения в постинфарктном периоде) используется саморегуляция сердечного ритма с помощью методики биологической обратной связи. На поздних стадиях восстановительного лечения пациентов с ишемической болезнью сердца, в том числе больных, перенесших инфаркт миокарда, показана групповая психотерапия. Занятия проводятся в группах (по 12-14 пациентов), при формировании которых учитывается возраст и образование (группы по возможности однородные). Используются дискуссионные и другие формы психотерапии. В настоящее время самостоятельное значение приобретает разработка системы профилактики ишемической болезни сердца и вторичной профилактики инфаркта миокарда путем преодоления стереотипов поведения и вредных привычек, на значение которых в происхождении этого заболевания указывается в многочисленных исследованиях. Это так называемые факторы риска - поведенческий тип А, курение, избыточная масса тела, гиподинамия и др., для устранения и предупреждения которых используются методы психотерапии: индивидуальные и групповые занятия, направленные на обучение мышечному расслаблению; упражнения на ритмичное дыхание; физические упражнения, способствующие мышечной релаксации, специальные занятия, на которых обсуждаются психологические причины избыточной массы тела, в частности роль эмоциональной напряженности и тревожности, и создается или подкрепляется мотивация для снижения избыточной массы тела.

Одним из заболеваний, относящихся к основной группе психосоматической патологии, является бронхиальная астма. При всей сложности ее патогенеза в значительной части случаев важное место в нем занимает нервно-психический фактор (зависимость приступов от психоэмоциональных воздействий, времени суток, определенной обстановки и др., т. е. наличие условно-рефлекторного механизма возникновения приступов). Поэтому при бронхиальной астме, особенно с учетом терапевтической резистентности ее у ряда больных, показана психотерапия либо самостоятельно, либо в системе комплексного лечения. Применение гипнотерапии у больных бронхиальной астмой позволило не только подтвердить эффективность этого метода при данном заболевании, но и выработать определенные показания к направлению больных на гипнотерапию:

1) отсутствие острых инфекционных процессов в органах дыхания (лечению гипнозом должны подвергаться только те больные, у которых инфекционные очаги ликвидированы, а астматические приступы тем не менее продолжают возникать);

2) достаточная внушаемость и гипнабельность больного, а также желание лечиться гипнозом;

3) отчетливый психический компонент в патогенезе и течении заболевания;

4) наличие у больного условно-рефлекторного механизма возникновения повторных приступов (Буль П. И., 1974).

Введение психотерапии в систему лечебно-восстановительных мероприятий при бронхиальной астме способствует не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов, так как восстановление нарушенных отношений пациентов и полноценности их социального функционирования выступает в качестве важного звена предупреждения дистрессов, нередко играющих существенную роль в возникновении и течении бронхиальной астмы. С этой целью применяются различные методы психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия (индивидуальная и в группе пациентов), групповая психотерапия (Филиппов В. Л., 1979). В психотерапии больных бронхиальной астмой важное значение приобретает воздействие на алекситимический радикал в структуре преморбидной личности, а также на вторичную психопатологическую симптоматику, обусловленную заболеванием.

Для больных бронхиальной астмой со стереотипным протеканием приступов удушья или с затрудненным дыханием, нередко обусловленными отрицательным воздействием на больного поведения членов семьи, существенное значение наряду с суггестивным и поведенческим методами имеет семейная психотерапия . Не сводя сложный многофакторно обусловленный этиопатогенез бронхиальной астмы к нарушению одних лишь внутрисемейных отношений, как это нередко представляется в психосоматической литературе, отечественные авторы (Куприянов С. Ю., 1983, и др.) справедливо отмечают, что семейная психотерапия создает условия для замены патологических психологических защитных механизмов на более зрелые и конструктивные и в этом плане выступает как важный элемент личностно-ориентированной психотерапии при бронхиальной астме.

Обширная литература посвящена применению гипнотерапии, аутогенной тренировки, групповой психотерапии и других методов при желудочно-кишечных заболеваниях, прежде всего при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

В последнее время внимание исследователей все больше привлекают психологические аспекты ревматоидного артрита и возможность использования и эффективность психотерапии при этом заболевании. Известно, что тяжелые стрессовые воздействия сопровождаются подавлением иммунокомпонентной системы, в то время как стабилизация психического состояния приводит к позитивным сдвигам в ней. В психотерапии ревматоидного артрита применяются методы саморегуляции (биообратная связь по температуре или электрической активности мышц в сочетании с релаксационными упражнениями) и различные поведенческие подходы, конечная цель которых сводится к обучению пациентов лучше справляться с болью.

Решающее значение при включении в систему лечения соматических больных приобретает правильное соотношение личностно-ориентированной и симптоматической психотерапии, определение целей, задач и выбор конкретных психотерапевтических техник с учетом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов психосоматического расстройства и его специфики на различных этапах лечения.

Психотерапия – это раздел медицины, а также клинической психологии, необходимый для оказания профессиональной психологической помощи относительно здоровым и больным людям при психиатрических болезнях (душевных расстройствах) (этим занимается клиническая психотерапия), для разрешения затруднений и проблем психологического характера, возникающих у людей (это удел психологической психотерапии), при появляющихся потребностях поменять отношение к собственной личности и социальному окружению, улучшить качество жизни, решить семейные проблемы (в этом помогает прагматическая психотерапия). Психотерапевтическая помощь оказывается в основном в двух формах: индивидуальной (консультирования) и групповой (дискуссии, игры и тому подобное).

Впервые понятие психотерапия употребил Дэниел Тьюк в своей книге в 1872 году. А в 90-е годы 19 века психотерапия стала общеупотребительным понятием в связи с развитием техники гипноза. До 80-ых годов 20 века психотерапия и в России, и в Европе относилась только к медицине. Но потом в Европе прошел съезд психотерапевтов и определили, что психотерапия 1 – дисциплина гуманитарных наук, занятие которой является независимой и свободной профессией, 2 – данное образование должно включать высокий уровень клинической и теоретической подготовленности, 3 – гарантировалось множество психотерапевтических методов, 4 – образование одного психотерапевтического метода должно включать не только теорию, но и личный опыт, 5 – доступ к данному образованию возможен лишь при наличии широкой подготовки в области общественных и гуманитарных наук. Поэтому после этого в России на протяжении десяти лет шла активная дискуссия между врачами-психотерапевтами и психологами-психотерапевтами о том, имеют право психологи, которые не имеют базового медицинского образования, оказывать пациентам психотерапевтическую помощь. В итоге было решено, что психологи могу иметь дело не с душевными расстройствами, а с психологическим проблемами здоровых людей. Но в последнее время наблюдается большая интеграция технологий и методов психологической и клинической психиатрии, совместная работа психологов и клиницистов.

