Понятие о мышлении физиологические основы мышления. Структурные пред­посылки мышления

АННОТАЦИЯ

Иван Петрович Павлов, изучая физиологический процесс, названный им условным рефлексом, сделал предположение, что этот процесс является основой формирования психических реакций всех живых организмов, включая процесс мышления человека современного вида. Но как теперь выясняется, процесс мышления человека современного вида базируется не на одном, а на четырех видах условных рефлексов. Первый вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов восприятия объектов действительности. Этот вид рефлексов определяет организацию жизнедеятельности основной массы живых организмов на Земле. Второй вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов представления, ранее воспринимаемых индивидом объектов действительности. Соответствует уровню развития мозга высших приматов. Третий вид условных рефлексов - рефлексы на соотношение обобщенных образов, рефлексы, формирующие пока еще не отраженный современной психологией мышления и соответствующий уровню развития мозга неандертальца, обобщенно-образный вид мышления. Четвертый вид - рефлексы на соотношение всех выше перечисленных образов, условно-рефлеторно связанных с условным обозначением соответствующего образа - словом. То есть это соответствующий уровню развития мозга человека современного вида условный рефлекс на соотношение понятий, или, что то же самое, понятийный вид мышления.

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

В мире нет ничего, кроме материи.

Способ существования материи - движение. Источник движения - "борьба" противоположностей, образующих в своем единстве диалектические системы. В мире нет ничего, кроме диалектических систем единства противоположностей. Суть любого процесса природы - развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс индивидуального развития живого организма это деятельность этого организма, направленная на удовлетворение его потребностей. В процессе деятельности организма рождаются новые потребности, которые вновь побуждают организм к деятельности, направленной на их удовлетворение. Диалектическая система "потребность - деятельность", борьба противоположностей которой поддерживает гомеостаз организма, является одной из основных систем, развитие которых определяет онтогенез живого организма.

Рефлекторная деятельность нервной системы, обеспечивая приобретение организмом в процессе его деятельности информации о действительности - (как о потребностях организма, так и о способах их удовлетворения), - на базе этой информации организует всю дальнейшую деятельность организма, являясь, таким образом, диалектической формой развития системы "потребность - деятельность", с которой эта форма (проще ее можно назвать формой деятельности организма) образует еще одну диалектическую систему - "потребность - деятельность - форма деятельности".

На безусловнорефлекторном уровне развития нервной системы приобретение информации о действительности осуществляется в процессе исторического развития вида организмов, посредством неопределенной изменчивости и естественного отбора. То есть на безусловнорефлекторном уровне развития нервной системы информация приобретается, в конечном счете, генофондом вида организмов, и потому здесь форма деятельности отдельного организма по существу является формой деятельности вида организмов. С рождением способности нервной системы посредством условных рефлексов приобретать полезную информацию в процессе индивидуального развития организма начинает свое развитие индивидуальная форма деятельности организма в виде условнорефлекторной деятельности его нервной системы, которая в филогенезе нервной системы претерпевает несколько качественных уровней своего развития.

Не считая безусловнорефлекторного - видового - качественного уровня развития формы деятельности организма, первый качественный уровень индивидуальной формы деятельности организма это организация деятельности, которая осуществляется посредством условных рефлексов на соотношения объектов действительности, т.е. на качественные, количественные, временные и пространственные соотношения условных раздражителей. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи, образующиеся в процессе отражения нервной системой взаимодействия организма с объектами действительности. Всякий воспринимающийся индивидом объект или процесс действительности, т.е. всякий объект восприятия представляет собой совокупность определенных соотношений элементарных условных раздражителей, восприятие которых осуществляется посредством специализированных на данных раздражителях анализаторов. Временные связи, образующиеся между очагами возбуждения, рожденными в мозге сигналами этих анализаторов, фиксируют соотношения этих очагов возбуждения, и эти соотношения очагов возбуждения, отражая соотношения элементарных условных раздражителей воспринимаемого объекта (ситуации), формирует в мозге образ этого объекта - образ восприятия.

