Текущее и перспективное планирование деятельности предприятия в условиях рынка. Перспективное и текущее планирование, их взаимосвязь

2. Перспективные и текущие планы предприятия

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. Удачные решения сами по себе не могут быть эффективными, если не соответствуют целям и политике предприятия.

В соответствии с продолжительностью периодов, на которые составляются планы, различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование .

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, так как именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования составляет от 5 до 15 лет.

Ограничение горизонта планирования от 1 до 5 лет соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Среднесрочное (перспективное планирование) предполагает составление планов-прогнозов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Перспективный план развития промышленного предприятия разрабатывают для непрерывности в планировании и преемственности плановых заданий, исходя из потребностей, как самого предприятия, так и отраслей экономики страны. Перспективное планирование основано на глубоком технико-экономическом анализе возможностей предприятия, его цехов и производственных участков. При этом выделяются ведущие и наиболее перспективные участки производства. Составление перспективных планов на предприятиях основывается на заключенных долговременных договорах с учетом интересов других отраслей-партнеров экономики страны.

Процедура разработки перспективного плана-прогноза состоит из нескольких этапов.

На первом этапе готовится проект плана, его показатели рассчитываются укрупненными методами счета. При этом учитываются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

Производственная программа позволяет определить направления инновационной деятельности предприятия. В ней отражаются необходимые расходы на охрану окружающей среды, потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На втором этапе осуществляется анализ себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости производства продукции (выполненных работ и оказанных услуг) и оценивается его эффект.

На завершающем этапе разработки перспективного плана проводится составление финансового плана предприятия с использованием расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода и служит важным средством, с помощью которого осуществляется контроль за правильностью их использования.

При разработке перспективного плана желательно проанализировать различные варианты развития предприятия при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (динамика цен, рыночные колебания спроса на продукцию, отмена или введение льгот и т. п.). Многовариантность разработки плана позволяет выбрать один из них, который является оптимальным при данных условиях.

Следующим уровнем конкретизации плана является расчет годового плана предприятия, что относится к краткосрочному (текущему) планированию . Максимальный горизонт краткосрочного планирования составляет 1 год.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия составляется на основе данных соответствующего года перспективного плана, уточненного государственного заказа и заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов договоров. Годовой план представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия. Он состоит из тех же разделов, что и перспективный план, но отличается только более глубокой проработкой каждого из них.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия включает следующие разделы:

1. Основные экономические показатели работы предприятия . В этом разделе приводятся важнейшие данные плана-прогноза. Здесь находят отражение показатели производства продукции (работ, услуг в действующих оптовых ценах предприятия), в том числе на экспорт, объем товарной продукции в сопоставимых ценах, эффективность использования производственных мощностей по основным видам продукции, среднесписочная численность персонала, среднегодовая стоимость производственных фондов, рентабельность, прибыль и ряд других. Эти показатели находят отражение и в разрезе кварталов планируемого периода.

2. Производственная программа . Данный раздел отражает объем выпускаемой продукции на предприятии в натуральном и денежном выражении, ее производство в разрезе отдельных видов и сортов с разбивкой по кварталам года. Денежная оценка производимой продукции проводится по действующим оптовым и сопоставимым ценам.

3. Использование основных производственных фондов . В разделе приводится стоимость основных производственных фондов предприятия на начало года, их ввод в действие и выбытие в течение года и наличие на конец планируемого периода. Здесь представлены расчеты среднегодовой стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи (товарная продукция в отпускных ценах на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов).

4. Техническое и организационное развитие производства . Этот раздел определяет качественную сторону производственной деятельности предприятия. Он содержит перечень организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства, которые намечается провести на предприятии в планируемом году, с подробными расчетами экономической эффективности каждого из них. К таким мероприятиям относятся: создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции; внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; ремонт, замена и модернизация основных фондов; совершенствование управления, планирования и организации производства; мероприятия по ликвидации и предотвращению загрязнения окружающей среды и благоустройству территории.

5. Повышение производительности труда за счет основных технико-экономических факторов . В данном разделе находят отражение изменения в численности персонала предприятия и производительности его труда в плановом периоде по сравнению с базисным. При этом в расчет принимается ряд факторов. К ним следует отнести: структурные сдвиги в производстве (изменение удельного веса отдельных видов продукции или производства в общем объеме производства); повышение технического уровня за счет внедрения новых технологических процессов, более производительных машин и оборудования, а также механизации ручного труда; совершенствование управления, организации производства и труда; повышение коэффициента использования производственных мощностей; изменение объема производства; повышение качества продукции; ввод в действие и освоение новых участков и цехов.

