Что такое «пакет Яровой» и чем он грозит российскому обществу. «Пакет Яровой»: год спустя стали видны истинное значение и масштаб изменений

7 июля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, внесённый депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

В перечне поручений, подписанном Путиным вместе с пакетом законов, в частности, президент поручил правительству РФ совместно с ФСБ при разработке нормативно-правовых актов уделить особое внимание применению «норм, которые потребуют существенных финансовых затрат».

По всей видимости, так в Кремле исполнили обещание учесть критику, звучавшую в отношении «закона Яровой».

Пакет Яровой, включающий два новых закона, о необходимости введения дополнительных мер по противодействию экстремизму и терроризму (поправки к некоторым федеральным законам и Уголовному кодексу), подписанный Президентом России, сразу же начали комментировать и за рубежом, и в России, и кое-кто усматривает в нём признаки давления на социальные свободы. Насколько эти упрёки оправданы? Рассмотрим в данной статье.

Пакет Яровой

В чём суть претензий к так называемому «пакету Яровой»?

Пакет Яровой (как его назвали в прессе) вызвал неоднозначную реакцию общественности, особенно оппозиционной, а также мобильных операторов. Российские операторы связи сразу высказали недовольство нововведениями, так как их затраты (по их мнению) будут многократно увеличены, что будет отражаться на ценах услуг для потребителей. А то, что реально насыщенность рынка такова, что все звонки внутри сети уже должны быть бесплатными для потребителей и что на них компании за счёт негласного сговора крпунейших операторов уже делают бешенные деньги, они как-то умалчивают.

Для того, чтобы проверить эти утверждения, от Владимира Путина поступило поручение Минкомсвязи и Минпромторгу посчитать, сколько будет стоить Пакет Яровой мобильным операторам. Министерства должны будут также отчитаться о сроках, которые необходимы для внедрения нововведений.

Критикующие пакет представители либеральной общественности указывают на ужесточение ответственности за уже имеющиеся в Уголовном кодексе правонарушения, введение новых и расширение полномочий правоохранительных органов. Однако представить дело так, как будто Яровая и Озеров просто решили придумать что-то эдакое, сатрапское, для того чтобы удушить демократические свободы граждан России, даже у них не получается. Страна, как и весь мир, к сожалению, испытывает угрозы и вызовы, что видно по европейским терактам, поэтому законодатели просто действуют на опережение, чтобы в дальнейшем по возможности избежать необходимости подсчитывать число жертв. Естественно, некоторые «свободы» ради этого придётся ограничить, и, судя по внесённым в проект изменениям, имело место обсуждение рациональных способов определения степени разумности принимаемых мер.

Суть претензий оппонентов также заключается и в гипотетическом «удорожании» сотовой связи и доступа в Интернет, которое якобы произойдёт неминуемо, хотя это дело воротил сотового бизнеса — решать как изменить структуру своих расходов в связи с появлением этого закона. Если они заботятся о своих кошельках, а не о потребителях, то, конечно, взвалят расходы на них, но при чём тут государство, действующее в интересах защиты общественной безопасности? Точно также уже «дико подорожали продукты» из-за введения системы «Платон». Помните эту истерию? Недавно ведь была. И все либералы сразу стали дальнобойщиками. Сегодня все они стали «немного айтишниками» и готовятся проводить митинги против «пакета Яровой».

Этот набор изменений в законы направлен на борьбу с терроризмом. Он должен дать нашим правоохранителям в руки инструмент. В этом смысл этих изменений. Они получились немного сыроватыми — это, как у нас водиться (вспоминаем «Платон»), есть. Впрочем не надо забывать с какой кадровой базой приходится иметь дело, даже если многие либералы перекрасились в патриотов (то есть поняли что за океаном их не ждут и готовы сожрать при удобном случае), они пока не перестали быть либералами — ведь стереотипы не меняются одномоментно. Но надо понимать, что сам закон — рамочный, а значит, в установленные сроки Правительством РФ в соответствии с поручениями Президента будут приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты.

И, во-первых, президент дал поручения проработать его техническую реализацию, а, во-вторых, большинство «страхов и страшилок» просто не соответствует действительности.

Ситуация вокруг пакета Яровой

Понять, почему представители «Пятой колонны» так заголосили и подняли такой шум, нам поможет общее понимание ситуации.

Суть такова: на 2017 — 2018 годы Запад планирует попытки осуществления «цветного» сценария в России. Цель минимум — не допустить переизбрания на новый срок В.В. Путина или избрания человека, продолжающего взятый на реальный суверенитет курс. Ситуация в нашей стране, по планам США, к тому времени должна ухудшиться: снаружи давят санкции и искусственно сдерживаемые на низком уровне цены на предметы нашего экспорта, а внутри работает либеральное правительство, лозунг которого озвученный поклонником губернатора Калифорнии Шварцнегера «Денег нет, но вы держитесь!», что уже сегодня вызывает справедливое возмущение граждан.

