Потенциальные источники стресса. Меньшая степень сотрудничества в будущем

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - этовызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс».

Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Перечень причин повлиявших на выявление стресса необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей – данную группу называют организационными факторами. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако слишком малая нагрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.



3. Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным для одних, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

Страх не справится с работой;

Страх допустить ошибку;

Страх быть обойденным другими;

Страх потерять работу;

Страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Ко всему этому «букету» стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Безусловно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и прочее отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

В обыденной жизни принято выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эу­стресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эф­фекта, а дистресс – отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. При­ятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возраста­нием физиологического стресса.

По гипотезе канадского физиолога Г.Селье, отсутст­вие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной сте­пени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зре­ния Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить пе­ред собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, ги­пертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, опреде­ляющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в фи­зиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологиче­скими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объ­ективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе. Эмоции в данном случае могут быть положительными или отрицательными эмоций – всё зависит от жизненных ситуаций.

По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

Следовательно, стресс - этовызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

  • 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
  • 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
  • 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
  • 6 Функции конфликта
  • 6.1. Понятие функции конфликта
  • 6.3. Деструктивные функции конфликта
  • 7 Динамика конфликта
  • 7.1. Предконфликтная ситуация
  • 7.2. Открытый конфликт
  • 7.3. Послеконфликтный период
  • 8 Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
  • 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
  • 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
  • 9 Причины и последствия внутриличностного конфликта.
  • 9.1. Причины внутриличностного конфликта
  • 9.2.Последствия внутриличностного конфликта
  • 10 Предупреждение и разрешение внугриличностных конфликтов
  • 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
  • 11 Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов.
  • 11.1. Понятие и природа стресса
  • 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
  • 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
  • Модуль 4. Конфликты на различных уровнях социальной системы.
  • 12 Межличностный конфликт
  • 12.2. Межличностные конфликты в семье.
  • 13 Конфликты в организации
  • 13.1. Специфика конфликта в организации
  • 13.3. Производственные конфликты
  • 13.4. Трудовые конфликты в организации
  • 13.5. Инновационные конфликты
  • 13.6. Особенности управления конфликтами
  • 14 Межгрупповой конфликт
  • 14.1. Особенности межгрупповых конфликтов
  • 14.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
  • 15 Основные виды межгрупповых конфликтов.
  • 15.1. Типология межгрупповых конфликтов
  • 15.2. Политические конфликты
  • 15.3. Этнические конфликты
  • 16 Предупреждение конфликтов
  • 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
  • 16.2. Проблема конфликтных личностей
  • 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов
  • 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
  • 17 Разрешение конфликтов
  • 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия
  • 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
  • 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
  • 18 Переговоры как способ разрешения конфликтов
  • 18.1. Общая характеристика переговоров
  • 18.2. Стратегии ведения переговоров
  • 18.3. Динамика переговоров
  • 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
  • 18.5. Посредничество в переговорном процессе
  • Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «конфликтология» Введение
  • Общие требования к курсовому проекту Задания на проектирование
  • Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации
  • Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах
  • Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений
  • Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях
  • Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов
  • Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний
  • Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе
  • Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах
  • Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов
  • Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов
  • Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов
  • Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства
  • Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов
  • Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций
  • Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов
  • Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов
  • Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку
  • Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта
  • Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон
  • Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
  • Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях
  • Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации
  • Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения
  • Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
  • Структура курсового проекта
  • Закрытые тесты
  • 13. Перечислите, как делятся работники по приверженности к конфликтам.
  • 22. Перечислите блоки урегулирования этнонационального конфликта в ходе его активной формы проявления.
  • 23. Перечислите меры, позволяющие прекратить военные действия в период активного течения этнонационального конфликта.
  • 24. Укажите, что необходимо сделать для примирения конфликтующих сторон в ходе этнонационального конфликта.
  • 25. Перечислите дополнительные методы ослабления и торможения этнонациональных конфликтов.
  • 10. Что может быть причиной религиозного конфликта?
  • 12. На какие группы можно разделить конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов?
  • 13. Перечислите каналы воздействия социальной нормы на поведение людей.
  • Тест № 2
  • Открытые тесты с одним правильным ответом
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Тест № 4
  • Тест № 5
  • Тест № 6
  • Тест № 7
  • Тест № 8
  • Тест № 9
  • Тест № 10
  • Тест № 11
  • Тест № 12
  • Тест № 13
  • Тест № 14
  • Тест № 15
  • Тест № 16
  • Тест № 17
  • Тест № 18
  • Контрольно-обучающие задания
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Ключ-справочник к тестам
  • Глоссарий
  • 11.2. Причины и источники стресса

    Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров мо­гут выступать и международные конфликты, и нестабильность поли­тической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших про­фессиональных обязанностей. Можно выделить организаци­онные факторы, способные вызвать стресс:

      перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

      конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

      неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

      неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

      плохие физические условия (шум, холод и пр.);

      неправильное соотношение между полномочиями и ответствен­ностью;

      плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей про­фессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

    страх не справиться с работой;

    страх допустить ошибку;

    страх быть обойденным другими;

    страх потерять работу;

    страх потерять собственное Я.

    Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-пси­хологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, от­сутствие социальной поддержки и т.д.

    К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, дос­тавляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Небла­гополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возрас­та» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составля­ют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначи­тельно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и со­средоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

    11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях

    Значительную часть стрессов мы получаем в результате конф­ликтов, порожденных различными производственными ситуация­ми. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому реко­мендации по профилактике стрессов, формулируемые управленчес­кой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководите­лям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у со­трудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

    Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушать­ся к следующим рекомендациям.

    Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам

    объема и сложности поручаемых заданий - важное условие про­филактики стрессов среди подчиненных.

    Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

    Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

      Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку под­чиненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

      Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

      При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоя­тельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

      Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

      Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

      Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

      Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

    Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

    Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчи­ненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов мини­мизации стрессов.

      Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организацион­ ные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих пара­ метров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

      Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, ка­сается не только вас.

    Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

    Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заве­домая противоречивость предъявляемых требований (вам. к при­меру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

      При напряженной работе ищите возможность для кратковременно­го отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, что­бы сохранить высокую степень работоспособности.

      Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а, с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна-две. но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

    Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в обще­ственно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Нахо­дясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в не­малом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

    Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

    Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыс­лью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с обще­принятыми представлениями. Так, например, широко распростране­но убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, полу­чаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказа­лось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая зара­ботная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на рабо­те. В то время как производственная ситуация требует от них, ска­жем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддер­живать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

    Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрес­сов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий харак­тер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, по­скольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрес­сам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональ­ные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологи­ческая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональны­ми стрессовыми ситуациями.

    Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении слу­жебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей осо­бенности его личности. Поскольку вопрос этот весьма серьезен, по­говорим о нем подробнее.

    Эффективность деятельности организации зависит от многих причин, но основными можно назвать: грамотное управление трудовыми ресурсами, производственным персоналом; грамотное взаимодействие с окружающей средой.

    Качество трудовой жизни влияет на производительность труда, межличностные отношения, конкурентноспособность организации и выражается следующими правилами:
    – работа должна быть интересной;
    – работа должна оплачиваться справедливо;
    – условия труда должны быть нормальными;
    – надзор за работой должен быть минимальным.

    Любое выпадение одной из этих составляющих может вызвать беспокойство, повышенную тревожность, а впоследствии и стресс.

    Часто причиной волнения бывают наши мысли или интерпретации событий, которые не должны были бы нас трогать. Порой мы понимаем, что возникающая ситуация не такая уж серьезная, что не стоит из-за нее расстраиваться, и все-таки она лишает нас покоя. Мы без конца вспоминаем о ней, мысли изводят нас, тревожат, раздражают, печалят. Друзья пытаются переубедить, и хотя мы понимаем, что их доводы верны, все равно не можем выбросить проблему из головы.

    В подобных ситуациях причина беспокойства в качестве мышления. По мнению психолога Д. Мейхенбаума, в зависимости от этого мыслительного процесса, переработка абсолютно одинаковых событий, может приводить к самым разнообразным последствиям. Именно в состоянии стресса актуализируются многие нерациональные и деструктивные мысли. Изменив эти мысли, можно подготовить человека к испытываемым им или ожидаемым трудностям.

    Болезненные состояния, с точки зрения Д. Мейхенбаума, возникают в сложной ситуации тогда, когда:
    происходящие или ожидаемые события (например, хирургическая операция вызов к начальнику в кабинет) воспринимаются как угрожающие;
    человек низко оценивает свои шансы предотвратить эту угрозу.

    Нужно при этом иметь в виду, что речь идет исключительно о субъективных оценках.

    Причиной повышенной тревожности в большинстве случаев, является необъективное представление о ситуации.

    Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции «бей или беги» – в ситуации хронического стресса.

    Причиной стресса может также являться:
    Организационный фактор (перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы).
    Личный фактор (семейное положение, ссора и т. д.).
    Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

    Организационный фактор. Предоставленная человеку работа может требовать от него той роли, которая не подкрепляется его полномочиями и властью и неинтересна ему. Как правило, следствием такой ситуации возможен «надрыв» исполнителя и как следствие «срыв».

    Личный фактор. В основе вредных привычек лежит такое сложное психологическое состояние, как тяга или пристрастие. Как правило, тяга к табаку, пристрастие к алкоголю и переедание почти не поддаются контролю со стороны человека. Каждая из этих привычек формируется под влиянием разнообразных социальных норм, поддерживается с помощью специфических механизмов, имея ряд отличительных особенностей. Но у них есть очень важная общая черта. С помощью таких форм поведения многие люди пытаются избавиться от нервного напряжения в стрессовых ситуациях. Так создается порочный круг. Возникающие эмоциональные состояния (сильное волнение, беспокойство, страх, тоска и т. д.) усиливают тягу к еде, сигаретам или спиртному, у тех, кто привык с помощью этих средств управлять своими эмоциями, успокаиваться и расслабляться.