На первом качественном уровне развития формы деятельности организма приобретение информации о действительности происходит частично посредством подражательного рефлекса, очень активного в начальный период онтогенеза, частично методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с объектами действительности в целях удовлетворения своих потребностей. В процессе этого взаимодействия образуются временные связи между очагами возбуждения, возникающими в мозге при восприятии соответствующих этим очагам объектов действительности, в результате чего в мозге фиксируются как соотношения организма с объектами, так и соотношения самих объектов действительности.

В филогенезе нервной системы растет количество специализированных анализаторов. Растет количество ассоциативных нейронов, обеспечивающих временную нервную связь между очагами возбуждения, соотношения которых отражают признаки объектов, соотношения признаков, объекты в целом и их соотношения. Совершенствуются механизмы образной памяти. Рождается и совершенствуется способность оперировать следовыми условными раздражителями - образами ранее воспринимаемых объектов (образами представления). Все это, в конечном счете, определяет переход формы деятельности организма на новый - второй - качественный уровень развития. "Исследованиями нашей лаборатории показано, что у шимпанзе возрасте 2-15 лет имеется настолько хорошо развитая условнорефлекторная и образная память, что по этому показателю даже в сравнении с низшими обезьянами можно говорит о качественно новом этапе в эволюции мозга млекопитающих".(2)

Качественно новый уровень организации антропоидами своей деятельности был подмечен еще И.П.Павловым, что и послужило причиной сделанной им поправки к рефлекторной теории: "это "условным рефлексом" назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловления нормальной связи вещей".(3)

Новое качество в организации антропоидами свей деятельности это способность образовывать временные связи не только в процессе непосредственного отражения объектов действительности, но и в процессе отражения образов представления. Это организация деятельности не только посредством условных рефлексов на соотношения объектов действительности (образов восприятия), но посредством условных рефлексов на соотношения образов представления. То есть антропоид, взглянув на лежащую около клетки приманку, способен соотнести, сравнить образ той длины, которой не хватает его конечности, чтобы дотянуться до приманки, с образами ранее виденных палок, лежащих в клетке. В результате перебора вариантов соотношений образов представления, тем же методом проб и ошибок, происходит торможение временных связей, отражающих те соотношения образов, которые не ведут к достижению цели, и возбуждение временных связей, отражающих соотношения образов, ведущих к достижению цели. В результате чего антропоид способен с первой попытки выбрать палку нужной длины. Рождение способности мозга организовывать деятельность посредством условных рефлексов на соотношения образов представления есть не что иное, как рождение наглядно-образного мышления, являющегося определяющим признаком второго качественного уровня развития индивидуальной формы деятельности организма. Мышление не есть возбуждение готовых временных связей, не есть воспроизведение заученных формул, действий. Мшление есть процесс оперирования мысленными образами, где формируются новые временные связи, возбуждение которых определяет протекание условных рефлексов, которые в своей совокупности организовывают деятельность организма, направленную на удовлетворение его потребностей. В филогенезе нервной системы развитие процесса мышления претерпевает несколько качественных переходов, рождающих несколько видов мышления, которые определяют качественные уровни развития индивидуальной формы деятельности организма.

Каждый вид мышления рождает свой метод. Для образования новых временных связей наглядно-действенное мышление не имеет иного метода, кроме метода проб и ошибок, где ошибка, не ведущая к удовлетворению потребности, формирует временные связи, отражающие соответствующие этой ошибке соотношения объектов, а удовлетворение потребности формирует временные связи, отражающие соотношения объектов, как соотношения, ведущие к удовлетворению данной потребности. Данный метод мышления способен образовывать временные связи, формирующие условнорефлекторные цепочки, возбуждение которых организует деятельность организма, направленную на удовлетворение тех потребностей, в процессе удовлетворения которых были образованы эти временные связи. Причем возбуждение этих цепочек происходит последовательно от одного звена к другому, поэтому процесс возбуждения этих временных связей называют ассоциациями по смежности. Наглядно-образный вид мышления также использует метод проб и ошибок, но это происходит уже не в процессе оперирования конкретными объектами (образами восприятия), а в процессе оперирования образами представления конкретных объектов, где рождается возможность быстрого перебора вариантов разнообразнейших соотношений образов в разное время и в различных местах воспринимавшихся объектов.

Используя рожденный наглядно-действенным видом мышления метод проб и ошибок, наглядно-образный вид мышления на определенном уровне своего развития рождает новый метод - метод мышления посредством ассоциаций по сходству. Суть этого метода в том, что ранее образованные временные связи, отражающие и организующие какие-либо взаимосвязи организма с объектами, способны возбуждаться при восприятии аналогичной ситуации, возбуждаться при восприятии объектов (ситуаций), совпадающих по отдельным признакам с ранее воспринимаемыми объектами. В результате чего происходит сравнение аналогичных объектов, ситуаций. В основе ассоциаций по сходству лежит способность мозга к возбуждению определенной совокупности временных связей, отражающих совокупность определенных соотношений элементарных условных раздражителей (отражающих определенный объект), при восприятии не всей этой совокупности условных раздражителей, а лишь ее части, являющейся общей частью всех аналогичных объектов, части, образующей общие для всех этих объектов признаки, относительно которых эти объекты и объединяются как аналогичные. Например, антропоид, который однажды посредством палки дотянулся до предметов, лежащих так, что невооруженной конечностью до них не дотянуться, в дальнейшем способен использовать мысленный образ этой деятельности, как, во-первых, в аналогичной ситуации, например, для того, чтобы достать приманку из за клетки, так, во-вторых, с аналогичными объектами, также способными удлиннять конечность, - проволока, веревка и т.д.

Таким образом, в вопросах приобретения информации о действительности, в вопросах организации своей деятельности антропоиды находятся на втором качественном уровне развития индивидуальной формы деятельности организма. Организация их деятельности осуществляется не только посредством безусловных рефлексов (видовая форма деятельности), и условных рефлексов на соотношения объектов действительности или образов восприятия (первый качественный уровень индивидуальной формы деятельности организма), но и посредством условных рефлексов на соотношения образов представления объектов действительности. Физиологической базой протекания этих рефлексов являются временные связи между очагами возбуждения, каждый из которых представляет совокупность временных связей, возбуждение которых формирует мысленный образ ранее воспринимаемого объекта - образ представления.

Да, это обычным условным рефлексом назвать нельзя, это есть условный рефлекс нового качественного уровня филогенеза нервной системы, это есть рефлекс, который создает возможность "образования знания, уловления нормальной связи вещей "(3). Развитие метода мышления посредством ассоциаций по сходству рождает процесс психологического анализа и синтеза, где в процессе сравнения друг с другом ряда мысленных образов, отражающих аналогичные взаимосвязи индивида с аналогичными объектами в целях удовлетворения потребностей индивида посредством определенного свойства, присущего всем этим объектам, происходит формирование обобщенного образа этого класса взаимосвязей. И этот обобщенный образ отражает общую часть всех этих взаимосвязей, а именно, взаимосвязь индивида со свойством, присущим всем этим объектам. То есть здесь происходит мысленное отделение данного свойства, присущего ряду объектов от этих конкретных объектов и объединение этих объектов, относительно выделенного в процессе анализа свойства, в определенный класс объектов. В начальный период развития этого процесса свойство, отделенное от ряда конкретных объектов, еще остается не отделенным от взаимодействующего с ним индивида. То есть здесь обобщенный образ является образом не класса объектов, с которыми взаимодействует индивид, а образом класса взаимосвязей индивида с аналогичными объектами.

Физиологическая суть этого психологического процесса есть процесс образования временных связей, отражающих определенное соотношение определенных элементарных условных раздражителей, образующих собой общую часть всех взаимосвязей индивида с аналогичными объектами.

Только еще начавший зарождаться на уровне развития мозга антропоидов процесс психологического анализа и синтеза резко выделяет их среди всех нижестоящих в филогенетическом ряду животных, прежде всего, высоко развитой предметной деятельностью. Антропоиды уже способны в целях удовлетворения своих потребностей использовать, например, такие свойства различных объектов, как свойство удлиннять конечность, тем самым, объединяя в один класс относительно этого свойства такие объекты, как палка, веревка, проволока. Рождение этого процесса выделяет антропоидов еще и зарождением у них орудийной деятельности, т.е. зарождением способности придавать объекту нужное для удовлетворения определенной потребности свойство. Например, выламывание палки из куста, обламывание у нее боковых веток, заострение палки для накалывания приманки и т.д. Все это является свидетельством того, что мозг антропоидов уже способен формировать мысленный образ, в соответствии с которым антропоид производит обработку объекта; и образ этот есть не что иное, как обобщенный образ взаимосвязей антропоида со свойством, присущим некоторому ряду объектов, свойством, используя которое антропоид удовлетворяет свои потребности. Однако на уровне развития мозга антропоидов способность формировать обобщенные образы только еще зарождается. Своего полного развития эта способность достигает на уровне развития мозга одного из видов ископаемого человека. В филогенезе нервной системы ископаемого человека, в конечном счете, зарождается способность мозга формировать понятия, способность, которая своего полного развития достигает на уровне развития мозга человека современного вида.

Понятие - это мысль, отражающая совокупность свойств, присущую ряду объектов, совокупность, относительно которой данный ряд объектов образует определенный класс объектов (абстрактное понятие); или мысль, отражающая совокупность свойств конкретного объекта, свойств, относительно которых данный объект входит в определенный класс объектов (конкретное понятие). Понятие также формируется посредством ассоциаций по сходству в процессе сравнения индивидом образов представления собственных взаимосвязей с объектами определенного ряда в целях удовлетворения своих потребностей с образами представления взаимосвязей себе подобных в тех же целях с объектами этого же ряда. В этом сравнении образуются временные связи, отражающие общую часть всех этих взаимосвязей и формирующие окончательно абстрактное отражение мозгом свойства, которое присуще объектам данного ряда и посредством которого все взаимодействующие с объектами данного ряда индивиды, включая себя, удовлетворяют свои потребности. То есть здесь данное свойство отделяется не только от ряда конкретных объектов, им обладающих, но и от ряда конкретных потребителей этого свойства, включая себя.

Понятие - это совокупность временных связей, формирующих абстрактный образ свойства, присущего определенному ряду объектов (абстрактное понятие), или совокупность временных связей, формирующих абстрактные образы свойств конкретного объекта (конкретное понятие).

Неотъемлемым компонентом понятия является его условный знак - слово - с нервными механизмами воспроизведения и восприятия которого соответствующий образ связан временными связями. Качественный переход филогенеза нервной системы, определяющий переход от способности мозга формировать образы представления к способности формировать обобщенные образы (отделение определенного свойства от объектов) и качественный переход от способности формировать обобщенные образы к способности формировать понятия (отделение определенного свойства от его потребителей) есть равноценные качественные переходы. Поэтому оба перехода рождают новые качественные уровни развития процесса мышления, т.е. каждый переход определяет рождение нового вида мышления. Поэтому, кроме наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного видов мышления, существует, как самостоятельный вид, обобщенно-образный вид мышления, который полного своего развития достигает на уровне морфофизиологической организации мозга неандертальца.

Тот факт, что жизнедеятельность неандертальцев резко отличается как от жизнедеятельности всех животных, включая антропоидов, так и от жизнедеятельности человека современного вида, является подтверждением того, что организация их жизнедеятельности определялась видом мышления, который в филогенезе мозга стоит выше наглядно-образного вида, но ниже понятийного. Косвенным подтверждением существования четырех видов мышления является концепция Ж. Пиаже о четырех уровнях (этапах) развития процесса мышления в онтогенезе современного ребенка.(4).

Обобщенно-образный вид мышления соответствует третьему качественному уровню развития индивидуальной формы деятельности организма и осуществляется посредством условных рефлексов на соотношения обобщенных образов. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи между очагами возбуждения, каждый из которых представляет собой совокупность временных связей, отражающую общую часть взаимосвязей организма с объектами определенного ряда. Обобщенно-образный вид мышления, используя методы: проб и ошибок, ассоциаций по сходству, на определенном уровне своего развития рождает новый метод - метод мышления посредством ассоциаций по контрасту. Суть этого метода - возбуждение временных связей, формирующих абстрактный образ какого-либо класса объектов при восприятии мозгом объектов противоположного класса, в результате чего происходит сравнение противоположностей.

