Правила и методы эффективного самоконтроля. Спортивная медицина

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Состоятельными и интеллектуально развитыми - они являются реальной, а не мнимой элитой общества. Это происходит потому, что они легко побеждают свои привычки и страхи. Их сложно сломить, и они редко когда опускают руки, если у них что-то не получается. Самоконтроль - это характерное качество любого победителя. И, к твоей радости, это качество не является врожденным - его можно легко «прокачать», как ты это делаешь с мышцами. Правда, в отличие от мышц, все тренировки по самоконтролю основаны на психологических исследованиях, а не на традиции физической культуры.

Понимание того, что самоконтроль - ограниченный ресурс

Исследования показали, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Его применение имеет четкий физиологический эффект, такой, как понижение уровня глюкозы. Другими словами, в любой момент времени у тебя может не остаться самоконтроля «в баке». Поэтому когда ты жестко контролируешь себя, то твои силы истощаются, а соблазн становится очень и очень велик. Психологи называют этот процесс «истощением эго».

Как использовать это знание? Просто признай, что твой запас самоконтроля конечен, поэтому тебе придется найти способ избежать искушения в час Х. Первым шагом к усилению самоконтроля станет признание того, что ты слаб.

Преждевременные решения

Этот метод был описан в одном из исследований 2002 года (Ариэли и Вертенброх), которое основывалось на эксперименте, что был проведен в средних школах. Ученые выявили, что учащиеся, которые всего лишь устанавливали себе строгие сроки обучения, учились гораздо лучше, чем учащиеся, которые работали мозгами по факту наступления учебных проблем. То есть если перенять выводы этого исследования на собственный опыт, то можно сказать следующее: если ты будешь ставить перед собой сложные цели, обещать себе их выполнение, то вероятность увеличения производительности значительно возрастает.

Вознаграждение может действительно работать. Когда ты получаешь награду (или сам себе ее даришь), то ты становишься более падким на краткосрочные жертвы ради долгосрочной выгоды, то есть ты вносишь в свой распорядок немного духа здравого капитализма. Награды могут быть не только денежными, но и символическими.

А также штрафы

Если в предыдущем пункте мы говорили о прянике, то в этом говорим о кнуте. Мы должны не только обещать себе вознаграждение, но также наказывать себя за «плохое поведение». Для этого надо разработать собственную систему штрафов, которая поможет тебе справится со многими бедами, которые связаны с бесконтрольным поведением.

Борьба с бессознательным

Часть наших проблем кроется в тех искушениях, которые вырастают из бессознательного поведения, - оно всегда готово подорвать наши лучшие намерения. Ученая группа под управлением Фишбаха (2003 год) обнаружила, что участники эксперимента легко поддавались искушению, когда это самое искушение находилось за пределами сознания.

Практический вывод прост. Попробуй держаться подальше от соблазнов не только физически, но и морально - переориентируй свой мозг таким образом, чтобы он стремился не к поеданию пончиков или выпиванию стеклоочистителя, а к тому, чтобы исполнить высшую цель.

Коррекция ожиданий

Даже если результатов никаких нет, старайся быть оптимистичным, чтобы избежать очередного искушения.

Оптимизм отлично помогает достигать поставленных целей, а пессимизм быстро разрушает желание что-либо делать, когда возникает даже малейшая проблема. Однако тебе следует думать не о том, насколько легко будет достигнуть цели, а о том, насколько интересен сам путь, работа, действия. Ты должен видеть не фантазии, а реальность, но эта реальность не должна быть мрачной.

Оценка значения целей и соблазнов

Чтобы привить правильный оптимизм в свою жизнь, тебе следует провести полную переоценку соблазнов и целей, а именно - цели должны стать желанными, а соблазны должны понизить свой курс по отношению к целям. Другими словами, соблазны должны стать дешевкой, что будет недалеко от истины в большинстве случаев.