6. Численность и фонд заработной платы . В данном разделе на основании прогноза производительности труда определяется потребность в трудовых ресурсах по категориям работников, устанавливается фонд оплаты труда, денежных выплат и поощрений за счет прибыли и других источников, рассчитывается среднемесячная заработная плата и среднемесячный доход.

7. Смета затрат на производство . При разработке данного раздела решается ряд планово-экономических задач: калькулируется себестоимость отдельных видов изготовляемой продукции, создается база для определения отпускных цен, закладываются основы для хозрасчетных взаимоотношений между отдельными подразделениями и т. д.

В разделе приводят расчеты сметы затрат на производство, калькуляцию себестоимости отдельных видов продукции, а также себестоимости товарной продукции. Для этого используются расчетные таблицы к плану-прогнозу.

8. Расчет рентабельности важнейших видов продукции . Раздел предусматривает определение расчетной рентабельности по выпускаемым на предприятии видам продукции и общей рентабельности производства.

9. Прибыль предприятия . В этом разделе отражаются каналы получения прибыли. По результатам полученных объемов рассматриваемого показателя устанавливается балансовая и расчетная прибыль предприятия.

10. Распределение прибыли . В этом разделе отражается распределение прибыли по различным каналам (налог на недвижимость; льготы по прибыли, подлежащей налогообложению; платежи в бюджет).

11. Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия . Данный раздел плана-прогноза предполагает проведение расчетов по созданию различных фондов на предприятии по его усмотрению (фонд развития производства, фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий, резервный фонд и др.).

12. Финансовый план-прогноз . В разделе обобщается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый план предприятия отражает объем поступления и расходования денежных средств, фиксирует баланс доходов и расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый год.

13. Социальное развитие коллектива . В разделе определяются задачи и мероприятия в области социального развития, условий труда и жизни коллектива, удовлетворения материальных и духовных запросов, повышения квалификации работников.

14. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов . Основная цель разработки данного раздела состоит в планировании мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, по охране и рациональному использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха.

Все разделы плана-прогноза тесно связаны между собой. Определяющей для многих промышленных предприятий является производственная программа. На стадии проекта особую значимость отводят разделу технического и организационного развития производства и установлению плановых технико-экономических норм и нормативов. После этого разрабатывают разделы по труду и заработной плате, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства и др.

В условиях неопределенности, нестабильности внешних для предприятий экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

  • 3.Идеальная цель воспитания
  • 4.Реальные цели воспитания
  • 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
  • 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
  • 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
  • 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
  • 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
  • 3. Учебная программа, Учебный план.
  • 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
  • 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
  • 2.Взаимодействие педагога с детьми
  • 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
  • 4.Организация развивающей предметной среды
  • 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
  • 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
  • 1. Развитие предметной деятельности
  • 2. Развитие речи и речевого общения
  • 3. Социальное развитие
  • 4. Познавательное развитие
  • 5. Эстетическое развитие
  • 6. Физическое развитие
  • 7. Общие показатели развития
  • 1. Игра в истории человечества
  • 2. Социальный характер игры
  • 3. Характеристика игровой деятельности
  • 4. Игра как средство воспитания
  • 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
  • 6. Классификация детских игр
  • 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
  • 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
  • 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
  • 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
  • 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
  • 1.Сущность режиссерских игр
  • 2.Возникновение режиссерской игры
  • 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
  • Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
  • 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
  • 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
  • 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
  • 1. Характеристика игрушки
  • 2. История возникновения игрушек
  • 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
  • 4. Педагогические требования к игрушке
  • 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
  • 2. Значение труда для развития личности дошкольника
  • 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
  • 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
  • 5. Требования к организации детского труда
  • 1.Формирование представлений о труде взрослых
  • 2. Виды и содержание труда детей.
  • 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
  • 4.Условия организации труда дошкольников
  • 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
  • 2. Основные понятия теории ипв.
  • 3. Задачи ипв дошкольников
  • 4. Средства ипв дошкольников
  • 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
  • 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
  • 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
  • 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
  • 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
  • 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
  • 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
  • 4. Принципы обучения дошкольников.
  • 5. Модели обучения дошкольников
  • 6. Типы обучения дошкольников
  • 7. Методы обучения дошкольников
  • 8. Формы организации обучения
  • Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
  • 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
  • 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
  • 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
  • 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
  • 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
  • 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
  • 3. Физические и психические отличия детей разного пола
  • 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
  • 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
  • 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
  • 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
  • 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
  • 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
  • 5. Воспитание скромности у детей
  • 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
  • 1. Своеобразие коллектива дошкольников
  • 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
  • 3. Личность дошкольника и коллектив
  • 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
  • 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
  • 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
  • 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
  • 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
  • 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
  • 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
  • 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
  • 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
  • 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
  • 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
  • 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
  • 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
  • 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
  • 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
  • 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
  • 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
  • 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
  • 2. Содержание совместной работы удо и школы
  • 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
  • 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
  • Виды планирования
  • Структура и содержание перспективно-календарного плана
  • 6. Планирование работы в летний оздоровительный период
    1. Виды планирования

