Бизнес идея: открываем книжное интернет издательство. Как открыть свое издательство

Время изменилось и теперь писатель (даже начинающий) больше не зависит от издательств, теперь он сам может не только сделать свою книгу достоянием широких читательских масс и заработать на ней, но и открыть собственное издательство. Мало того – для этого от него даже не потребуется особых денежных вложений...


Для начала вы создаете на Блоггере аккаунт, и . Но пусть слово «блог» не пугает вас», т.к. благодаря невероятному обилию бесплатных шаблонов для блоггера, вы можете создать сайт, который не уступит профессиональным разработкам ни качеством, ни дизайном, ни функциональностью.

Создав, вы размещаете на нем свои книги, а они, скорее все у вас уже есть. Для этого вы сперва переводите их в различные форматы, позволяющие читать эти книги как на компьютере, так и на моборльных телефонах или ридерах, после чего каждый из этих форматов отдельным файлом размещаете на любом бесплатном сервисе хранения файлов, выбрав тот из них, что не требует от вас «перезаливки» файла или его обязательного скачивания каждый две недели или раз в месяц.

В любой графическом редакторе выставляете в вертикальный прямоугольник картинку, найденную в интернете и соответствующую теме вашей книги, добавляете название и имя автора, а внизу размещаете логотип или название вашего издание. Обложка готова.

На странице блога рядом с ней и активными ссылками на скачивание вы размещаете наиболее удачные, по вашему мнению, фрагменты из книги, которые заставят читателей скачать ваше творение, и...

Первый «тираж» вашей книги готов к тому, чтобы разойтись по всему миру! А согласитесь, после нескольких лет бесцельных переписок и телефонных переговоров с «бумажными» издательствами это – лучшее из всего, что вы могли сделать.

Теперь идем дальше. Обязательно создаем отдельную страницу с информацией о себе – гениальном. Там должны присутствовать несколько фотографий, биография, фрагменты из написанных книг, и все то, что расскажет о вас исключительно с позитивной и положительной стороны.

Создайте эту страницу так, словно вы решили выгодно продать себя, и не стесняйтесь писать о себе так, словно вы являетесь (а мы не сомневаемся в этом) самым лучшим современным писателем во всей нашей страны.

Зачем это делать? В любом , как в «бумажном» так и электронном, в любом продюсерском агентстве и телестудии, занимающихся производством сериалов, на любом телеканале есть специальные люди, которые ищут в Сети оригинальные сюжеты как для бедующих изданий, так и для фильмов и сериалов.

Вероятность того, что рано или поздно они окажутся на вашем сайте, равна почти 100 процентам. А раз так, то попав туда, они должны увидеть не только ваши книги, но и узнать о вас, а так же получить доступ к вашим контактным данным.

Но если ваши амбиции не идут так далеко, и вы решили оставаться издателем. То тогда займитесь привлечением на свой сайт авторов. А по статистике того же АСТ в нашей стране книги пишут порядка 300-500 тысяч человек.

Даже если каждый сотый из них станет сотрудничать с вами, то у вас наберется более чем солидная библиотека современной литературы.

Ну а теперь как заработать на этом. Вариантов заработка на собственном Е-издательстве существует довольно много, но мы расскажем всего о 3-ех из них.

1. Вы можете размещать предназначенные для бесплатного скачивания файлы на так называемых «файлообменниках», которые платят за каждый 100 или 1000 скаченных с них фалов довольно неплохие деньги, живя за счет того, что рядом со ссылкой на ваш файл размещают свою рекламу. Причем – на своих страницах, а не на вашем файле.

2. Вы делаете платный доступ к каждой из размещенных на книг, беря от 10 центов до 5 долларов – сумму определяете вы. Если предположить, что в среднем с вашего сайта будут скачивать 10.000 книг по минимальной цене в 50 центов, то можете подсчитать, сколько вы заработаете.

Конечно то, о чем мы вам рассказали – лишь приблизительная схема ваших действий по создание Е-издательства. Однако она позволяет вам понять, в каком направлении вам следует двигаться, для того, чтобы уже через пару лет создать конкуренцию таким издательствам как Вагриус и ЭКСМО.

А, кроме того, как мы надеемся, благодаря ей вы наконец получаете возможность заявить о себе, как о писателе, вытащив наконец-то рукописи из пыльных ящиков письменного стола...

К нам часто обращаются наши постоянные читатели с вопросами о том, как реализовать ту или иную идею, представленную на портале «1000 идей». Поэтому мы решили запустить новый цикл статей, в которых рассказывается о том, как в российских условиях можно воплотить многие проекты, которые с успехом работают за рубежом.

Ситуация в книгоиздательском бизнесе сейчас далеко не самая благоприятная. С распространением интернета и различных мобильных устройств, которые позволяют читать книги в электронном виде – начиная с телефонов и заканчивая специальными электронными книгами и планшетами, наступили «черные» времена для компаний, которые занимаются изданием и продажей печатной книжной продукции.

Буквально несколько десятилетий назад Россия была одной из самых читающих стран мира. И до сих пор отечественные издательства выпускают большое количество литературы. Однако до лета 2012 года можно было назвать лишь две самые крупные компании, работающие на этом рынке, – АСТ и Эксмо. Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, только в 2011 году два гиганта издали свыше 130 миллионов книг. Эти же компании владеют крупнейшими в стране розничными книжными сетями.

С конца июня этого года два ведущих игрока превратились в одного: стало известно, что Эксмо будет контролировать бизнес группы АСТ, что по сути превратило и без того небольшой книгоиздательский рынок в монополию. По разным данным, Эксмо принадлежит от 50 до 80 % рынка художественной литературы. В конце 2011 года Эксмо приобрела у финской компании Sanoma Independent Media издательство «Альпина бизнес букс». Этой же компании принадлежит 30 % акций известного издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» (сейчас компания намерена увеличить пакет до контрольного). После объединения компания, как ожидается, будет контролировать свыше 60 % российского рынка деловой и профессиональной литературы.

В целом, сама отрасль уже давно находится в кризисе. По данным Роспечати, за последний год производство книг в нашей стране сократилось на 6,3 %, а всего на протяжении последних трех лет тиражи упали почти на 30 %. По оценкам самих издательств, в 2011 году объем отечественного рынка книжкой продукции составил 62 миллиарда рублей, сократившись за четыре года на 16,9 %.

Столь не радужная ситуация складывается не только в России, но и за рубежом. Например, в прошлом году было объявлено о банкротстве и закрытии почти четырехсот магазинов по всей стране второй по величине в Америке книготорговой сети Borders Group Inc. Как сообщает компания Nielsen Book Scan, объем продаж печатных книг в США снизился за предыдущий год на 8,9% и составил 651,2 миллиона экземпляров. В Великобритании объемы сократились на 6,2%, в Германии и Дании на 5%, в Италии на 3,7%. Менее всего падение объемов затронуло Францию, там рынок «просел» лишь на 1,5%.

