Отчет по педагогической практике пример. Краткий отчет по педагогической практике (образец)

Отчет студента-практиканта Пинчук Е. В. о педагогической практике

В период с 14 февраля по 12 марта я, Пинчук Екатерина Владимировна, проходила педагогическую практику в гимназии №10 г. Гомеля.

Раздел I. Учебно-воспитательная работа по предмету

Я посетила 6 уроков русского языка и литературы, из них: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, урок закрепления изученного материала, урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков. На этих занятиях были использованы следующие методические приемы: блиц опрос, фронтальный опрос, беседа, слово учителя, репродуктивные и аналитические вопросы, тесты письменный и устный, работа с учебником, беседа с элементами опроса, словарный диктант, комментированный диктант, проверочный диктант, творческий диктант, перфокарты, карточки с индивидуальным заданием, вступительное слово, прием мгновенной проверки знаний (диктант в схеме), словесное рисование, устное иллюстрирование, итоговые вопросы, работа с алгоритмом и таблицей. Все вышеперечисленные методические приемы были использованы мною в последующей работе.

Я проводила уроки в 6 «А», «Б» и «В» классах. Все классы продемонстрировали удовлетворительную дисциплину. Успеваемость классов отражается градации букв, от первой самой высокой – «А», «Б», «В». В целом, успеваемость выше среднего во всех трех классах. В моей практике не было существенных проблем с установлением дисциплины в вышеназванных классах, в равной степени уровень успеваемости вполне удовлетворял моим притязаниям, позволяя реализовать любой задуманный урок в каждом из классов.

12 уроков было проведено мною за весь период практики. Такие типы уроков как изучение нового материала, комбинированные уроки, уроки закрепления изученного материала и уроки обобщения и систематизации знаний присутствовали в моей практике.

Было проведено 2 зачетных урока: русский язык, тема: «Правописание не с прилагательными», русская литература, тема: «М. Ю. Лермонтов. Урок-презентация». Данные уроки были оценены весьма высоко.

Подготовка к предстоящим урокам происходила по следующему алгоритму:

1. Консультация у учителя-методиста по подготовке предстоящего урока.

2. Осмысление содержания готовящегося урока по учебной программе, учебникам и другим методическим пособиям.

3. Четкое определение темы, целей и задач.

4. Разработка подробного плана-конспекта урока.

5. Подбор необходимых учебно-наглядных пособий.

6. Специальная работа по усвоению (запоминанию) содержания плана-конспекта урока путем его неоднократного активного воспроизведения.

7. Трех-четырехкратное «проигрывание» содержания и всех методических элементов урока.

Данный алгоритм использовался мною в полной мере. Наиболее эффективных элементов, на мой взгляд, здесь не может быть: они проистекают друг из друга, один пункт не возможен без другого.

Мною были использованы педагогические идеи Макаренко, а именно: любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. На практике, я не оказывала давление на учащегося 6 «А» класса Максима Лютого, несмотря на то, что я была предупреждена о регулярном плохом поведении. Я взяла на вооружение психологические идеи П. Ф. Каптерева, а именно: можно сказать, что ребенок тогда наиболее умственно работает, когда наиболее ощущает... Второй момент мыслительных процессов — переработка полученного ощущения — выражен у детей слабо, потому что у детей нет необходимых для него условий. Для энергичного выполнения этих моментов необходим уже значительный и систематизированный запас представлений. На практике было использовано следующим образом: слово учителя о сходстве ощущений связанных с погодными явлениями и с душевно-эмоциональными переживаниями, таким образом, раскрывается суть художественного приема пейзаж. Методический прием устное иллюстрирование, также является мостиком между эмпирическим и рациональным на уроке. Что касается основного методического принципа, используемого мною, то это требование Буслаева к методике преподавания: "возведения форм к ясному сознанию". На практике это кредо было реализовано мною, как тщательное разъяснение того или иного языкового факта и последующее выполнение упражнений с комментариями, объяснением.