К 2017 — 2018 годам «улюкаевы» и «кудрины» должны, по их замыслу, поураганить так, чтобы создать почву для недовольства. Западу нужна новая Болотная, нужны «навальные» и «касьяновы», нужны массы людей. Почву для недовольства Запад руками либерально-финансовой части правительства пытается создать, чтобы в перспективе организовать государственный переворот. Но людей надо организовать, вывести на улицы, собрать вместе, научить, когда и где, и что делать. Надо координировать боевиков, нужно собирать толпы зевак. А всё это делается через соцсети. Которые (о чудо!) начали активно шифровать всю свою информацию.

Так вот, главный пункт «пакета Яровой» — американские (вообще все) соцсети все «шифровальные ключи» обязаны передать в руки российских компетентных органов.

Вот откуда вой! Но и он уляжется, как только суммы, выделенные американцами на «справедливое возмущение», подойдут к концу.

А дальше начнётся самое главное — реализация закона. В США АНБ пишет вообще всё, и никто по этому поводу не возмущается. Почему? Потому что вместе с ордером на получение информации АНБ даёт и другой ордер — запрещающий разглашение самого факта запроса и получения информации.

И вот когда «фейсбуки» откажутся выполнять российский закон, а они, по мнению экспертов, обязательно откажутся его выполнять, вот тогда наступит момент истины. Соцсети создавались как инструмент политики, создавались в Штатах — это так, даже если никто из нас никогда об этом не задумывались. И до сих пор многие живут с мыслью, что умный мальчик из США нашёл миллиарды, чтобы девочки могли постить котиков, а домохозяйки — рецепты вкусной еды.

Так вот, когда «фейсбуки» откажутся выполнять закон, вот тогда надо будет закрывать то, что отказывается работать по нашим законам и давать свободно работать тому, кто его соблюдает.

«Пакет Яровой» не сейчас, но в перспективе… вырвет жало у инструмента, с помощью которого США привыкли опрокидывать государства (вспомним — Ливия, Ирак, Югославия и др.)

Либо их сети станут законопослушными, а значит им ненужными и безопасными для нас, либо их у нас просто не должно быть.

Но чтобы понять суть претензий либералов, необходимо понимание о том, какие именно изменения внесены в действующее законодательство.

Какие изменения внесены в действующее законодательство

Пособничество

Понятие «пособничество» ранее было достаточно абстрактным и могло трактоваться различным образом, теперь же ему дано чёткое определение.

Во-первых, это финансирование. Любая помощь, оказанная террористической организации или боевику-одиночке, выраженная в материальной форме и способствующая совершению общественно-опасного преступления, считается поддержкой, то есть пособничеством. Это не обязательно деньги. Если террорист переночевал в безопасном для него жилище, получил в своё распоряжение автомобиль, спрятал в квартире или доме взрывчатку или другие средства поражения, — всё это считается содействием в организации теракта, и за это предусмотрена ответственность в виде тюремного срока до восьми лет. Кто-то может утверждать, что это слишком жестоко?

Преступное молчание

Каждый юрист знает разницу между действием и деянием — под последним понимается также и бездействие. Если кто-то достоверно знает о готовящемся террористическом акте, но не принимает мер по его предотвращению (не сообщает компетентным органам), то теперь он тоже считается преступником, правда, ответственность его не столь сурова, как у непосредственного исполнителя, — до двенадцати месяцев заключения. При этом речь идёт не о каком-то абстрактном доносительстве (называемом также стукачеством), на что ненавязчиво намекают «поборники свобод», а о вполне конкретном списке из 16 преступлений, в числе которых угон транспортных средств, захват заложников, организация взрыва в людном месте и т.п. Супругов и родственников террористов эта статься УК не касается.

Болтать много вредно

Эта норма касается главным образом СМИ, которым вменяется в обязанность контроль за публикуемыми сведениями на предмет их секретности. Есть информация, имеющая особые грифы, и разглашение её влечет наказание в виде штрафа до миллиона рублей. Ранее эта норма не действовала в силу неопределённости и размытости самого понятия секретных материалов. К тому же и конкретного наказания за такие действия Уголовный кодекс не предусматривал. Нельзя, и всё. А что будет, если взять и напечатать? Теперь ясно, что. Аналогичные законы, кстати, давным-давно действуют в самых «свободных и демократических» (так они себя называют) странах мира.

Малолетние террористы

Практика показывает, что и подросток может натворить такого, что страшно подумать, тем более что психика его ещё не сформировалась, а влияние бывает разным. Ответственность за некоторые тяжкие преступления и в старом Уголовном кодексе наступает с 14 лет, таковых статей было 22, а теперь их количество увеличено до 32. Вошли в новый список такие правонарушения, как теракт, членство в террористической организации, участие в массовых беспорядках, угон поезда или самолёта, покушение на жизнь людей и т. д. Они, малолетние преступники, конечно же, дети, но жертвам от этого не легче.