Использование сердца

Сердце зачастую значит больше, чем разум, особенно если ты молод и неопытен. Однако не стоит думать, что твоя эмоциональная часть личности не может помочь тебе в борьбе с соблазнами. В одном из исследований 1975 года, которое было проведено в Германии, дети смогли удержаться от поедания зефира лишь потому, что они думали о зефирках как о белых облаках, которые есть, разумеется, никто не будет.

Ты можешь усилить или уменьшить тягу к определенным вещам точно таким же образом: путем охлаждения или нагревания эмоций, связанных с предметом или действием. Например, если дело касается достижения целей, то ты можешь вспомнить о положительных эмоциональных аспектах этого, например, о чувствах азарта и гордости.

Самоутверждение

Иногда осуществление заставляет избегать вредных привычек. Один из верных способов сделать это - с помощью самоутверждения. Это означает ориентировать свои действия на вещи, в которые ты веришь. Это могут быть семья, творчество, качество работы, политическая идеология, философская концепция, любое другое внутреннее убеждение.

Думая о своих базовых ценностях, ты можешь восстановить свой самоконтроль даже тогда, когда он полностью исчерпан. Именно с этих позиций и рождаются геройские поступки.

Абстрактное мышление

Мышление, как оказалось, серьезно повышает самоконтроль. Оно позволяет думать о предмете, понимая его. К сожалению, в российских школах совершенно не развивают абстрактное мышление, предпочитая ему зубрежку, которая приводит к тому, что формулы люди знают, а зачем они нужны, и как их применить в жизни, не знают.

Суть абстрактного мышления заключается в том, что ты должен сосредотачиваться на вопросах «зачем я это делаю?», «почему я это делаю?», «что мне это принесет?», а не на самом действии. Если ты поймешь, зачем ты делаешь свою работу, зачем двигаешься к определенной цели или зачем хочешь избавиться от вредной привычки, то тебе будет легче контролировать себя и свои слабости.

Показатели самоконтроля

К показателям самоконтроля относятся:

1. Субъективные показатели - в основном зависят от собственных ощущений занимающегося, не малое значение при этом имеют его мотивы, настроение, эмоционально-психическая обстановка условий его жизни и прочее:

Самочувствие,

Желание тренироваться,

Аппетит,

Болевые ощущения и др.

Субъективные показатели оцениваются по 4-х бальной системе:

5 - отлично,

4 - хорошо,

3 - удовлетворительно,

2 - неудовлетворительно.

2. Объективные показатели - показатели деятельности организма, не зависящие от нашего сознания, мотивов, настроения, эмоционально-психической обстановки условий его жизни и прочее:

- антропометрические показатели - объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков, а именно:

- соматометрические показатели - длина и масса тела, окружность грудной клетки (покой, полные вдох и выдох), бедра, голени, предплечья и т.д.;

- физиометрические показатели - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

- соматоскопические показатели - состояние опорно-двигательного аппарата, степень жироотложения, пропорциональность;

- физиологические показатели - показатели активности функционирования органов и систем организма: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), состав крови и др., при этом не маловажно получить данные:

Ш в покое;

- пробы,

- обычно применяемые нагрузки в конкретном виде физических упражнения.

Методы самоконтроля

1. Оценка физического развития и телосложения

для лиц мужского пола

ИБМ=ДТ-100, при росте от 155 см до 164,5 см

ИБМ=ДТ-105, при росте от 165 см до 173,5 см

ИБМ=ДТ - 110, при росте выше 174 см

для лиц женского пола

ИБЖ=ДТ-108, при росте от 155 см до 164,5 см

ИБЖ=ДТ-113, при росте от 165 см до 173,5 см

ИБЖ=ДТ - 118, при росте выше 174 см,

где ДТ - длина тела в см.

Процент от ИБ (%ИБ ) - применяется для оценки фактической массы тела:

Если %ИБ в пределах 90-110%, то вес в пределах нормы, меньше 90% - недостаток массы тела, больше 110% - излишек массы тела.