    План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

    При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем.

      Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

      При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

      Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

      Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

    Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

    - перспективное;

    - перспективно-календарное;

    - календарное.

    Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлении своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

    В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

    Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

    Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование .

    Такое планирование имеет ряд преимуществ:

    В таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

    Вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

    Как показывают исследования, дети постоянно накапливают в активно словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, то есть систематическими группами («Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом из возрастных особенностей и задач Учебной программы ДО.

    1. Структура и содержание перспективно-календарного плана

    В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

      Задачи дошкольного учреждения на год . В этом разделе записываются годовые задачи ДУ на учебный год.

      Источники планирования . В начале года составляется список методической литературы, пособий, рекомендаций, разработок по всем разделам программы, которые воспитатель использует при планировании различных видов деятельности. В течении года этот список пополняется.

      Список детей по группам . Список детей составляется на каждое полугодие с учетом состояния здоровья и уровня развития детей.

      Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми (структура режимных моментов) составляется для более четкого планирования работы воспитателя с детьми в различные режимные отрезки в первую и вторую половину дня. Она создается педагогом в начале года для каждой возрастной группы с учетом графиков проведения досуга, работы кружков, бассейна и включает различные формы работы с детьми по основным видам деятельности. Примерная циклограмма выглядит следующим образом: (см таблица).

    К общим разделам плана, предусматривающих работу на месяц, относятся следующие.

      Сотрудничество с семьей . В этом разделе планируются разнообразные коллективные и индивидуальные формы дошкольного учреждения с семьей: родительские собрания, консультации, беседы, посещения на дому, тематические папки-передвижки и др. планируется конкретное содержание работы с учетом тем, сроки проведения, ответственные о выполнении по следующей схеме.

      Индивидуально-коррекционная работа с детьми . Отражается в плане или планируется в отдельной тетради. Коррекционная работа учитывает диагностирование уровня нервно-психического развития детей группы «малыши», педагогическое и психологическое диагностирование дошкольников, ежедневные наблюдения за ребенком оформляется по следующей схеме:

      Физкультурно-оздоровительная работа . Этот раздел предусматривает мероприятия по охране труда и укреплению здоровья детей, их полноценному развитию. Планируются различные формы работы:

    а) утренняя гимнастика (на 2 недели:1-я и 2-я недели, 3-я и 4-я недели, на 2-й и 4-й с изменениями и дополнениями);

    б) физические упражнения и подвижные игры на 1-й и 2-й прогулках (планируются на каждую неделю с учетом тем);

    в) упражнения после сна (1, 2-я, 3-я, 4-я недели), в комплекс включаются упражнения, способствующие постепенному переходу детей от сна к бодрствованию;

    г) активный отдых (физкультурный досуг, дни здоровья). В средней и старшей группах с учетом частоты и длительности проведения, уровня освоенности программы, сезонности, тем. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц, дни здоровья - 1 раз в год (зимние, весенние – одну неделю). В этом разделе планируются мероприятия по закаливаю детей.