Российские эксперты считают, что снижение объемов продаж книг связано напрямую с кризисом 2008 года, из-за которого покупатели были вынуждены отказаться от дополнительной статьи расходов семейного бюджета, связанной с покупкой печатной продукции. Более того, согласно докладу Роспечати о проблемах российского книгоиздания, последствия мирового финансового и экономического кризиса для этой отрасли до сих пор не были преодолены до конца. Впрочем, проблемы возникли задолго до 2008 года. На протяжении предыдущих двадцати лет этот сегмент рынка развивался хаотично. Полки магазинов оказались переполнены некачественной и невостребованной литературой. Как и следовало ожидать, спрос на книги резко упал. Издатели были вынуждены поднять цены, чтобы выжить, что лишь усугубило ситуацию.

Значит ли это, что в книгоиздательской отрасли все плохо, и бизнес в этой области обречен на провал? На самом деле, больше всего пострадал сегмент художественных книг для взрослой аудитории, а вот интерес со стороны читателей к научной и учебной литературе лишь возрастает с каждым годом.

Большим спросом пользуются издания для детей, в том числе и художественные. Конечно, многие книги (тем более, традиционные народные и авторские известные сказки) можно найти в интернете в электронном виде. Но родители все же предпочитают покупать привычные книги, даже несмотря на их высокую стоимость, обусловленную качественной полиграфией, красивыми иллюстрациями и небольшими тиражами. Популярность электронных книг растет, но преимущественно среди взрослых жителей крупных российских городов (там книги в электронном формате читают около 30% населения).

Детям родители предпочитают читать традиционные печатные книги с яркими красочными картинками. Некоторые собирают даже целые библиотеки детской литературы. Ребенок учится читать также с помощью печатных букварей и азбук, и первые книги, которые он прочитывает самостоятельно, не на экране мобильного устройства, а на обычной бумаге.

Другой сегмент литературы, который не так сильно затронули последние изменения, представлен дорогими тематическими подарочными изданиями. Как правило, они выпускаются небольшими тиражами, посвящены определенной узкой тематике, носят справочно-информационный характер и нередко отличаются роскошным оформлением. Главная их ценность не в тексте, а в иллюстрациях, поэтому читать такие книги в электронном виде нет смысла.

Бывают издательства, которые выпускают книги разной ценовой категории, но на одну тематику. В качестве примера такого узкоспециализированного книжного издательства можно привести компанию Dogwise, расположенную в Сиэтле. Основана она была в 1986 году предпринимательницей Шарлин Вудворд (Charlene Woodward). Изначально это был самый обычный розничный магазин, который оказывал специальную услугу по поиску редких книг для школ, библиотек или частных лиц.

Выполняя очередной заказ на доставку книг для собак своим клиентам, Шарлин обнаружила, что люди, которые хотят приобрести качественные книги о своих питомцах, сталкиваются с определенными сложностями при поиске такой литературы. Вооружившись поддержкой своих клиентов, предпринимательница стала продавать специализированную литературу на выставках собак. Когда же ей начали задавать вопросы о том, где можно приобрести книги о собаках во время, когда выставки не проводятся, Шарлин решила печатать и распространять простой каталог с возможностью заказа понравившихся изданий.

Ее бизнес рос стремительными темпами. В скором времени Вудворд открыла собственное издательство, которое выпускает книги исключительно о собаках. В его штате работают всего лишь восемь человек, так как основной бизнес по доставке книг почтой ведется через сайт компании. В год издательство Dogwise выпускает от восьми до десяти новинок, которые охотно покупают не только жители США, но и владельцы собак из других стран, включая Японию и Россию. При этом компания не тратит деньги на перевод своих изданий на другие языки. Оно просто перепродает права на литературу зарубежным издательствам. Стоимость прав на одну книгу составляет от $1000 до $10000, в зависимости от условий договора.

Подобное узкотематическое книжное издательство может стать выгодным бизнесом и в нашей стране, невзирая на достаточно сложное положение дел на книжном рынке в России. Цена входа на этот рынок, как ни странно, сравнительно низкая. Для издания двух-трех книг потребуется небольшая сумма. К примеру, по данным книжных издательств себестоимость выпуска одной книги при тираже менее десяти тысяч экземпляров составляет менее $2,5 за единицу. Значит, вложения в первое издание составят порядка $20000. Правда, речь идет об обычной неподарочной книге стандартного объема и размера в твердой обложке, с черно-белыми иллюстрациями или, вообще, без них.

Так как издание книг считается бизнесом с высокими рисками, банки обычно не кредитуют начинающих предпринимателей, которые хотят работать в этом сегменте. Ведь одно дело издать книгу и совсем другое – успешно продать ее. Всегда есть вероятность, что авторы подведут издателя, не закончат писать свои книги или и вовсе уйдут к конкурентам. Поэтому новые компании финансируются либо за счет частных инвесторов, либо приглашая к сотрудничеству крупные издательства. Если у вас нет собственных средств для начала собственного дела, то первый вариант выглядит более привлекательно для специализированного проекта.

Не стоит обходить своим вниманием и производство электронных книг. Если для вашей ниши это возможно, то обозначьте это направление своей работы еще на этапе составления бизнес-плана, который вам необходим для себя или для поиска инвестора. К примеру, вышеупомянутое издательство Dogwise, помимо производства специализированной литературы, также выпускает книги в электронном виде. Причем именно это направление является для него одним из самых прибыльных и быстро развивающихся. «Мы занимаемся изданием электронных книг на протяжении уже трех лет, и наша прибыль увеличилась за этот период в десятки раз. Электронные книги не требуют дополнительных расходов на печать и доставку, для их хранения не нужен склад», - рассказывает глава компании. Также, кроме печатных и электронных книг о собаках, издательство Dogwise выпускает диски, буклеты с различными методическими материалами и игрушки для собак.

Издавать книги можно двумя способами. Первый – традиционный – заключается в производстве книжного тиража в типографии. Это подразумевает довольно большой объем работы, на который потребуется некоторое время (на печать одного тиража офсетным способом уходит, в среднем, 3-4 месяца). Прежде всего, верстаются страницы будущего издания. Затем после проверки корректором они печатаются на офсетной машине. Офсетная печать книг является самым распространенным способом книжного производства, который особенно выгоден при средних и больших тиражах. Чем больше тираж, тем меньше себестоимость печати одного экземпляра книги. Отдельные листы издания, которое должно быть в твердом переплете, собираются в так называемые тетради. Тонкие брошюрки сшиваются в единый книжный блок. Для этого используется ниточная прошивка (считается самой оптимальной), прошивка проволокой и склейка. «Тетради» подбираются в блок вручную, после чего их загружают в ниткошвейную машину. Книжный блок подрезается на специальной машине, чтобы придать ему полукруглый профиль. После чего тираж опрессовывается в книжном прессе.