Для определения типа телосложения необходимо определить: Индекс Пинье - гармоничность показателей роста, веса и развития грудной клетки (дыхательной системы) и Индекс силы - гармоничность развития мускулатуры. Эти показатели являются определяющими. А так же Индекс Рорера - усредненная плотность тканей тела индивида.

Индекс Рорера: ИР =

Индекс Пинье: ИП = ДТ (см) - МТ (кг) - ОГК п (см)

Индекс Силы: ИС = ,

где СМ - сила мышц кисти (лучший)

Каждому показателю в соответствии с полом индивида присваивается определенный балл (таблица 2). За ИС присваивается 0 баллов лицам с астеничным и нормостеничным типом телосложения по ИП, и 3 балла лицам с гиперстеничным и липидным типом телосложения по ИП. Баллы 0 и 3 свидетельствуют о слабом развитии мускулатуры.

Таблица 2. Балловая система определения типа телосложения

Все полученные за показатели баллы суммируются и определяется тип телосложения. Однако следует отметить, что лица, имеющие слаборазвитую (0 или 3 балла) и нормальную мускулатуру (1 балл) не могу иметь мускульный тип телосложения по определению.

2. Оценка уровня функционирования и развития дыхательной системы.

ЖЕЛ - объем воздуха, выдыхаемого при полном (максимальном) вдохе и полном (максимальном) выдохе.

Должная ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - вычисляется для оценки фактической ЖЕЛ.

ДЖЕЛ м = (40 * ДТ (см)) + (30 * МТ (кг)) - 4400 (мл)

ДЖЕЛ ж = (40 * ДТ (см)) + (10 * МТ (кг)) - 3800 (мл)

%ДЖЕЛ = .

Если в пределах 90-95%, то удовлетворительно, если 95-105% - хорошо, 105% и больше - отлично.

Жизненный индекс - отношение ЖЕЛ к массе тела:

В норме у юношей - 60-70, у девушек - 50-60.

Нагрузочная спирометрия - применяют для оценки функционального состояния бронхо-легочной системы: при профилактических осмотрах, для выявления влияния на работающих в неблагоприятных производственных условиях, для решения вопроса о полноте выздоровления от острых легочных заболеваний или обострений хронических болезней, оценки результатов проводимого лечения, уточнения патогенеза заболевания и обоснования рациональной патогенетической терапии, оценки отдаленности результатов и динамики заболевания в процессе диспансерного наблюдения, при экспертизе трудоспособности и трудоустройстве больных.

Спирометр нагрузочный позволяет измерить объемную скорость форсированного выдоха (ОСФВ) по которой можно оценить состояние бронхиальной проводимости, основного механизма нарушений легочного дыхания.

ОСФВ измеряют в литрах в секунду и зависит от пола, возраста, роста и состояния дыхательных путей.

Методика: после глубокого вдоха и кратковременной задержки выдохнуть с максимальной силой и скоростью - быстрый краткий выдох за 1-2 секунды. Фиксируется число, ближайшее к индикатору. Повторить процедуру 2-3 раза. Учитывается лучший результат.

Оценка результатов

Отклонения от нормы

Проба Штанге - проба с задержкой дыхания на вдохе, характеризует соответствие ЖЕЛ массо-ростовым показателям и систему внутреннего дыхания (газообмен в легких и тканях организма).

Больше 90 сек. - отлично

60 - 90 сек. - хорошо

30 - 60 сек. - удовлетворительно

Меньше 30 сек. - плохо

Проба Генчи - проба с задержкой дыхания на выдохе, характеризует в основном систему внутреннего дыхания (газообмен в легких и тканях организма)

Больше 45 сек. - хорошо

35-45 сек. - норма

20-35 удовлетворительно

Менее 20 сек. - плохо

Проба Розенталя

Проба служит для оценки функционального состояния системы внешнего дыхания у спортсменов.