      Специально-организованное обучение . Данный раздел представлен перспективным планом дидактических игр, игр-занятий в 1-й и 2-й младших группах, средней группе и занятий в старшей группе на каждый месяц примерно по четырем темам (на усмотрение воспитателя), где отражаются: вид занятий, тема, конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи, источники планирования

      Виды детской деятельности . Для реализации программных задач по конкретной теме используется как специально организованное обучение, так и другие виды совместной деятельности воспитателя и детей в этом разделе планируется работы по пяти основным вида деятельности: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность. В основу планирования видов деятельности положен также тематический принцип. На каждую неделю планируются формы работы с детьми по каждому виду деятельности:

    познавательно-практическая деятельность

    Игровая деятельность

    Художественная деятельность

    Элементар-ная трудовая деятельность

    Комму-никатив-ные ситуа-ции,

    Рассказы,

    Обясне-ния, поясн-неия, ситуации невербального общения этюды, беседы

    наблюдения за природой, элементарная опытническая и эксперимен-тальная деятельность, обследование предметов, пространства

    Пальчиковые, сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, музыкальные, подвижные, режиссерские и т.д.

    Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, чтение, рассказывание, прослушивание граммазаписей, заучивание потешек, стихов, загадок, инсценирование, все виды театров)

    Музыкальная деятельность (прослушивание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, развлечения),

    Изобразительная деятельность (рассматривание картин, рисование, аппликация, лепка и др.)

    Поручения,

    самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, дежурство.

    Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

    Первая его часть – определение основных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада, так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой. Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществление каждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.

      Вступительная часть.

    Годовые задачи;

    Предполагаемые результаты работы.

    Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

    Организационно-педагогическая работа;

    Работа с кадрами;

    Руководство и контроль;

    Работа с родителями;

    Административно-хозяйственная работа.

    В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы : научность, перспективность и конкретность. Научность предполагает организацию всей воспитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский сад должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.

    Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды. Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.

    План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.

    а) Годовые задачи. Предполагаемые результаты.

    Годовые задачи дошкольного учреждения должны быть сформулированы конкретно и понятно. Их реализация обеспечивает повышение педагогического мастерства ДУ, проявление творчества в работе с детьми, совершенствование совместной работы детского сада и семьи по воспитанию и развитию индивидуальных способностей детей. Как показывает практика, реально выполнимы 2-3 задачи, поэтому планировать целесообразно не более двух-трех задач.

    Четкая формулировка задач дает возможность определить степень их новизны: является задача новой или продолжением работы над задачей прошлого учебного года.

    б) Организационно-педагогическая работа

    В этом разделе планируются:

    а) заседание педсоветов;

    б) работа методического кабинета (оснащение педагогического процесса, организация выставок, обобщение передового педагогического опыта);

    в) зрелищные мероприятия, праздники, тематические вечера;

    г) проведение смотров конкурсов.

    Работа методического кабинета предполагает:

    Организацию и оформление выставок (действующий и постоянных);

    Пополнение, оснащение и систематизацию методического и дидактического материалов;

    Преемственность мероприятий детсада и школы;

    Оснащение педпроцесса учебно-наглядными пособиями, игрушками и т.д.

    Разработку конспектов, сценариев, подготовку консультаций, анкет, тестов;

    Организацию сезонных выставок, выставок детских работ, новинок методической литературы.

    Зрелищные мероприятия, праздники и развлечения . В годовом плане намечаются зрелищные мероприятия, тематические вечера, праздники, предусмотренные программой, календарно-обрядовые и театральные постановки, проведение совместных праздников с родителями, развлечения, авторские выставки работ детей.

    Смотры, конкурсы. Планируется проведение смотров, конкурсов на лучшую игрушку, сделанную детьми совместно родителями, на атрибутику сюжетно-ролевой игры, на интересную поделку, дидактическую и развивающую игрушку и др. К каждому смотру-конкурсу разрабатывается положение, которое утверждается на педсовете и зависит от потребностей ДУ.

    в) Работа с кадрами.

    Данное направление включает следующие виды работ.

    а) повышение квалификации : участие в проблемных творческих семинарах; посещение курсов; участие в городских и районных мероприятиях; участие в «Школе передового опыта», в выставках, учеба на курсах повышения квалификации.

    б) аттестация. Планируется в соответствии с поступившими заявлениями педагогов на получение категории. Фамилии аттестуемых заносятся в годовой план.

    в) работа с молодыми специалистами . Планируется при наличии в педколлективе молодых специалистов. В содержание плана входят конкретные мероприятия по оказанию начинающим воспитателям действенной помощи со стороны наиболее опытных педагогов, а также со стороны администрации: проведение консультаций по планированию и организации воспитательно-образовательной работы с детьми, практических семинаров, составление конспектов проведения занятий, выполнения режимных процессов, подбор методической литературы для углубленного изучения, предупредительный контроль за работой специалиста.

    г) групповые совещания . Основное назначение групповых совещаний – дать анализ работы с детьми за истекший период и определить дальнейшие задачи в воспитании детей. Проводятся групповые совещания в группах раннего возраста в зависимости от возраста: в группах от 1 до 2 – ежеквартально, в группах от 2до 3 лет – 2 раза в год. Первое групповое совещание целесообразно запланировать на ноябрь. В сентябре - октябре следует изучить и проанализировать уровень интеллектуального развития детей, поступивших в детский сад в период адаптации, оформить карты нервно-психического развития на каждого ребенка.

    д) коллективные просмотры . Планируются один раз в квартал с целью изучения опыта работы педагогов. Тематика просмотров определяется вопросами, обсуждаемых на педсоветах, семинарах, и задачами, возникающими в связи с изучением и внедрением передового педагогического опыта. Для коллективных просмотров следует предусмотреть проблемы педпроцесса, наблюдение и анализ не только учебной деятельности, но и других видов деятельности детей (познавательно-практической, игровой, элементарной трудовой, художественной, общения). Перегружать план коллективными просмотрами нецелесообразно.

    е) семинары. Являются самой эффективной формой методической работы. В зависимости от конкретных условий работы каждого ДУ планируются теоретические семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы. Они могут быть разовые (однодневные), краткосрочные (недельные); постоянно действующие.

    ж) консультации . Планируются с целью оказания педагогической помощи, знакомства с новым методическим материалом, а также по результатам диагностики. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Планируются консультации с учетом взаимосвязи с вопросами годовых задач, педсоветов, а также с учетом категорий работников и их профессионального уровня. Количество консультаций зависит от качественного уровня проведения педагогом воспитательно-образовательного процесса в группах, а также от квалификации и опыта воспитателя, но не реже одного раза в месяц. Учет проведения консультаций и семинаров отражается в отдельной тетради по схеме.: дата, название мероприятия, тема. Категория слушателей, кто проводит, присутствующие, роспись ответственного.

    з) другие формы работы с кадрами . С целью повышения уровня теоретических и практических знаний педагогов, а также их профессионального мастерства могут быть запланированы следующие активные формы работы с кадрами: дискуссии, конкурсы педагогического мастерства, педагогические викторины, педагогический ринг, методический фестиваль, деловые игры, ролевые игры, кроссворды, решение педагогических ситуаций, методическая неделя, интерактивные методы и игры («Метаплан», «Четыре угла», «Погода», «Закончи предложение» и т.д.).

    г) Руководство и контроль

    Цель контроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.

    Планируя различные варианты и формы контроля необходимо руководствоваться требованиями к осуществлению контроля , а именно:

    Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, последовательным, всесторонним и дифференцированным.

    В нем должны сочетаться функции проверки, обучения, инструктирования, предупреждения недостатков, а также распространения лучшего педагогического опыта.

    Контроль должен сочетаться с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагога.

    Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, эпизодический, сравнительный, оперативный..

    д) Работа с родителями

    В этом разделе по мере необходимости планируются разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания (общесадовые – 2 раза в год и групповые – один раз в квартал), индивидуальные и групповые консультации на актуальные темы, «клубы здоровья», лектории, конференции, выставки и др.

    ж) административно-хозяйственная работа .

    В этом разделе планируются собрания (один раз в квартал) трудового коллектива, где рассматриваются вопросы трудовой дисциплины, выполнение инструкций, обсуждение и утверждение плана работы на летний период и др.; мероприятия по рациональному использованию бюджетных средств, созданию условий для организации воспитательно-образовательного процесса (ремонт, приобретение мебели, оборудования и т.п.); мероприятия по озеленению территории детского сада, обустройству спортивной площадки, обновлению оборудования на участках.


    3. Перспективное, среднесрочное и текущее планирование.

    Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, про­анализируем планирование в целом.

    Планирование - это формирование образа будущего в созна­нии субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения постав­ленных целей. Планирование является одной из важнейших функ­ций управления.

    Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов.

    Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов: 1) прогнозирование, 2) выяснение и выбор вариантов развития, 3) формулирование целей, 4) разработка программы действий и составле­ние графика работ, 5) формирование бюджета (бюджетирование).

    Общие правила эффективного планирования:

    1. Эффективное планирование обязательно должно начинаться сверху. Все планы должны быть скоординированы и согласованы на уровне высшего руководства. Но успех будет невозможным без привлечения управ­ленческого персонала более низких уровней.