    Вот почему тем, кто хочет похудеть, приходится преодолевать навязчивое переедание, усиливающееся при стрессе, подавлять стремление утешать себя едой. Тем же, кто решил бросить курить, приходится привыкать обходиться без сигареты в ситуациях, вызывающих напряжение. А те, кто лечится от алкоголизма, стараются не прибегать к спиртному, чтобы сбросить накопившиеся за день напряжение, усталость.

    Добиться этого, разорвав порочный круг, люди стремятся различными способами самостоятельного преодоления стресса: навыками релаксации, делового и неформального общения, анализа системы представлений, лежащих в основе восприятия тех или иных событий. Анализ наших суждений и обыденных представлений, помогает находить причины многих эмоциональных переживаний. Такой анализ весьма полезное средство самоконтроля, позволяющего человеку совладать с неблагоприятным эмоциональным состоянием.

    Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью. Если работа четко не определена, не ясны ресурсы для ее исполнения, не понятна конечная цель, то в этом случае и не понятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность. В случае отрицательного результата на этого человека возлагается весь груз ответственности за неудачно выполненную работу. Очень важно вовремя акцентировать на этом внимание руководства и отказаться от таких условий работы.

    Причинами стресса может стать осуществление перемен в организации и сопротивление любым изменениям, что вызывает у человека страх: потери функции, потери заработка, перед новыми проблемами.

    Для разрешения подобной ситуации можно использовать методы преодоления сопротивления: передачу сотрудникам достоверной информации о будущих организационных изменениях, привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен и принятию решений, эмоциональная и психологическая поддержка, кооптацию (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во введении новшеств), маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы).

    Повышению производительности труда и нормализации межличностных отношений в коллективе, также может препятствовать конфликтная ситуация. В нашей жизни, к сожалению, конфликтов бывает больше, чем литературных диспутов и мирных переговоров. Они рождаются на почве расхождений во взглядах, разногласий во мнениях, побуждениях, желаниях, стилях жизни, личностных особенностях. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. д.

    Причинами возникновения конфликтов психологи называют раздражение и недоверие.

    Раздражение. Попытки выразить негативное отношение приводят к еще большим обидам, подпитывая раздражение другого человека, и наоборот.

    В результате, как правило, бывает скандал или полное прекращение общения между сотрудниками, поэтому бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет.

    Недоверие – результат недостатка в общении между коллегами. Не испытывая доверия к человеку, трудно с ним общаться, но тем не менее свои чувства лучше скрывать или подавлять, не демонстрируя их; такой подход – наилучший. В нашей жизни бывают ситуации, когда можно прекрасно общаться с людьми, которым не доверяешь. Если вопрос о недоверии все же возникает, то проще сразу его прояснить.

    На сегодняшний день существует другая точка зрения на этот вопрос. Заключается она в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже и желательны.

    Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется несколько определений.

    Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

    При этом каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

    Обычно причины, порождающие конфликт, не являются самоочевидными, ясными для самого человека. Они не представляют безусловного запрета, «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.

    Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс разрешения конфликта более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении к себе и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения происходит до их фактического исполнения.

    Таким образом, конфликт может быть функциональным и привести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным, когда снижается личная удовлетворенность, групповое сотрудничество и эффективность организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтами, необходимо выявить причины возникновения конфликтной ситуации.

    Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы.

    Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей.

    Механизм действия и формирования причин конфликта, в общем виде, можно представить следующим образом:
    В ситуациях, когда каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и считает новое действие оппонента атакой, может произойти включение психологических защитных механизмов, как формы поведения личности, избираемой для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия.

    Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

    Можно сказать, что вся человеческая жизнь в основном есть история преодоления критических ситуаций, обстоятельств и содержит множество примеров их успешного преодоления.

    Вопросы для самопроверки

    Основные термины и понятия

    Формирование карьеры.

    Успех карьеры.

    Позиции карьеры.

    Индивидуальное отождествление.

    Приспособляемость карьеры.

    Этапы карьеры.

    1. Что такое «карьера»?

    2. Охарактеризуйте основные этапы карьеры. На каком этапе находитесь вы?

    3. Какие факторы определяют успех карьеры?

    4. Как могут быть связаны между собой психологический и объективный успех?

    5. В каких сферах может развиваться карьера человека? Приведите пример.

    2.4. Управление стрессом в организации 6

    Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (рис.8).

    ___________________

    6 В главе использованы следующие источники: , , , , , , , , , , .

    Рис. 8. Что такое стресс?

    Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

    Стресс - это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

    Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

    Внешние факторы;

    Факторы, зависящие от организации;

    Факторы, зависящие от самого работника.

    Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической неста­бильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

    Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и со­циально-психологической поддержке.

    Факторы, зависящие от организации, представляют собой весь­ма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

    Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);



    Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

    Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

    Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

    Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

    Факторы, зависящие от самого работника, - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

    Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

    Опыт работы;

    Восприятие;

    Поддержка коллег, друзей и родственников;

    Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

    Степень агрессивности.

    Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем луч­ше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в ра­боте.

    Восприятие. Работники очень часто вос­принимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а та­кой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оп­тимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или со­здать свое собственное дело.

    Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников по­могает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией моти­вации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

    Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют пре­дупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная по­зиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

    Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необ­ходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «пос­ледней каплей», после которой наступают крайне негативные по­следствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо при­нимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.