При изготовлении книг с твердым переплетом на следующем этапе производства подготавливается переплетная крышка издания. Она состоит из двух боковых картонных сторон и корешковой части, которая называется «отставом». Затем на картонную основу наклеивается бумвинил, балакрон или другой материал, который используется для переплета. В некоторых случаях на этапе приклейки обложки к внутреннему блоку к корешку головки блока прикрепляется тесьма таким образом, чтобы оставшийся снаружи конец ленточки мог вкладываться между страницами книги и выступал за нижний конец блока. Так делают ляссе – узкую ленту, которая служит в качестве книжной закладки в изданиях средней и высокой ценовой категории. Ляссе может быть плетеной или же тканевой одного, двух или нескольких цветов.

После того, как переплетная крышка и книжный блок соединяются вместе, вся книга снова помещается под пресс. Последний этап изготовления книги представляет собой операцию штриховки. В результате этой процедуры создаются узкие продавленные полоски вдоль всего корешка издания у края его обложки. Благодаря этому книга легче раскрывается и может находиться в раскрытом состоянии без дополнительной помощи. Перед упаковкой книг в коробки, если это предусмотрено, они оборачиваются в бумажные суперобложки или же обтягиваются пленкой.

При таком традиционном способе производства большое значение имеет правильно рассчитанный тираж вашей книжкой новинки. Если книга, изданная тиражом 3-5 тысяч экземпляров, не была продана в течение одного года, она оказывается убыточной для издательства. Для небольшого предприятия, оборот которого должен быть выше, эти сроки еще меньше.

Реализуют готовую книжную продукцию через специализированные розничные магазины. Проблема заключается в том, что в розничной торговле, как и в книгоиздательском бизнесе, есть лишь две крупнейших федеральных игрока – книготорговая сеть «Буква», которая принадлежит АСТ (насчитывает около 450 магазинов), и объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед» издательства Эксмо (свыше 100 магазинов). Безусловно, в первую очередь владельцы этих сетей продвигают собственную продукцию. По некоторым данным, около 70% ассортимента сети «Новый книжный» составляют издания Эксмо и лишь 30% - продукция других компаний. Сотрудничество с такими сетями затруднено для молодых издательств еще и из-за высокой скидки, которую они требуют за возможность выставлять другие книги в своих магазинах. Если для отдельных небольших книжных магазинов скидка составляет около 10-15 % от оптовой цены, то крупные федеральные сети требуют скинуть иногда до 60 %, что делает для мелких издательств невыгодной работу с ними. Количество же независимых торговых точек уменьшается с каждым месяцем, что неудивительно. Ведь при прочих неблагоприятных факторов уровень рентабельности книжных магазинов колеблется в зависимости от формата от семи до пятнадцати процентов.

Альтернативой обычным книжным розничным магазинам стали интернет-магазины. По данным игроков этого рынка, ежегодный прирост продаж через интернет составляет для книжных компаний около 100 %. Но все же большая часть изданий продается через специализированные площадки, которые за счет отсутствия обычных для розницы расходов могут предложить своим клиентам более выгодные цены и огромный ассортимент. Кроме того, они могут доставлять книги по всей стране, в то время как большинство крупных книжных издательств находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Единственный их недостаток заключается в том, что покупатель не может «вживую» оценить приобретаемую им книгу, зато имеет возможность ознакомиться с отзывами других читателей.

Второй способ производства книг, который наиболее распространен на Западе, заключается в том, что книга сначала продается, а лишь потом печатается. Так называемая цифровая печать по требованию пока только набирает популярность в нашей стране, но специалисты настроены более чем оптимистично. Ее несомненные преимущества состоят в отсутствии больших расходов на печать издания (теперь цена не зависит от тиража, можно напечатать даже один экземпляр книги, пусть даже он будет стоить и немного дороже, нежели при печати офсетом) и в простоте изготовления книги.

Теперь издание книги занимает несколько дней, а не месяцев, как раньше. Печать осуществляется с помощью нехитрого оборудования, которое включает в себя компьютер, принтеры, резаки и термоклеевую машину. Можно купить и специальные автоматизированные линии, которые осуществляют весь цикл работ – от печати до переплета. Машины занимают около 5-6 кв. метров и могут обслуживаться одним лишь оператором. Печать книги, не считая редактуры, верстки, корректуры, занимает менее получаса. Этот вариант издания является скорее вспомогательным, а не основным. С его помощью можно производить небольшие тиражи (в том числе и штучные экземпляры) редкой литературы под заказ или же для изучения спроса.

Штат небольшого специализированного книжного издательства включает в себя редакторов и менеджеров по продажам. В принципе, все остальные функции можно переложить на подрядчиков, как это делают многие небольшие компании. Среди их штатных сотрудников зачастую даже нет верстальщиков и корректоров. Многие типографии предлагают услуги не только по печати книги, но и по подготовке ее к печати.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.

Книжный бизнес активно развивается в России уже 15 лет, в стране действуют более тысячи издательств, а объем рынка достигает $3 млрд. Однако, несмотря на внушительные масштабы и давние традиции, отрасль не выглядит успешной. Издательства не привлекают больших инвестиций, не выходят на финансовый рынок и не становятся подразделениями крупных финансовых групп.

Книжный бизнес активно развивается в России уже 15 лет, в стране действуют более тысячи издательств, а объем рынка достигает $3 млрд. Однако, несмотря на внушительные масштабы и давние традиции, отрасль не выглядит успешной. Издательства не привлекают больших инвестиций, не выходят на финансовый рынок и не становятся подразделениями крупных финансовых групп.

Этой осенью знаменитый «колбасник» Вадим Дымов решил создать собственное издательство. Некоторые эксперты поспешили объявить, что издательский бизнес – новое направление вложений для капиталов в России. Однако сам Дымов сказал, что это бизнес «для души». Осторожность предпринимателя вполне понятна: инвестиционная привлекательность книгоиздания вызывает большие сомнения – что особенно странно, если вспомнить, какими богатыми традициями обладает российский книжный бизнес.