Сейчас существует сотни видов (более 400), методов, подходов, технических приемов, методик психотерапии, которое условно можно разделить так: 1 – по характеру техники (релаксации, гипнозы, нейролингвистическое программирование, психогимнастика и прочие), 2 – по психотерапевтическому инструменту (группа или сам психотерапевт), 3 – по степени вмешательства в психотерапевтический процесс, 4 – по целям для достижения (реконструктивная, переучивающая, поддерживающая), 5 – по клинической практике (социо-центрированная, личностно-центрированная, симптомо-центрированная), 6 – с использованием фармакологических препаратов или без них, 7 – с использованием природы и искусства в лечебных целях (арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, натур-психтерапия, имаготерапия и прочие).

Противопоказания психотерапии

Противопоказания для проведения психотерапии:

  • слабоумие;
  • острые психические расстройства;
  • острые соматические и инфекционные заболевания, когда необходимо специализированное лечение лекарственными препаратами или хирургическое;
  • отсутствие мотивации пациента (когда он не хочет);
  • при некоторых состояниях (беременность, периоды реабилитации после тяжелых болезней и другие) необходима предельная осторожность при выборе метода психотерапии (нельзя использовать трансы, гипнозы, телесную терапию и другие).

Показания психотерапии

Показаний очень много, можно выделить такие группы:

  • психосоматические расстройства,
  • невротические реакции,
  • неврозы, посттравматические стрессовые расстройства,
  • проблемы подросткового и детского возраста,
  • депрессии,
  • сексуальные дисфункции,
  • страхи,
  • паники,
  • тревоги,
  • зависимости,
  • вегето-сосудистые нарушения (дискинезии, дистонии) и другие.

Психотерапевт определит более точно на консультации, имеются у Вас показания или нет.

Сейчас в нашей стране психотерапия интегрируется не только в здравоохранении, но и в различных социальных сферах (поддержка инвалидов и пожилых людей, реабилитации при катастрофах и спасательных работах, работа с семьями и подростками, и тому подобное). Также появляются новые системы оказания этой помощи: кабинеты психологической поддержки, психотерапевтические центры, телефоны доверия и прочие. Бесплатная психотерапевтическая помощь оказывается алкоголе- и нарко-зависимым людям.

Врач терапевт Наумов Ю.Н.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

Психотерапия:

- «система лечебных воздействий на психику и через психику - на организм человека»;

- «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

- «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, можно указать следующие:

Психотерапия:

- «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

- «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;

- «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»;

- «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между; техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями». Хотя является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами». 8

1.1. Теория психотерапии

В современной психотерапии теоретические проблемы приобретают особое значение с одной стороны, значимость теории обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных методов психотерапии, достаточно широко использующихся в практике, но при этом далеко не всегда имеющими соответствующую теоретическую базу. С другой стороны, при обоснованности метода определенной теоретической концепцией, последняя не всегда в полной мере осознается даже профессиональными психотерапевтами; Однако именно теоретические представления, раскрывающие содержание понятий «норма» и «отклонение» («дефект», «патология») и определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и позволяют осознанно их осуществлять. Обусловленность характера и направленности воздействий при устранении любого «дефекта», например, технического, ни у кого не вызывает сомнения. Нужно иметь представление об общих принципах работы любого механизма, чтобы определить, в чем состоит дефект и, тем более, для того, чтобы устранить «поломку». В медицине в целом существует четкое соответствие между представлениями о норме, патологии и системе воздействий (лечении), в психотерапевтической практике такое соответствие просматривается далеко не всегда. Если речь идет не просто о симптоматическом лечении, а о психотерапии, направленной на личностные изменения, то здесь в качестве теории психотерапии выступает теоретическая психология, в частности, психология личности. При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, «опытная») соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. 9

1.2. Общие факторы психотерапии

Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке, новых методов, но и в попытке синтеза концепций и технических приемов, поиска более гибкой интегративной психотерапевтической парадигмы. Время покажет, насколько возможно создание такой интегративной модели. Однако одной из существенных предпосылок ее развития является изучение общих факторов психотерапии, характерных для ее различных направлений, форм в методов.

Актуальность определения и исследования общих факторов психотерапии признается большинством исследователей и практиков в области психотерапии. Этому способствовал, во-первых, поиск общих базовых процессов для всех направлений психотерапии; во-вторых, все большее признание того, что различные методы психотерапии могут иметь больше сходств, чем различий; в-третьих, констатация примерно равной эффективности лечения в отдаленном периоде (непосредственные результаты лечения могут иметь значительные расхождения) независимо от формы психотерапии; в-четвертых, представления об особой значимости взаимоотношений «психотерапевт-пациент» в рамках практически всех психотерапевтических подходов.

Изучение и анализ процесса психотерапии предполагает рассмотрение взаимосвязей между характеристиками пациента, психотерапевта и лечебного метода. Поэтому и поиск общих факторов психотерапии тоже связан с анализом того, что происходит с пациентом при использовании самых разнообразных психотерапевтических подходов, что объединяет поведение психотерапевтов вне зависимости от их теоретической ориентации, какие общие этапы характерны для психотерапевтического процесса. 10

В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают:

Обращение к сфере эмоциональных отношений;

Самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом;

Предоставление и получение информации;

Укрепление веры больного в выздоровление;

Накопление положительного опыта;

Облегчение выхода эмоций.

Перечисленные факторы, по сути, совпадают с механизмами лечебного действия психотерапии и отражают когнитивные, эмоциональные и поведенческие процессы, способствующие успешности психотерапии и в большей или меньшей степени, представленные практически во всех психотерапевтических системах.

Общие факторы психотерапии могут также рассматриваться с точки зрения ее этапов. Общий поэтапный характер или последовательность процесса психотерапии (по существу речь идет о последовательном изменения конкретных задач) наиболее отчетливо просматривается в рамках психотерапевтических направлений, ориентированных на личностные изменения, и может быть представлен следующим образом:

Установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии;

Прояснение (понимание психотерапевтом и, в определенной степени, пациентом) причин и механизмов формирования симптомов, возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений;

Определение «психотерапевтических мишеней»;

Применение конкретных методов и техник, направленных на достижение изменений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) и приводящих в дальнейшем к редукции симптоматики;

Закрепление достигнутых результатов;

Окончание курса психотерапии (в частности, решение проблем, связанных с возможной зависимостью от психотерапевта). 11

1.3. Показания и противопоказания для психотерапии

Показания для терапии очень широки. Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корректирующих воздействий, которые соответствовали бы природе каждого фактора. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Однако удельный вес психотерапевтических воздействий, их общая направленность, объем, и глубина определяются рядом факторов, которые и рассматриваются как показания (индикация) к психотерапии.

Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенеэе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.

Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни. Чем больше удельный вес психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, тем более показана психотерапия и тем большее место она занимает в системе лечебных воздействий. Иными словами, чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть, чем более понятна связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов.

Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами. Во-первых, это возможная вторичная невротизация, то есть манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание. Во-вторых, это реакция личности на болезнь, которая может, как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая и т. д.) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами. В-третьих, речь может идти о наличии психологических и социально-психологических последствий. Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения, значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования и пр. В-четвертых, в процессе длительного или хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть формирование в ходе болезни повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентрично и пр., нуждающихся в корригирующих воздействиях. Безусловно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе. 12

Применяя медицинскую, психологическую и педагогическую модели психотерапии, можно сказать, что психотерапия показана во всех тех случаях, когда для нее отсутствуют противопоказания. Поэтому важнее ответить на вопросы: какие социальные и возрастные группы больше других нуждаются в психотерапии? Где наши усилия окажутся эффективнее? Какой должна быть эффективная психотерапия? А вот проводиться терапия может только в тех случаях, когда клиент или пациент мотивирован и от него получено информированное согласие на участие в психотерапии. Думая о показаниях к лечению, уместно знать аксиому Пола Гордона (1969): «Какое лечение, кем проводимое наиболее эффективно для данного человека и с какой целью, при каких обстоятельствах оно проводится». 13

Итак, психотерапия показана в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания для ее проведения. Можно назвать три таких главных противопоказания:

По жизненным показаниям необходимо иное, непсихотерапевтическое воздействие;

Психотерапия не эффективна;

Психотерапия противопоказана в связи с морально - этическими ограничениями.

Рассмотрим первое противопоказание на примерах:

Пример 1. У человека высокая температура. Мы можем снизить ее, погрузив пациента в гипноз. А можем, диагностировав опасное и бурно развивающееся инфекционное заболевание, провести лечение антибиотиками и сульфаниламидами и снизить температуру, таким образом, вылечив пациента. В этом случае по биологическим показаниям необходимо лекарственное, а не психотерапевтическое воздействие.

Пример 2. У человека, проживающего в так называемой «горячей точке», - страх нападения, страх за свою жизнь. При помощи индивидуального и группового психотерапевтического воздействия можно уменьшить этот страх. И человек с пониженным чувством опасности может стать жертвой нападения. Поэтому здесь нужны не психотерапевтические, а социальные меры защиты данного человека.

Переходим ко второму противопоказанию. Психотерапия не эффективна, например, тогда, когда у тяжелобольного человека не образуются условные рефлексы. Возможно, нас просят работать с тяжело слабоумным человеком. И мы понимаете, что уровень его психического развития настолько низок, что наши усилия попросту не будут оставлять никаких следов в его мозгу. В других случаях терапия не эффективна в исполнении конкретных специалистов с конкретными клиентами или пациентами. Одни специалисты чувствуют себя не эффективными с детьми, другие - с пожилыми людьми. У кого - то хуже результат при работе с определенными расстройствами.

Теперь рассмотрим третье противопоказание. Противопоказания в связи с морально - этическими ограничениями очень зависят от конкретной школы психотерапии. Известно, что совершенно недопустимое в одной школе приветствуется и одобряется в другой школе как наиболее правильный стиль поведения. Традиционный психоаналитик обязан соблюдать нейтральность в отношениях с пациентом, тогда как специалист в области гештальт - терапии, и особенно поведенческой терапии, во время сеанса активен, эмоционален, стимулирует пациента. Во многих школах запрещена психотерапия без обратной связи, когда терапевт выступает перед аудиторией клиентов и пациентов, и каждый из них лишен возможности диалога с терапевтом.

Соблюдение морально - этических правил является гарантией того, что терапевт будет принят своим профессиональным сообществом, что его работа будет эффективной. 14

помощи , в которой нуждаются...
  • Психологическая коррекция и ее виды

    Доклад >> Психология

    ... психологической помощи . Психологическая помощь включает в себя: пси­ходиагностику, психокоррекцию, психотерапию , психологи­ческое ... пси­хотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия - это система медико-психологических ... виде психологических ...

  • Психологическая реабилитация (1)

    Курсовая работа >> Психология

    В.В. Столин выделяет два вида психологической помощи : психологическое консультирование и неврачебную психотерапию . На наш взгляд, ... практические проблемы создания системы психологической реабилитации. 2.1. Методы психологической реабилитации. При психических...

  • Психологическое профессиональное консультирование

    Реферат >> Психология

    Традиционно выделяют три вида психологической помощи : психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию . Они представляют собой... жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию , при...

  • Психотерапия – это специально организованная помощь человеку, столкнувшемуся с трудностями. Существует множество подходов психотерапии, каждый из которых использует в работе свои уникальные методики, направленные на гармонизацию внутреннего мира клиента и улучшение качества его жизни. Перед началом психотерапии важно знать об особенностях ее организации, например, показаниях и противопоказаниях, продолжительности сеанса, функциях психотерапевта. Чтобы терапия была эффективна, необходимо тщательно выбирать специалиста и подход, в котором было бы комфортно работать со своими трудностями.

    Основы психотерапии

    Жизнь человека очень насыщена. Она состоит из множества событий, которые в той или иной степени откладывают отпечаток на личность и ставят человека перед выбором. Иногда бывает трудно справиться с тяжелыми чувствами, последствиями стрессов или принятием важных решений. Человеку может казаться, что окружающий мир слишком давит, а он не способен сопротивляться этому давлению, руководить своей жизнью и быть счастливым. В таких и многих других ситуациях может помочь психотерапевтическая работа.

    Когда человек приходит на психотерапию, у него появляется потребность выйти из привычного круга поведенческих и мыслительных стратегий, изменить свою жизнь, наполнить ее новым смыслом. Терапевт с помощью своей личности, а также специальных техник и упражнений помогает клиенту взять контроль над своей жизнью, изменить поведение и отношение к миру и себе. В итоге меняется сама личность человека, а вместе с этим и его жизнь.