    2. В планировании нельзя полагаться на случай. Ценность пла­нирования заключается в наличии систематического подхода к решению проблем, в предупреждении трудностей завтрашнего дня, а так же в выявлении и использовании долговременных воз­можностей.

    З. Для эффективного планирования нужна надежная информация. Часто качество плана прямо предопределено качеством аналити­ческих предпосылок. Планирование и сбор информации тесно свя­заны между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет служит основой для разработки планов на следующ­ий год, так как без учета таких результатов любые планы будут бесполезны. Выполнение планов требует постоянного контроля, э необходимости - пересмотра и корректировки.

    4.Для эффективного планирования существенными являются психологические факторы. Очень важными и значимыми являются контакты между управляющими различного уровня, между руко­водством и работниками предприятия. Нужно стремиться к обще­му и взаимопониманию между людьми как залогу успешного планирования.

    В зависимости от срока планы подразделяются на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные , а по преследуемым целям на перспективные (стратегические), текущие(тактические) и оперативные (хотя грани между ними весьма условны).

    В рамках долгосрочных планов (5-10 и более лет) создаётся концепция развития формы на перспективу. Она предусматривает решение таких проблем, как определение темпов роста; выбор сфер деятельности, новых поколений продукции и услуг; максимизации прибыли; расширение экспорта, и др.

    Долгосрочные планы обычно разрабатываются в виде набора целей, целевых комплексных программ, стратегических планов и т.п.

    Задачи, обозначенные в них преимущественно в качественных положениях, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнениям в среднесрочных планах (составляются от 1 года до 5 лет) в количественных показателях (в том числе финансовых).

    Перспективное (или стратегическое) плани­рование - составной элемент стратегического управления. Обычн­о перспективное планирование трактуется довольно широко. Рассматривается перспективное управление как интегральный про­цесс подготовки и принятия решений; формулировка целей и оп­ределенных путей их достижения; исследование последствий уже принятых или принимаемых решений; процесс разработки целей и направлений их достижения и т. п.

    Перспективное планирование - процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.

    Перспективное е планирование - адаптивный процесс, в резуль­тате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов, а также пересмотр систем мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятия.

    Перспективное планирование - система всего многообразия видов плановой деятельности на предприятии. Оно может быть долгосрочным, среднесрочным, оперативным и функциональным. Смыслом стратегического планирования является процесс моде­лирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременно­го развития.

    Часто бывает так, что перспективное планирование как особая форма стратегического управления ограничивается процессом раз­работки стратегии и формированием стратегической политики предприятия. Иногда формируется политика приоритетов предпри­ятия. Но в более широком смысле перспективное планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки ре­шений с определением конкретных путей их реализации.

    Отличительной чертой перспективное планирования является его гибкость, которая обуславливается гибкостью плановых гори­зонтов. На определенный заранее горизонт времени вырабатывает­ся перспективная политика. Плановый горизонт зависит во мно­гом от масштабов предприятия, от его размеров. Большое влияние на продолжительность планового горизонта оказывают функцио­нальные сферы деятельности предприятия. Таким образом, следу­ет говорить о предельном сроке планирования на каждом конк­ретном предприятии примерно к конкретным видам его деятельности.

    Цель перспективное планирования - дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период (рис.1).

    При разработке перспективного плана в основу кладется:

      анализ перспектив развития фирмы, задача которого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенден­ций;

      анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого - определить, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повешения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех ви­дах деятельности;

      выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы по раз­личным видам деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

      анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных валов деятельности и определение ожидаемых резуль­татов.

    Перспективы

    Стратегия

    Бюджет/текущие

    программы

    Бюджет/стратегиче-

    ские программы

    Выполнение по

    подразделениям

    Выполнение по

    проектам

    Оперативный

    контроль

    Стратегический контроль

    Рис.1.

    При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как, традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.

    Перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущей программы ориентируют оперативные подразделения в их повседневной работы по обеспечению текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы бедующей рентабельности, что требует создания системы исполнения, построенной на управлении проектами.

    Перспективный план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем так же могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно перспективный план не содержит количественных показателей.

    Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

    Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например:

      производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента);

      стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта);

      финансовая стра­тегия (объемы и направления капиталовложений, источиики финансирования, структура портфеля ценных бумаг);

      кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование);

      определение объема и структуры необходи­мых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифир­менной специализации и кооперирования производства.

    Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой раз­вития.

    Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные све­дения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках фи­нансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

    Текущее планирование-это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии.

    Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (это может быть как на день, так и на месяц, полугодие, но обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразде­лений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

    Основные звенья текущего плана производства - календарные пла­ны (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой деталь­ную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведе­ний о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства пре­дусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену обо­рудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, зарубежному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

    Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по ка­ждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы.

    Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ре­сурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых пока­зателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах.

    Через бюджет осуществляется взаимоувязка перспективного, текущего и других видов планирования.

    Бюджет производственного отделения представляет собой выражение опера­тивного плана в денежных единицах; он как бы увязывает оперативный и фи­нансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельно­сти, т.е. размеры и норму прибыли.

    Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные сектора. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Управляющий производственным отделением утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.

    Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж со­ставляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений фирмы, поэтому он служит также средством координации ра­боты всех звеньев фирмы.

    Список используемой литературы

    1. Авт. Месон, Альберт, Хедоурий, «Основы менеджмента». Перевод с англ. М.:Изд. Дело, 2006г.

    2. И.Н.Герчикова «Менеджмент» Изд. Юнити, Банки и биржи, 2004г.

    Вариант № 86 Студентка: Факультет... . Эффективным стилем управления (по мнению большин­ства зарубежных специалистов по менеджменту ) является партисипативный (соучаствующий...

  • по Менеджменту (17)

    Контрольная работа >> Менеджмент

    ... ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра менеджмента ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ Вариант... ……………………………………………….3 2. Понятие стратегического менеджмента . Разработка концепции и стратегии...

  • по Менеджменту (3)

    Контрольная работа >> Менеджмент

    Экономический факультет Контрольная работа по менеджменту Вариант № 10 «Корпоративная... Здесь начинается и полноценный HR – менеджмент , реализующий определённую кадровую стратегию и... нововведений; б) добиться от менеджмента всех уровней признания этих...

  • по Менеджменту (4)

    Контрольная работа >> Менеджмент

    Функций и методов экономического механизма менеджмента . Менеджмент - это управление в условиях... оптимальных решений. Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом... взятому человеку. Следующая по иерархии цель менеджмента - это выживание организации...

  • Cтраница 2


    Эти данные учитываются при перспективном и текущем планировании повышения производительности труда.  


    Если на верхнем уровне (перспективное и текущее планирование) решаются задачи для завода в целом, то чем ниже временной уровень решений системы, тем для все менее сложных производственных комплексов, но более детально решаются задачи планирования и управления в каждой функциональной системе.  

    Совет директоров, к-рый рассматривает вопросы перспективного и текущего планирования, проекты технич. Этот совет рассматривает вопросы внедрения в произ-во достижений науки и техники, изобретений и рационализаторских предложений. В ряде фирм (в текстильной, фарфорово-фаянсовой пром-сти и др.) организованы художественные советы.  

    Система управления комплексно обеспечивает решение задач перспективного и текущего планирования, учета и статистики. Информация, необходимая для решения этих задач, также представляет собой единый комплекс, начиная от исходных первичных данных и информационных массивов и кончая выходными результатами.  

    В зависимости от времени планового периода различают перспективное и текущее планирование и долгосрочное прогнозирование. Перспективное планирование предусматривает разработку целей заданий и методов их выполнения на 5 - 10 лет. Текущее планирование является детализацией перспективного плана, в нем уточняются задания, показатели и методы их выполнения на текущий год.  

    Данная подсистема на промышленном предприятии охватывает организацию перспективного и текущего планирования, учет и анализ всей его деятельности.  

    Непрерывность планирования заключается также в органической связи перспективного и текущего планирования.  

    Структура АСУ-Капстрой.  

    Основным является блок План, включающий задачи перспективного и текущего планирования капитальных вложений и оперативного управления ими в ходе строительства производственных и непроизводственных объектов, формирования заказов подрядчику, решение которых должно обеспечить согласованность планов капитальных и подрядных работ на всех этапах планирования. Результаты решения этих задач отражаются во внутрипостроечном титульном списке, при разработке которого решаются все основные задачи планирования капитальных вложений - распределения ресурсов между объектами строительства и во времени.  

    На основе этих данных АСОИ цен будет осуществляться перспективное и текущее планирование цен, анализ динамики и контроль за изменением цен, формироваться исходная информация, необходимая для1 планирования развития народного хозяйства.  