Старая история

Книжное дело – один из старейших секторов рыночной экономики, где советские граждане стали проявлять свои предпринимательские таланты. В начале 90-х все, кто имел склонность к бизнесу, бросились в первую очередь в торговлю шмотками и продуктами и во вторую очередь – в издательство и книготорговлю. Спрос на книги тогда был огромен, к тому же издательский бизнес не требовал больших капиталовложений. К этому надо добавить бескорыстную любовь к книгам, которую питали многие пионеры книжного бизнеса. В итоге за короткий срок в первой половине 90-х годов в России появились тысячи новых издательств. Многие существуют до сих пор, в частности, лидеры рынка – «Эксмо» и АСТ – появились именно в эту эпоху. При этом как вышеуказанные отраслевые лидеры, так и многие другие игроки первоначально были книготорговыми организациями. Потом торговцы начали заниматься изданием наиболее дефицитных книг – от случая к случаю. Постепенно торговые фирмы переросли в полноценные издательства.

Казалось бы, имея столь долгую историю, книжный бизнес должен был стать образцом развития отрасли по рыночным рельсам. Однако, героически возникнув в разгар 90-х, российская издательская система замерла почти в неизменном виде. «Рынок еще не сформированный до конца, малоденежный, не структурированный, с невысоким уровнем менеджмента и без отчетности по международным стандартам», – констатирует директор по маркетингу издательства «Альпина Бизнес Букс» Александр Лиманский.

Правда, в 1996 году отрасль претерпела первый кризис перепроизводства – народ наелся «анжелик». Издательствам пришлось улучшить полиграфию, усилилась их специализация, на рынке возникли лицензионные продукты – например, переводные детские книги с иллюстрациями. После дефолта 1998 года в России появились богатые люди, «разочаровавшиеся», по выражению доцента Московского государственного университета печати Елены Соловьевой, в других отраслях бизнеса. В издательское дело стали поступать капиталы из новых для него секторов – по оценкам Елены Соловьевой, больше всего пришло денег из банков, в особенности – в Санкт-Петербурге. Именно в 1998 году возникли такие издательства, как «Амфора» и «Альпина Бизнес Букс». Однако и тогда качественных изменений на рынке не произошло. Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее число издательств – это сравнительно небольшие, независимые, замкнутые и крайне непрозрачные организации. Практически ни одно из них не является составной частью финансово-промышленной группы. Естественно, почти ничего не слышно о каких-либо публичных инвестициях в издательский бизнес. Правда, в прошлом году финансист Александр Мамут, купив издательства «Колибри», «Махаон» и «Иностранка», создал группу «Аттикус» (по слухам, инвестиции Мамута не превысили $4 млн). В июле 2007 года голландская международная издательско-консалтинговая группа «Волтерс Клувер» приобрела российскую компанию МЦФЭР и, по оценке, сумма сделки могла составить около 40 млн евро, но надо иметь в виду, что МЦФЭР – не только издательская, но еще и образовательная, и консалтинговая компания. Наконец, недавно Вадим Дымов создал издательство «Третья смена», но общие инвестиции в проект не превысят $2 млн.

Этими тремя случаями практически исчерпывается история публичных взаимоотношений книжного бизнеса с внешними инвесторами. Новые издательства сейчас вообще основывают крайне редко, а если и основывают, то делают это, как правило, топ-менеджеры уже существующих (например, бывший главный редактор «Рипол Классик» Нина Комарова в 2004 году стала инициатором создания «Этерны»). Ни одна компания до сих пор не проводила IPO. На всю отрасль зарегистрирован практически единственный случай выпуска облигаций, да и тот имеет отношение не к издательству, а к торговой фирме «Топ-Книга». Учредители большинства компаний либо неизвестны, либо ими являются собственные топ-менеджеры. «Те люди, которые сегодня возглавляют издательства, начинали с простой торговли книгами, – рассказывает генеральный директор «Аттикуса» Аркадий Витрук. – Это те, кто просто увлекался книгами и менял их в букинистических магазинах. В начале 90-х кто-то уловил волну и пытался печатать тиражи простым самопальным способом, торгуя ксерокопированными экземплярами. Сейчас крупным и средним бизнесом обычно управляют наемные менеджеры, а вот в издательском деле типично, что люди, стоявшие у основания этих издательств, до сих пор являются в них управленцами. Во многих других секторах это уже пройденный этап».

Постепенная консолидация отрасли идет, но, по единодушному мнению экспертов, гораздо медленнее, чем могла бы – об этом свидетельствует тот факт, что в России активно действует приблизительно 1300 – 1500 издательств (по данным «Книжного бизнеса», их количество с 2004 года сократилось примерно на 19%). Иностранный капитал на издательском рынке практически не присутствует. Самый старый российский бизнес по многим параметрам продолжает жить в прошлом веке.

Враг на пороге

И все же перемены грядут: перед издательствами встали вопросы, на которые приходится искать ответы. Главный из них – постепенное снижение читательского спроса. Совокупные тиражи последние пять лет резко сокращаются – с 702 млн экземпляров в 2003 году до 633 млн в 2006-м. «Социальный статус книги упал, – говорит Елена Соловьева. – Сейчас не стыдно признаться, что ты ничего не читаешь – у тебя просто нет времени! Ты серьезный человек, и на дурость времени не хватает».

К этому надо прибавить рост себестоимости книги, обгоняющий рост цен на них. «В последние годы наблюдается рост всех составляющих: материалы, полиграфия, зарплаты сотрудников, аренда офисов и складов, транспорта, авторские гонорары, стоимость прав на зарубежные книги», – отмечает Александр Лиманский из «Альпина Бизнес Букс». Немаловажную роль играет рост курса евро, ведь именно в Европе покупается большая часть типографских машин и значительная доля полиграфического сырья. Между тем доля импортных (то есть высококачественных) материалов, в частности, высокосортной бумаги, постоянно растет: читатель становится все более взыскательным. Снижение рентабельности издательского бизнеса можно считать свершившимся фактом.

Естественным ответом могло бы стать ускорение консолидации рынка. Крупные игроки экономят за счет «эффекта масштаба». Не случайно Александр Мамут объединил сразу три издательства под крышей холдинга «Аттикус». «Мы стали закупать больше бумаги, картона, пленок и всех остальных материалов. В связи с ростом объемов наших заказов типографии тоже идут навстречу, мы становимся большим и интересным клиентом. Кроме того, чем больше размер издательства, тем эффективнее можно управлять складами, бухгалтерией – всем, что называется бэк-офисом. За счет этого мы и стараемся удерживать прибыльность на достаточном уровне», – объясняет глава «Аттикуса» Аркадий Витрук.

Можно предположить, что главным направлением развития рынка станет постепенная консолидация бизнеса вокруг нескольких десятков лидеров. «У небольших компаний много идей и проектов, но не хватает ресурсов, чтобы их реализовать и довести до потребителя, обеспечить необходимую поддержку и продвижение. При этом экономика многих маленьких издательств находится в плачевном состоянии», – отмечает гендиректор «Эксмо» Олег Новиков.