По существу, эволюция ископаемых людей была эволюцией их мозга в направлении рождения способности отражать и сравнивать противоположности, что и определило переход формы деятельности индивида на четвертый качественный уровень развития, определяемый рождением способности мозга формировать понятия. С рождением общественного сознания - (которое является информационной базой развития индивидуального сознания всех последующих поколений индивидов) - в процессе его развития, развиваются потребности индивидов от потребностей биологических к потребностям творчества, познания, которые также являются основой формирования понятий. Но первые понятия, рождающегося вместе с ними человеческого сознания, могли быть только понятиями тех объектов, посредством которых индивиды удовлетворяли свои самые необходимые биологические потребности.

Для формирования в мозге человека первых понятий необходимо, чтобы индивид сравнил себя (образы представления собственных взаимосвязей с объектами определенного класса) с себе подобными (с образами представления взаимосвязей себе подобных с объектами этого же класса). Но для того, чтобы это сравнение стало возможным, каждому индивиду необходимо отделить себя от себе подобных, т.е. сформировать абстрактные образы тех частей действительности, которые у человека современного вида определяются понятием "мое". То есть первыми понятиями рождающегося человеческого сознания могли быть только понятия "мое" и "не мое", своим единством и "борьбой", - (имеющей характер сравнения всего того, что отражается этими понятиями) - рождающих понятие "я". Все познается в сравнении. И познание себя не является исключением. С началом изготовления ископаемыми людьми орудий многократного использования - (которые не выбрасывались после использования, а хранились для дальнейшего использования) - в их взаимоотношениях рождается вопрос о принадлежности определенных орудий определенным индивидам, т.к. у производителя орудия рождалось требование признать только за ним право пользоваться орудием собственного изготовления.

В конфликтах, возникающих по поводу принадлежности орудий, один и тот же класс взаимосвязей индивидов с одним и тем же рядом объектов (орудиями) делится на два противоположных: удовлетворяющий потребности (класс взаимосвязей с орудиями собственного изготовления) и не удовлетворяющий потребности в связи с возникновением конфликтов (класс взаимосвязей с чужими орудиями). В процессе сравнения этих классов взаимосвязей формируется абстрактный образ ряда орудий, которые также делятся на два противоположных класса: класс орудий, способный удовлетворять потребности индивида (мое орудие) и не способный удовлетворять его потребности (не мое орудие). Диалектика объективного мира начинает отражаться в рождающемся индивидуальном сознании в виде диалектических систем понятий "мое - не мое", "мое - не мое - я". С отделением себя от себе подобных начинает свое развитие высший качественный уровень развития индивидуальной формы деятельности организма - человеческое сознание, которое организовывает деятельность человека, используя все четыре вида мышления, но основным используемым видом, разумеется, является понятийный вид мышления.

Понятийный вид мышления, используя все вышеперечисленные методы мышления, на определенном уровне своего развития рождает новый метод - диалектический метод мышления, суть которого - через ассоциации по контрасту объединение противоположностей в диалектические системы, отклонение от состояния равновесия которых (нарушение их гомеостаза), порождая "борьбу" противоположностей, является движущей силой развития всех процессов мира. Таким образом, четыре качественных уровня развития индивидуальной формы деятельности организма определяются четырьмя видами мышления, которые формируются четырьмя видами условных рефлексов. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи, формирующие соотношения: образов восприятия, образов представления, обобщенных образов и понятий.

"Итак, временная нервная связь есть универсальнейшее явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое"(5) явление, которое, образуя определенные совокупности и имея различные формы их возбуждения, организует все виды мышления, все методы мышления и, в конечном счете, все психические процессы в животном мире, включая на самих. Сознание есть совокупность протекающих в мозге человека объективных физиологических процессов, обеспечивающих субъективное отражение действительности и организующих осознаваемую человеком деятельность, направленную на удовлетворение его потребностей.

