Что дает на история медицины. История возникновения медицины

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Медицина эпохи древнего мира

Гомель 2009

Составитель: Петрова, Н.П.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____

От «___»____________2009 года

для внутрикафедрального пользования

1. Тема: медицина эпохи древнего мира

2. Общее время занятий.

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй ― обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины. Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с состоянием медицины и гигиены Древнего мира.

5. Задачи занятия:

1. Рассмотреть основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.

2. Изучить особенности медицины и гигиены Древней Греции и Древнего Рима.

3. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины и гигиены в эпоху Древнего мира.

6. Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать:

― источники изучения медицины Древнего мира;

― особенности медицины и гигиены древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая);

― развитие медицины периода эллинизма.

Студент должен уметь:

― находить исторический источник;

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

― определять основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая;

― анализировать особенности медицины и гигиены периода эллинизма;

― оценить труды Гиппократа, К. Галена;

Студент должен иметь навыки:

― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Значение философии в эпоху Древнего мира для развития медицины (труды Демокрита, Платона, Аристотеля).

2. Мифология в государствах Древнего мира.

3. Санитарно-технические сооружения в государствах Древнего мира.

4. Архитектурные памятники Древних цивилизаций.

5. Древние законодательные акты.

6. Этические документы государств Древнего мира.

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Характеристика эпохи.

2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древняя Месопотамия Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

4. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.

5. Гиппократ, Гален, их значение для медицины.

9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Характеристика эпохи.

Обширная географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простиралась с запада на восток от современного Туниса - территории древнего Карфагена - до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современных Судана и Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря.

Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах Древ­него мира имело как общие черты, так и свои характерные особенности.

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира:

Изобретение письменности (с 4 - 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);

Формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теур­гического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;

Развитие представлений о происхождении болезней (связанных с приро­дой, морально-этических, религиозно-мистических);

Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие ги­гиенических навыков и традиций;

Развитие классового подхода к врачеванию;

Формирование основ врачебной этики;

Развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.

Народы и племена Древнего Востока ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Здесь же возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. Власть монарха в государствах Древнего мира не ограничивалась никакими правовыми нормами.

Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

Древняя Месопотамия: тексты выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической пе­чати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба).

Древний Египет: медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изоб­ражения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.

Древняя Индия: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения ― веды (вященные тексты ведийской религии) - «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: - «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Важным источником сведений по медицине древней Индии является Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к 9-3 векам до н. э.

Древний Китай: памятники медицинской письменности (с 3 века до н.э.) – летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. Многотомная история Древнего Китая «Ши цзи» - исторические записки, в которых говорится об успешном применении метода чжень-цзю и пульсовой диагностики; содержатся первые достоверные сведения о философских воззрениях: о гармонии между человеком и Вселенной, о тяти первоэлементах, из которых состоит Вселенная и человек.

Труды: «Трактат Желтого Императора о внутреннем», «Канон Желтого Императора о внутренней медицине» - автор не известен.

Древняя Греция: Письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.

Древний Рим: литературные памятники (труды вра­чей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум), этнография, вещественные и нумизматические источники.

История медицины - это наука о ее возникновении, развитии и современном состоянии. Она состоит из 2 разделов: общей и час­тной.

Общая история медицины изучает узловые вопросы развития ме­дицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых.

Частная - изучает возникновение и развитие ее отдельных дис­циплин С терапии, хирургии, педиатрии и т. п.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Цели изучения истории медицины:

Поставить прошлое на службу настоящему:

Расширить знания врачей и студентов в области медицины:

Видеть перспективу развития медицины.

Задачи изучения истории медицины:

1. Достоверное освещение истории медицины:

2. Изучение истории отечественной медицины:

3. Воспитание у медицинских работников высоких моральных ка­честв

Метод и принципы изучения истории медицины

История медицины как науки пользуется историко-медицинским методом исследования. Принципы изучения подразделяются на общие и частные.

Общие принципы:

Принцип историзма:

Принцип сочетания национального и интернационального:

Принцип общего и частного.

