Зеркала во время похорон. Почему закрывают зеркала, когда в доме покойник и сколько их держат закрытыми

Как правило, зеркала в доме принято завешивать тогда, когда кто-то из жильцов отошел в лучший мир. Ответа на вопрос, почему так заведено, не дает даже православная церковь. Эта традиция поддерживается повсеместно, ведь она помогает оградить домочадцев умершего от новых несчастий.

Чем опасно зеркало

Наши предки воспринимали зеркало как хрупкую грань между двумя мирами: реальным и потусторонним, царством духов. Когда в доме умирал человек, граница между ними ослабевала, и скорбящие домочадцы умершего становились более уязвимыми для воздействия неизведанных сил. Зеркало превращалось в своеобразный портал, через который могло оказываться негативное влияние на людей, отразившихся в нем. Для защиты себя и своего дома на время траура зеркала завешивали материей или отворачивали к стене.

Это далеко не единственная опасность , которую может таить в себе этот предмет интерьера. Все знают о том, что зеркальная поверхность удваивает любую вещь, отражая ее. Так же оно способно удваивать человеческую смерть: отражение трагедии может воплотиться в новой смерти. Раньше существовало поверье, что человек, который первым отразится в зеркале после того, как дом посетила беда, скоро пойдет вслед за покойником. По этой причине закрывали не только зеркала, но и все отражающие поверхности. Выливали даже воду, которая была в доме на момент смерти.

Считается также, что зеркало может выступить ловушкой для души. Дух умершего в течение трех дней после смерти еще находится среди живых людей. Если в это время она попадет в зазеркалье, то выбраться из него и попасть в Царствие Небесное уже не сможет, а навсегда останется в зеркальных лабиринтах, наводя на домочадцев страх и привлекая в дом новые несчастья.

В может попасть и живой человек. По преданию, если он взглянет на свое отражение в то время, как душа покойника находится рядом, произойдет соприкосновение с ирреальным миром, защита ослабнет, и умерший сможет забрать его с собой. Взгляд в зеркало повлечет за собой новую смерть.

Поверья и приметы

Во многом традиция закрывать зеркала обусловлена спецификой материала, из которого в старину изготавливалась зеркальная поверхность. Считалось, что ртутное покрытие способно впитывать в себя все, что человек представлял и испытывал во время смерти, и затем проявлять это на своей поверхности — а живому человеку соприкасаться с этим ни в коем случае нельзя.

До нашего времени сохранилось поверье, согласно которому , наблюдавшее жизнь отошедшего на покой, будет тосковать по нему и проявлять картины из его жизни. Зеркало накрывают или отворачивают к стене, чтобы «зеркалица» ненароком не показала того, кто ушел из мира живых. И сейчас деревенские старожилы могут поведать о том, как видели в зеркалах покойника, который занимался обычными повседневными делами.

Существует еще одна причина, по которой при появлении в доме смерти прикрывают зеркала. Над усопшим всегда читают молитвы — а свойство зеркала отражать «наоборот» способно превратить молебен в богохульство. Отраженная в зеркале церковная атрибутика из символов света превращается в дурные знаки. С таким зеркалом нельзя спать в одной комнате.

Зеркало излучает мощную магическую энергетику, и сильнее всего она становится в тот момент, когда человек наиболее уязвим. Стоит помнить о традициях и стараться обезопасить себя, насколько это возможно. Будьте осторожны, берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

22.09.2015 00:10

Чтобы вместе с найденной вещью не приобрести болезни, неудачи и невзгоды, следует знать о том, ...

Здравствуйте, Владимир!
Прошу прощения за столь поздний ответ.
Вся жизнь человека находится под взором Господа. И не важно, беден он или живет сыто-пьяно, как пишите Вы. У каждого человека в этой жизни свой путь. Но цель верующего человека, по слову прп.Серафима Саровского - это стремление к святости, к богоуподоблению. Нужно стараться жить так, чтобы угождать Богу. Есть "Закон и пророки" (Лк.16,29), который мы должны соблюдать, который является для нас неким маяком в этом мире, взирая на который, мы следуем правильным курсом.
Что бы не происходило с нами в этой жизни, мы должны принимать как должное, нисколько не сомневаясь в промысле Бога. Возьмем, например, Иова Многострадального, кем он был? - Князем земли Уц (Иов.1,1), богатым человеком, но "был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" (Иов.1,1). В разговоре с Богом сатана обращается к Господу со словами: "разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов.1,9-11). После этого Иов теряет все - от детей, которых убивают Савеяне, до овец, которых убивает огонь с неба (Иов.1,15-16). После этих слов: "Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. " (Иов.20,21-22). Сатана вновь появляется пред Богом, и снова в разговоре об Иове между прочим говорит: "... кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов.2,4-7). После этого жена бросает его, она предлагает ему:"И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри" (Иов.2,9); "Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов.2,10). И так далее... Как видим, Владимир, человек верит в Бога, когда у него есть все; когда он теряет все, что имеет, он не перестает верить в Господа, и остается преданным Ему. Не будем забывать, "что страдание его весьма велико" (Иов.2,13).
Всё в этом мире промыслительно. Всё что происходит с нами происходит по Воле Господа.
По поводу смирения, я не раз отвечал на эту тему. Посмотрите, пожалуйста, ответы на вопросы, я думаю что ответ на Ваш вопрос (о смирении) Вы найдете.
О зеркалах. Глупости всё это о (зеркальных) вратах в тот паралельный мир. Почему закрывают зеркала на отпевании? Потому что это обычное суеверие, и оно ничего общего с христианством не имеет. Это обычное язычество, которое, к сожалению, проявляется еще в христианском мире. Есть в народе такое поверье, что если живой человек отразится в зеркале с умершим человеком (например, при прощании на кладбище), стоя рядом с гробом, то он вскоре умрет, т.к. отобразился в зеркале вместе с умершим. Но это - суеверие, глупость, если хотите. Это не есть учение Христовой Церкви. Это - вера не христианская, как я уже Вам сказал. Зеркала можно не закрывать, да и нужно не закрывать.
О книге мертвых. Я думаю, что если и существует "Книга мертвых", то только у Господа, Который есть не Бог мертвых, но живых (Мф.22,32).
Киево-Печерская Лавра - очень святое место, и как Вы счастливы, что можете молиться там.
С Уважением,
прот.Алексей

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе. иеромонах Серафим (Калугин) г. Астрахань. 16.09.2005

В каждую семью рано или поздно приходит горе, скорбь, провожают покойного в последний путь. В первые минуты смерти человека, нужно обязательно сделать несколько обрядов. Один из них, это прикрыть зеркала и предметы, имеющие зеркальную поверхность. Зеркала накрывают простынями, полотенцами, скатертью во всех семьях. Этот обряд передается из поколения в поколение. Существует несколько мифов о закрытии зеркал.

Миф о том, что после смерти душа человека летает по дому по достижении сорока дней, и если она попадет в зеркальное отражение, то застрянет в зеркале и не сможет освободиться, и не вознесется в Царство Божье. Так же есть поверий, что душа может испугаться своего изображения.

Зеркало, это дверь между двумя мирами. Существует мнение, что во время похорон совершаются колдовские действия, и зеркала помогают колдунам, ведунам, злым духам совершать зло. В других поверий нужно не просто закрыть зеркала, а даже обязательно вынести их из комнаты покойного в другую комнату.

Есть миф, что когда мы смотримся в зеркало, то видим свое отражение, там находится зона духовной энергии, и если зеркала не будут закрыты, то дух покойного переберется в зазеркалье. После похорон может появляться его образ в зеркале. Поэтому все зеркала принято занавешивать и не открывать до достижения сорока дней. Когда отражение духа происходит на похоронах в зазеркалье, то дух не уйдет в иной мир, и покойный будет страдать от этого. Еще если человек любуется своим отражением в зеркале при покойнике, то покойный в скором времени придет за ним.

В давние времена изготавливали зеркала из стекла с добавлением ртути, при последнем вздохе больной излучает мощные электромагнитные волны, и зеркальное стекло играло роль фотоаппарата, притягивало последние образы, которые присутствовали в голове человека. Впоследствии, эти духовные образы, в определенном резонансе могут воспроизвестись. Вот таким образом является видение призраков и приведений. Поэтому принято закрывать зеркала.

Существует даже такой миф, кто первый посмотрится в зеркало после похорон, того ожидает смерть.

Молитва

В зеркале мы видим изображения в другой проекции. Когда отпевают покойного, крест изображается в зеркальном отражении, это не допускается по церковным обрядам. Когда приглашают Батюшку на отпевание, он дает различные наказы для похорон, в которое входят закрытие зеркал. По церковным обычаям зеркало должно быть закрыто при отпевании покойного, чтобы не отвлекаться при чтении молитвы об усопшем.

Зачем закрывать зеркала

Существует поверий, что зеркало забирает последнюю силу, если человек сильно болеет нельзя смотреться в зеркало, зеркало заберет оставшуюся энергию.

Есть такой миф, что зеркало создано сатаной. Это приманка сатаны для живых и мертвых. Человек смотрится в зеркало, он любуется собой, гордится, что является грехом по Божьему писанию. Если же душа умершего попадет в зазеркалье, то она остается в этом пространстве на веки и будет страдать, но она не сможет уйти по ту сторону мира.

Закрывать зеркала нужно даже из эстетических соображений. Провожающий покойного может несколько раз подойти полюбоваться собой, поправить макияж, что запрещается при трауре.

В домах много зеркал на различных предметах, красуется яркое убранство квартиры, и поэтому что бы придать скорбь, закрывают зеркала и все стеклянные отражающие предметы, что бы создать траурную обстановку.

Да и самим не комфортно с зеркалом, если посмотреть на покойного через зеркало, а потом на него, то может показаться, что покойный совершил какие - либо движения.

При потере близкого человека, родственники страдают, хотят увидеть покойного и всячески пытаются сделать это, рассматривают фотографии, пытаются увидеть в зеркальном отражении, что влияет на психику человека, все это ухудшает состояние скорбящего.

Закрывание зеркал при покойном можно отнести к суевериям. Но каждый закрывает зеркала, боится предрассудков.

Во многих семьях существует традиция – занавешивать зеркала в доме покойного. Она распространена как в России, так и в ряде стран СНГ. При этом люди зачастую не задумываются, зачем занавешивают зеркала после смерти члена семьи. Некоторые обосновывают эту традицию мистическими соображениями, кто-то связывает с древнеславянскими или православными ритуалами. Подробнее о том, почему занавешивают зеркала в доме покойника, и откуда появилась эта традиция, вы сможете прочесть ниже.

Почему занавешивают зеркала?

У традиции есть два основных обоснования, связанных с давними мистическими представлениями о зеркале. Когда зеркала только появлялись в Европе и в России, они воспринимались не просто как предмет роскоши, но и как «окно в другой мир». Кроме того, еще с языческих временах сохраняются поверия о том, что душа человека после смерти какое-то время находится в доме. Подобные суеверия порождают несколько обоснований, почему занавешивают зеркала в доме покойника:

    Первое суеверие гласит, что душа умершего может увидеть себя в зеркале и испугаться;

    Согласно второму суеверию, душа покойного, заглядевшись на себя в зеркале, может оказаться в нем навечно;

    Третий народный миф утверждает, что в зеркале можно увидеть душу покойного, и увидевший её сам скоро умрет

Разумеется, с точки зрения науки подобные предания являются мифами, а с точки зрения христианства и православия – языческими предрассудками. Саму традиция нельзя назвать старой – она появилась не раньше XVII-XVIII века. Миф о том, что еще древние славяне занавешивали зеркала после смерти, опровергается тем, что первые зеркала в России появились только в XVII веке.

Откуда появилась традиция занавешивать зеркало в доме покойника?

Традиция занавешивать зеркало в доме покойника сложилась по двум причинам.

Во-первых, зеркала долгое время были диковинным предметом роскоши, и зачастую виделись как предмет мистический, если не магический. В XIX веке среди высших слоев общества распространилась мода на оккультизм, и зеркала стали часто использоваться для гадания и прочих мистических «обрядов». Особую пикантность, а потому популярность им предавало то, что ряд духовных лиц осуждал использование зеркал, как потворство пороку себялюбия.

Во-вторых, традиция занавешивать зеркала имеет отношение к иудейским обрядам. В иудаизме близким умершего строго полагается носить траур. В ходе этого траура нельзя ухаживать за собой, пользоваться косметикой, одеваться в красивые и новые одежды. Занавешивание зеркала для евреев – это один из элементов траура. Традиция помогает избежать искушения смотреться в зеркало и сосредоточиться на оплакивании умершего, а не на своем внешнем виде.