Литература

1. К.Маркс,Ф.Энгельс Соч.2-е изд.,т.3,с 245.

2. Фирсов Л.А. И.П. Павлов и экспериментальная приматология. Л.: Наука, 1982,с43.

3. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М.-Л.: АН СССР, 1949, т.3, с.262.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия.1994, с.179.

5. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1951,с.365.

6. Твердохлебов Г.А. Движущие силы социального прогресса. «Федерация» №9, 2006, «Фонд правовых исследований»; http://www.tverd4.narod.ru/st06.htm

7. Твердохлебов Г.А. Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия; http://www.tverd4.narod.ru/st04.htm

8. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти. «Объединенный научный журнал» №13, 2006, «Фонд правовых исследований»; http://www.tverd4.narod.ru/st01.html

9. Твердохлебов Г.А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006, «Фонд правовых исследований»; http://www.tverd4.narod.ru/st02.htm

Тема 9. Мышление и воображение

1. Сущность, особенности, механизмы мышления

3. Речь как основа мышления

4. Сущность, функции, физиологический механизм воображения

5. Виды воображения

Вопрос

· Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых и закономерных свойств, связей и отношений между познаваемыми предметами.

Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В настоящий момент мышление изучается психологией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой. В рамках психологии существуют различные теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология).

Материалистическая психология рассматривает мышление как процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Особенности мышления как познавательного процесса:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер . Человек имеет возможность познать не только то, что непосредственно в восприятии не представлено. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на прошлый опыт.

2. Мышление отражает окружающую действительность обобщенно. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Обобщенность мышления связана с его знаковым характером.

3. Мышление дает возможность устанавливать связи между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений или отдельные явления.

4. Мышление – всегда отражение связей и отношений между предметами и явлениями в словесной форме.

5. Мышление всегда связано с практической деятельностью человека, это не просто «созерцание» внешнего мира, а такое отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на преобразование внешнего мира. Дл я того, чтобы осуществить в окружающей действительности разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой.

Мышление человека качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом является речь и др. используемые при этом знаковые системы, с помощью которых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности.


Физиологический механизм мышления

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при их одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражениями связи (ассоциации) и составляет физиологическую основу процесса мышления.

Мышление по своей регулятивной функции выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Источником и начальным моментом мышления является проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Характеристики проблемы:

цель (ориентировочная основа для решения задач);

условия, в которых задана данная цель;

потребность в достижении цели;

недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

В процессе решения задач выделяется три типа мыслительных действий :

I. Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. На основе полученной информации, анализа условий возникает гипотеза, предположение, проект решения задачи. Гипотеза способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли и, в конечном итоге, переходит в план решения.

II. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

III. Нахождении ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и продолжается до тех пор, пока решение не будет согласовано с условиями задачи.

Вопрос

Мышление включает ряд таких операций как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция . С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства, составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств, отношений друг с другом и выявлении общности и различий между ними.

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез - это мыслительная операция, позволяющая переходить в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов и явлений по какому-то общему признаку.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

· Понятие - форма мышления, отражающая существенные связи, и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и общими. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

· Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждении или отрицание чего-либо.

Понятия могут быть истинными и ложными.

· Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Способы мышления:

· Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

· Дедукция – это способ мышления, способ мышления, при котором умозаключение идет от общего к частному.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления имеют значение прежде всего те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда определяется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или иного явления, эти ассоциации имеют обобщенный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно - по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцирование временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия

и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому Что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали, а употребляли их не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, это и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. нейронные коды. Они отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, сопоставимых с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.


Обратно в раздел

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств - в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Виды мышления

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление , направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление , связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление , характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.

Каждый человек независимо от этнической принадлежности имеет творческое начало. Так, анализируя истоки национального характера украинцев, М. И. Пирен отмечает, что украинская эмоциональность, чувствительность, лиризм, которые проявляются в песнях, народных обрядах, юморе, обычаях, является основой творчества. Позитивные аспекты украинской эмоциональности воплотились в духовной творчества лучших представителей нации: Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича, П. Кулиша, Т. Шевченко.