Частные принципы :

Принцип поиска и оценки главного и вто­ростепенного:

Принцип преемственности идея и открытий:

Принцип достоверности:

Одномоментность действия принципов.

Периодизация истории медицины.

В истории развития медицины как науки различают:

Историю медицины первобытного общества:

Историю медицины Древнего мира:

Историю медицины эпохи средневековья;

Историю медицины нового времени:

Историю медицины новейшего времени.

В2 Источники изучения медицины первобытного общества. Форми­рующаяся медицина. Обряды и заговоры как форма организации меди­цинской деятельности

Источники изучения медицины первобытного общества

1. Археологические находки (орудия труда, предметы бытового обихода, остатки жилищ, поселений, погребений, предметы изобрази­тельного искусства, монеты, медали и т.д.).

2. Памятники устного народного творчества (мифы, былины, сказания, песни, поговорки, пословицы, предания и т. д.)

3. Этнографические данные (обряды, заговоры, заклинания).

4. Древнейшие документы письменности.

Формирующаяся медицина

По мере развития общества, его производственной сферы, происходит трансформация инстинктивных действий по само- и взаимопомощи в осознанную медико-гигиеническую деятельность.

С тех пор, как объектом помощи стал иной человек, когда по­мощь при болезнях и травмах превратилась в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива, мож­но говорить о Формирующейся медицине, о зарождении медико-гигие­нической деятельности как формы общественной практики.

Обряды и заговоры как Форма организации, медицинской деятельности

Внутри каждого человеческого рода возникал определенный круг лиц, которые занимались врачеванием через обращение к духам (за­говоры, обряды).

Заговор - словесная формула, имеющая якобы магическую силу. Врачеватели как посредники между вселившимися духами и больным человеком обладали умением заговаривать, отпугивать, прогонять духов.

Обряд - совокупность условных, традиционных действий, лишен­ных непосредственно практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений. Обрядовые действия могут быть магическими С включают словесную магию, заговоры) и иг­ровыми С символически-демонстративные).

B 3 Тотемистические, фетишистские, анимистические, онтологи­ческие представления о причинах болезни.

В первобытном обществе сложились представления о родстве групп людей (обычно рода) с определенным животным или растением, которое его защищает (тотемистические взгляды), либо о культе неодушевленных предметов или явлений природы, наделяемых сверхъестественными свойствами (амулеты, талисманы и т. д.) - Фетишис­тские взгляды, либо вера в душу и духов (анимистические взгляды). По мнению первобытных людей болезни, происходят оттого, что в те­ло человека проникли маленькие животные (рак, грудная жаба и др.) - онтологические взгляды.

В4 Возникновение народной медицины на территории Беларуси. Основные черты медицины первобытного общества.

Богатый опыт белорусского народа в области медицины отражал­ся в обычаях, устном народном творчестве, распорядке жизни, прие­мах обработки пищи, особенностях захоронения трупов, строения жи­лищ, защиты от болезней и т. д. Часто это совпадало с понятием "греха". Так на территории Беларуси считалось грехом употреб­лять в пищу мясо павших животных, пить грязную воду, загрязнять чистую и многое другое. Имелась специфика и свои национальные особенности при постройке жилья, его оборудовании и оснащении. Особый характер и покрой одежды и обуви белорусов продиктовывался климатом и национальной культурой. Так для изготовления одеж­ды чаще всего использовали лен и коноплю, реже шерсть: для обуви - кожу диких и домашних животных, для головных уборов - мех. Из липового лыка плели лапти и т. д.

Эпидемические и другие заболевания требовали мер борьбы с ними, как то окуривание можжевельником помещений, захоронение трупов вдали от жилья в ямах, обработанных известковым раствором, в дубовых гробах, сжигание трупов, умерших от заразных болезней, и их одежды и т.п.

Основные черты медицины первобытного общества

1. Несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемисти­ческие, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при лечении болезней прежде всего прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональные начала (лечение травами, использование холода, солнечного тепла, впоследствии - огня и т.д.) в обществе не только имели место, но и укрепляли свои пози­ции.