Испытуемый выполняет 5-кратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами.

У здоровых людей при этом определяются одинаковые величины ЖЕЛ или нарастающие. При заболеваниях дыхательного тракта, системы кровообращения, при переутомлении, перетренированности. снижении функционального состояния нервной системы результаты повторных замеров снижаются (Циркин В.И., 1998).

3. Оценка уровня функционирования и развития сердечно-сосудистой системы (ССС)

Частота сердечных сокращений

Сердечно-сосудистая система одна из первых реагирует на любое изменение в организме. Наиболее доступным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является пульс (частота сердечных сокращений). Самым простым методом измерения пульса в покое является его прощупывание на лучевой артерии предплечья указательным, средним и безымянным пальцами. Данные пульса фиксируются как количество пульсаций в 1 минуту. Пульс подчитывают сидя, в течение 10 сек (15 сек), и умножают на 6 (4). В состоянии покоя пульс зависит от пола, возраста и функционального состояния . Пульс новорожденного 130-140 ударов в минуту. У взрослых людей он колеблется от 60 до 80 ударов в мин., у женщин обычно выше, чем у мужчин. У хорошо тренированных людей менее 60 уд/мин.

Выраженная тахикардия

Умеренная тахикардия

Нормокардия

Умеренная брадикардия

Выраженная брадикардия

Артериальное давление

АД - показатель гемодинамики и характеризует состояние не только ССС , но и ее регуляторную составляющую - ЦНС .

Должное артериальное давление вычисляется для оценки фактического АД.

АДС м = 109 + 0,5В + 0,1МТ

АДД м = 74 + 0,1В + 0,15МТ

АДС ж = 102 + 0,7В + 0,15МТ

АДД ж = 78 + 0,17В + 0,1МТ

В - возраст в годах, МТ - масса тела в кг.

Ортостатическая проба - оценка вегетативных (регуляторных) функций ССС. Определяется как разница показателей ЧСС в положении лежа и стоя. В положении лежа после 5-ти минутного отдыха подсчитать ЧСС за 1 мин. Затем спокойно встать и через 2-3 сек подсчитать ЧСС за 10 сек. и умножить на 6. Из показателя ЧСС стоя вычитается ЧСС в положении лежа.

Пробы для оценки функционального подготовленности (оценка взаимодействия и тренированности сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной (ДС) систем).

Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Частота пульса может достигать 200-240 уд/мин. Самым простым методом определения пульса в данном случае является измерение его по ударам верхушки сердца в области 5-го межреберья. Измерения выполняют не позже 2-3 секунд после окончания выполнения нагрузки.

Индекс Рюфье

В положении сидя после 5-ти минутного покоя подсчитывают пульс за 30 секунд (2-3 раза для получения одинаковых показателей). Полученное значение умножают на 2 - Р1. Затем делают 30 глубоких равномерных приседаний в течение 30 сек. (темп - 1 раз в 1 сек.). После окончания приседаний сразу же на первых 10 секундах отдыха измеряют пульс в положении стоя - Р2 и сразу же садятся. Последнее измерение пульса проводят через 1 мин. после окончания приседаний, в положении сидя, также за 10 сек. - Р3. Результаты 10-ти секундных измерений умножают на 6.

Для получения более точных значений ЧСС в покое измерение Р1 можно проводить и за более продолжительный период времени (15, 20, 30 и 60 секунд, при этом полученный результат умножают на 4, 3, 2 и 1, соответственно).

Индекс Рюффье рассчитывается по следующей формуле:

Оценка функциональной подготовленности по тесту Индекса Рюфье производится по следующим критериям:

Показатель Р1 ниже 60 уд/мин свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.

Показатель Р2 больше суммы двух Р1 на 10 ударов и более свидетельствует о недостаточной тренированности или недовосстановлении от предшествующей нагрузки.