Психологическая характеристика мышления

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, носит проблемный характер и возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Следует внести разъяснения в данное определение:

1. Мышление тесно связано с такими процессами как ощущение и восприятия, которые обеспечивает чувственное по­знание. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувствен­ного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущ­ность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредст­венно. Ни одна закономерность не может быть воспринята не­посредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем за­коны движения планет – в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи ме­жду явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определен­ные сведения и об элементарных частицах материи, и об от­дельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выяв­лении связей и отношений между вещами.

2. Чувственное познание дает человеку знание об отдельных (единичных) предметах или их свойствах, но благодаря мышлению человек способен эти свойства обобщать, поэтому мышление – обобщенное отражение внешнего мира.

3. Мышление как процесс возможен благодаря речи, поскольку мышление – обобщенное отражение действительности, а обобщить можно только с помощью слова, в речи проявляются мысли человека. О мышлении другого человека можно судить по его речи.

4. Мышление тесно связано с практической деятельностью. Практика является источником мышления: «Ничего не может быть в уме, если до этого не было во внешней практической деятельности» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого практика является критерием истинности, правильности мышления.



5. Мышление тесно связано с решением той или иной за­дачи, возникшей в процессе познания или практической дея­тельности. Процесс мышления наиболее ярко проявляется, ко­гда возникает проблемная ситуация, которую нужно решить. Проблемная ситуация – это такое обстоятельство, в котором че­ловек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникнове­нием определенного познавательного барьера, трудностей, ко­торые предстоит преодолеть в результате мышления. В про­блемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достиже­ния которых имеющихся средств, способов и знаний оказыва­ется недостаточно.

6. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако мышление человека не существует вне общества, вне языка и накопленных человечеством знаний. Каждый отдельный чело­век становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики. Даже задачи, которые че­ловек ставит перед своим мышлением, порождаются общест­венными условиями, в которых он живет. Таким образом, мыш­ление человека имеет общественную природу (А.Н. Леонтьев).

Физиологическая основа мышления

Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. Нет единого мнения о значимости и по­рядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспе­чивающих процесс мышления. Лобные доли играют значимую роль в мыслительной деятельности как одним из вариантов це­ленаправленной деятельности. Также играют роль те зоны коры полушарий, которые обеспечивают гностические (познаватель­ные) функции мышления и речевые центры, обеспечивающие словесно-логическое мышление. Образное мышление опосреду­ется теми же структурами мозга, что и восприятие. Итогом ана­лиза и синтеза раздражителей, как внешних, так и внутренних, является образование временных связей – ассоциаций (association – союзное общество, объединение). Временные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозге объек­тивно существующих связей между объектами и явлениями. Ассоциативные связи представляют основу упорядочен­ного хранения информации в мозге человека, обеспечивающую быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу. Считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, - сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений - со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя. При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека - использование языка - основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались - как приятные или неприятные.

Мыслительные операции

Мыслительная операция – это один из способов мысли­тельной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информа­ции, которую он подвергает мыслительной переработке.

· Анализ – мыслительная операция по расчленению целого на составные элементы или вычленение части из целого. Суть состоит в том, что, вос­принимая какой-либо предмет или явление, мы можем мыс­ленно отделить в нем одну часть от другой, а затем выделить следующую часть и т.д. Позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ возможен и при воспроизведении образа предмета по памяти.

· Синтез – противоположен анализу, т.е. построение целого из аналитически задан­ных частей, создание нового целого.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Про­цесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуа­ции). Далее на основе анализа осуществляется вто­ричный синтез. Получаются новые знания об этом це­лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

· Сравнение – основано на установлении сходства и раз­личия между объектами. Если воспринимаемые предметы почти одинаковые, то можно легко обнаружить, чем они похожи. И, наоборот, если они почти во всем различны, то труднее найти определенное сходство между ними.

· Обобщение – объединение объектов в группу на основании представленных признаков. существенный признак – устойчивое свойство объекта, который отражает его суть, является главным, без которого этот объект не может существовать. Виды обобщений:

1. Классификация – базируясь на сравнении, позволяет разделить объекты на группы, сходные по какому-либо при­знаку.