Международный терракт

Ранее этой статьи в УК не было, теперь она есть и имеет номер 361. Она предусматривает наказание от десяти лет до пожизненного заключения. Отличие международного теракта от «простого» состоит в том, что он совершается не в России, а за границей, но представляет собой покушение на здоровье и жизнь граждан РФ. Кстати, «прицепом» к ней идёт несообщение о подготовке подобного преступления (ст. 205.6), что перекликается с изложенным выше положением о преступном умалчивании важных сведений. Кстати, вербовать в ДАИШ (ИГИЛ, запрещённая в России организация) и подобные структуры теперь тоже опасно, как и устраивать массовые волнения. И подначивать к этому тоже лучше не надо.

Частная информация

Этот пункт тоже вызвал неприятие некоторых поборников свобод, так как согласно ему должна производиться проверка корреспонденции «Почтой России» на наличие оружия, наркотиков и прочих незаконных предметов. Конечно, речь в основном о посылках и бандеролях, переписка сегодня всё же чаще осуществляется в электронном виде, но и относительно неё тоже принято решение. Изначально предусматривалось трёхлетнее хранение данных, но так как это потребовало бы резкого увеличения информационных возможностей (до 1,7 трлн. гигабайт) и расходов в 70 миллиардов долларов, то остановились на шести месяцах. Ввод в действие закона — с 1 июля 2018 года.

Сектанты

Проникновение в страну проповедников экстремистских течений создаёт угрозу общественной безопасности. Для того, чтобы вести религиозную деятельность, требуется особая регистрация и специальное помещение. Нарушителям, которые захотят вовлекать в секты прихожан на улицах, грозит штраф вплоть до 1 млн. руб.

Заметки на полях

На 1 января 2014 года в РФ по данным Росстата зарегистрированы 47 конфессий (есть ещё одна строка, «объединяющая» группы иных вероисповеданий). Крупнейшей из всех является Православие. Несмотря на то, что представители разных религиозных направлений уже сотни лет мирно сосуществуют в нашей стране, религиозный фактор активно используется ведущими государствами мира для решения геополитических или экономических задач, в том числе для дестабилизации ситуации. Игнорировать этот фактор нельзя, достаточно вспомнить историю Югославии (острейшее противостояние сербов, боснийцев и хорватов, приведшее к распаду страны, в которой на протяжении длительного времени эти народы мирно соседствовали), примеры Дагестана и Чечни. В большинстве военных действий в мире просматриваются религиозные мотивы — Ближний Восток, Балканы, Ирак, Ирландия и т.д.

Известно, что на территории нашей страны проживает около 200 различных этносов, следовательно, и религиозная принадлежность россиян очень разнообразна. Эта ситуация характерна для России на протяжении веков, поэтому существует точка зрения, что катализатором межрелигиозных столкновений является не якобы низкий уровень толерантности в российском обществе, а социально-экономическое неравенство, которое под влиянием санкций будет только усиливаться. По сути, социальным конфликтам даже выгодно придавать религиозную окраску, вовлекая в них лишних участников и придавая дополнительную целевую установку. В религиозной оболочке можно подавать конфликты любого содержания, в том числе политического.

Есть определенные факты, указывающие на активное использование религиозного фактора в целях дестабилизации ситуации в России.

Уже в ноябре 2014 года Президент Чечни заявил о росте радикальных настроений среди мусульман, а также о том, что в Интернете и в СМИ развернута массовая вербовочная работа по привлечению россиян в религиозные организации экстремистского толка.

Запад активно политизирует религию в своих стратегических целях, в том числе используя миссионерство, развернувшееся в нашей стране с 1990-х годов. Эта деятельность чрезвычайно активна, несмотря на то, что «содержание семьи одного зарубежного миссионера обходится религиозной организации в 50 тысяч долларов США в год». В первую очередь в их деятельности нужно усматривать лоббирование интересов того государства, с территории которого они прибывают. Таким образом, либеральная идеология даёт возможность западным странам отстаивать свои интересы не только в экономической и политической сфере, но и в религиозной.

В качестве примера можно привести характер динамики и локализации протестантских и неопротестантских течений в России. Если проследить изменение численности их последователей на территории постсоветской России, то становится очевиден тренд на увеличение. В период с 1990 года по 2014 число протестантов увеличилось в три раза.

Неслучайно то, что наибольшее распространение нетрадиционные христианские течения имеют на тех территориях, на которые планирует распространить свое влияние США.

Религиозный фактор необходимо учитывать в политике, он использовался и будет использоваться в геополитических целях. Однако это обширная тема, которая требует отдельного рассмотрения.

Каковы претензии российских операторов связи?

Операторы мобильной связи угрожают поднять тарифы, пользователи соцсетей оплакивают потерянную приватность, а эксперты рассуждают о том, что новые требования государства технически невозможно реализовать. Давайте разберемся, всё ли так плохо.

Самым скандальным элементом (исходя по данным СМИ) Пакета Яровой является возможность обязать провайдеров интернета и мобильной связи хранить данные пользовательского общения в течение шести месяцев. С точки зрения критиков это ужасно, недопустимо и слишком дорого.