Искусство поглощений

Уже сегодня структура издательского рынка похожа на пирамидальную конструкцию. На вершине два лидера – группы «АСТ» и «Эксмо», которые вместе выпускают примерно 30% книжной продукции. За ними с некоторым отрывом следуют «Просвещение», «Олма-Пресс», «Дрофа». Пятерка лидеров издает половину всех российских книг. Их размеры уже таковы, что они могут заинтересовать сторонних инвесторов, а привлеченные средства использовать как для увеличения своей доли на рынке, так и для скупки конкурентов. Правда, по мнению Олега Новикова из «Эксмо», для выхода на IPO стоимость компании должна быть не менее $500 млн, а таких издательств в стране пока нет. Но опыт поглощений у лидеров рынка есть, хотя эти сделки проходили иногда по довольно специфическим, характерным только для издательского бизнеса схемам.

Дело в том, что ценность издательства в значительной степени определяется качеством его команды. Крупные предпочитают не покупать фирмы, а поглощать команды опытных редакторов. Сотрудничество с мелким издательством может начаться с совместного проекта. Мелкое – придумывает идею книги, находит автора, подготавливает текст, крупное – вкладывает средства в тиражирование и предоставляет свои реализационные каналы. Прибыль от проекта делится между партнерами, а в выходных данных, как правило, стоят названия обоих издательств. После некоторого периода сотрудничества крупная фирма может предложить команде партнера целиком перейти под свою эгиду. При этом младший партнер иногда формально сохраняет самостоятельность – хотя фактически это означает, что он просто берет у крупной группы на аутсорсинг работы по редактированию и подготовке текста. «Сейчас только крупные издательства, обладающие собственной сильной системой дистрибуции, могут обеспечить своим книгам масштабную и эффективную работу с розничными операторами, – разъясняет Олег Новиков. – Сегодня таких – единицы, остальные же работают через оптовиков, ассортимент которых из многих тысяч позиций позволяет продвигать в лучшем случае топ-100 каждого издательства. А все остальные книги остаются лежать где-то на складе. Если же маленькое предприятие попадает в структуру большого, то все ресурсы большого становятся ему доступны». По оценкам Елены Соловьевой, именно АСТ – крупнейшее российское издательство – обладает особой склонностью к подобному сотрудничеству с мелкими и средними, с их последующим поглощением. Благодаря такой политике группа «АСТ» состоит из 50 отдельных редакционных команд, причем, по мнению Соловьевой, фактически реализационные подразделения группы управляют этим творческим хозяйством. Второй гигант – «Эксмо» – предпочитает поглощения мелких игроков без сохранения их бренда, хотя также прибегает к совместным проектам – например, с издательствами «Око» или «Зебра Е». Впрочем, случаются и официальные покупки: в начале этого года группа «АСТ» приобрела «Аванту+» – лидера в сфере выпуска энциклопедий. Эксперты оценивали стоимость сделки в диапазоне от $4 млн до $10 млн. В начале октября «Эксмо» завершило сделку по приобретению 25% издательства «Манн, Иванов и Фербер», специализирующегося на деловой литературе (оценочная стоимость сделки – $1 млн).

Второй механизм консолидации – перекупка авторов. Как утверждают специалисты, любой автор, чьи книги достигли коммерческого успеха на рынке, немедленно получает предложение от конкурентов. А поскольку более крупные фирмы обладают и большими финансовыми возможностями, то они, как правило, могут сделать лучшее предложение. В результате на рынке наблюдается феномен, который можно было бы назвать вертикальной миграцией писателей: от мелких издательств – к средним и от средних – к крупнейшим. Конкуренция предложений имеет и еще одно важное следствие – постепенный рост гонораров. Если в конце XX века человек, написавший детективный роман, получал за свой труд $3000 – 5000, то теперь авторы бестселлеров могут претендовать на десятки и сотни тысяч долларов. Выплачивать такие гонорары могут только лидеры рынка.

Судьба вертикали

Крупные издательства даже в условиях снижающегося спроса могут поддерживать приемлемый уровень рентабельности еще и потому, что способны создавать вертикально интегрированные структуры, включая в состав холдингов типографии и книготорговые организации. Сегодня все крупнейшие игроки владеют либо типографиями, либо долями в капитале полиграфических комбинатов. Однако интеграция натыкается на ряд объективных трудностей. Во-первых, российская типография часто не умеет «делать все», и владельцы вынуждены печатать часть книг в чужих типографиях. Во-вторых, издательство обычно не может целиком загрузить полиграфический комбинат, поэтому тот должен искать клиентов на стороне. В-третьих, российская полиграфия остро нуждается в модернизации, а у издательств нет для этого инвестиционных ресурсов.

Более перспективным направлением развития является интеграция крупных издательств с оптовой книготорговлей. В России сегодня явственно ощущается нехватка оптовиков федерального масштаба. Мелкие есть в каждом регионе – но они известным только издателям, которые с ними работают.

В этом звене существует почти единоличное доминирование одной крупной компании – «Топ-Книги». Другие фирмы – «Клуб 36,6», «Лабиринт», «Мега Л», «Мастер-Книга» – отстают от лидера с большим отрывом. Но даже «Топ-Книге» не под силу организовать доставку товара во все субъекты Федерации. «В Германии на оптовом книжном рынке всего два игрока – KNV и Libri, – говорит Любовь Касьянова, начальник управления оптовых продаж «Топ-Книги». – Для России при ее масштабах вполне возможно существование 3 – 4 крупных игроков».

Возникает патовая ситуация: региональные оптовики не могут налаживать связи с московскими издательствами, а федеральные – все-таки недостаточно крупны, чтобы охватить своей сбытовой сетью все регионы – в частности, из-за конкуренции с мелкими. «У нас мало крупных оптовиков, потому что много мелких. При этом книжной отрасли не хватает существующего количества этих компаний, – говорит Владимир Драбкин, главный редактор журнала «Книжный бизнес». – Организация подобного звена требует слишком больших вложений. Крупные оптовики не могут поглощать мелких из-за нехватки средств. В ближайшие годы мало что изменится».

По словам Любови Касьяновой, в среднем наценка оптовика в России составляет 20 – 25%, почти столько же, сколько в Германии, где торговец набавляет 30%. Однако в региональные магазины продукция попадает, пройдя через нескольких посредников. И суммарная наценка может перевалить за 100%. Искусственное повышение цены снижает прибыль издателя и в то же время тормозит спрос на книги. К тому же у издателей и торговцев отсутствует общее понимание роли оптового звена на книжном рынке. «Логисты не должны заниматься продвижением отдельных названий, это прерогатива издательства. А издатели ждут, что мы будем стимулировать сбыт именно их продукции, – сетует Любовь Касьянова. – Иногда они выступают в роли наших конкурентов, предоставляя равные коммерческие условия оптовикам и рознице. В этом случае нам приходится снижать цены, и соответственно рентабельность».