2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктив­ной (предмедицина) само- и взаимопомощи к сознательной взаимопо­мощи и к формирующейся медицине.

В5 Общая характеристика источников изучения медицины Древне­го мира.

Литературные

В Древнем Египте:

1. Папирус из Кахуна (1850 г. до н.э.) посвящен женским бо­лезням.

2. В папирусах из Рамессумы (1850 г. до н. э.) описываются рациональные и магические приемы врачевания.

3. Папирус Смита (1550 г. до н.э.) содержит рациональные приемы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, дает ре­комендации по их лечению и прогноз в выздоровлении.

4. Папирус Эберса (1550 г.до н.э.) посвящен вопросам час­тной патологии, в нем описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.

5. Папирус Бругша (1400 г. до н. э.) представляет собой трак­тат по детским болезням.

6. В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и рев­матизм.

7. Папирус Хёрста (Верхний Египет)-описаны рецепты эмпири­ческого врачевания.

8. Лондонский папирус (из 61 рецепта 25 относятся к врачева­нию).

9. В Лейденском папирусе приводятся рецепты из предшествующих папирусов.

В Месопотамии

1. Глиняные клинописные таблицы.

2. Законы Хаммурапи - клинопись на базальтовом каменном столбе (XVIII в. до н.э.).

Древнем Иране:

"Канон" Авесты - сборник гимнов и религиозных твистов: 20-я книга "Вендидат" содержит данные о медицине

В Древней Индии:

1."Аюрведы" ("Книга Жизни") - сборник гимнов.

2. Предписания Ману (1000 - 500 лет до н.э.) содержат све­дения о гигиене.

3. Этические произведения (поэма Махабхарата и др.).

4. Медицинские сборники ("Чарака-самхита", I - II вв. н.э.: "Сушрута-самхита", IV в. до н.э. и др.).

5. Записи участников походов А.Македонского (IV в. до н.э.).

В Древнем Китае:

1. Сборник песен, гимнов, стихов ("Ши цзи": I в. до н.э.), Чжоуские ритуалы (XI - VII вв. до н.э.). этические произведения (автор Сыма Цянь).

2. "Книга о внутреннем" ("Ней цзин": III в. до н.э.), сос­тоящая из 2 частей - "Простые вопросы" и "Чудесные точки" (пред­полагаемый автор Хуанди).

4. Трактат "0 корнях и травах" (Шэнъ-Нун; XI в. до н.э.).

5. Записи Цан Гуна (267 - 215 гг. до н.э.): первые "истории болезни", где указывались даты осмотра, состояние больного, наз­начения и результаты лечения.

6. Трактат по инфекционным болезням: содержит 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике инфекционных заболе­вания: впервые описана методика искусственного дыхания (Чжан-Чжун-Цзин: I - II вв. 3.

В Древней Греции и Риме:

1. Научные труды Гиппократа (Гиппократов сборник), Галена (190 произведений, важнейший труд "О назначении частей человечес­кого тела"), А. Цельса ("О медицине" - часть энциклопедии "Искус­ство": 25-30 гг. до н.э.), Т. Лукреция (поэма «О природе ве­щей"), Аристотеля, Платона, Демокрита Книдского, Целия Аврелиана, Сенеки, Герофила, Сорана Эфесского и др.

2. Этические произведения Гомера ("Одиссея", "Иллиада", пос­вященные Троянской войне: XII в. до н.э.), Геродота ("История в девяти книгах") и др.

3. Законодательные документы (Законы Двенадцати таблиц Древ­него Рима: V в. до н.э.).

Вещественные

1. Памятники культуры (храмы, рисунки и скульптуры медицин­ского характера), глиняные изображения органов (Древняя Греция): печати врачей (Вавилон); расписные вазы (Куль-Обская ваза, най­денная недалеко от г.Керчь).

2. Санитарно-технические сооружения (канализационная систе­ма Мохенджо-Даро, Хараппы, п.Мари).