У меня была возможность работать на параллельных классах, эту возможность я осуществила. Отношение к работе на параллельных классах сложилось положительное. При вторичном проведении урока по одному плану-конспекту позволяет корректировать недочеты подготовленного планы, в частности ощущение временных рамок. Конкретным примером может послужить проведения урока литературы по теме: « А. С. Пушкин «Дубровский»». На первом занятии я не успела прокомментировать домашнее задание задать итоговые вопросы, сказать заключительное слово. На последующих уроках эта проблема была решена.

В процессе проведения учебных занятий я приобрела следующие профессионально-педагогические умения: планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся, умение различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными обучаемыми, находить индивидуальный подход к ним.

Я посетила 13 уроков студентов-практикантов. Уроки были проанализированы мною в дневнике практики.

В учебной работе с учащимися я столкнулась с такими трудностями, как неподготовленность, отсутствие дисциплины. Я достаточно хорошо была подготовлена к практике по своему предмету, по психологии, педагогике и методике. Мои предложения по улучшению этой подготовки: по методике преподавания русской литературы необходимо ввести и расшифровать такое понятие, как работа с учебником, а также я считаю необходимым обучение, в первую очередь, стандартным урокам, в последнюю – нетрадиционным, новаторским.

Раздел II. Воспитательная работа по классному руководству

6 «А» класс, в котором я проходила практику по классному руководству, отличается зрелостью, умом, дисциплинированностью, находчивостью, готовностью к экспериментам. В ходе наблюдения, а также с учетом результата анализа «Социометрии», можно сказать, что класс достаточно дружный, относительно сплоченный (ИГС= 0,58). Особенности класса положительно сказались на моей внеклассной работе: ученики всегда рады любому мероприятию, с уважением и серьезностью относятся к важным темам классных часов, легко готовы перестроить свои графики ради внепланового мероприятия.

По воспитательной работе классного руководителя предусматривалось: посещение и анализ уроков других учителей в прикрепленном классе с целью общего знакомства с классом, успеваемостью, дисциплиной учащихся; посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью восприятия образцов педагогической деятельности; изучение успеваемости учащихся по классному журналу; работа с активом класса; посещение и анализ внеклассных мероприятий, проводимых студентами-практикантами подгруппы; проведение своих воспитательных мероприятий; анализ плана воспитательной работы классного руководителя.

Сплочение коллектива – это ведущая воспитательная задача, которая решалась в процессе практики. Результаты удовлетворительные: мальчики и девочки, преимущественно общающиеся с одноклассниками своего пола, в меньшей степени перестали стеснятся вступать в дружеский контакт между одноклассниками противоположного пола.

Я провела внеклассное мероприятие по тему: «Из чего сделаны наши мальчишки? Из чего сделаны наши девчонки?». Ведущая воспитательная задача получила свое отражение в данном мероприятии. В классе улучшились взаимоотношения между девочками и мальчиками. Данное мероприятие было зачетным, оценено классным руководителем в 10 баллов. Проводя внеклассную работу, конкретно Я научилась искать индивидуальный подход к некоторым ученикам.

Проводилась индивидуальная работа с учащимися – беседа. Оказала положительное влияние на их воспитание. Преимущественно мы беседовали о причинах конфликтов внутри классов. Учащиеся что-то открыли для себя, что-то осознали.

Умения и навыки по классному руководству, которые я приобрела: коммуникативные способности с детьми, организаторские умения и навыки, создание общего благоприятного психологического климата в коллективе, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, анализ и оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива, изучение и анализ развития классного коллектива.

К трудностям, которые имели место в практике по классному руководству, я бы отнесла

Установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик» и формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, это обусловлено отсутствием авторитета к моему нынешнему возрасту.

Раздел III. Психолого-педагогическое изучение учащихся

Конкретная работа, которая проводилась по психолого-педагогическому изучению учащихся, заключалась в следующем:

1. Посещение и анализ уроков в прикрепленном классе с целью сбора фактического материала об успеваемости, дисциплине, отношении к изучаемым предметам и т.д. для написания психолого-педагогической характеристики.

2. Беседы с учителями-предметниками и классным руководителем об изучаемом ученике

3. Беседы с изучаемым учеником, активом класса, отдельными группами учащихся по различным вопросам учебы, участия в жизни школы и класса, межличностных отношениях учащихся и т.д.

4. Наблюдения за изучаемым учеником в целом в различных ситуациях.