В итоге крупнейшие издательства не ждут милости от оптовиков, а начинают создавать сети собственных региональных дистрибьюторских центров. Остальным приходится ждать, когда федеральные игроки дорастут до нужных размеров.

Невездесущая розница

Имеются у издательств и серьезные трудности во взаимоотношениях с розничной торговлей. Причем эти трудности возрастают по мере того, как российский читатель становится все более требовательным. В «золотые» для книжного дела 90-е годы более 70% книжной продукции в России продавалось на лотках, в киосках, на ярмарках. Постепенно такая система перестала устраивать и издателей, и читателей. Книги – товар специфический. Успех реализации во многом зависит от разнообразия ассортимента, торговых площадей, комфорта и удобной навигации. Сегодня на долю лотков и киосков приходится не больше 10% оборота. Между тем рост продаж сдерживается неразвитой системой торговли. Книга до потребителя просто не доходит. На Москву и Санкт-Петербург приходится 40 – 60% оборота. В районе с населением в 100 000 человек может не оказаться ни одного магазина, способного предоставить достойный выбор. «Серьезная конкуренция существует только в Москве, да и то со стороны старых магазинов «Москва», «Библио-Глобус», «Молодая гвардия», – говорит Дмитрий Кушаев, совладелец сети «Букбери». Своим успехом они во многом обязаны выгодному «историческому» местоположению. «В Германии на каждые 15 000 жителей приходится один специализированный магазин, в России одна точка обслуживает 60 000 человек, – сетует Алла Штейнман, генеральный директор издательства «Фантом Пресс». – Более-менее нормальная ситуация только в Москве и Питере, неплохая – в Екатеринбурге и Новосибирске. В провинции розница не удовлетворяет спроса».

Участники рынка уже заговорили о приближении кризиса перепроизводства. «Российские торговые площади могут «освоить» чуть больше 30% производимой в стране печатной продукции. Но ведь еще есть остатки прошлых лет, – говорит Ольга Шерман, и.о. директора департамента маркетинга «Топ-Книги». – Нормальная система возврата издателям нереализованного товара практически отсутствует. Например, в США доля возврата составляет более 20% поставленных книг, в Западной Европе – около 15%, в России – не более 5%. И это не означает, что наши издатели отлично прогнозируют спрос, просто они не принимают остатки своих «шедевров». Другие каналы реализации («Книга – почтой», Интернет) контролируют не более 12 – 13% оборота.

Опутанные сетями

Решить проблему нехватки цивилизованной розницы могли бы сетевые игроки. По прогнозам экспертов маркетингового агентства Step by Step, количество сетевых книжных магазинов будет расти на 35 – 40% в год. Правда, подобные прогнозы эксперты давали еще несколько лет назад, однако темпы прироста оказались намного ниже. По данным «Топ-Книги», на долю сетевой розницы приходится лишь 15% оборота книжной продукции. В России насчитывается примерно 15 сетей, но в основном они работают в столицах. Сетевая торговля – также плод вертикальной интеграции, большая часть ее находится под контролем издательств или оптовиков. Акционером «Нового книжного» и «Буквоеда» является издательство «Эксмо», «Азбука» владеет сетью «Книжный салон «Престиж» и контролирует питерскую «Снарк». Издательству «АСТ» принадлежит сеть «Буква». Компания «Топ-Книга» создала пять сетей разных форматов. Владелиц «Аттикуса» Александр Мамут также контролирует сеть «Букбери».

При этом, создавая собственные розничные сети, издатели постоянно вынуждены преодолевать соблазн: превратить их в каналы продажи только собственной продукции. Например, большая часть ассортимента «Буквы» приходится на книги издательства «АСТ». «Я не понимаю такой модели. Это не книжный магазин, а пункт продаж товара конкретного издательства», – сетует Дмитрий Кушаев. В собственной торговой сети можно привлекать покупателя более выгодными ценами, ведь наценка посредника отсутствует. Но отсутствует и выбор, который обычно обеспечивает приток покупателей. Не случайно некоторые проекты не получили должного развития. Холдинг «Терра», например, благодаря серьезным вложениям европейской книжной сети «Бертельсман» купил Ярославский полиграфический комбинат и организовал сеть «Книжный клуб «Терра». «У них были связи с властями в регионах, хорошие места для магазинов, – рассказывает Елена Соловьева. – Но продвигали они продукцию «Терры». Но одно издательство не может обеспечить нормальный поток новинок! Если клиент заходит и видит, что книги в магазине не поменялись – ему становится неинтересно».

Крупных независимых игроков, в равной степени заинтересованных в продвижении продукции всех издательств, в сфере розницы очень мало. В Москве к таковым относится только муниципальная сеть «Московский дом книги», поскольку владельцы сетей «Букбери» и «Республика» тоже стали издателями. Розничная торговля книгами считается не слишком привлекательным бизнесом. С одного квадратного метра площади книжный супермаркет приносит вдвое меньше доходов, чем продуктовый, при равных затратах на оборудование. Основная статья расходов любой розничной точки – арендная плата. Однако в книжном бизнесе одни магазины платят по коммерческим расценкам, другие – по льготным, а третьи не платят вовсе (если магазин – государственный). В результате участники рынка поставлены в заведомо невыгодные условия: кто-то вынужден закладывать свои арендные издержки в цену книги, а кто-то может позволить себе демпинг. По словам Ольги Шерман, в зависимости от формата уровень рентабельности колеблется от 7% до 15%. «С точки зрения оперативной рентабельности, сегодня по-прежнему наиболее выигрышным является формат магазина в 200 – 300 метров», – рассуждает генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов.

Пока жители провинции страдают от дефицита продукции, розничные торговцы пытаются бороться за покупателя на самых конкурентных рынках – московском и питерском. Например, «Буквоед» первым реализовал концепцию книжного магазина-клуба с дополнительным сервисом. «Мы предоставляем услуги по поиску и бронированию книг через Интернет и через единый телефонный номер, – говорит Денис Котов. – Наши книжные клубы работают круглосуточно, у нас можно бесплатно воспользоваться доступом Wi-Fi, оставить ребенка в детской комнате и раздеться в гардеробе. Московский дом книги проводит мероприятия для читателей: фестиваль детской книги, неделю русской фантастики. С конца 2005 года в магазинах «Букбери» стали открывать кофейни-«Шоколадницы» по принципу американской книжной сети Barnes & Noble, там в каждом магазине работают кофейни Starbucks. «Мы сотрудничаем с несколькими операторами, в том числе и с «Шоколадницей». Они платят нам за аренду, а мы получаем от них дополнительных клиентов, – говорит Дмитрий Кушаев. – Аудитории кофеен и книжных магазинов пересекаются. Есть определенная синергия кофе, чая и книги. В больших магазинах такая модель работает».