Показатель Р3 выше Р1 на 10 ударов и более указывает на изменения в состоянии здоровья (инфекция, травма, усталость, …).

Р3 ниже Р1 говорит об отличной регуляторной деятельности вегетативной нервной системы и функциональном состоянии ССС.

Индекс Рюффье является очень реактивным и чувствительным показателем , поэтому важно соблюдать стандартность процедуры исследования .

Значительные выводы о состоянии здоровья и оперативном функциональном состоянии организма можно сделать зная свой стандартный ИР, который определятся путем многократного его измерения в одно и то же время суток (лучше утром перед завтраком, после гигиенических процедур).

Так же с помощью индекса Рюффье можно оценить физиологическую стоимость тренировочного занятия путем сравнения показателей ИР до, после тренировки и на следующие сутки. Если ИР на следующее утро после тренировки не вернулся к стандартному для данного индивида значению, то степень нагрузки на тренировке не соответствовала на тот момент индивидуальным особенностям индивида, а значит, нагрузку следует уменьшить.

Лестничная проба

Методика: подняться на 4 этаж в хорошем темпе без остановок и подсчитать ЧСС за 10 сек., полученный результат умножить на 6.

Оценка реакции пульса на физическую нагрузку - процент учащения пульса (% ЧСС).

где Р 1 - ЧСС до нагрузки (в покое)

Р 2 - ЧСС сразу после нагрузки (за 10 сек. * 6)

Коэффициент восстановления пульса -

где Р 1 - ЧСС сразу после нагрузки за 10 сек.

Р 2 - ЧСС через 3 мин восстановления за 10 сек.

Если КВП < 30%, то хорошая реакция восстановления на предложенную нагрузку.

Необходимо сопоставлять % ЧСС с КВП.

Гарвардский степ-тест

Тест разработан в Гарвардском университете США в 1942 году. С помощью него оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Для взрослых мужчин высота ступеньки 50 см, для взрослых женщин - 43 см, для юношей - 45 см, для девушек - 40 см. Нагрузка выполняется в течение 5 минут взрослыми и 4 минут юношами и девушками. Частота восхождений должна быть не меньше 30 раз в минуту, т.е. два движения в секунду:

1 - подъем одной ноги на ступеньку;

2 - подъем второй ноги на ступеньку;

3 - постановка на пол ноги, с которой начиналось восхождение;

4 - постановка другой ноги на пол.

Для строгого дозирования частоты восхождения на ступеньку спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают на 120 ударов в минуту. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома.

Если в сложившейся ситуации не удается выполнять нагрузку все 5 минут или происходит отставание в результате усталости дольше 20 секунд, то в этих случаях необходимо четко фиксировать время, в течение которого совершалась работа.

Физическая готовность спортсмена оценивается путем подсчета частоты пульса. Сразу же после окончания восхождения на ступеньку необходимо сесть. Регистрация ЧСС ведется за первые 30 секунд на 2, 3 и 4 минутах восстановительного периода. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:

ИГСТ = t * 100/ (Р1+Р2+Р3) *2

где t - время восхождения в секундах, Р1, Р2, Р3 - ЧСС за первые 30 секунд на 2, 3, и 4 минутах (ЧСС за 30 секунд после 1, 2 и 3 минут) отдыха. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах.

Оценка результатов Гарвардского степ-теста:

Величина ИГСТ может быть использована для оценки общей физической работоспособности и выносливости.

Методика: испытуемый выполняет две пятиминутные нагрузочные пробы (степ-тест: подъем - спуск со степ-ступеньки), высота ступеньки рекомендуется для мужчин 40 см, для женщин 33 см.

В конце пятой минуты нагрузки (или сразу после нее) определяется частота сердечных сокращений за 10 сек. Частота восхождения должна быть такой, чтобы ЧСС во время первой нагрузки была в пределах 100-120 уд/мин, после второй нагрузки - 140-160 уд/мин. Между нагрузками - пассивный отдых в течение трех минут.