    Иногда для человека эти изменения могут быть результатом огромных усилий и душевного труда. Потому психотерапевт должен быть высоким профессионалом, чтобы поддержать и помочь клиенту в процессе самопознания и трансформации личности.

    Психотерапия работает с широким кругом проблем и трудностей человека. Этот вид помощи может применяться в комплексе с другими видами лечения для достижения наилучшего эффекта.

    Чаще всего различные виды психотерапии применяются при следующих проблемах:

    – Неврозы

    – Невротические реакции

    – Психосоматические расстройства

    – Проблемы у детей и подростков

    • Энурез и энкопрез
    • Страхи
    • Тики и заикание
    • Трудности в школе
    • Асоциальное поведение
    • Потеря близкого родственника

    – Посттравматические стрессовые расстройства в результате:

    • Стихийных бедствий
    • Военных действий
    • Террористических актов
    • Пережитого насилия
    • Потери близкого человека
    • Длительного тяжелого заболевания

    – Проблемы сексуальной сферы у мужчин и женщин

    – Депрессивное расстройство

    – Фобии и тревога, панические атаки

    – Различного рода зависимости

    – Вегетососудистые расстройства

    – Кризисы (личностные, возрастные, профессиональные, семейные, экзистенциальные)

    – Трудности семейных отношений

    Противопоказания к психотерапии

    Противопоказаний к психотерапии существует немного, но не соблюдение этих запретов может привести к неприятным последствиям и для клиента, и для терапевта. Это:

    • Обострение тяжелых психических заболеваний
    • Тяжёлые органические заболевания нервной системы
    • Умственная отсталость средней и тяжелой степени
    • Алкогольное или наркотическое опьянение
    • Отсутствие мотивации и желания (если на посещении психотерапевта настаивают родственники)

    Неотъемлемыми составляющими психотерапии являются психотерапевт, клиент и их отношения. Каждый из этих элементов оказывает влияние на эффективность работы. Таким образом, успешность психотерапии заключается не столько в правильном применении нужных методов, сколько в правильно построенном взаимодействии.

    Отношения между клиентом и психотерапевтом регулируются этическим кодексом. Однако его положения — скорее не внешние, а внутренние регуляторы. Потому что эти правила представляют собой основы психотерапии и обязательны для каждого профессионала.

    Одним из главных запретов в психотерапии является запрет на «двойные отношения». То есть специалист не может находиться с клиентом ни в каких отношениях, кроме рабочих. Поэтому нельзя оказывать профессиональную помощь родственникам, друзьям и возлюбленным. В большинстве направлений психотерапии отношения клиента и терапевта никогда не выходят за рамки рабочего кабинета. То есть они встречаются только на сеансе психотерапии в назначенный час.

    Вот некоторые положения кодекса психотерапевта:

    • Действовать в интересах клиента
    • Соблюдать условия конфиденциальности
    • Действовать в пределах своей профессиональной компетенции
    • Уважительно относиться к клиенту вне зависимости от его возраста, пола, национальности, сексуальной ориентации, социального положения, физических возможностей и других оснований.
    • Осведомлять клиента о возможных целях работы, особенностях организации терапевтического процесса, используемых методах, квалификации самого специалиста.

    Чтобы психотерапия была успешной, важен также вклад самого клиента. Он является не пассивным участником процесса и оказывает влияние на результат работы.

    Качества эффективного клиента:

    • Стремление к изменениям
    • Готовность к доверительному взаимодействию с терапевтом
    • Интерес к процессу психотерапии
    • Готовность к преодолению трудностей и встрече с сильными переживаниями

    Мало кто знает, но практически каждый психотерапевт был на месте клиента. В большинстве направлений психотерапии обязательные требования при выдаче диплома – определенное количество часов личной психотерапии. Для специалиста очень важно работать со своими личными и профессиональными трудностями. Ведь у психотерапевта могут накапливаться негативные состояния, от которых с помощью индивидуальной психотерапии необходимо избавляться. Иначе они будут оказывать разрушающее воздействие на рабочий процесс.

    Каждый сеанс психотерапии проходит по определенной схеме, однако содержание беседы варьируется в зависимости от запроса клиента, его настроения и настроенности на разговор. Если сильно упрощать, то во время сеанса клиент рассказывает свою историю, содержание проблемы, а специалист задает вопросы. Однако вопросы эти исходят не из простого интереса терапевта, а формулируются специальным образом и имеют конкретные цели. Например, специалист может использовать специальные техники психотерапии и вопросы, чтобы активизировать внутренние ресурсы клиента. Если речь идет о групповой психотерапии, то терапевт следит за процессом и направляет его, а участники по очереди высказываются и делятся своими переживаниями.

    На первом сеансе обычно происходит знакомство, заключение устного контракта и первичное интервьюирование. Клиент узнает про квалификацию, особенности работы специалиста и рассказывает про себя и свои трудности. Клиент и психотерапевт устанавливают профессиональные границы и обговаривают все условия предстоящей работы.

    Оплата психотерапии

    Оплата за сеанс психотерапии – одна из самых сложных и дискуссионных тем. Однако любая профессия предполагает предоставление услуг в обмен на деньги. В данном случае клиент платит деньги за то, чтобы специалист тратил свое время на работу с ним. К тому же деньги имеют важное значение для самого процесса психотерапии и влияют на его успешность. Отдавая посильную для себя сумму, клиент скорее включается в работу, больше ценит процесс и охотнее стремится к скорейшим изменениям. Оплата за психотерапию устанавливает границы, создает дистанцию между клиентом и психотерапевтом.

    Стоимость сеанса психотерапии варьирует в среднем от 500 до 6000 рублей за 60 минут. О стоимости своей работы психотерапевт ставит в известность заранее, при первом знакомстве. В большинстве случаев она зависит от квалификации специалиста и его профессионального стажа.

    Однако психологическая помощь может быть и бесплатной. Например, существует государственная служба психологической помощи, которая предоставляет бесплатные консультации. Или в экстремальных ситуациях работают специалисты, которые оказывают краткосрочную помощь пострадавшим. Например, во время боевых действий, террористических актов или стихийных бедствий. Если речь идет о долгосрочной психотерапии, то желательно, чтобы клиент сам оплачивал сеансы. Это настраивает на работу и изменения.

    Методы психотерапии

    Различные методы психотерапии представляют собой способы реализации помощи клиенту и включают в себя множество техник и методик. Метод зависит от направления психотерапии, к которому принадлежит специалист.