За ценой не постоим

Участники рынка, начиная с издателей и заканчивая розничными торговцами, объясняют все проблемы российской книжной отрасли низкими ценами. Дескать, в России книги значительно дешевле, чем на Западе. «Особенность нашего рынка в том, что книга является дешевым продуктом. Люди не привыкли тратить деньги на нее. В той же Польше она стоит $8 – 9, а у нас редко выше $3. Цены на все товары растут, а на книги – нет», – считает Алла Штейнман. Подобные речи слышны на протяжении десяти лет. По мнению издателей и торговцев, низкая конечная стоимость книги лишает возможности развиваться, поскольку каждый участник цепочки ограничен определенным уровнем маржи. Правда, многие указывают «плачущим» издателям, что в Москве книга в твердом переплете стоит те же $8 – 10. В регионах, конечно, цены ниже, но именно столичный рынок приносит издателям и торговцам основные доходы.

В некоторых странах приняты фиксированные розничные цены на книги. Изначально цена уже указана на обложке, издатель продает товар со скидкой, которую потом по очереди накручивают оптовики и розница, а конечный потребитель покупает книгу по той самой фиксированной цене. Но в России введение фиксированных цен представляется маловероятным. За их существование обычно борются издательства, однако у нас они активно развивают розницу, поэтому сколько бы ни сетовали на тяжелую жизнь, свободные цены им выгодны.

«Книжный рынок имеет одну особенность, которую часто упускают: низкую эластичность спроса. Это означает слабую зависимость числа приобретаемых книг от цены на них. Цена будет основным фактором роста российского книжного рынка, в то время как количество проданных книг в натуральном выражении уменьшится или останется на прежнем уровне, – предсказывает Ольга Шерман. – До 2009 года цены на книги будут расти примерно на 20% за год, соответственно и книжный рынок будет увеличиваться как минимум на 15%».

Таким образом, главные направления развития издательского бизнеса в России – консолидация, вертикальная интеграция и рост цен. Но развитие по этим трем направлениям будет происходить не быстро. Ценам не позволят расти бедные читатели. На пути консолидации встанет упорство владельцев мелких и средних издательств, не готовых лишиться бизнеса. По оценкам Александра Лиманского, консолидация отрасли будет происходить самое большее со скоростью две-три крупные сделки в год.

Книгам не хватает полок

Интервью с Аркадием Витруком, генеральным директором группы «Аттикус»

Проект Александра Мамута, издательская группа «Аттикус», учрежден не в самое лучшее время: книжный рынок затоварен, нераспроданной, по некоторым данным, остается треть всех напечатанных книг. Однако генеральный директор группы «Аттикус» Аркадий Витрук уверен, что существуют пути развития бизнеса, позволяющие издательствам процветать даже в условиях стагнации.

Любое издательство мечтает выпустить бестселлер – книгу, которую раскупают сотнями тысяч экземпляров. Любое издательство мечтает открыть писателя, способного производить бестселлеры по несколько штук в год. Но в России работает больше тысячи издательств, и на всех бестселлеров явно не хватит.

– Какие, на ваш взгляд, самые привлекательные проекты появились за последнее время в издательской сфере?

– Самые удачные – те, что незаметны. Удачные проекты – это стабильные продажи, а стабильные продажи идут по специализированным каналам. Это учебники, специальная литература для бухгалтеров, специальная литература для юристов. Мы все подписаны на обновление юридических баз данных, и те, кто издает печатные «эквиваленты» подобных баз, не слишком заметны, но их бизнес очень привлекателен. За это платят, сколько бы оно ни стоило. Если же говорить о ярких книжных проектах, то достаточно посмотреть рейтинги – и они говорят, что на первом месте у нас детективы, и тут издательство «Эксмо» выходит на первое место со своими женскими детективами, которые они делают огромными тиражами. Когда книги издаются тиражом по 200 000 – 300 000 экземпляров, то, думаю, что с прибылью там все в порядке.

– Если писатель вроде Минаева или Робски получает внезапный успех – это удача издательства или результат целенаправленной маркетинговой политики?

– Без маркетинговой работы успеха добиться невозможно. Практически все новые проекты требуют поддержки. Успех книги с рекламным сопровождением может быть в разы выше, чем без него. Реклама становится все большим и большим двигателем нашей торговли. Бизнес окреп и может позволить себе выборочно спонсировать поддержку отдельных проектов. Тут каждое издательство обладает собственным ноу-хау. Обычно стандартный набор включает, как минимум, какие-то листовки, плакаты, рассылки для партнеров в рознице, и сегодня стоимость всего этого измеряется уже тысячами долларов. Когда издательство начинает устраивать какие-то промоакции, все становится еще дороже, потому что, даже когда делаешь это совместно с какими-то федеральными сетями, выясняется, что практически невозможно организовать акцию на всю страну. Тут же федеральная сеть дробится на множество локальных сетей и магазинов, потому что сети хоть и федеральные, но состоят из сегментов, и в каждом из них приходится организовать акцию отдельно. Такие акции в идеале должны совмещать в себе усилия прокатчиков фильмов, издательств, изготовителей игрушек, и тогда успех гарантирован.

– Часто говорят, что маркетинговым усилиям издательств мешает элементарная нехватка книжных магазинов.

– Так и есть. Все мы стремимся открыть новые имена, которые завтра станут знаменитыми. Но поскольку в ином магазине и полок не хватает, то любая книга на стенде новинок находится недостаточно долго, чтобы читатели успели понять: ей уделяется специальное внимание. Обычно в магазине книга лежит на такой выкладке в течение двух недель. И если человек, который интересуется книгами, старается заходить в магазин пару раз в месяц, то он ее видит один раз. В лучшем случае – два. Вряд ли этого достаточно, чтобы книга примелькалась и в подкорке засело ее название.

– Какое, на ваш взгляд, сегодня главное направление развития издательств?

– Издательства будут сейчас фокусироваться на выстраивании вертикальной цепочки. Они постараются наладить взаимоотношения с ключевыми сетями таким образом, чтобы получать дополнительные услуги, информацию, чтобы книги конкретного издательства приобретались эффективнее. Плюс займутся повышением уровня сервиса – повышением скорости и расширением географии доставки, маркировкой книг для розницы. Не секрет, что у нас в регионах много мелкого опта, который никогда до Москвы не добирается и перебивается, беря книжки у крупного федерального оптовика. Региональные игроки с удовольствием переключились бы на прямую работу с издательством, если бы оно могло предоставить такие услуги.