3. Наборы хирургических инструментов (ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, шпатели, зонды и др.).

В6 Особенности медицины древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древний Иран).

В Древнем Египте довольно высокого уровня достигла врачеб­ная специализация: здесь были врачи-хирурги (проводили операции на глазах, лечили зубы и т.д.) и врачи-интернисты (лечили болез­ни желудочно-кишечного тракта). Они одни из первых описали такие кожные заболевания как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения -перевязка ран, ампутация, обрезание, кастрация, кровопускание, массаж, водолечение.

Встречались здесь и элементы санитарии и благоустройства. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, регламентирующих гигиенические начала лич­ной и общественной жизни: о погребении умерших, о строгом осмот­ре убойного мяса, о приеме пищи. Рекомендовались раннее встава­ние, гимнастика, обтирание тела прохладной водой и др.

ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.

Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

История медицины кратко

Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
Главная
Учебное пособие
Учебник
Медицина в Западной Европе
Феодальный строй установился в различных странах мира в разные исторические сроки. Этот процесс перехода от рабовладения к феодализму протекал в специфических для каждой страны формах. Так, в Китае это произошло около III-II века до н. э., в Индии - в первые столетия нашей эры, в Закавказье и Средней Азии в IV-VI веках, в странах Западной Европы - в V-VI веках, в России - в IX веке.
Падение Западной Римской империи в 476 г. н. э. представляет для Западной Европы историческую грань между рабовладельческой формацией и пришедшей ей на смену новой формацией - феодальной, между так называемой древностью и средними веками. Средневековье-эпоха феодальных, или крепостнических, отношений охватывает 12-13 веков.
При феодализме существовало два основных класса: феодалы и зависимые крепостные крестьяне. Впоследствии с ростом городов усилился слой городских ремесленников и купцов -будущее третье сословие, буржуазия. Между двумя основными классами феодального общества на протяжении всего средневековья шла непрекращающаяся борьба.
Феодальный строй Франции, Германии, Англии прошел три стадии. Первая стадия феодализма (с V по X-XI в.)-раннее средневековьеследовала непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме в результате восстания рабов и вторжения «варваров».
Прогрессивные черты феодального строя сказались не скоро. Новые формы общественной жизни складывались медленно. Кельтские и германские племена, победившие рабовладельческие государства, принесли с собой пережитки родового строя с его экономическими и культурными чертами, прежде всего с натуральными формами хозяйства. Переход от античного мира к средневековью в Западной Европе был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. В раннем средневековье преобладало натуральное хозяйство. В странах Западной Европы в течение ряда веков отмечался упадок науки.
Во второй стадии феодализма в Западной Европе (приблизительно с XI по XV век) - в развитом средневековье - с ростом производительных сил росли города - центры ремесла и торговли. Ремесленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарноденежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри страны и между странами.
Вся духовная культура средневековья находилась под гнетом церковной идеологии, утверждавшей божественную неизменяемость существую
Привратник средневекового города не разрешает вход «прокаженным».
щего классового порядка и угнетения. «Мировоззрение средних веков было по преимуществу геологическим... церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя» . Блаженный Августин в IV веке выставил характерное в этом отношении положение: «Авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума». Официальная церковь боролась против ересей - попыток критически относиться к священному писанию и церковным авторитетам. В этих ересях находил отражение социальный протест крестьян и горожан. Для подавления ересей в конце этого периода в католических странах Западной Европы был создан особый орган - инквизиция. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствии с учением церкви.В эпоху средневековья науку считали служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой.
В X-XII веках доминирующей формой философии в"Западной Европе стала схоластика. В XIII веке схоластика достигла своего расцвета. Смысл схоластики заключался в обосновании, систематизации и защите официальной церковной идеологии путем искусственных формалистических логических ухищрений. Классовое значение схоластики заключалось в оправдании феодальной иерархии и религиозной идеологии в целях жесточайшей эксплуатации трудящихся и удушения прогрессивной мысли.
Схоластика исходила из того положения, что все возможные знаниями уже даны либо в священном писании, либо в творениях отцов церкви..
Философской основой средевековой науки являлось в первую очередь учение Аристотеля, в значительной мере искаженное и поставленное на службу богословию. В средние века Аристотель был канонизирован" схоластической наукой, его называли «предтечей Христа в объяснении! природы». Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удобными для учений богословов. В. И. Ленин говорил об Аристотеле, что.
Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерио. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке - в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений
Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность уче ния признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов-Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».
Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, ИбяСины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какогонибудь авторитета и приведенной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.