    На данный момент существует более 400 различных методов психотерапии, многие из которых эффективны и широко распространены. От метода зависит и способ работы с клиентом, и понимание психики и психических расстройств. Многие ученые делают попытку проанализировать основные методы психотерапии и систематизировать их.

    Советский ученый и психотерапевт И.З. Вельвовский с коллегами разработал следующую классификацию, в зависимости от состояния клиента:

    • Психотерапия в состоянии бодрствования
    • Психотерапия в особых состояниях функционирования мозга (гипноз, аутогенные тренировки, релаксация)
    • Психотерапии в состоянии стресса и острой травмы

    Внутри каждого метода психотерапии существует множество методик, которые применяются на определенном этапе и при работе с теми или иными трудностями клиента. Комплексы методов, связанных общими представлениями и подходами к лечению, представляет собой разные направления психотерапии и школы.

    В каждом направлении и школе существуют свои разнообразные техники психотерапии и упражнения. Однако все они являются основами психотерапии и направлены на улучшение психологического состояния, ослабление негативных симптомов, достижение эмоционального комфорта и улучшение качества жизни.

    Применение техник психотерапии зависит от направления работы терапевта в данный момент:

    • работа с эмоциями и состояниями,
    • работа с поведением,
    • работа с отношением к проблеме,
    • работа с самой проблемой.

    В процессе работы специалист постоянно проверяет, оказывают ли техники психотерапии, которые он выбрал, нужный эффект. Если они оказываются нерезультативными, то терапевт меняет стратегию работы. Из-за широкого набора техник психотерапии процесс становится очень гибким, и специалист подбирает упражнения и методики в зависимости от конкретной ситуации и особенностей клиента.

    Психотерапия и лекарства

    Выписывать лекарства может только психотерапевт с высшим медицинским образованием. Обычно это психиатр, который получил дополнительное образование психотерапевта. Такой специалист владеет техниками психотерапии, помимо медицинских знаний. Он вправе работать с клиентами, имеющими психические расстройства, и параллельно с психотерапевтической помощью назначать фармакологическое лечение. Таким образом, терапевт воздействует на болезнь и снимает негативные психологические последствия, отрицательные эмоции, проблемы в межличностном взаимодействии.

    Длительность психотерапии зависит от множества факторов, таких как, например, особенности проблемы, личность клиента и терапевта, внешние события. Таком образом, она может иметь продолжительность от одной встречи до нескольких лет еженедельных сеансов. Сколько будет длиться психотерапия, клиент и терапевт определяют совместно. В процессе работы они подводят промежуточные итоги и заново определяют цели и приблизительный срок завершения. Многое зависит от того, сколько времени нужно, чтобы исследовать волнующую клиента тему, разобраться во всех ее нюансах и найти пути разрешения трудностей.

    Однако изначально психотерапия может быть краткосрочной и долгосрочной, в зависимости от тяжести ситуации и особенностей проблемы.

    Краткосрочная психотерапия

    В среднем краткосрочная психотерапия длится от пяти до десяти сессий. Она направлена на проработку одной проблемы или конкретного симптома. Такая психотерапия не приносит глобальных результатов, но способна подарить быстрое облегчение и быстро помочь клиенту. Чаще всего к краткосрочной терапии прибегают в ситуации, когда нужно срочно принять важное решение, есть конфликт на работе или тревога перед предстоящими экзаменами. Обычно эти трудности появляются в жизни клиента непосредственно перед приходом к психотерапевту и еще не успевают обрасти множеством сопутствующих трудностей, стрессов, переживаний и защитных механизмов. В такой ситуации психотерапевт не погружается глубоко в историю жизни клиента, а дает конкретные упражнения на разрешения данной ситуации.

    Длительная психотерапия

    Долгосрочная терапия может длиться примерно от полугода и направлена на глубинные личностные изменения. Здесь важно не просто снизить разрушительное влияние проблемы, но и разобраться в ее истоках, разработать стратегии совладания на будущее. Длительная психотерапия подходит для людей, у которых есть трудности в разных сферах жизни, есть психологические травмы, проблемы, от которых не удается избавиться длительное время. Психотерапевт помогает клиенту по-новому взглянуть на свою жизнь и изменить сложившиеся стереотипы поведения и реагирования на обычные ситуации.

    Было проведено множество исследований эффективности психотерапии, которые показали, что терапия приводит к лучшим результатам, чем отсутствие воздействия и лечение с помощью плацебо. В среднем исследования показали, что у клиента, прошедшего психотерапию, обнаруживается больше улучшений качества жизни, чем у 80% человек, которые терапию не проходили. Психотерапия продемонстрировала свою эффективность при лечении депрессии, тревожных расстройств, различных зависимостей, нарушений питания и других проблем.

    Если говорить об эффективности конкретного вида психотерапии, то здесь не было обнаружено значимой разницы. Чтобы в конкретном случае работа с терапевтом дала свои плоды, нужно тщательно подобрать высококвалифицированного специалиста и подход, который будет комфортен именно вам.

    Результат психотерапии

    Многие клиенты, приходя на психотерапию, ожидают чуда, волшебного исцеления и мгновенного исчезновения симптома. Однако через несколько встреч он понимает, что психотерапевт никакой не волшебник, а его счастье только в его собственных руках. С этого момента начинается глубокая работа, которая непременно приносит свои плоды. В результате обязательно происходят личностные изменения и появляется другой взгляд на трудности и на жизнь в целом.

    Целью любой психотерапевтической помощи является не просто снятие симптома и временное облегчение состояния, но улучшение качества жизни. Терапевт совместно с клиентом в процессе работы вместе находят инструменты и способы повышения качества жизни. Таким образом, клиент учится самостоятельно, без помощи психотерапевта, справляться со сложными ситуациями и состояниями в будущем.

    Однако, справившись с одной проблемой, клиент может захотеть продолжить психотерапию и сформулировать новый запрос. Тогда все условия обговариваются заново и ставятся новые цели.

    В целом, консультирование и психотерапия во многом пересекаются, имеют схожие техники и методики. И тем не менее для каждого конкретного случая необходимо подобрать свой вид помощи. От этого зависит успешность работы и долгосрочность изменений. Поэтому консультирование и психотерапия имеют свои показания и противопоказания.

    Психологическое консультирование направлено на решение повседневных трудностей клиента. Психолог помогает людям, испытывающим сложности в межличностном общении, на работе, в отношениях с близкими. Если клиент находится на распутье, ему нужно принять решение и взвесить все за и против, он в собранном и активном состоянии и готов действовать, ему больше подойдет психологическое консультирование.