Начнём с самых громких критиков — операторов мобильной связи, которые утверждают, что им придётся резко повысить тарифы, чтобы компенсировать расходы по хранению данных. Их угрозы красноречиво говорят о том, что они переживают не за своих клиентов, а за свои кошельки, раз готовы переложить расходы на плечи потребителей услуг.

Заметки на полях

Траты на хранение информации на самом деле не очень большие. В России давно действует «закон о СОРМе» (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 года).

Не секрет о том, что любые переговоры и по Skype и по мобильным телефонам записываются — абсолютно все разговоры пишутся и определённое время хранятся у операторов. Мощности для хранения разговоров в течение определённого количества времени у сотовых операторов есть.

По закону о СОРМе абсолютно все переговоры должны писаться и храниться в течение трёх месяцев. В течение этого времени сотовые операторы по запросу оперативно-следственных органов обязаны эти данные предоставлять. То есть, у них всё есть. Здесь же требуется увеличить срок хранения с трех месяцев до шести. Это абсолютно реально.

Разговоры о том, что мобильная связь сильно подорожает, напоминают страшилки про систему «Платон», которая должна была привести к перебоям с поставками продуктов и резкому росту цен. Ну как, сбылось? Вот и в случае «пакета Яровой» трудно поверить словам наших мобильных операторов. Тем более что никаких предметных расчетов и финансово-экономических обоснований операторы не предоставили.

В России сравнительно дешевая мобильная связь и эксперты подозревают, что«пакет Яровой» воспринимается как хороший предлог для организации небольшого картельного сговора и совместного повышения цен.

Отдельно хочется напомнить — решение о том, что конкретно нужно хранить и сколько это нужно хранить, ещё вообще не принято. Закон лишь даёт возможность правительству принять соответствующее решение и ставит верхнее, максимальное ограничение срока хранения — 6 месяцев. Эти требования вступят в силу только через два года — многие из критиков про это говорили, выплёскивая на просторы информационного поля поток недовольства? Как видно, нет.

Причём решающее влияние на их формулировку окажет Минкомсвязь, так что и предложения, и представленные финансовые расчёты ведомством будут рассмотрены и обязательно учтены.

Советник президента по вопросам интернета Герман Клименко считает, что если исключить из требований хранения медиа-контент, то всё будет вполне доступно для участников рынка, и минимум 95% всех недовольств индустрии будут сняты. В общем, слухи об апокалипсисе в российском телекоме оказались, мягко говоря, несколько преждевременными.

Теперь насчёт приватности. В современном мире приватности нет и уже никогда не будет. Государства слишком плотно занялись интернетом и его использованием в политических целях, а значит, интернет будут регулировать и за пользователями будут наблюдать. Вопрос только в том, кто будет это делать. Интернет-компании, которые не хотят сотрудничать с ЦРУ, просто не смогут занять рыночную нишу в странах, где центральное разведуправление имеет влияние. В Китае ситуация аналогичная и именно из-за этого там разработаны аналоги всех популярных приложений и сервисов западных компаний. Чем Россия хуже США или КНР?

Американцы после терактов 2001 года вообще не особо заморачиваются по вопросам легализации своих попыток шпионить за мировым интернетом. Как видно из описаний систем INCENSER и DANCINGOASIS, которыми пользуется АНБ на основании Protect America Act of 2007 и FISA Amendments Act of 2008, АНБ просто подключаются к узловым точкам мирового интернета, которые ему доступны, анализирует весь трафик в реальном времени и сохраняют себе на память всё, что АНБ интересно. Как и следует ожидать в этом процессе, американским спецслужбам всемерно помогают американские IT компании, например, тот же Майкрософт, у сервисов которого есть шифрование для всех, кроме АНБ. Американские спецслужбы получают незашифрованную информацию. При всём при этом, американская IT индустрия редко протестует, а чаще всего, наоборот поддерживает АНБ в её усилиях по борьбе за американские национальные интересы. Так давайте сделаем так, чтобы они не делали этого хотя бы в Рунете.

Заметки на полях

В США тоже есть законы, обязывающие операторов сотовой связи хранить в течение определенного периода всю передаваемую информацию и мета-данные. Принимались они тоже не в момент появления в США мобильной связи, а с течением времени.

Однако это не привело к коллапсу отрасли сотовой связи. Более того, есть ряд высокотехнологических компаний, например, Google, которые хранят даже не в течение нескольких месяцев, а годами весь объем информации своих пользователей, включая аудио- и видеофайлы (например, файлы, размещенные на YouTube), данные чатов, электронной почты и т. д. И все эти терабайты информации хранятся на серверах по всему миру. Однако подобные затраты не мешают успешному бизнесу корпорации Google».