5. Наблюдения за отдельным учеником во время проведения собственной воспитательной работы.

6. Проведение анкетирования, тестирования изучаемого ученика. Фиксация результатов.

7. Изучение данных успеваемости учащегося по классному журналу.

Методы изучения учащегося, использованные мной на практике: наблюдение, беседа, метод анализа продуктов и результатов деятельности, анкета-опросник, социометрия, личностный опросник Айзенка, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, метод компетентных оценок и независимых характеристик, исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Фактический материал по результатам проведенных методов отражен в психолого-педагогической характеристике на ученика 6 «А» класса Манцуровского Романа. В целом: тихий, скромный флегматик, пассивный, стабильный, с низким уровнем тревожности, целеустремленный, уровень развития средний, успеваемость выше среднего.

Раздел IV. Выработка профессионально-педагогических личностных свойств и качеств

В начале практике я ощущала недочеты в своих личностных качествах, касающиеся темперамента и выдержки. В ходе периода практики работа над этими недостатками дала свои плоды: никакого внешнего выражения негативных эмоций.

Практика оказала положительное влияние на развитие у меня профессионально-личностных качеств и свойств.

Раздел V. Общие выводы и предложения

Качество и эффективность практики на высшем уровне. Степень овладения педагогической умелости в целом значительно продвинулась, отдельные компоненты остается лишь оттачивать (коммуникация с классом, индивидуальный подход к ученикам), другие развивать (отсутствие страха перед классом, темп речи, грамотность).

По улучшению университетской подготовки к учительской деятельности следующие предложения: обсуждение со студентами реальных положений, дел современных школ. По совершенствованию самой практики предложения таковы: необходимо увеличить сроки практики, в частности стартовый пассивный этап.






Кафедра Общей Педагогике

Отчет по педагогической практике в школе

Екатериновская средняя школа


Выполнила:

студентка 5 курса, 1 группы

Красильникова Елена

Руководитель по педагогике:

Уман А.И.

ОРЕЛ-2009

Муниципальное образовательное учреждение

Екатериновская общеобразовательная средняя школа

Общие сведения.

Тип учебного заведения: образовательное учреждение

Вид учебного заведения: общеобразовательная средняя школа

Юридический адрес:

Фактический адрес: 303821: Орловская область, Ливенский район с. Екатериновка ул. Школьная д. 1.

Телефон: 4-34-21.

Учредитель: Управление образования администрации Ливенского района

Учредительный договор от 01.09.2005

Сведения о руководителях ОУ

Наименование должности

Реализуемые учебные программы

Виды программ

Режим работы школы:

Штатное расписание

п/п

Сведения о педкадрах


Количество учителей и воспитателей по: штату – 19 фактически – 18 совместители – 2 по 2 категории, 2 по 1категории
Показатели
По стажу работы:
до 5 лет – 0 до 10 лет – 8 до 15 лет – 2 до 20 лет – 3 до 25 лет – 2 свыше 25 лет – 3 Пол: жен. – 14, муж. - 4

Дополнительные образовательные услуги:

Виды дополнительных образовательных услуг

Анализ состояния руководства учебным заведением и внутришкольного

контроля за учебно-воспитательным процессом.

Обеспеченность кадрами в Екатериновской средней школе составляет 95%. Всего в образовательном процессе участвует 18 учителя . Из них имеют I категорию - 4 человека, II категорию - 6 человек, высшее образование - 14 человек, среднее-специальное - 3, среднее техническое- 1 человек.

Организация внутришкольного контроля является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования школы, целью контроля является сбор информации и последующий анализ учебно- воспитательного процесса.

Система контроля и руководства учебно-воспитательным процессом, разработанная директором школы Зароченцевой Валентиной Антоновной и заместителем директора по УВР Сапуновой Ольгой Геннадьевной, охватывает деятельность всех структурных подразделений участников учебно-воспитательного процесса:

    создание условий для реализации, гарантированных законом
    «Об образовании», прав личности на образование;

    контроль за выполнением учебных программ;

    контроль за состоянием преподавания учебных предметов;

    контроль за состоянием качества знаний;

    контроль за ведением школьной документации;

    контроль за качеством организации воспитательной работы;

    работа с педагогическими кадрами;

    исполнение принятых решений.