    Психотерапия направлена на помощь человеку, имеющему определенные психические нарушения или не клинические, но тяжелые состояния, например, легкую степень депрессии, фобии, тревогу. В некоторых случаях психотерапия применяется совместно с медикаментозным лечением. Она фокусируется на внутриличностных проблемах человека. Направлена психотерапия на помощь людям, находящимся в более тяжелом состоянии. Такие клиенты чувствуют бессилие, у них нет сил быстро собраться и решить все сложности. Они от специалиста ждут спасения и исцеления. Им для начала нужно гармонизировать внутреннее состояние, а потом уже разбираться с жизненными трудностями.

    Психологическое консультирование направлено на:

    • поиск выхода из сложной ситуации (профессиональной, учебной)
    • решение межличностных конфликтных ситуаций
    • преодоление стресса и повышение стрессоустойчивости
    • изменение отношения к проблеме
    • принятие решения и другие

    Психотерапия направлена на:

    • изменение привычного поведения и мышления
    • преодоление личностного кризиса
    • выход из депрессии
    • преодоление тяжелых состояний, связанных с утратой близкого
    • дополнительную помощь при лечении психических расстройств

    Виды психотерапии

    Существует два вида психотерапии: индивидуальной или групповой. В первом случае психотерапевт и клиент общаются один на один, а во втором – специалист работает с группой, которые взаимодействуют и с ним, и друг с другом. К тому же в качестве отдельного вида психотерапии выделяют детскую психотерапию. Она направлена на работу с детьми и подростками. Все эти виды психотерапии направлены на помощь людям с разными проблемами и трудностями.

    Специально организованная форма взаимодействия клиента и психотерапевта называется индивидуальной психотерапией. Этот вид психотерапии включает в себя различные техники, методики и упражнения. Зачастую индивидуальная психотерапия подразумевает участие психотерапевта и клиента. Во время сеанса психотерапии все внимание специалиста направлено на клиента, его трудности и сильные стороны. Выделяют краткосрочную (до 20 сеансов) и долгосрочную (от 20 сеансов) терапию. Длительность работы, мишени и особенности взаимоотношений клиента и терапевта в рамках индивидуальной психотерапии зависят от подхода, в котором работает специалист.

    Групповая психотерапия

    В отличие от индивидуальной психотерапии, групповая рассчитана на несколько участников. Этот вид психотерапии направлен на межличностное взаимодействие, обмен опытом и получение отклика, обратной связи в ответ на свои слова и переживания. Зачастую групповая психотерапия ассоциируется с собраниями анонимных алкоголиков, однако группа может обсуждать очень широкий круг проблем и трудностей. Во время взаимодействия люди говорят о себе и своих трудностях, чувствах и переживаниях, отношении друг к другу, мечтах и планах на будущее. Специалист следит за процессом групповой психотерапии, создает условия для безопасной работы клиентов, следит за процессом, регулирует его и направляет. Постепенно группа превращается в уникальную команду, где возникают и решаются свои трудности, где происходит общий процесс, в который каждый участник вносит одинаково важный вклад.

    Детская психотерапия направлена на помощь детям и подросткам с симптомами психических, пограничных и психосоматических расстройств, пережившим травмирующее событие, трудности в учебе или поведении.

    Психотерапия детей берет свое начало с работ Фрейда, в которых он описывал применение психоанализа к маленьким детям. Однако он в своей работе не учитывал особенности возраста и применял те же техники, что и при работе со взрослыми пациентами. С тех пор детская психотерапия начала развиваться как отдельное направление, со своей спецификой. Большой вклад в развитие этого направления внесли такие известные ученые, как М. Кляйн, А. Фрейд, Д. Леви и другие.

    Детская психотерапия может быть ориентирована на работу только с ребенком, а может включать в процесс так же родителей, воспитателей или учителей. В работе с детьми психотерапевты используют игровые методы и творчество. Через эти процессы, естественные для ребенка, специалист раскрывает эмоциональные, поведенческие и другие особенности ребенка. Терапевт учитывает этапы нервно-психологического развития ребенка и подбирает индивидуальный подход к каждому ребенку. Благодаря работе с психотерапевтом ребенок научается выражать свои сильные чувства, преодолевать страхи, взаимодействовать с окружающими, управлять своим поведением.

    Клиническая психотерапия

    Такое направление терапевтической практики, как клиническая психотерапия, применяется в рамках помощи пациенту психиатрической клиники. Это не обязательная процедура, но может успешно применятся совместно с медикаментозным лечением по назначению врача. Наиболее часто клиническая психотерапия применяется при пограничных психических расстройствах и зависимостях.

    Методы клинической психотерапии обширны, но их применение зависит от диагноза пациента, его личностных особенностей. Работа с пациентом направлена на снятие или смягчение побочных эффектов от препаратов, облегчение трудностей в общении и изменение отношения к себе и своему заболеванию. В рамках клинической психотерапии специалист помогает пациенту активизировать внутренние ресурсы и повысить качество жизни. Перед психотерапевтом могут стоять очень узкие практические задачи, например, работа с нарушениями сна, адаптацией к больничным условиям или конфликтами между пациентами. В клинике может проводиться как групповая психотерапия, так и индивидуальная. Правильно подобранные методики и доброжелательное отношение специалиста являются основами психотерапии и психокоррекции.

    Направления психотерапии

    На данный момент существует множество различных школ и направлений психотерапии, как в России, так и в мире. Их многообразие и разнонаправленность делают очень трудным процесс их классификации и систематизации. Но можно выделить основные направления психотерапии, которые наиболее распространены и имеют научное обоснование.

    На рубеже 19 и 20 веков Зигмунд Фрейд разработал психологическую теорию, из которой впоследствии и появится психотерапевтический подход. Фрейд и его коллеги видели прямую связь поведения и психологических особенностей человека с внутренними бессознательными процессами, влечениями и конфликтами, а также целым рядом описанных ими психологических структур. Эти идеи получили широкое распространение и вылились в более чем 20 концепций и подходов к работе с психикой человека.

    Главная задача аналитика – помочь клиенту в процессе психотерапии осознать свои бессознательные конфликты и детские переживания. А также он вместе с клиентом должен проработать конфликт, выяснив как именно он влияет на поведение, отношения и в целом на жизнь клиента. Для этого у специалистов есть множество методов, например, толкование сновидений и метод свободных ассоциаций.