В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.
Для медицины средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в Другие страны (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.
Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Монпелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год."В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскрытие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессортеоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.
В 1316 г. Мондино де Луччи составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» ИбнСины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии.
Только в Италии в конце XV- XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением.
Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский и Падуанский играли прогрессивную роль и менее других испытывали влияние схоластики
Уже в древности римская колония Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим целебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточению здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прообраз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Западной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который был составлен в XI веке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.
Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в он стал центром передовой медицины.
Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру в подобных размерах, - крупными эпидемиями. Среди многочисленных эпидемий средних веков особенно тяжелую память о себе оставила «черная смерть» в середине XIV века - чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других Документов утверждают, что многие крупные города опустели. Эти опустошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни. Развитию эпидемий способствовал ряд Условий: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, массовые передвижения огромного количества людей- т.к. называемое великое переселение народов с Востока на Запад, позднее большое военноколонизационное движение в обратном направлении - так называемые крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по "291 г.). Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, описываются обычно под обобщающим наименованием «мор» loimos (дословно «чума»). Но, судя по сохранившимся описаниям, чумой (мором) называли различные заболевания: чуму, тифы (в первую очеред сыпной), оспу, дизентерию и др.; нередко бывали смешанные эпидемии.
Широкое распространение проказы (под этим названием также скрывался ряд других кожных поражений, в частности сифилис) во время крестовых походов обусловило образование ордена св. Лазаря для призрения прокаженных. Отсюда и убежища для прокаженных получили наименование лазаретов. Наряду с лазаретами возникли убежища и для других заразных больных.
В крупных портовых городах Европы, куда на торговых судах заносились эпидемии (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпидемические учреждения и мероприятия: в прямой связи с интересами торговли были созданы карантины (дословно «сорокадневие» - срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов); появились особые портовые надзиратели - «попечители здоровья». Позднее, также в связи с экономическими интересами средневековых городов, появились «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран; врачи эти выполняли в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила - регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней; известны лондонские, парижские, нюрнберские правила этого рода.
Для борьбы с широко распространенной в средние века «проказой» были выработаны специальные меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для сигнализации издалека во избежание соприкосновения с ними здоровых. У городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на «проказу».
Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некоторых общесанитарных мероприятий - в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой. К числу древнейших в средневековой Европе санитарных сооружений относятся водопроводы древнерусских городов.
Вслед за первыми больницами на Востоке-Кесарии и др. возникли стационары и в Западной Европе. К числу первых больниц, точнее, богаделен, на Западе принадлежали Лионский и Парижский «Отель дье»-дом божий (они были заложены: первый - в VI веке, второй - в VII веке), затем больница Варфоломея в Лондоне (XII век) и др. Чаще всего больницы устраивали пои монастырях.
Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. Врачебная помощь населению наряду с миссионерской и военной деятельностью монахов входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов. Орудием католической экспансии наряду с крестом и мечом служили целебные травы. Монахам предписывалось оказывать врачебную помощь населению. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная "специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачеймонахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормозили развитие научной медицины.
Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развилась хирургия. Хирургией в средние века занимались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколько практики - костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI веке родоначальник хирургии.
Третья стадия феодализма (XVI-XVII века) в Западной Европе была периодом его упадка и разложения, сравнительно быстрого развития товарноденежного хозяйства и затем зарождения в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя переход к следующей общественноэкономической формации-капитализму.


История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.

История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.

Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.

Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.

Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся