Буддийские храмы и монастыри. Великая святыня буддизма — храм Зуба Будды на Шри-Ланке

Помещение, где хранится реликвия, венчает величественная позолоченная крыша, возведенная на пожертвования бывшего президента Премадасы, погибшего в 1993 г. от рук фанатиков.

Священный зуб был найден в пепле на месте кремации Будды в 543 г. до н. э. На Шри-Ланку его привезли в IV в. н. э. Изначально зуб хранился в Анурадхапуре, но затем был перенесен в Канди, где и находился до прихода на остров португальцев (XVI в.) .

Во времена борьбы европейцев с местными верованиями зуб был переправлен ими на Гоа, где, по слухам, его сожгли католические священники. Однако жители Канди никогда не верили этому, утверждая, что португальцам подсунули фальшивый зуб, а подлинная реликвия была спрятана. Впоследствии ее торжественно перенесли в храм Шри Далада Малигава.

Сегодня этот храм - духовный и культурный центр Канди. Сюда неиссякаемым потоком идут паломники и туристы. Служба, пуджа, проводится в 6.00, 10.00 и 18.00. Это лучшее время для посещения храма.

Не забудьте подобающе одеться: прикройте ноги и плечи. Как и перед входом во все буддийские храмы, нужно снимать обувь. Приготовьтесь к личному досмотру - печальное следствие гражданской войны и нападения террористов в 1998 г. Пуджа сопровождается невероятной какофонией звуков - от барабанов до струнных инструментов; словом, вам предстоит уникальное зрелище.

Sri Dalada Maligawa, Dalada Vidiya. Открыто: ежедневно с рассвета до заката. Вход платный.

Зуб Будды в 1819 г.

Сегодня посетители храма Шри Далада Малигава могут приблизиться к комнате, где хранится драгоценная реликвия, и увидеть церемонию поклонения зубу. Но на саму реликвию посмотреть не удастся. К счастью, в 1819 г., как раз в тот момент, когда священный зуб, похищенный повстанцами, возвращали на его законное место - в храм Шри Далада Малигава, в Канди находился британский психолог и анатом Джон Дэви. Вот что он рассказал:

«Благодаря любезности губернатора я получил возможность (редко предоставляемую европейцам) увидеть эту драгоценную реликвию... Я никогда не видел, чтобы реликвию хранили в такой роскоши. Зуб был обернут в лист из чистого золота и помещен в золотую шкатулку, украшенную изумрудами, алмазами и рубинами, подобранными с большим вкусом. Эту драгоценную шкатулку положили в маленький ларец, тоже из золота и тоже украшенный рубинами, алмазами и изумрудами, а тот, в свою очередь, - в больший, также золотой, изысканно украшенный рубинами. Этот второй ларец поместили в другой, обернутый муслином, который затем заключили в такой же. Оба внешних ларца были золотыми, искусно расписанными и богато украшенными драгоценными камнями. Наконец, этот четвертый ларец, высотой около полутора футов, поместили в последний, самый большой».


Джон Дэви. Рассказ об острове Цейлон (1821)

Одно из многочисленных чудес света - храм Зуба Будды (Шри-Ланка).Это уникальное место, в которое стремятся попасть буддисты всего мира. В великой святыне под многочисленной охраной хранится зуб Будды. Несмотря на то что храм открыт для посещений круглосуточно, в нем всегда собирается огромная очередь из желающих увидеть Зуб Будды и ощутить особую духовную атмосферу. Храм, в котором хранится буддийская реликвия, находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.

Храм Зуба Будды: история реликвии

Обретение реликвии берет свое начало с легенды, согласно которой, после своей смерти Просветленный завещал сжечь свое тело. И в 540 г. до нашей эры оно было предано огню. После кремации в пепле остались целыми четыре зуба Будды. Они были развезены по всему миру. В 371 г. один Зуб Будды был привезен на Цейлон. Несколько столетий он находился в Индии.

Но потом правитель Калинги начал терпеть поражения в междоусобных войнах от врагов и стал опасаться за судьбу государства и бесценную реликвию. Он решил переправить ее на остров с помощью своей дочери. Принцесса была переодета и ничем не отличалась от обычных деревенских девушек. В ее волосы был вплетен Зуб Будды, и она отправилась на Цейлон. Так, при помощи принцессы, святыня попала на Шри-Ланку.

В чем заключается сила Зуба Будды?

Со времен появления Зуба Будды этой реликвии приписывалась удивительная волшебная сила. Считалось, что владеющий Зубом становится обладателем огромной и полной власти. Поэтому реликвия моментально оказалась во владении королевской династии. Но и хранили, и оберегали Зуб Будды царственные особы, соответственно, окружив его не только охраной, но и богатством.

Считалось, что исчезновение реликвии несет конец верованию. Поэтому был возведен отдельный храм Зуба Будды. Исламисты попытались уничтожить реликвию. И в 1998 г. в храме произошел взрыв. Здание было сильно повреждено, но удивительно - Зуб Будды абсолютно не пострадал и остался невредим. И этот случай только подчеркивает святость и силу этой реликвии.

«Путешествие реликвии» и обретение постоянного места хранения

Город храма Зуба Будды - Канди. Но оказалась реликвия там не сразу. Столицы на Цейлоне менялись несколько раз, но Зуб Будды не оставался на одном и том же месте. Он стал символом любви народа и власти. И правители всегда перевозили реликвию с собой. Таким образом, Зуб Будды сначала оказался в столице Анурадхапуру. Потом был перевезен в Полунаруву. И, наконец, обрел постоянное место хранения, коим стала третья королевская столица - Канди.

Как появился храм для Зуба Будды?

Зуб Будды хранится в Шри Далада Малигава. Храм сначала был построен из дерева. Но в восемнадцатом веке был сожжен недоброжелателями. Несмотря на уцелела. На месте пожарища был построен королевский дворец. В нем и хранилась реликвия под бдительным монаршеским присмотром.

Лицезреть Зуб Будды было разрешено немногим - королю и только самым приближенным и уважаемым монахам. Когда закончилось правление последнего монарха, дворец поступил в распоряжение монахов. И был переименован в храм Зуба Будды в Канди.

Как хранится реликвия?

Зуб Будды находится в небольшой золотой ступе, которая расположена на территории бывшего королевского дворца, в одном из зданий, имеющем теперь статус храма. Реликвия находится в отдельной, хорошо охраняемой комнате, в семи ларцах, каждый из которых сделан в виде ступы. Все они вложены друг в друга по типу русской матрешки. Комнату с реликвией постоянно охраняют не меньше двух монахов. Ступы, в которые «упакован» Зуб Будды, находятся под защитой пуленепробиваемого стекла.

Можно ли увидеть Зуб Будды?

Посмотреть на реликвию можно только издалека, два раза в день, в строго определенные часы. И то в это время Зуб Будды находится в «стопке-матрешке» золотых ступ. А выносится реликвия на обозрение лишь во время Эсала Перахера, традиционного праздника. И только в специальной шкатулке.

В редчайших и исключительных случаях, когда Зуб Будды все же показывают вблизи, он укладывается в особенную золотую петлю, которая выходит из центра лотоса, сделанного из этого же драгоценного металла. Такая подача показа не случайна. Реликвия была найдена именно на цветке лотоса.

Описание храма

Храм Зуба Будды - достопримечательность и жемчужина Шри-Ланки - бывший королевский дворец, а ныне - храм монахов-буддистов, в котором хранится бесценная святая реликвия. Великолепное убранство помещений сохранилось и до наших дней. Храм Зуба входит в большой комплекс дворцовых зданий, занимая отдельное.

Сначала это был отдельный храм. Со временем вокруг был возведен второй - внешний. Получился храм в храме. Территория внешнего ограждена рвом с водой и двумя ажурными стенами: Морских волн и Облаков. Эти названия были даны им благодаря причудливым и необычным формам, вызывающим поэтические ассоциации. В праздники в проемы стен помещаются небольшие лампадки, создающие в вечернее время особую атмосферу. Благодаря им, вся территория освещается тысячами огней.

Комплекс дворцовых зданий

В комплекс дворцовых зданий входит не только храм Зуба Будды, но и Зал для королевских аудиенций и т. д. В здании Королевского дворца теперь находится Национальный музей. Но паломники и туристы приезжают в основном для посещения именно храма Зуба Будды. Между ним и Королевским дворцом находится крыша из золота, которая была построена в 1987 г. Она расположена непосредственно над ступой, где хранится реликвия.

Многие дворцовые помещения оказываются тесно связаны с храмом Зуба Будды. После прохождения тоннеля Амбарава, посетители попадают на нижний ярус храмового комплекса. Это двор Барабанщиков Х. Мандапая. Здесь каждый день проводятся скромные религиозные ритуалы. И рядом с двором Барабанщиков расположен современный храм Зуба Будды, который выстроен вокруг старого.

Отдельное внимание при осмотре дворцового комплекса стоит уделить Тронному залу царей Канди. Ланкийские мастера действительно создали шедевры, изготавливая мебель. Вся она сделана из одной огромной скалы. На стенах зала размещены картины, повествующие о жизненных этапах Просветленного, истории появления реликвии и храма священного Зуба Будды.

В залах дворца можно увидеть необычные экспонаты. Например, мумифицированный слон. Это животное считается священным, так как на нем долгие годы во время празднеств вывозилась на обозрение шкатулка с Зубом Будды. Причем реликвия на время покидала пределы храма.

Праздничное шествие в честь Зуба Будды: Эсала Перахера

Рядом с крышей есть башня Паттириппува, имеющая восемь углов. Она была возведена в 1803 г. и является частью дворцового комплекса. С башни короли обращались с речами к своим подданным и наблюдали за праздничной церемонией Эсала Перахера. Это многодневное шествие, проходящее в июле или августе, во время полнолуния. Торжественная церемония проводилась в честь Зуба Будды. В современное время башня стала хранилищем древних рукописей.

Эсала Перахера - один из самых важных Шри-Ланкских религиозных праздников, связанных с Храмом. В торжественном шествии участвуют десятки слонов, с накинутыми на них яркими покрывалами и гирляндами. Одновременно устраивают представления танцоры, акробаты и барабанщики. Все в национальных костюмах, как того требует ритуал.

Это шумное торжественное шествие происходит перед выносом Зуба Будды на всеобщее обозрение. Находится в это время реликвия в специальной шкатулке из золота. Зуб Будды окружен цветами и драгоценностями. Полюбоваться на реликвию можно в течение четырех часов, подойдя к храму. Дотрагиваться до Зуба Будды категорически запрещено. Поэтому смотреть можно только вблизи.

Достопримечательности внутри храма Зуба Будды

Храм Зуба Будды (Шри-Ланка) имеет множество внутренних залов. Убранство их поражает своей красотой. Отделка выполнена с использованием драгоценных камней. Инкрустация сделана с помощью изумрудов, рубинов, слоновой кости и серебра.

Есть отдельный зал, в котором находится библиотека. В других помещениях расположены многочисленные старинные Причем сделаны и украшены они из разных материалов: золота, нефрита, кварца и других полу- и драгоценных камней. Во всем храме более тысячи статуй и небольших статуэток Будды, причем в разных позах.

Храм Зуба Будды: дресс-код и дополнительные услуги

Из-за неоднократных попыток подрыва храма Зуба Будды и уничтожения реликвии, помещения постоянно находятся под неусыпной охраной. А на входе людей тщательно ощупывают. Мужчины и женщины при этом находятся в разных помещениях. Чтобы оказаться как можно ближе к реликвии, при входе можно взять специальные цветы, которые предназначаются для подношения.

Возложить растения можно на втором этаже храма, нужно встать очередь. Во время ее движения цветы кладут в окно, мимо которого и проходят люди. Из него виден другой зал, в котором под золотым куполом и находится реликвия.

Посещение храма платное. Но в стоимость входит и диск с записанной заранее обзорной экскурсией, который можно неоднократно смотреть, вернувшись домой. В кассах есть услуга - аудиогид. Он содержит полную информацию об его убранстве и всех экспонатах.

Храм Зуба Будды действующий, поэтому дресс-код соблюдается неукоснительно. Перед входом обязательно сдается обувь. Можно воспользоваться услугами камер хранения. Или сэкономить, сняв обувь прямо у входа, как делают многие местные жители. Но в этом случае сохранность ботинок и босоножек никто не гарантирует. Перед входом в храм не только женщины, но и мужчины обязаны прикрывать плечи и колени.

Как добраться до храма Зуба Будды?

Многие, приезжая в Шри-Ланку, в первую очередь желают посетить храм Зуба Будды. Как добраться до этого места? Можно на автомобиле. Храм расположен в Канди. Поэтому нужно ехать по трассе «А1» из Коломбо. «А1» как раз соединяет столицу Шри-Ланки с Канди. Приблизительное время пути - три часа. Этот способ наиболее подходит тем, кто по дороге желает осмотреть и другие достопримечательности. Например, Королевский ботанический сад, расположенный в Перадении.

До храма Зуба Будды можно доехать на автобусах. Так как Канди - один из самых больших городов Шри-Ланки, то через него проложено множество маршрутов во все основные города - Коломбо, Галле, Негомбо и др. На автобусе время в пути такое же - примерно три часа. Отличие лишь в уровне комфорта поездки и стоимости проезда. Автобусы в Канди останавливаются на Центральной станции, которая находится рядом с ж/д вокзалом. От него до храма Зуба Будды - всего десять минут пешком. Идти нужно в сторону озера. Но можно доехать на тук-туке.

Но самый быстрый и экономичный способ доехать до храма Зуба Будды - это поездом. Состав идет от ж/д вокзала Коломбо-Форт. И останавливается на Центральном в Канди. Цена билета зависит от класса вагона. Время в пути - четыре часа. По дороге можно любоваться удивительно красивыми природными пейзажами.

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура

Город Бангкок, прекрасную столицу Таиланда, во все времена восхваляли путешественники и писатели иностранных государств. Сами же тайцы с еще большим уважением относятся к нему, называя Городом богов и Великой столицей мира.

Одной из повсеместных достопримечательностей Таиланда являются его храмы, и конечно эти красивейшие сооружения наиболее сконцентрированы в столичном городе. Из любой точки Бангкока виднеются их черепичные крыши в ярких цветах. Всего их в Бангкоке около 400, но их количество постоянно изменяется в большую сторону. Тайцы очень религиозны, более 90 процентов населения исповедуют буддизм. Каждый из храмов («ват») по-своему уникален, но любой из них отличается высоким уровнем использования драгоценностей, золота и статуй.

Храм Изумрудного Будды

Главный храм Таиланда и сердце Бангкока - храм Изумрудного Будды, или по-местному Ват Пхра Кео. Его строительство велось в 1782-1785 годах, а для расположения была выбрана территория около королевского дворца. Сейчас в королевский дворец и храм Изумрудного Будды ежедневно водятся огромные толпы туристов.

По следам нефритовой статуэтки

Главная достопримечательность этого места и всей страны - статуэтка Изумрудного Будды. С этой старинной святыней связано множество преданий, и в точности определить ее происхождение в настоящее время затруднительно. Так по одной из легенд она была подарена индийским правителем Ашокой, первым принявшим буддизм в регионе Юго-Восточной Азии. По другой легенде статуя вырезалась на небесах 7 дней и ночей, а спустил его на землю король ангелов. Еще одна гипотеза приписывает ее создание неизвестному древнегреческому мастеру, который передал ее на Цейлон. Оттуда она перекочевала в Бирму, а уже позже обосновалась и в соседней стране.

Стоит отметить, что статуя Изумрудного Будды путешествовала не только в легендах. Во время военных конфликтов она являлась главным трофеем. После пребывания во многих соседних странах, она осела в тайском южном городе Накхонситхаммарат, откуда ее позже переправили в Чианграй, где она нашла свой приют вплоть до XV века.

Хранители знали, что невзрачная статуэтка хранит великую историю, и относились к ней как к великой святыне. Во время пребывания в Чианграе со статуэткой произошла очередная интересная история. Однажды ночью в ее обитель ударила молния, здание было повреждено, а на Изумрудном Будде появилась трещина. По легенде монахи увидели изумительную картину - щель сияла мягким изумрудным светом.

Изумрудный Будда и короны

Есть и другая история на это события. По этой версии золотую статуэтку Будды нашли в разрушенной молнией ступе, а позже, когда ее уже переместили в Бангкок, золото осыпалось, обнажив свое нутро. По составу Будда сделан все же не из изумруда, он выточен из цельного куска нефрита. Но это не делает 70 сантиметровую статую менее ценной.

Правитель Чиангмая, узнав о произошедшем, забирает статуэтку в свой город и помещает ее в отдельную пагоду. Чуть позже на трон этого города приходит правитель из Лаоса, который затем забирает ее к себе домой. Целых 215 лет статуэтка находилась там, украшая храмы Луанг-Прабанга и Вьентьяна. Возвращение реликвии в Сиам происходит в 1778 году, а уже в 1782 году она занимает свое текущее положение - в храме Изумрудного Будды.

Обитель восседающей реликвии

Сам храм представляет посетителям довольно сложный обширный комплекс, окруженный стеной. Здания, как и везде, покрыты яркой черепицей с выделяющимися оранжевыми, зелеными и желтыми цветами. Повсюду узоры и символы буддизма из стекла, дерева и смальты. Ярко блестит позолота, все сверкает и переливается. Везде в поле зрения находятся красивые статуи птиц-гаруд и демонов.

Возле портика около главного здания посетители оставляют обувь и движутся к входу. Всего здесь три входа. Для обычных посетителей открыты два боковых прохода. Центральный же вход предназначен для королевской семьи, которые приходят сюда по особым торжественным дням.

Вход в храм охраняют от злых духов две статуи демонов. Подобные им статуи можно обнаружить около многих помещений этого храмового комплекса.

Демон-сторож на входе в храм

Заходя внутрь обители Изумрудного Будды, натыкаешься на полумрак. Глаза после яркого солнца долго пытаются привыкнуть и найти среди всей яркой и переливающейся красоты внутреннего убранства ту самую главную реликвию Таиланда. Статуэтка восседает в позе лотоса на высоте примерно в два человеческих роста. И если в буддийской религии не принято находиться выше Будды, то здесь это правило соблюдать легко. Нефритовая статуэтка облачена в тогу из чистого золота, в зависимости от сезона года это одеяние меняется. Над головой Будды виднеются пять корон из золота.

Одежды Будды по сезонам

По обе стороны от Изумрудного Будды находятся две сферы из стекла, олицетворяющие Луну и Солнце. Ниже помещены богато украшенные разные вазы и чаши. Здесь же стоят статуи бодхисатв, символизирующие королей династии Чакри, правящей в настоящее время. Около алтаря установлены две статуи бодхисатв в человеческий рост. Каждую статую украшает корона. Если увести взгляд от пьедестала Будды, то можно заметить, что здание разрисовано картинами, рассказывающими нам о жизни Будды. И еще раз хочется сказать, что все это убранство блестит и сверкает, выдавая золото и драгоценные камни.

И, конечно же, здесь чувствуется буддистская атмосфера. Люди входят в здание, садятся в позу лотоса или просто на колени на пол, застывают. Периодически слышен шепот, виднеются мерцающие свечи, чувствуется плотный запах благовоний.

Видео про храм Изумрудного Будды

Храм Изумрудного Будды на карте

Храм Золотого Будды в Бангкоке

Следующий популярный храм Бангкока расположен в китайском районе - Сампенге. Это храм Золотого Будды или Ват Тримит, названный по находящейся здесь огромной статуе Будды, наполовину выполненной из золота. Эта статуя имеет не менее занимательную историю, которая достойна быть услышанной.

В ночь на 25 апреля 1953 года очередная молния попадает в каменную статую Будды. Статую весом более 5 тонн привезли еще в XVIII веке из бывшей столицы Сукхотаи. Попадание принесло серьезное разрушение статуе, но в этом разломе разочаровавшиеся монахи заметили блеск. Они сразу же взялись за расчистку статуи. Как выяснилось, толстый слой известки много веков скрывал золотую статую Будды.

Чьей это было работой уже не известно. Вероятно, во времена ведения войн для укрытия золотого изваяния от врага сообразительные монахи поменяли ему «одежду», и в таком виде статуя дожила до наших дней. А если бы не природная стихия, скорее всего, эта тайна хранилась бы и до сих пор.

Видео про храм Золотого Будды

Храм Золотого Будды на карте

Храм Лежащего Будды в Бангкоке

Очередной крупный храм Бангкока - храм Лежащего Будды или Ват Пхо. Помимо обильных украшений храм содержит множество статуй Будды, учебные пособия по тайскому массажу, четыре ступы-гробницы первых королей династии Чакри. Именно в этом храме Рама I провозгласил себя королем, основав новую династию. Но, конечно же, главной достопримечательностью этого храма является огромнейшая статуя Будды.

46-метровый Будда выполнен из цемента и кирпича и покрыт пластинами из золота. Гигант лежит на боку, его правая рука подпирает голову. Перламутровые ступни Будды изображают все его признаки, отличающие от обычного человека. Буддийские теологи в самой статуе находят целых 107 признаков, так, например, пальцы его ног имеют одинаковую длину.

Ступни Будды

Видео про храм Лежащего Будды

Храм Лежащего Будды на карте

Храм Утренней зари в Бангкоке

Храм Утренней зари или Ват Арун находится в районе Тонбури. Именно этот храм заметен во время водной прогулке туристов по главной артерии Бангкока - Чао Прае. Здание выделяется своей высотой - 80 метров. Башня имеет стиль, позаимствованный из соседнего государства Камбоджи, и покрыта мозаикой из керамических плиток.

Видео про храм Утренней зари

Храм Утренней зари на карте

Мраморный храм в Бангкоке

Следующий храм один из самых молодых в Бангкоке - Мраморный храм или Ват Банчомпит. Он был построен в XX веке, материалом для постройки почти полностью является итальянский мрамор. Восточный фронтон главного здания украшает изображение Вишну на птице-гарде. На южной стороне можно увидеть колесо Закона. На северной - трехголовый слон Эраван. На западной стороне мастера высекли текст из песни Ундом.

Главное здание окружает множество помещений. В комплексе хранится крупнейшая подборка бронзовых статуй Будды, собранной здесь по повелению короля Чулалонгкорна. Пол выложен из мраморных плит, образующих узоры, стены украшают золотые ленты. Есть здесь и позолоченная статуя Будды, отливка которой была произведена в 1901 году.

На территории храма поддерживается парк. Одной из известных традиций этого храма является бросание монетки в воду, чтобы по традиции вернуться сюда снова. Но роль монетки в Мраморном храме исполняют черепахи. Здесь можно купить черепаху, вычертить на ее панцире свое имя и отпустить в воду.

Мраморный храм на карте

Видео про Бангкок

Храмы Бангкока уникальны и красивы. Может быть, именно они складывают у посетителя города общее впечатление обо всей стране. Это действительно то, что нужно посмотреть, чтобы начать понимать душу Таиланда.

Официально называющийся Wat Pho (или просто Ват), а в народе слывущий как Temple of the Reclining Buddha, – это самое древнее культовое сооружение Бангкока. Его начали строить при короле Раме I, который перенес столицу с западного берега реки Чаупхрая на восточный, туда, где находилась деревня Банг Маког (Сливовый Сад). Территорию столицы отгородили искусственным каналом, а получившийся остров назвали Раттанокосин – это аборигенное название королевства Сиам с 1782 по 1932 год.

Храм Ват в Бангкоке находится в двух шагах от Королевского дворца – места, которое во всех путеводителях по тайской столице преподносится как "must see". Поэтому не заглянуть на лежащего Будды будет непростительным упущением. Тем более что пройти мимо него практически невозможно – его площадь 80 тыс. кв. метров, а приметности ему добавляют стены, длина периметра которых больше километра, а высота три метра.

Главной «фишкой» и целью посещения храма лежащего Будды в Бангкоке является знакомство с самой большой статуей Будды в Тайланде – фигура в традиционной позе «полулежа» имеет в длину 46 метров и 15 в высоту. Но и других чудес там тоже немало, а еще на территории Wat Pho можно приобщиться к тайнам настоящего тайского массажа, зародившегося именно в его стенах.

Что посмотреть?

– это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма. Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества.

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Тайский массаж в храме

Появился в стенах монастыря, где сейчас находится Wat Pho. Там работает школа мануальной терапии и центр традиционной тайской медицины. В нем вы можете получить сеанс массажа, а при желании – обучиться некоторым секретам древнего мастерства. Разумеется, что за это надо заплатить.

Стоимость часового сеанса традиционного массажа 420 бат, во столько же вам обойдется экзотический фут-массаж (ногами). При использовании целебных трав стоимость массажа повышается до 520 бат.

Курс обучения массажу состоит из пяти (по одному в день) уроков продолжительностью шесть часов каждый. Начинаются они в 9 утра и заканчиваются в 4 часа вечера. Окончившим курсы, выдают сертификат. Стоимость обучения традиционному (руками) массажу 9500 бат, а вот знание тонкостей фут-массажа обойдется дешевле – в 7500 бат.