    К тому же, чтобы индивидуальная психотерапия была эффективной, психоаналитик и клиент должны создать так называемый терапевтический альянс. Это доверительные взаимоотношения между пациентом и терапевтом, совместные усилия, направленные на достижение общей цели.

    Личность аналитика, его профессиональные навыки являются основами аналитической психотерапии и предопределяют ее эффективность. Он должен вместе с клиентом погружаться в глубины его бессознательного и параллельно интерпретировать обнаруженные феномены. Зачастую этот процесс может длиться много лет еженедельных встреч.

    Клиент-центрированная психотерапия

    Клиент-центрированная психотерапия – один из самых популярных методов психотерапии. В середине 20 века основы данного направления психотерапии были заложены известным американским психологом Карлом Роджерсом. Главная идея Роджерса заключалась в том, что человек сам является экспертом для своей жизни. Этот подход стал альтернативой психоанализу, где аналитик считается несомненным авторитетом. Несмотря на критику со стороны аналитиков, клиент-центрированная психотерапия помогла множеству людей и обрела невероятную популярность. За свою работу Карл Роджерс был номинирован в 1987 году на Нобелевскую премию мира.

    Основные идеи клиент-центрированной психотерапии заключаются в безусловном принятии, уважении и доброжелательном отношении к каждому человеку. Роджерс считал, что правильные взаимоотношения клиента и психотерапевта, построенные на доверии, — важнейшее условие эффективной психотерапии. Терапевт должен принять человека со всеми его особенностями и создать благоприятные условия, позволяющие клиенту развиваться.

    Процесс психотерапии представляет собой диалог клиента и терапевта. Клиент выбирает интересную для него в данный момент тему и, благодаря специальным вопросам психотерапевта, исследует ее. Терапевт сосредоточен на клиенте, обеспечивает ему внимание и принятие. Благодаря такой доверительной атмосфере человек имеет возможность говорить на самые волнующие и трудные темы, не боясь осуждения. Клиент чувствует поддержку, и у него появляются силы, чтобы справиться со своими трудностями, находит способы решить проблему.

    Клиент-центрированная психотерапия помогает человеку сформировать устойчивую адекватную самооценку, более реалистично смотреть на мир и доверять ему.

    Воспринимая мир, людей, события, каждый из нас получает совершенно разную информацию. Мы не можем справиться с колоссальным объемом данных, которые поступают через наши сенсорные системы. Поэтому каждый человек воспринимает информацию индивидуально и выбирает важное именно для него. В результате мы формируем свой уникальный взгляд на мир.

    Выдающийся американский психолог Арон Бек, разрабатывая свое направление психотерапии, пришел к выводу, что именно интерпретации событий, то есть мысли, определяют эмоции, поведение и особенности существования человека. Ученый наблюдал за людьми с депрессией и понял, что во многом их страдания связаны с негативным восприятием себя, своей жизни и мира. Наблюдения Бека легли в основу когнитивной психотерапии, как метода работы с мыслями человека и его представлениями о мире.

    Годы практики показали, что данное направление подходит для устранения широкого круга трудностей и симптомов и практически не имеет ограничений. Психотерапевт в рамках когнитивной психотерапии помогает клиенту взглянуть на вещи под разными углами, расширить его видение.

    Методы, с которыми работает когнитивная психотерапия, разнообразны. Они призваны помочь пациенту научиться анализировать и проверять свои мысли на истинность, справляться с дезадаптирующими убеждениями, смотреть на мир и свой собственный опыт с разных сторон. Например, специалист по когнитивной психотерапии работает с иррациональным убеждением клиентки: «Я не смогла удержать мужа, значит, со мной что-то не так». Из-за этого страдает ее самооценка, негативные эмоции не дают женщине сосредоточиться на работе, накопившийся стресс приводит к ссорам с родственниками и друзьями. Терапевт вместе с клиенткой разбирается с этим и другими убеждениями клиентки, их природой и влиянием на ее жизнь. В результате у человека, обратившегося за помощью, появляются новые представления о ситуации и новые способы решения своих трудностей.

    Поведенческая психотерапия

    Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия была основана в 20-е годы ХХ века учениками Джона Уотсона, основателя бихевиористского (поведенческого) направления в психологии. В самом начале развития поведенческая психотерапия представляла собой комплекс методов, направленных на научение тому или иному поведению. Она базировалась в том числе на учении об условном рефлексе русского физиолога И. П. Павлова. Изначально бихевиоральный подход в консультировании и психотерапии возник для помощи людям с поведенческими и эмоциональными расстройствами, например, страхами и фобиями.

    Показаний к применению поведенческой психотерапии существует множество. Она способна помочь при фобиях, панических атаках, психосоматических расстройствах, нарушениях питания и сна, сексуальных проблемах, при трудностях обучения и гиперактивности у детей.

    Основная цель поведенческой психотерапии – изменить привычное поведение клиента, что повлечет за собой множество глубинных изменений. В настоящее время элементы и отдельные приемы бихевиорального подхода используют разные виды психотерапии при работе с широким спектром трудностей.

    Упражнения поведенческой психотерапии направлены на постепенную тренировку того или иного навыка. В самом начале клиент и терапевт вместе анализируют привычное поведение, находят мешающие элементы, формулируют правильное поведение и определяют этапы работы. Затем клиент маленькими шагами тренирует новое поведение, получая от психотерапевта поощрения за хорошую работу. Такие упражнения являются основой данного вида психотерапии и приводят к существенным изменениям. Так постепенно поведенческая психотерапия помогает клиенту встроить новый образ действий в свою жизнь и избавиться от вредных и разрушительных привычек.

    Поведенческая психотерапия и когнитивная психотерапия стали основой для создания когнитивно-бихевиорального направления, объединяющего работу с мыслями и поведением человека. Отдельные методы данного направления эффективно применяются в клинической психотерапии и других подходах.

    Зародившаяся в ХХ веке экзистенциальная психотерапия не стремилась разложить психику человека на отдельные части и поставить клиенту диагноз. Ее целью было изучить человека в комплексе с его представлениями о таких глобальных вещах, как смысл жизни, смерть, одиночество, истина. В этом плане существует очень тесное переплетения экзистенциальной психотерапии с философскими идеями.

    Экзистенциальный подход в консультировании и психотерапии направлен на помощь человеку в поиске себя, своего места в жизни. Он не ставит целью изменить его поведение или научить мыслить по-другому, а лишь осмыслить собственные цели и намерения. Таким образом, экзистенциальная психотерапия делает упор на свободу личности, выбор жизненного пути.

