Постановка звука ц. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц

« Методы исправления нарушений различения звуков Ть-Ц».

В письменных работах учащихся нередко встречаются ошибки типа: «пцыцы» -птицы, «цяпнуть» -тяпнуть, «цепло» - тепло, «лецят» - летят, что объясняется неумением учеников различать звуки [ть] и [ц]. Данная консультация направлена на предотвращение и преодоление таких ошибок.

I. Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию (по В.А. Ковшикову).

Взрослый демонстрирует артикуляцию смешиваемых звуков на себе, обращая внимание на сходство и различие положений артикуляционных органов.
«Ц»: При произнесении «ц» кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с альвеолами. Зубы сближены. Воздушная струя холодная, идёт посередине языка, выходит плавно. Голосовые складки не работают, звук глухой.
«Ть»: » кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с нёбом. Воздушная струя тёплая, выходит толчком. Голосовые складки не работают, звук глухой.

II. Различение звуков на слух.

Приготовить две карточки с буквами Т и Ц.

Задание 1. Покажи карточку (букву) того звука, который ты услышишь.

Ть, ц, ц,ть, ц, ть, ть, ц, ть,ц,ть, ц, ть.
Тя, ти, ца, цо, тю, цу, цы, те, тё, цо.
Ать, ац, оть, уц, оц, ыть, уть, эц, ыц, ать, оц, оть, атя, аца, оцо, отё, ицы, ити.
Мять, огурец, цапля, тепло, мять, цыплёнок, цветок, тёмный, целый, телефон, хотел, зацепил, котёнок, поцелуй, месяц, месить, пуговица, катер.

Задание 2. Повтори как я.

Ать-ац, оть-оц, уть-уц, ить-иц, эть-эц, ыть-ыц, ац-ать, оц-оть, уц-уть, иц-ить, ыц-ыть, эц-эть.
Тя-ца, тё-цо, тю-цу, ти-цы, те-це, ца-тя, цу-тю, цы-ти, це-те, цо-тё.
Ац-ать-ать, ац-ац-ать, оц-оть-оть, оц-оц-оть, уц-уц-уть, уть-уть-уц, цо-цо-тё, тё-тё-цо, тя-тя-ца, ца-ца-тя, ти-ти-цы, цы-цы-ти, те-те-це.

Задание 3. Хлопни, если услышишь слово непохожее на все остальные.

Цып, цып, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып.
Ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, тенить, ценить, ценить, ценить.

Задание 4. Разложи картинки со звуками [ть] [ц] на 2 группы.

Тя, ца, ти, тё, цу, цы, тю, оц, уц, те, ить, цо.
Мять, буц, цок, цап, тень, заяц, тип, цепь, тёпло, цена, целый, тёмно, катер, улица, овца.

Задание 2. Вставь пропущенные буквы.

Лепи…ь, …веток, коне.., носи…ь, емно, молоде…, лиси..а, зая…, ко..ёнок, ..ирк.

Задание 3. Подчеркните слова с буквой Т.

Целина, прислать, затем, ценить, пальцы, пылить, пыльца, картина, колодец.

Задание 4. Подчеркните слова с буквой Ц.

Пятница, колесить, кольцо, настенный, цыплёнок, мотоцикл, тесто, мыльница.

Задание 5. Выпишите из текста слова с буквами Ти Ц в 2 столбика.

Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
Мало моднице такой целой цепи золотой!
Снизу с правого конца прикрепила два кольца!

Задание 6. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы: Т и Ц. Спишите.

Поло..ен..е, ..елова..ь, мас..ери..а, ..емен..ировать, за..вес..и, …еф…ели, …епли..а.

Задание 7. Запишите под диктовку.

Стояла тёплая осень. Целыми днями Артём гулял в парке. Там он собирал разноцветные листья. По небу летели перелётные птицы. Когда стемнело, Артём вернулся домой. Дома его ждали котёнок Тима и щенок Цыбик.