2. Систематизация – это разделение и последующее объ­единение групп объектов или классов явлений, обладающих иерархическим устройством (на пример, систематика животных и растений, химических элементов и т. п.).

· Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо час­тей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Воспринимая какой-либо предмет, мы выделяем в нем определенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция используется при образовании и усвоении новых понятий. Например, сказав стол, представляется образ целого класса предметов. Чтобы сформировать данное понятие пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для оп­ределенного предмета или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием. Абстрактные понятия – это понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например, твердость, яркость, мудрость. Выделяют практическую абстракцию, включенную в процесс деятельности; чувственную, или внешнюю; высшую, или опо­средованную, выраженную в понятиях.

· Конкретизация – из общего определения понятия выво­дится суждение принадлежности единичных вещей и явле­ний определенному классу. В конкретном представлении мы не стремимся отвлечься от различных свойств предмета, а наоборот стараемся представить его во всем многообразии его свойств. Например, конкретизацией понятия стол являются понятия письменный стол, обеденный стол и др.

· Аналогия – умственная операция поиска сходства пред­метов или явлений в определенном отношении. В основе прове­дения аналогий лежат образование и актуализация ассоциаций.

Параметры мышления

· Стройность – выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, и грамматически корректно формулировать мысли.

· Продуктивность – требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Это итоговое свойство мыслительной деятельности, в результате которой происходит адекватное отражение существенных сто­рон объективного мира и его взаимосвязей.

· Целенаправленность – необходимость мыслить ради ка­кой-либо реальной цели.

· Темп – скорость протекания ассоциативного про­цесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в еди­ницу времени.

· Доказательность – способность последовательно обос­новать свое мнение или решение.

· Гибкость и подвижность – умение быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, и найти новые.

· Экономич­ность – выполнение определенной мысли­тельной задачи с помощью наименьшего числа ассоциаций.

· Широта – кру­гозор, способность использовать при мыслительном про­цессе круг разнообразных фактов и знаний и умение вне­сти в них важное и новое.

· Глубина – способность вникать в суть явлений, не ограничиваясь кон­статацией лежащих на по­верхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

· Критичность – умение адекватно оценивать резуль­таты собственной мыслительной деятельности, т.е. насколько мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.

· Самостоятельность – способность самосто­ятельно наметить требующий решения вопрос и независи­мо от мнения окружающих найти на него ответ.

· Пытливость – стремле­ние дознаться до основных при­чин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изу­чить.

· Любознательность –стремление узнать то новое, с чем человек встречается в жизни.

· Находчивость – умение быстро найти способ ре­ше­ния мыслительной задачи.

· Остроумие – способность к неожиданным, нешаблон­ным умозаключениям, которые воз­никают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие ка­чества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д.

· Оригинальность – индивидуаль­ное качество мысли­тельного процесса, накладывающее от­печаток на все его прояв­ления, заключается в способности прийти к правильным выво­дам нешаблонным путем.

Формы мышления

1. Понятие – процесс отражения существенных свойств предметов или явлений и объединение их в слове. Каждое слово – это понятие. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (напри­мер, стул, здание, болезнь и др.). Единичные понятия обозна­чают какой-либо один предмет (например, «Енисей», «Саратов» и др.).

2. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение подтверждает или отрицает отношения между предметами и явлениями действительности. Это определяется тем, что любой предмет объектив­ной реальности находится в самых разнообразных связях с дру­гими предметами и явлениями. Суждение бывает общее, частное и единичное. Общие касаются всех предметов данной группы, частные – некоторых, а единичные – только одного.

3. Умозаключение – процесс, приводящий к новому зна­нию из одного или нескольких предшествующих суждений. Умозаключение чаще используется в процессах теоретического мышления. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

· Индуктивное умозаключение – этоумозаклю­чение от частного суждения к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, для того, чтобы узнать, тонут ли все металлические предметы, необходимо проводить эксперимент, погружая в воду металлические предметы различного характера, веса, плотности, размера.

· Дедуктивное умозаключение – умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

· Умозаключение по аналогии это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.