Информационная война против России

И последнее. С точки зрения практики информационных войн против России мы наблюдаем типичное создание информационной повода для протестов и недовольства для того, чтобы использовать его в рамках предстоящей избирательной кампании. У противников Пакета Яровой, а это в основном прозападные политики, просматривается очевидная цель — им нужно любой ценой сохранить возможность американских социальных сетей влиять на политическую и общественную ситуацию в России. При этом сохранить американские соцсети вне какого-либо контроля или наблюдения со стороны российских властей. Фактически, все протесты сводятся к тому, что у наших заокеанских оппонентов отбирают один из ключевых инструментов, необходимый для «цветных революций» — вот они и бесятся. А ещё их беспокоит, что после введения в силу этого закона всю их массированную агентуру влияния придется обучать и снабжать настоящими шпионскими каналами связи, а это накладно, сложно и может привести к неудобным провалам ценных агентов. Итак, западные оппоненты задействовали в борьбе с «пакетом Яровой» все свои медийные и лоббистские ресурсы. Как говорится, рыба сама плывет в сети, и можно сказать, что новые законы начнут приносить пользу ещё до того, как они вступили в силу.

Краткий вывод: поводов для паники нет . Закон безусловно не совершенен, и его можно и нужно улучшать. Но этого нельзя сделать через истерику в интернете.

И пора уже всем понять, что российский сегмент интернета нужно держать под контролем потому что, если это не сделает наше государство, то это сделает чужое, и это явно не в наших интересах.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков комментируя принятый закон, отметил, что правительству РФ поручено мониторить ход реализации, ход имплементации этого закона, сообщает РИА «Новости». По его словам, кабинет министров должен минимизировать риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации.

Если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений,

Наша безопасность важнее прибыли мобильных операторов, комфорта телеком-компаний, а также интересов западных социальных сетей и мессенджеров .

И это хорошо, если те из них, кто этого не хотят понимать, просто уйдут с российского рынка.

Послесловие

Вопросы гражданства, незаконной миграции, выезда за рубеж граждан, судимых за экстремизм, режима контртеррористической операции и прочие также очень важны, но утверждать, что принятые законы могут усложнить простым людям жизнь, очень трудно. Зато непринятие заблаговременно защитных мер может омрачить её многими трагедиями. Возможно, стоит вспомнить об этом, перед тем как критиковать новый «антитеррористический пакет».

Во-первых, безопасность граждан превыше всего, а обеспечивает им её государство. Потому что, как только начнут убивать этих самых граждан, они тут же начнут выть, почему государство ничего не делает для их защиты. Ну а когда государство что-то делает для их защиты, у многих это почему-то вызывает негативную реакцию.

Второй аспект: в таком деле надо осваивать методологию познания и творчества, изучать достаточно общую теорию управления и включать голову: анализировать мнение специалистов, которые объясняют, как это делается, почему это делается и зачем, сравнивать мнения, делать выводы. И если уж государство заботится безопасности, то, на наш взгляд, подобные вопросы надо решать совместно. А что касается стоимости переоборудования сотовой связи, то должны быть представлены конкретные расчёты, чтобы не было кривотолков и пересудов. Будем надеяться, что и эти затраты не лягут на плечи налогоплательщиков, только потому что операторы сотовой связи решать в очередной раз «обуть» население под удобным предлогом. И в этом за ними должно проследить государство и соответствующие специальные службы.

Вспомним, когда подобные меры вводились в Интернете, стоял точно такой же крик. И как видим, что за последние 12 — 13 лет про это больше ничего практически не слышно. Потому что нужное оборудование давно везде установлено, и весь трафик в Интернете фильтруется и, что характерно, записывается. Так будет и на этот раз. Изыщут решение, мы уверены.

Защита общественной безопасности, а значит, и государственности, вот что подразумевает данный закон, чего так не хотят на Западе.

Зако́н Ярово́й (также паке́т Яровой или пакет Яровой-Озерова) - два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов - Ирины Яровой . Пакет состоит из двух федеральных законов :

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

История принятия

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2-е и 3-е чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан Президентом РФ В. В. Путиным . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев, должны были вступить в силу 1 июля 2018 года . При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна была храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год .

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 , на последнем пленарном заседании VI созыва . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61 %) , в третьем - 277 (61 %) . За проект 1039149-6 - 266 голосов во 2 чтении и 287 в 3 чтении . За проекты проголосовали все представители партии Единая Россия и около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия.

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приёма, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (от полугода до трёх лет) , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

Уголовный кодекс

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления - несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.

Хранение интернет-трафика

Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков - 3 года .

Согласно проекту приказа Минкомсвязи, интернет-компании и сервисы должны хранить и предоставлять спецслужбам: псевдоним, дату рождения, адрес, фамилию, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми владеет пользователь, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время авторизации и выхода из информационного сервиса, наименование программы-клиента .

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление о том, что с 1 октября 2018 года операторы связи обязаны хранить в течение 30 суток текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей. Далее оператор обязан увеличивать объем хранения на 15 процентов в год.

Средства шифрования

Законопроект устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией средств шифрования . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну , поэтому сертификации систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram , WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется .

Также «закон Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику.

Деятельность религиозных организаций

Закон также накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, также вводится запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях (кроме проведения религиозных обрядов и богослужений) .

При ведении миссионерской деятельности закон обязывает миссионеров иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия. Вводится ограничение на участие иностранцев, въехавших в Россию по приглашению религиозной организации, на миссионерскую деятельность от имени иных религиозных организаций. Вводится запрет на миссионерскую деятельность, направленную против общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей

Оценки

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объёмом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающие доступом к данным .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Государственной думы [ ] , Совет по правам человека при президенте РФ (заместитель председателя - правозащитник Евгений Бобров и член - директор информационно-аналитического центра «Сова» и вице-президент и главный редактор информационно-исследовательского центра «Панорама» Александр Верховский) , министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров , депутаты КПРФ [кто? ] и ЛДПР (в частности В. В. Жириновский ), а также интернет-издание Meduza за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента.

Затраты на реализацию

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно в случае, если оборудование для сбора информации закупят операторы, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком) .

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн рублей .

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона - на 1 % .

За полгода (максимально возможный срок, которым может Правительство в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа . Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт .

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения . К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд руб. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн рублей) .

Летом 2017 года рабочая группа РСПП выступила с предложением выбрать, кто будет оплачивать расходы (государство или пользователи). Согласно расчётам организации, реализация закона в нынешнем виде будет означать рост тарифов на услуги мобильной связи на 180 %, на проводной интернет - на 1257 % .

На выполнение требований закона Яровой Билайн в течение 5 лет планировал потратить 45, Мегафон - 35-40, МТС - 60 млрд руб. Агентство Fitch оценивало чистые убытки в 2,5-3,3 % от общей выручки, по сравнению с 2017 годом рост капитальных инвестиций составлял 14-23 %. В июне 2018 года интернет-операторы начали повышение тарифов на 8-10 %, которое оправдывали затратами на закупку требуемого по законопроекту оборудования.

Хранение интернет-трафика

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех . Дочерняя структура этой фирмы - Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком », предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник » .

Оценки размера сохраняемого трафика:

Оценки суммарных пропускных способностей сетей передачи данных.

Из этих данных:

Крупнейшие хранилища данных

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт , а в 2014 году компания Backblaze (англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом до 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто (на ноябрь 2013 - 75 петабайт) .

В России в 2015 году были созданы хранилища данных в интересах ФНС (2 петабайта с потенциалом до 10) и Минфина (до 5 петабайт) .->

Петиции и протесты против закона Яровой

12 апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект .

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон , набравшая за первый день более 10 000 подписей , что является удивительным промежуточным успехом , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей , необходимых для рассмотрения инициативы . 16 августа 2016 года инициатива была направлена руководителю экспертной рабочей группы при правительстве министру по вопросам Открытого правительства М. Абызову . 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену так называемого «закона Яровой». «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» - указано в перечне выводов по итогам заседания, на котором обсуждалась петиция об отмене «закона Яровой».

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

24 июня 2016 года Госдума, скорее всего, примет во втором и третьем чтениях «антитеррористический» пакет, внесенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым (широко известный как «пакет Яровой»). Он содержит поправки в десятки законов, которые расширяют полномочия государства, ужесточают контроль над жителями страны и ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией. Если закон примут, в чем нет больших сомнений, у властей появится возможность лишать россиян гражданства, не выпускать из страны осужденных за «неправильные» перепосты, получить доступ ко всем телефонным разговорам и электронной переписке граждан. Большинство поправок вступят в силу уже 20 июля. «Медуза» рассказывает о самых важных пунктах «пакета Яровой».

Власти смогут лишать людей гражданства — в том числе за работу в международных организациях

Вечером 22 июня текст «пакета Яровой» ко второму чтению пропал из электронной базы Думы. 23 июня стало известно, что поправки о лишении гражданства полностью исключены из документов.

В Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Но если законопроект Ирины Яровой примут, власти смогут лишать гражданства людей, у которых есть гражданство другой страны или гарантия, что они его получат.

Законопроект Ирины Яровой предлагает лишать гражданства за некоторые преступления террористической и экстремистской направленности. В списке этих преступлений есть, например, известная 282-я статья («возбуждение ненависти и вражды») — одна из тех, по которым можно сесть за перепост картинки в социальной сети. Другой пример из списка: статья 280.1 — призывы к сепаратизму . Осужденный по одной из перечисленных статей лишается гражданства в день вступления приговора в законную силу. Но только в том случае, если у него есть гражданство другой страны или гарантия его получения.

Гражданства лишат и тех людей с двойным гражданством, которые пойдут служить в иностранную армию, правоохранительные или судебные органы. Или будут — без согласования с российскими властями — участвовать в работе международных организаций, в которых Россия (видимо, как государство) не представлена. Людей из обеих этих категорий лишат гражданства в день поступления на работу. Как именно будет работать эта норма, неизвестно. Что в данном контексте означает «международная организация» и станут ли лишать гражданства тех, кто работал в них до принятия нового закона, тоже не вполне ясно.