    В рамках экзистенциального консультирования и психотерапии утверждается, что все трудности клиента берут начало из самой природы человека, его постоянного поиска смысла жизни. Человеку приходится принимать решения и брать за них ответственность, сталкиваться с противоречивым миром и взаимодействовать с разными людьми. Справиться со всем этим и со своими собственными чувствами и переживаниями бывает очень непросто. Поэтому экзистенциальная психотерапия ставит целью подвести клиента к осознанию жизненных ценностей и изменению жизни в соответствии с ними.

    Работа строится на доверительном диалоге между клиентом и терапевтом. При этом специалист не давит на клиента и не навязывает ему свое мнение, а мягко направляет его своими вопросами к осознанию своих ценностей, потребностей, убеждений и представлений о гармоничной и счастливой жизни.

    Одним из известнейших приверженцев экзистенциальной психотерапии современности является Ирвин Ялом. Он является ярым сторонником индивидуального подхода к каждому человеку и каждый раз для клиента заново изобретает терапию, чтобы все тщательно подобранные методы психотерапии подходили именно ему. Его книги по экзистенциальной психотерапии «Когда Ницше плакал», «Мамочка и смысл жизни», «Шопенгауэр как лекарство» и другие стали бестселлерами.

    Системная семейная психотерапия

    Системная семейная психотерапия – одно из самых молодых направлений, которое продолжает активно развиваться. Основное отличие этого подхода в том, что клиентом является не один человек, а целая семья или некоторые члены семьи. Даже если на прием приходит один человек, в работу включается вся его семья, взаимоотношения с близкими родственниками. Системная семейная психотерапия возникла параллельно в Европе и Америке в 1950-е годы. В разработке этого подхода участвовали одновременно психологи, антропологи, врачи и математики. В основу легло представление о семье, как о целой системе, со своей структурой, кризисами и внутренними связями.

    Специалисты, работающие в семейной психотерапии, рассматривают проблемы каждого из членов семьи, как результат трудностей в функционировании всей системы и нарушениях в межличностной коммуникации. Психотерапевт пытается выявить нарушения и их роль. Ведь даже негативные симптомы могут нести выгоду. Например, семья объединяется и сближается в борьбе с алкоголизмом одного из членов. Поэтому в рамках семейной психотерапии специалист рассматривает всю семейную историю, разбирается во взаимоотношениях и ролевых позициях, которые занимают члены семьи. В процессе работы происходит трансформация семьи, изменяется поведение членов семьи и впоследствии изменяются и семейные отношения. Для терапевта, который работает в рамках семейной психотерапии, важно проанализировать привычные способы общения в семье, семейные правила. Затем совместно с клиентом или клиентами происходит совместный творческий поиск альтернативных вариантов взаимодействия. В результате терапии происходит гармонизация всей семейной системы.

    Работа с супружескими парами также может осуществляться в рамках групповой психотерапии, а не только индивидуально. Это дает возможность клиентам делиться с другими своей историей и смотреть со стороны на чужие семейные модели. Такая терапия рассчитана на 3-7 пар. Специалисты в работе пользуются методами групповой психотерапии и семейной психотерапии. На группе разбираются, анализируются и решаются различные проблемы, связанные с внутрисемейным общением, воспитанием детей, бытом и другими аспектами супружеской жизни.

    Телесно-ориентированная психотерапия – это очень интересное направление помощи, которое работает с проблемами с помощью двигательных и телесных упражнений. Основы телесной психотерапии были заложены Вильгельмом Райхом, учеником Зигмунда Фрейда. Он обратил внимание, что работа с телом, с мышечным корсетом помогает в разрешении многих трудных ситуаций. Райх сравнивал мускульные зажимы с защитным панцирем, который образуется в ответ на негативное внешнее воздействие. Эти зажимы очень тесно связаны с психологическими защитами, со страхами и конфликтами, которые вытесняются в бессознательное. Работа телесной психотерапии направлена в том числе на избавление от зажимов и через это разрешение психологического конфликта.

    Сейчас данный подход имеет множество ответвлений, подходов и школ. Кто-то из приверженцев телесной психотерапии работает с жизненной энергией человека, кто-то – через танец или другие физические упражнения. Основная цель, на которую направлена телесная психотерапия – снять зажимы, осознать свое тело и выразить все свои скрытые чувства. Терапевт поддерживает клиента, обращает его внимание на телесное напряжение и помогает связать его с теми или иными переживаниями. Однако телесная психотерапия используется совместно с другими методами психотерапии, чтобы повысить эффективность.

    Позитивная психотерапия

    Становление позитивной психотерапии связано с именем известного немецкого невролога, психиатра и психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Исследователь отмечает, что термин «positive psychotherapy» происходит от латинского «positum» — «целое, единое, данное, реально существующее», а не от «positivus» — «положительное». Таким образом, Пезешкиан подчеркивает, что для позитивной психотерапии важно рассматривать жизнь человека, его особенности и проблемы, как совокупность, единство и положительных, и отрицательных аспектов.

    Преимущество данного подхода в том, что он доступен для многих социальных и возрастных групп, а также для людей разных культур. В своих методах позитивная психотерапия интегрирует мудрость Востока с научностью и системностью Запада. Специалист работает не с проблемами и болезнями человека, а с его актуальными способностями. Под актуальными способностями позитивная психотерапия понимает стороны личности, которые человек использует в повседневной жизни. Например, это пунктуальность, вежливость, уверенность, терпение и другие. Основная цель позитивной психотерапии – мобилизовать внутренние ресурсы человека, чтобы он мог принимать здравые и взвешенные решения во всех жизненных ситуациях. Работа терапевта с клиентом направлена не на борьбу с окружающим миром, а на его принятие во всем многообразии.

    Гештальт-терапия прошла довольно длинный путь от никому не известной теории до одного из самых известных и авторитетных подходов. Ее основоположником является выдающийся психиатр и психотерапевт Фредерик Перлз. Термин «гештальт» понимается как нечто целостное, не сводимое к сумме частей. Данный вид психотерапии позволяет клиенту обрести целостный взгляд на жизнь и себя.

    Терапевт помогает клиенту сфокусироваться на настоящем моменте, начать жить по принципу «здесь и теперь» и развить самосознание. С помощью специальных техник формируется внимательное отношение к эмоциям и телесным ощущениям. Клиент учится быть бережным и заботливым по отношению к себе, а также жить не в мире фантазий и воспоминаний, а наиболее полно проживать настоящий момент.