Автоматизация звука Ц в слогах

Повтори цепочки слогов со звуком [ц].
ац - оц - иц цо - ца - ци

ец - уц - оц цо - ца - цу

иц - ыц - ац цу - цо - це

ца - це - цу цу - цы - цо

це - цу - цы цы - цу - ца

Автоматизация звука [ц] в обратных слогах
ац - оц - уц уц - эц - ац эц - оц - ац уц - оц - ац ыц - уц - оц эц - ыц - оц уц - оц - ац ыц - эц - оц эц - ыц - оц


ца - цо - це ци - цо - цы цы - це - цу ца - цу - цо

Автоматизация звука Ц в словах

Правильно произносите [ц] в словах, сначала повторяйте за взрослым, затем самостоятельно.
Отец, боец, борец, конец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, продавец.

Заяц, палец, ранец, танец, колодец, мизинец, братец.

Цапля, овца, кузница, луковица, курица, мельница, пуговица, куница, рукавица, водица, певица, теплица, граница, больница, горчица, умница, кузница, царапина.

Цыпленок, улицы, пальцы, цыганка, ножницы, пловцы, рукавицы, лекция, милиция, акация, циркуль, птицы.

Цветы, цепь, цифры, блюдце, полотенце, мотоцикл.

Замени в слове первую букву на звук [ц].
Какое слово у тебя получилось?
мех - ...ех сель - ...ель
ларь - ...арь мена - ...ена
свет - ...вет лапка - ...апка

Автоматизация звука [ц] в обратных слогах.
боец леденец огурец перец тунец гонец молодец отец пловец удалец кузнец мудрец певец телец

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах.
цапля цены цинк циркуль цокот царапина цепь цирк цифра цыганка цель цех циркач цоканье цыпки центр цилиндр циркон цоколь

Автоматизация звука [ц] в интервокальной позиции.
авиация девица луковица письмецо ружьецо акация зацепка милиция прицеп рукавица больница конница операция пуговицы теплицы водица курица офицер рация улица гиацинт лицо оценка рецепт умница

Автоматизация звука [ц] в слогах со стечением согласных.
борцы концы молодцы пальцы продавцы деревцо крыльцо овца певцы соцветия кольцо мерцание отцы пловцы цветок

Автоматизация звука Ц в словосочетаниях
бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка,больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием,
разноцветные цветы, цепкие пальцы, конец улицы, цветок цикламена,цирковая медведица,
кузнец в кузнице, цветы под оконцем

Автоматизация звука Ц в чистоговорках

Ца-ца-ца - вот идет овца.

Цо, цо, цо, - на руке кольцо.
Цу-цу-цу - не боюсь овцу.
Цы-цы-цы - поспели огурцы.
Цы, цы, цы, - поспели огурцы.
Ец-ец-ец - мы ели огурец

Автоматизация звука Ц в предложениях

В колодце холодная водица. Мама купила цепочку и кольцо.
В конце улицы новая больница. Мы были у отца в больнице.
Возле акации много цветов. Овцы стоят около колодца.
Детям купили разноцветные леденцы. Отец купил прицеп,
Певец вышел на сцену. Кузнецы были целый день в кузнице. Полотенце зацепилось за гвоздь, У Тани на платье новые пуговицы. Мальчик разрезал цветную бумагуножницами. Цыплята сбежались к курице, Я нашла рукавицы на улице.

Измени по образцу.

Измени каждое предложение, как это указано в образце. Следи за произношением звука [ц].
Образец: Я положил(а) в конфетницу леденцы.

Ты положил(а) в конфетницу леденцы.
Он(а) положил(а) в конфетницу леденцы.
Мы положили в конфетницу леденцы.
Вы положили в конфетницу леденцы.
Они положили в конфетницу леденцы.
Я нацедил(а) холодной водицы.
Я зацепился(лась) за цепь.

Распространение предложений.
Отец поцарапал.
Отец поцарапал пальцы.
Отец поцарапал пальцы об оконце.
Отец зацепился и поцарапал пальцы об оконце.