    ДПО; менеджмент ресурсов образовательной организации; разграничение вопросов перспективного и текущего планирования; оценка качества проведенного обучения - вот далеко не весь перечень вопросов, встающих перед организацией по обучению персонала, заинтересованной в деловых партнерских отношениях, базирующихся на понимании запросов и ожидании заказчиков. Разработка, документирование, опробование и внедрение эффективно и результативно функционирующей СМК - мощного средства управления качеством - задача, стоящая перед организациями ДПО, планирующими вести свою дальнейшую деятельность в соответствии с требованиями российских и международных стандартов качества.  

    В Министерстве газовой промышленности с помощью ОАСУ производятся расчеты перспективного и текущего планирования оперативного управления предприятиями, финансовой я бухгалтерской деятельностью, планирования и учета кадров. Подсистема диспетчерского управления Единой автоматизированной системы газоснабжения позволяет при помощи ЭВМ собирать и анализировать учет-но-плановую информацию, проводить оптимизационные расчеты по загрузке магистральных газопроводов и производить расчеты с потребителями. Годовая экономия от внедрения системы составляет около 43 млн. руб. при общих затратах на ее создание 11 3 млн. руб. Таким образом, затраты окупаются за 0 27 года.  

    Подобная совокупность взаимосвязанных задач показана на рис. 6.12. Здесь выделены перспективное и текущее планирование работы предприятия; оперативное (календарное) планирование; оперативное управление производствами; управление технологическими процессами.  

    Классификация планов на перспективные, текущие и оперативно календарные в определенной степени носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата при неизменном объекте планирования. Все виды планирования взаимосвязаны и представляют собой

    систему планирования, которая связывает в единый комплекс весь механизм управления предприятием.

    Основой для разработки перспективного плана является годовой план объема продаж (программа сбыта) или план реализации продукции, который формируется в натуральных и стоимостных показателях.

    Перспективный план состоит из следующих основных разделов:

    1) План производства (производственная программа) представляет собой перечень пвидов производимой продукции (товаров, услуг). Этот план выпуска продукции обосновывается расчетом производственных мощностей, причем обязательно учитываются выработка, качество продукцииЮ структура выпускаемой продукции и движение мощностей (ввод и вывод);

    2) План технического развития и организации производства включает в себя следующие подразделы:

    – освоение новых видов и повышение технического урповня выпускаемой продукции;

    Внедрение прогрессивных технологий;

    Повышение уровня механизации, автоматизации производства;

    Совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

    При реализации инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах разрабатываются конкретные мероприятия, проводятся расчеты обхъемов инвестиций и ожидаемого экономического эффекта.

    3) План капитального строительства. Определяются объемы и сроки ввода в действие основных фондов, производственных объектов и других объектов капитального строительства, а также определяются объемы инвестиций и их источники.

    4) План закупок (материально-техническое снабжение). В соответствии с объемом производства продукции (товаров, услуг) определяются потребность в материальных ресурсах, поставщиках, производственной кооперации, наличие долгосрочных договоров о поставке, кроме этого, рассматриваются вопросы хранения и повышения эффективности использования сырья и материалов.

    5) План по труду и кадрам. Определяются потребность в трудовых ресурсах с учетом анализа динамики производительности труда, намечаются источники набора трудовых ресурсов, способы повышения квалификации кадров, осуществляется расчет фонда оплаты труда при повременной оплате или рассчитывается норматив заработной платы при иных формах оплаты труда.

    6) План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства. Проводится анализ динамики издержек производства, рассчитываются резервы снижения себестоимости, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность, расчет ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам.


    7) Финансовый план (бюджет). В этом плане составляется баланс доходов и расходов предприятия, осуществляется расчет отчислений, определяются кредитные взаимоотношения.

    8) План по охране окружающей среды – разработка мероприятий экологической направленности.

    Перспективный план разрабатывается в несколько этапов:

    1) Уточнение данных маркетинговых исследований, выполненных при разработке стратегического плана, анализ динамики продаж за предыдущие годы, состояние и наличие производственных мощностей, после чего разрабатывается производственная программа и план реализации по годам на рассматриваемый период. На базе производственной программы разрабатываются инвестиционная деятельность с учетом расходов на охрану окр.среды, определяется потребность в материальных и финансовых ресурсах.

    2) Анализ динамики себестоимости производства продукции, возможности ее снижения, расчет прибыли и рентабельности.

    3) Составление финансового плана.