Прямой конституционный запрет на лишение россиян гражданства обходится авторами «пакета Яровой» довольно просто. Конституция позволяет «добровольный выход из гражданства России». Работу в международных организациях или иностранных государственных органах предлагается считать именно «добровольным волеизъявлением лица, выраженным в форме совершения действий».

При этом депутаты намеренно или случайно сняли одно из ограничений для тех, кто решил выйти из гражданства России по-настоящему добровольно — по письменному заявлению. Раньше, если у человека не было иного гражданства или гарантии его получения, ему не позволяли отказаться от российского паспорта; теперь такого ограничения нет.

За недоносительство тоже будут лишать гражданства. И сажать в тюрьму. Это новая статья Уголовного кодекса

Новая статья УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило» преступления некоторых категорий. Законопроект Яровой вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых теперь необходимо донести, чтобы самому не оказаться на скамье подсудимых: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года. Кроме того, недоносительство входит в список преступлений, за которые депутаты предлагают лишать гражданства. То есть «формой совершения действия» будет считаться бездействие — несообщение.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником, — в этом Конституция соблюдена.

Вводят еще одну статью, по которой можно сажать за посты в соцсетях

Законопроект усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к таким призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (раньше публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений). И лишение гражданства.

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

За перепост можно не просто сесть, но и стать невыездным

23 июня стало известно, что поправки о запрете на выезд из страны исключены из законопроекта.

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж». В ту же поправку включены все статьи «экстремистской направленности» — это большой список статей , в том числе и те, по которым людей судят за посты в социальных сетях (например, «призывы к экстремистской деятельности»).

Срок запрета на выезд может исчисляться годами. После того как человек отбыл наказание, еще некоторое время его судимость считается непогашенной — например, для статьи о «возбуждении ненависти или вражды» (282 УК РФ) этот срок составляет три года. Иногда судимость могут снять и раньше срока — за примерное поведение, по амнистии или по помилованию. По нынешнему законодательству люди могут выезжать за границу до погашения судимости — сразу после исполнения наказания (например, освободившись из тюрьмы).


Участники расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры. Москва, 23 марта 2016 года

Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Scanpix / LETA

Операторы будут хранить месяцами записи телефонных звонков и всю переписку пользователей. Сотрудники силовых ведомств смогут изучать эти данные

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и (или) обработки. В реестр «организаторов распространения» может попасть владелец любого ресурса, где можно обмениваться электронными сообщениями.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы. Если законопроект примут, документ вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Зашифрованную переписку тоже прочтут. Или заставят всех отказаться от шифрования

Депутаты предлагают простую схему борьбы с шифрованием трафика: обязать «организаторов распространения информации», которые используют «дополнительное кодирование» электронных сообщений, предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую «декодировать» все, что потребуется. За отказ — штраф: для юридических лиц — от 800 тысяч до миллиона рублей. Поправки сформулированы так, что не вполне ясно, о каком кодировании речь — о шифровании в мессенджерах или о любом сайте с шифрующим протоколом HTTPS.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Проповедовать теперь смогут только специальные люди в специально отведенных местах. Некоторые идеи проповедовать запретят

Власти хотят жестче регулировать религиозную сферу. В статье о свободе совести и вероисповеданий появится определение понятия «миссионерская деятельность». Такой деятельностью депутаты считают более или менее любую религиозную практику вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. «Распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете тоже считается миссионерством.

Если «пакет Яровой» примут, миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе. Любую миссионерскую деятельность в жилых помещениях, кроме богослужений, церемоний и обрядов, хотят запретить. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех субъектах, где зарегистрирована пригласившая их организация.

Власти хотят законодательно запретить распространение некоторых идей — например, тех, которые призывают к экстремизму, заставляют людей отказываться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и прочих. За нарушения предусмотрены административные штрафы — в том числе крупные, до миллиона рублей.

В правозащитном центре «Сова» считают , что поправки о миссионерстве угрожают не только незарегистрированным религиозным группам, но и тем, у кого есть регистрация, — протестантам и новым религиозным движениям христианского толка. С трудностями могут столкнуться даже православные миссионеры.

За некоторые преступления наказания будут куда более жесткими

Законопроект предлагает сильно ужесточить наказания за некоторые преступления, причем большая часть изменений касается статей «экстремистской направленности». Сейчас по этим статьям существует несколько видов наказаний: штраф, принудительные работы, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение свободы. Ужесточили все формы наказания — и особенно те, что связаны с лишением свободы. Поправки Яровой либо сдвигают в большую сторону минимальный и максимальный сроки заключения, либо вводят нижний порог наказания там, где его раньше не было.

Например, по существующему закону, если человека осудили по одной из частей 282-й статьи («возбуждение ненависти и вражды»), которые не связаны с применением насилия, его могут посадить максимум на четыре года, а нижнего порога вообще нет. Теперь депутаты предлагают ввести нижний порог в два года, а верхний поднять до пяти лет.