Цветы цветут.
Цветы цветут на улице
Цветы цветут на улице у больницы.
Разноцветные цветы цветут на улице у больницы.

Нацеди водицы
Нацеди в колодце водицы
Нацеди в колодце водицы для овец.

| | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Все логопедические упражнения на сайте () разбиты по классам. Например, вы можете найти упражнения на определенную букву. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. Правильная речь ребенка - это хорошо. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности.

Приемы постановки звука Ц.

· Этот звук можно попробовать вызвать тогда, когда ребёнок уже произносит буквы Т и С. Попросите малыша быстро повторить Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.

· Упражнение "Не разбуди малыша". Поднести указательный пальчик к губам: "Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!"

Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно ?

1. Коварный звук Ц

Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!

Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.

2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?

Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь ».

Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].

3. Ставим звук Ц сами!

Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.

4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!

У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].

А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.

5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?

Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме . Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.

6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.

И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.

Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.

7. Закрепляем звук Ц в речи.

Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии . Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.

После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).

Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:

Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.

Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.

Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.

Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.

Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.

Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:

-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?

-Куда выкладывают салат?

-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?

-В чём подают соус? и т.д.

Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.

Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?

Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.

Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.

Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.

От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

Продолжайте в том же духе!

8. Потешки и прибаутки - отличные помощники!

В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы!

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

Возле кадки блюдца:

Все они напьются!

-Девица, девица,

Сходи по водицу!

-Я зайца боюсь,

Я лисицы боюсь!

-Заяц в болоте,

Лисица на охоте:

Цапель гоняет,

Зайцев пугает.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной маменьке – платок.

Посерёдочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

По белым рукавицам.

Пошла утица по водицу,

Повстречала девицу.

У девицы косица

И сарафанец из ситца.

Целится стрелец в цель,

Да сбит на ружьеце прицел.

Цела цель. Целый день

Стрелец чинит прицел.

Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.

Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.

Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т .

Нормальная установка при произнесении звука ц.

1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц образуется при слиянии звуков т и с . При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.

Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц .

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с .

3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца ), если рот широко открыт.

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Автоматизация звука Ц в словах

1. Бегают две курицы прямо на улице.
2. В цветнике цветут цветы.
3. В теплице у цветовода цвели гиацинты,
купальницы, цикломены, ценарарии и циннии.
4. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии.
5. Летит скворец: зиме конец.
6. Ученица-озорница получила единицу.
7. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.
8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
9. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.
10. Лекции доцента – о локации.
11. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
12. На оконце у бойца-македонца копьецо.
13. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда.
14. Отцов засов – не от сов (з, с, ц).
15. Шильце, мыльце, кривое веретёнце, шёлковое полотенце – на полотенце под дверцей.
16. Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Автоматизация Ц

Автоматизация звука Ц в слогах

Добавь звук [ц]

Зая...
коне...
боре...
горе...
рубе...
ране...
тане...
холоде...
ледене...
огуре...
певе...
молоде...
оте...
продаве...

Добавь слог -ца-
лиси... певи... ули...
мыльни... писательни... умни...

Добавь слог -цы-
китай... паль...
лов... пер...

Добавь слог -цо-
пальте...
письме...
яй...
коль...
крыль...

Добавь слог -це- платьи...
полотен...
шиль...
мыль...
окон...

Повтори цепочки слогов со звуком [ц].
ац - оц - иц цо - ца - ци
ец - уц - оц цо - ца - цу
иц - ыц - ац цу - цо - це
ца - це - цу цу - цы - цо
це - цу - цы цы - цу - ца

Автоматизация звука [ц] в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [ц].
Ац - оц - уц уц - эц - ац эц - оц - ац
уц - оц - ац ыц - уц - оц эц - ыц - оц
уц - оц - ац ыц - эц - оц эц - нц - оц

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [ц].
ца - цо - це цы - цо - цы цы - це - цу
ца - цу - цо цо - ца - цы цы - цо - ца
це - цу - цы цу - це - цо цы - цо - ца

Автоматизация звука [ц] в интервокальной позиции. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [ц].
аца - оцо - уцу оцо - ыцы - зцз ыцы - эцэ - аца ици - уцу - аца оцо - эцэ - уцу ацэ - ыцы - аца ици - уцу - аца уцу - оцо - эцэ эцэ - ыцы - оцо

Автоматизация звука [ц] в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [ц].
цве - цва - цво мца - мцо - мцу
цву - цвы - цвю мцы - мцэ - мцу и так далее со всеми согласными русского языка.