Для определения мощности работы применяют формулу:

где W - нагрузка (кгм/мин), МТ - масса тела (кг), H - высота ступеньки (м), Т - количество подъемов в мин., 1,33 - поправочный коэффициент (физические затраты на спуск со ступеньки).

Для расчета мощности работы при двухступенчатом тесте PWC170 рекомендуется формула:

где PWC 170 - мощность физической нагрузки при ЧСС 170уд/мин, W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок (кгм/мин или Вт (1 кгм/мин = 6 Вт)); f1 и f2 - ЧСС на последней минуте первой и второй нагрузок (в 1 мин).

Определив величину теста PWC 170 , далее следует сравнить полученный результат с классификационной шкалой. По результатам теста PWC170 принято выделять пять уровней физической подготовленности. Для этого нужно обратиться к таблице 8, рекомендованной Мильнером Е.Г. (1991).

Максимальная ЧСС рассчитывается по формуле:

ЧСС макс = 220 - возраст (полных лет)

Затем рассчитывается 87% от ЧСС макс и эта цифра подставляется вместо цифры 170 в формулу расчета PWC 170 , полученный результат оценивается по таблице 3.

Таблица 3

Оценка уровня физического состояния по данным теста PWC (87% от ЧСС макс ) у людей разного возраста и пола (по З.Б. Белоцерковскому, 1984)

Возраст (лет)

PWC (кгм/мин) *

Уровень физического состояния

ниже среднего

выше среднего

* - часто в литературе встречается оценка физической работоспособности в Ваттах, при этом 1 кгм/мин = 6 Вт.

МПК - максимальное потребление кислорода, отражает функциональные возможности ССС и ДС и физическое состояние организма в целом, т.е. аэробную способность организма. Этот показатель относится к ведущим в оценке и градациях физического состояния человека.

Возможно определение МПК с использованием показателя PWC 170 , а также с использованием специального графика зависимости - номограммы Астранда-Риминга:

ь МПК = 1,7* PWC 170 (кгм/мин) +1240 (мл/мин)

ь Номограмма Астранда-Риминга

самоконтроль спорт дневник показатель

Номограмма Астранда.

Для оценки величины МПК используют МПК отн.

МПК отн = МПК мл/мин/МТ кг (мл/мин/кг)

Оценка максимального потребления кислорода относительного (мл/мин/кг) у взрослых (по K. Cooper)

Тест К. Купера

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека, а значит и уровень резервов его здоровья, по результатам 12-минутного бега.

Методика: испытуемый, предварительно размявшись, пробегает по самочувствию дистанцию в течение 12 минут. Т.к. это не сдача контрольного (зачетного) норматива, поэтому тяжесть (интенсивность) выполняемой работы по субъективным ощущениям должна быть в пределах 3-4 баллов (по 5-ти бальной системе).

Оценка физической работоспособности разных возрастно-половых групп по результатам 12-минутного бегового теста

Оценка физической подготовленности

Расстояние (км), преодолеваемое за 12 минут

Возраст (лет)

60 и старше

Очень плохо

Удовлетворительно

Очень плохо

Удовлетворительно

Основное место жительства.

Наличие экологически вредных факторов:

1 - нет, 2 - мало, 3 - достаточно, 4 - много.

Есть ли у Вас сейчас какие-либо хронические заболевания?

1 - нет, 2 - да.

Какой Ваш режим физической активности до поступления в вуз?

1 - на физ-ру не ходил, в секции не занимался - 0 ч,

2 - только физ-ра, в секцию не ходил - 2 ч,

3 - физ-ра и активный отдых - 3-5 ч,

Какой Ваш режим физической активности во время обучения в вузе?

1 - на физ-ру не хожу, в секции не занимаюсь - 0 ч,

2 - только физ-ра - 2 ч,

3 - физ-ра, секция и активный отдых - 3-5 ч,

4 - физ-ра и секция ОФП - 5-7 ч,

5 - физ-ра, спорт. секция и др. - более 7 ч.