Другой пример — усиление наказания по еще одной статье, связанной с экстремизмом, — «Организация экстремистского сообщества» (282.1). За участие в таких сообществах будут лишать свободы на срок от двух до шести лет (раньше максимальный срок по этой статье составлял четыре года, а нижний порог не был установлен), за организацию сообществ будут наказывать сроком от шести до десяти лет (было от двух до восьми). Кроме того, депутаты усилили наказание по статьям «Организация деятельности экстремистской организации» (282.2; было от двух до восьми лет, теперь — от шести до десяти), «Финансирование экстремистской деятельности» (282.3; было до трех лет, теперь — от трех до восьми).

Поправки Яровой увеличивают и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования: теперь оно составит от 10 до 20 лет (раньше было от 8 до 15). Еще один пример ужесточения наказаний — поправка к статье Уголовного кодекса об организации незаконной миграции. Она отменяет все виды наказания, кроме лишения свободы (при этом срок лишения свободы остается тем же — до пяти лет). Это значит, что суды больше не смогут приговаривать осужденных к штрафам или принудительным работам.


Теперь можно сесть за «вовлечение в организацию массовых беспорядков»

В предыдущей редакции Уголовного кодекса была учтена ответственность за организацию, участие, призывы к массовым беспорядкам, а также за прохождение обучения для участия в них. Теперь статья дополнится еще одной частью: в России будут судить еще и за «склонение, вербовку или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Вводят статью о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Сотрудников почты заставят проверять посылки

Законопроект предлагает внести поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. В существующем законе прописано, что сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Станет больше уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Новый закон сильно расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Раньше таких составов было 22, теперь их стало на десять больше. С 14-летнего возраста теперь можно судить за международный терроризм; за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях; за прохождение обучения терроризму; за участие в массовых беспорядках; за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.

Кроме того, «антитеррористический пакет» вводит ответственность для 14-летних за несообщение о преступлении. В списке уголовных статей, за которые можно судить несовершеннолетних, «недоносительство» — единственное деяние, которое не связано с насилием и угрозой общественному порядку в той или иной форме.

Сегодня Президент РФ Владимир Путин подписал законы, направленные на борьбу с терроризмом и обеспечение общественной безопасности (так называемый "пакет Яровой"). В связи с этим в российское законодательство внесен ряд существенных изменений.

Один из законов направлен на усиление уголовной ответственности за преступления террористической направленности (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ " ").

В частности, расширен перечень преступлений террористической направленности, ответственность за которые наступает с 14 лет. Речь идет о таких преступлениях как прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, акт международного терроризма и ряд других.

Несообщение о преступлении является новым составом в УК РФ. Уголовная ответственность в данном случае установлена за несообщение в уполномоченные органы о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. Максимальная санкция за совершение данного деяния – лишение свободы на срок до одного года. При этом установлено, что уголовной ответственности не подлежит лицо, которое не сообщило о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Также в УК РФ введен состав преступления "акт международного терроризма": совершение вне пределов территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов России. Максимальное наказание за данное преступление – пожизненное лишение свободы.

Указанным законом также предусмотрена возможность по решению суда проводить осмотр и выемку электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, при наличии достаточных оснований полагать, что они могут содержать информацию, имеющую значение для уголовного дела.

Вторым законом вводятся другие дополнительные меры, направленные на борьбу с терроризмом (Федеральный закон от 06 июля 2016 г. № 374-ФЗ " ").

Так, с 1 июля 2018 года операторы связи будут обязаны хранить на территории РФ текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей. Срок такого хранения может составлять до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки или обработки, а более конкретные порядок, сроки и объем хранения будет устанавливать Правительство РФ.

Аналогичная обязанность с указанной даты будет возложена на организаторов распространения информации в Интернете относительно электронных сообщений и данных пользователей. Сообщения при этом также должны храниться до шести месяцев. Кроме того, такие организаторы будут обязаны передавать в федеральный исполнительный орган в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, в случаях, если у пользователей есть возможность дополнительного кодирования сообщений.

Операторы связи и организаторы распространения информации в Интернете также будут обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей, причем в течение более длительного срока, чем сами сообщения. Для операторов связи такой срок составит три года с момента окончания приема, передачи, доставки или обработки информации, а для организаторов распространения информации в Интернете – год с того же момента.

В соответствии с данным законом в регионах могут создаваться антитеррористические комиссии, решения которых обязательны.

Новым законом также запрещено осуществление миссионерской деятельности (то есть деятельности религиозного объединения, направленной на распространение вероучения и привлечение лиц к участию в деятельности такого объединения) в жилом помещении. Исключения касаются только богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Осуществлять такую деятельность граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и юрлица смогут только если религиозная организация наделила их соответствующими полномочиями.

Также не допускается миссионерская деятельность, направленная на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осуществление экстремистской деятельности, посягательство на личность, права и свободы граждан и так далее.

Все перечисленные изменения вступят в силу 20 июля, за исключением тех, для которых установлен иной срок (1 июля 2018 года).