Автоматизация звука Ц в словах

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, первенец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец, заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый, цех, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка, цып-цып, цыган, цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, цирк, цифры, циркуль, цинковый, отцы, бойцы, жильцы

Концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, оценка, рецепт, офицер, зацепка, яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница

Конница, кузница, луковица, пуговица, царапина, овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, пяльцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция

Замени в слове первую букву на звук [ц]. Какое слово у тебя получилось?
мех - ...ех; сель - ...ель
ларь - ...арь; свет - ...вет

Игра- упражнение в словообразовании существительных женского рода по образцу
умник - умница
воспитатель -
писатель -
охотник-
садовник-
модник-
затейник -

Игра "Эхо" - словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ц-, -иц-, -ец-
логопед: ребенок: логопед: ребенок:
тело - тельце здание - зданьице
дело - задание -
село - письмо -
сало - объявление-
мыло - знание -
пальто - объяснение -
Припоминание слов на звук Ц - игра в мяч. Игра "1-2-5-9" со словами (картинками)
заяц, цапля, яйцо, птенец, птица, овца, цыпленок, боец,
улица, мыльница, пуговица, хлебница, гиацинт, певец.

Родственные слова (по образцу)
хлеб - хлебный, хлебница
суп - суповой, супница
салфетка- салфетница
конфета - конфетный, конфетница
лист - лиственный, лиственница
мыло - мыльный, мыльница

Автоматизация звука Ц в словосочетаниях

Жёлтый цыплёнок, грустное лицо, деревянное крыльцо, цапля на болоте, водица из колодца, волшебное зеркальце, вкусная пицца, ловкий циркач, пустая цистерна, чёрный цилиндр, целый месяц

Автоматизация звука Ц в предложениях

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова – хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя – кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец поцарапал палец.

На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне пуговицу и ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковица. На улице морозец, бери рукавицы. Ходит по улице мокрая курица. К колодцу пришли овцы. Невелика птица – синица, да умница. Где кто родится, там и пригодится.

Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Доярка цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца. Молодец, что огурец, а огурец, что молодец. Всяк молодец на свой образец. Девицы, девицы, красны певицы. У кольца нет конца. Молодец против овец, а против молодца – овца. Цыплята и курица пьют чай на улице.

В колодце холодная водица. Мама купила цепочку и кольцо.
В конце улицы новая больница. Мы были у отца в больнице.
Возле акации много цветов. Овцы стоят около колодца.
Детям купили разноцветные леденцы. Отец купил прицеп.
Певец вышел на сцену.
Кузнецы были целый день в кузнице. Полотенце зацепилось за гвоздь.
У Тани на платье новые пуговицы.
Мальчик разрезал цветную бумагу ножницами. Цыплята сбежались к курице.
Я нашла рукавицы на улице.

Измени по образцу. Измени каждое предложение, как это указано в образце. Следи за произношением звука [ц].

Образец: Я положил(а) в конфетницу леденцы.
Ты положил(а) в конфетницу леденцы.
Он(а) положил(а) в конфетницу леденцы.
Мы положили в конфетницу леденцы.
Вы положили в конфетницу леденцы.
Они положили в конфетницу леденцы.