С какого возраста делаете регулярно утреннюю гимнастику?

1 - дошк., 2 - мл. шк., 3 - ср. шк., 4 - ст. шк., 5 - не делаю.

Как часто делаете утреннюю гимнастику?

1 - ежедневно, 2 - через день, 3 - не регулярно.

Какие закаливающие процедуры проводите?

1 - обливание холодной водой, 2 - холодовые воздушные ванны,

3 - моржевание, 4 - не провожу.

Посещаете ли баню (сауну), как часто (регулярно)?

1 - не посещаю, 2 - раз в неделю, 3 - раз в две недели, 4 - не регулярно.

Придерживаетесь ли определенного режима дня?

1 - да, 2 - нет.

Курите ли Вы?

1 - нет, 2 - от случая к случаю, 3 - да.

С какого возраста курите регулярно?

1 - мл. шк., 2 - ср. шк., 3 - ст. шк., 4 - не курю.

Курят ли Ваши родители?

1 - оба, 2 - мать, 3 - отец, 4 - не курят.

Употребляете ли спиртные напитки?

1 - нет, 2 - от случая к случаю, 3 - регулярно.

Употребляют ли спиртные напитки Ваши родители?

1 - оба, 2 - мать, 3 - отец, 4 - не употребляют.

Форма оценки уровня здоровья

Физич. упражн. (час / в неделю):

Показатель

Результат

Общая оценка,

основные проблемы

Физическое развитие

Антропометрия

Динамометрия (кг)

И Брокка (кг)

% от И Брокка

Тип телосложения

Дых. сист.

Жизн. инд.

ЧСС (уд/мин)

АДС (факт. мм рт. ст.)

АДД факт. (факт. мм рт. ст.)

Функциональная подготовленность

Пр. Штанге (сек)

Пр. Генчи (сек)

Ортост. пр. (уд/мин)

Тест Купера

Лестничная пр. (уд/мин)

H - высота ступеньки (м)

Т 1 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин

W 1 (кг/м/мин)

Т 2 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин

W 2 (кг/м/мин)

PWC 170 (кг/м/мин) / (ватт)

ЧСС 87% от макс

PWC 87% от ЧССмакс

/МПК (мл/мин)

/МПК отн (мл/мин/кг)

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам. Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу. Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом) , артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами. Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин 2,5-4 литра.

Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д. К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АДмакс. - АДмин.) * П, где АД артериальное давление, П- частота пульса. У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы. Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля “с помощью дыхания” - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году) . Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете. Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д. При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110. Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин. Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам. Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке) . Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой. Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Большое практическое значение для занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует, прививает навыки самоанализа, положительно влияет на рост спортивных достижений. Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

Под самоконтролем понимается наблюдение за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием и их изменением под влиянием регулярных занятий упражнениями. Он включает в себя наблюдение и анализ состояний организма, проводимые с помощью объективных и субъективных приемов.

Объективные приемы самоконтроля

К объективным приемам относятся приемы, используя которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические показатели (длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.), спортивные результаты, силовые показатели отдельных групп мышц.

Объективные показатели:

Рост -- важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с окружностью грудной клетки, массой тела, жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ) (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка -- показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Она зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

Спирометрия. ЖЕЛ -- это максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха, которое характеризует главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно плаванием, греблей, спортивными играми, бегом, способствуют увеличению ЖЕЛ.

Пульс. От функциональной способности сердечно-сосудистой системы во многом зависят уровень тренированности человека и его работоспособность.

Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60--80 уд/мин, у женщин она на 5--10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и других факторов. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяется 36--60 г воды, а за сутки -- 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 литров, а при напряженной нагрузке в жару -- до 8 л.

Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы. При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почти не изменяется.