– А ваше издательство?

– У нас есть планы строительства собственной типографии. Мы рассчитываем, что она, хотя и станет входить в корпоративную структуру, но будет оперировать в рамках рынка, и наше издательство станет только одним из ее заказчиков.

– Начнете организовать свои магазины?

– Такой вариант мы рассматриваем очень внимательно, только ведь это очень дорогостоящая вещь. В любом случае мы не станем подходить к этому как к магазинам издательства. И типография, и магазины будут не придатками издательства, а самостоятельным бизнесом. Но собственная розница – это большой проект, он требует и соответствующих инвестиций, и, самое главное, человеческих ресурсов. В России найти человеческие ресурсы труднее, чем инвестиции.

– А когда мы услышим о первом IPO издательской компании?

– Масштаб крупнейших игроков уже позволяет выходить на IPO, исходя из понимания, что это вызовет достаточный интерес инвесторов. Но готовиться к IPO нужно в течение трех лет. Если этим кто-то сейчас занимается, то в лучшем случае года через два произойдет первое размещение.

Артем Казаков, Константин Фрумкин

Говорят, что издательская индустрия находится в тотальном кризисе. На эту тему есть статистика закрытых или поглощенных издательств, это иллюстрируется малыми продажами в книжных магазинах и совершенно ничтожными авторскими гонорарами. Казалось бы, что в 2017 году организовывать собственное издательство будет либо чертовски преданный книжному миру человек, либо человек, который знает то, чего не знаем мы, либо просто сумасшедший. И если придерживаться такого мнения, то BroDude не стал бы тебе рекомендовать обращать внимание на эту сферу бизнеса, но ты все-таки читаешь этот материал, а значит, мы думаем, что не всё потеряно с книгами в нашей стране, просто книжный рынок переживает трансформацию, и из нее можно извлечь прибыль. Каким образом? Об этом расскажет Валерий Воронов, директор по развитию независимого издательства Эдитус - франшизы, которая занимается изданием книг исключительно для людей.

Порядок вещей в мире книг

Книжная индустрия действительно не первый год в кризисе. Если процент продаж электронных книг повышается (незначительно), то процент продаж реальных книг падает. Это не значит, что книга исчезнет вовсе, но, скорее всего, она переходит в другую форму - снова становится развлечением не для масс, как это уже было когда-то. Цены на книги уже стали дороже, причина в том, что тиражи упали, а чем меньше тираж, тем дороже каждый отдельный экземпляр книги - это накладывает отпечаток на дистрибуции книжной продукции, а многие крупные оптовики книг свернули свой бизнес. Мы это понимали и, разумеется, не хотели идти на дно, так и не начав бизнес, поэтому построили бизнес-модель по иному принципу, который отлично работает и по сей день: а) небольшие тиражи; б) привлечение средств авторов. И тут нет ничего плохого, потому что большинство наших заказчиков издают книги не с целью заработать - они это делают ради себя, близких, ради развития своего творчества или писательских навыков. Можно сказать, что мы относим наш продукт к категории кастомизированных подарков, как следствие - затраты на издание чего-либо значительно снижены без потери в качестве.

Процесс изготовления книг упростился, но лишь отчасти. К примеру, подготовка макетов - это относительно простая работа за счет программного обеспечения. Но качество всё равно достигается за счет профессионализма команды и высокотехнологичного оборудования, ведь при ограниченных ресурсах добиться идеального корешка и идеальных страниц практически невозможно. В основе издательской деятельности всегда лежит ручной человеческий труд.

Полностью автоматизированное издательство, которое выпускает хорошие книги - это миф. Роботы не смогут заменить творческие профессии, они не смогут заменить корректора, дизайнера, редактора, печатника. Сейчас множество ресурсов предлагают сервисы по проверке правописания онлайн, но разве можно считать исправленный роботом текст грамотным? Сомневаемся.

Каким должен быть книгоиздатель?


Если вы намереваетесь стать издателем, то нужно понимать, что для организации издательства полного цикла нужна собственная типография, штат дизайнеров-верстальщиков, редакторов и корректоров, художников-иллюстраторов, не говоря уже об отделах маркетинга, ИТ, финансов и бухгалтерии, логистики. Всё это требует огромных финансовых вложений, а также многолетнего опыта, который будет состоять не только из побед, но и из полнейших провалов, каждый из которых может стать последним.

Однако, если речь идет о франшизе, то весь процесс значительно упрощается. Самое важное - франшиза требует гораздо меньше денег. Если франчайзи вложит 300 тысяч рублей, то он получит готовую бизнес-модель и всестороннюю помощь от издательства Эдитус . Мы заинтересованы в прибыли и очень дорожим своей репутацией, поэтому к выбору партнеров относимся ответственно. Это не сеть бургерных, и в нашем деле нужно обладать набором стартовых навыков, поэтому потенциальный партнер в обязательном порядке должен иметь представления об издательском деле и полиграфическом бизнесе. И, конечно же, он должен просто любить книги.

При этом с франчайзи снимается головная боль по поводу подготовки макетов (при необходимости), производства, логистики и маркетинга. Его основные функции - это продажа услуг издательства и сопровождение заказов. Всё остальное мы берем на себя. В паушальный взнос входят образцы книжной продукции по каждому виду, образцы бумаги и переплетного материала (в общей сложности до 100 образцов), обучение франчайзи и маркетинговые мероприятия по открытию офиса.

Отдельно заметим, что наш партнер может не заниматься холодными звонками. Весь поток обращений обеспечивает маркетинговый отдел издательства: на федеральном сайте размещается информация с контактами офиса франчайзи, создается региональная посадочная страница в поддомене общего сайта, а также обеспечивается рекламная кампания в регионе. Франчайзи предоставляется доступ к CRM и лицензии ПО для обработки заявок.

То есть всё, что мы делаем - это предоставляем помощь в открытии бизнеса и постоянное сопровождение для тех людей, которые действительно намерены заработать деньги. Партнеру нужно только влиться в наши бизнес-процессы, которые уже работают и приносят свои плоды.

Что будет дальше?

Цифровой переворот на книжном рынке сделал свое дело. Можно утверждать, что в настоящее время у небольших традиционных издательств есть перспективы развиваться в узкоспециализированных жанрах литературы. Но в целом бумажные книги стали модным персонализированным подарком, и у вас есть все возможности встать в авангарде издательств, которые создают новые правила игры.

По данным нашего маркетингового исследования, большая вероятность успеха у издательства нашего типа есть в любом городе, чье количество населения приближено или выше 1 миллиона человек. Поэтому мы предусмотрели эксклюзивность нашей франшизы на каждый город-миллионник. не делает конкурентами своих партнеров, она помогает им заработать деньги.