Я нацедил(а) холодной водицы.
Я зацепился(лась) за цепь.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука [ц].
Отец поцарапал.
Отец поцарапал пальцы.
Отец поцарапал пальцы об оконце.
Отец зацепился и поцарапал пальцы об оконце.
Преобразование предложений (упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
У Сони хлебница. - Это Сонина хлебница.
У Сани салфетница. -
У Васи в саду лиственница. -
У Симы стеклянная конфетница.-
У Люси синяя пуговица.-
У Аси фаянсовая супница.-

Автоматизация звука Ц в чистоговорках

Ца ца ца – цапля у крыльца
Ца ца ца – красавица-овца
Цо цо цо – катится кольцо
Цо цо цо – куры вышли на крыльцо
Ци – ци – ци – мамины птенцы
Цу цу цу – слёзы по лицу
Це – це – це – заяц на крыльце
Ец ец ец – Соня молодец
Ец ец – ец – вкусный холодец
Ец ец ец – варится супец

Ц - мы цыкаем подчас.
Тихо, дети спят сейчас,

Мы не будем льву мешать,
Ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц.

И птенцы хотят поспать.
Ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц.

Ц - прошу вас не шуметь: мы идем на птиц смотреть.
Ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц - ц.

У синиц есть сын - птенец. Он поёт тихонько - ЕЦ.
Ец - ец - ец - ец - ец - ец - ец.

Очень нравится птенцу петь на воле звонко - ЦУ.

Птицы, сидя на крыльце, распевают громко - ЦЭ.

Скоро вырастут птенцы, пропоют нам дружно - ЦЫ.

Опустело вдруг крыльцо, раздается в лесу - ЦО.

На лугу стоит овца. Пишем дружно слоги - ЦА.
Ца - ца - ца - ца - ца - ца - ца.

Много корма у овцы. Пишем дружно слоги - ЦЫ.
Цы - цы - цы - цы - цы - цы - цы.

Подошел пастух к овце. Пишем дружно слоги - ЦЭ.
Цэ - цэ - цэ - цэ - цэ - цэ - цэ.

Нужно гнать домой овцу. Пишем дружно слоги - ЦУ.
Цу - цу - цу - цу - цу - цу - цу.

Вот хозяйское крыльцо. Пишем дружно слоги - ЦО.
Цо - цо - цо - цо - цо - цо - цо.

*****
Це-це, це-це,
Целый месяц во дворце -
Цу-цу, цу-цу,
У царевны по лицу -
Ца-ца, ца-ца -
Льются слёзы без конца!

Автоматизация звука Ц в пословицах

Не кольца красят пальцы.
Орёл – царь-птица, а сокола боится.
Конец – делу венец.
Как аукнется, так и откликнется.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
В марте курица пьёт из лужицы.
Не идётся и не едется, потому что гололедица.
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится

Летит скворец - зиме конец.
Невелика птица-синица, да умница.
Молодец против овец, а против молодца - сам овца.
Носится, как курица с яйцом.
Скажешь курице - она всей улице.
Только золотца у молодца, что пуговка из оловца.
Для красного словца не пожалеет и отца!
Крупица да водица - вот и кашица.
Хвалилась овца, что хвост как у жеребца.

Автоматизация звука Ц в стихах

Выбегает девица на улицу по водицу,
А водица далеко, а бадейка велика.
Ты, девица, не ходи, ты, девица, посиди.

*****
Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
(С. Михалков)

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем. (И. Демьянов)

*****
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.

*****
Что мне холода боятся!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеётся –
Мне в ладошки речка льётся.

Водица.
Из колодца водица льётся,
Маша улыбается,
Как уточка, плескается:
- Водица, водица,
Давай с тобой водиться.

*****
Цветёт у птичника цветок –
Цветок на паре длинных ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыплёнок!

*****
Цапля, стоя на крыльце, Ц
Объясняет букву «Ц»:
- Подойти, цыплёнок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сапгир)

*****
Цып, цып, цып цыплятки! Вот бегут цыплятки,
Есть водица в кадке. Не боятся Натки.
Кто меня боится, Тем не дам водицы.
Возле кадки блюдце, Все они напьются.

Метелица
Пусть метёт метелица,
Легким снегом стелется.
Зайцы бегали в лесу,
Там заметили лису,
На сосне сидит синица,
Под сосной стоит лисица.
*****
Из яиц цыплята вышли,
Все пищат и маму ищут.
«Цыпа-цыпа, детвора,
Подходите все сюда!»

*****
Целый день на цыпочках
Я балет танцую.
А еще я чуточку
Красками рисую.

*****
Зацветут цветы в саду,
Я в букет их соберу.
Все цвета среди них есть,
Всех цветов не перечесть.

*****
Крыльцо во дворце,
Ларец - на крыльце,
Скворец - в ларце,
Яйцо - в скворце,
Кольцо - в яйце,
Яйцо - в скворце,
Скворец - в ларце,
Ларец - на крыльце,
Крыльцо во дворце.


Эмоции
(с картинками)

Девица-красавица
До сих пор печалится,
Но теперь краса-девица
Непременно удивится,
Чуть заметней улыбнётся
И, конечно, рассмеётся!

Пыльная игра (дорифмовка)

Живут повсюду иностранцы:
В Америке - (американцы),
В Корее жители - (корейцы).
А кто в Европе - (европейцы).
В Испании живут - (испанцы).
В Италии кто? - (итальянцы).
Однажды все частицы пыли
На заседании решили:
- Пылинки всюду проживают,
Пусть их как надо называют:
Пылинки на печи - печинцы,
Пылинки на свече - свечинцы,
Пылинки на мяче - мячинцы,
Пылинки на ключе - ключинцы.

Автоматизация звука Ц в текстах

Братец

У меня есть братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Может сунуть палец в рот собаке. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец. Вырастет Ваня – будет молодец.

Автоматизация звука Ц в скороговорках

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

На мельнице пшеницу мелют в рукавицах.

На крыльце сидят синицы, просят сальца и водицы.

Цапля в цирке выступала: цифры носом написала.

Цепь кузнец Кузьма ковал, цепь ковать кузнец устал.

Просыпаются весной цветики лесные, одеваются цветы в платьица цветные.

Огурец цветёт в теплице. Он морозца не боится.

Цып-цыпленок нацарапал письмецо для Цыпа-папы: «Вы, отец, - большой певец. Вас целую. Цып. Конец».

На лесной концертной сцене слышится синицы пенье. Цыц! На цыпочках - лисица. Цель лисицына - певица.

Царь, царевна и царица ждут царевича в столице. А царевич в рукавице ловит за морем жар-птицу.

Гусеница цепко цепляется за ветку. От скворцов скрывается, ей скворцы не нравятся.

Куница, лисица, волчица, ослица в центральной больнице хотят полечиться.

В царском дворце хранится ларец. Ларец для колец смастерил царь-отец. Семнадцать царевен растут во дворце, семнадцать колец во дворцовом ларце.

На цветке пыльца. У цветка овца. На носу овцы целый слой пыльцы.

По мосту станицы цокают копытца. Жеребцу не спится, хочется резвиться.

Цып-цып-цып, цесарки! Сыплются подарки: ядрица, пшеница, просо, чечевица.

Утица и курица возятся на улице. Утица с утятами, курица с цыплятами.

Цепь ковал цыган-кузнец, помогал цыган-отец. Два цыгана-кузнеца цепь ковали без конца.

Цапля встала на крыльцо. Показала всем кольцо. У нее кольцо из стали. Цаплю так окольцевали.

Целый месяц мастерица мастерит на тонких спицах две цветные рукавицы для любимицы-сестрицы.

На улице Центральной отличные жильцы. На улице Центральной певцы и кузнецы, цветочницы и птичницы, жнецы и продавцы... Жильцы Центральной улицы умельцы, удальцы.

Загадки "Звук Ц"

Полон хлевец белых овец. (Огурец)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
Кто всех пугается, под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

Может и разбиться,
Может и свариться;
Если хочешь,
В птицу может превратиться.
(Яйцо)