Контроль направлен на решение задач:

    реализация принципов индивидуализации и дифференциации при работе с учащимися;

Формирование у учащихся познавательных интересов на уроках и во внеурочной деятельности;

Применение учителями интернет-технологий, владение компьютерной грамотностью;

Обеспечение роста профессионального мастерства педагогов школы.

Методическая работа в 2008-2009 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс. Первый год коллектив работал над решением единой методической проблемы «Измерение и оценка качества знаний учащихся с помощью тестов усвоения». Для решения главных задач, заложенных в общеобразовательной программе, в школе были созданы следующие условия:

- учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312, федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Орловской области на 2009-2010 учебный год, приказ № 112от 29 июня 2009 г. Управления образования и молодежной политики Департамента социальной политики Орловской области, с учетом методических рекомендаций Орловского ИУУ, обсужден на педагогическом совете 30.08.09 г. и утвержден приказом директора школы.

На каждой ступени обучения учебный план предусматривает необходимый объем содержания, являющийся обязательным и дополнительным. Недельная нагрузка обучающихся во всех классах не превышает максимального объема нагрузки учащихся: при 6 - дневной неделе в 2 – 11 классах, в 1 классе при 5 дневной неделе. В учебном плане соблюдается устойчивый баланс между базовым и школьным компонентами, осуществлено поэтапное введение регионального базисного учебного плана. Учебный план позволяет заложить фундамент знаний по всем дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования;

Организована работа методических объединений учителей начальных классов, учителей гуманитарного и естественно- математического циклов, классных руководителей;

Все методические объединения имели четкие планы работы;

Проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;

Методическая работа строилась на диагностической основе;

Обеспечивалась непрерывность образования педкадров через курсы повышения квалификации: 5 педагогов за учебный год прошли курсы при Орловском ИУУ., что по сравнению с прошлым годом на 1 человека больше.

Одной из основных форм методической работы школы является педагогический совет. Тематика его заседаний тщательно подбиралась и соответствовала основным задачам, намеченным на данный учебный год. На ноябрьском заседании был рассмотрен вопрос « Операции измерения и оценки знаний. Усвоение как объект измерения» в форме обобщения опыта работы учителя русского языка и литературы Васильевой Т.Н. Учителя-предметники повысили свой и теоретический, и методический уровень по данному вопросу. Проблема, вынесенная на обсуждение январского педсовета, отражает потребность учителей школы, их затруднения, выявленные во время проведения диагностики. В рамках темы « Тесты как средство выявления качества усвоения. Требования к тестам» был рассмотрен вопрос о контроле знаний учащихся при помощи тестов. Эта проблема разрешалась путем распространения опыта учителя биологии и химии Кузнецовой И.В. В ходе этого педсовета были выработаны методические рекомендации по применению различных тестов. Опыт совместной работы позволил выявить эффективные приемы, методы и средства при проведении контроля уровня ЗУН учащихся при помощи тестов.

В практике управления школой сложилась система внутришкольного инспектирования по следующим направлениям:

Уровень обученности и уровень качества ЗУН

Состояние контингента и ведение документации

Выполнение госпрограмм

Охрана прав детства

Повышение уровня профессионального мастерства

Состояние ТБ. Повторный контроль по итогам проверки.

Внутришкольный контроль направлен на реализацию основной проблемы школы « Применение личностно- дифференцированного подхода к учащимся » в соответствии с разработанной программой развития школы.

В школе строго соблюдается организация обучения 1 класса: в соответствии с приказом Мин.обр. и Сан Пин:это пятидневная неделя, Организация адаптационного периода в первой учебной четверти, когда в целях недопущения перегрузки проводятся 3 урока,а остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, играми на свежем воздухе. В школе введена обязательно динамическая пауза для учащихся 1 класса

Концепция школы - предоставление всем учащимся одинаковых стар товых возможностей, дифференциация обучения и обеспечение индивидуального подхода к одарённым детям и учащимся, испытывающим трудности в обучении.

Организовано участие школьников в олимпиадном движении, конкурсах районного уровня. В прошедшем учебном году учащаяся 11 класса Кубасова Татьяна заняла 1 место в предметной олимпиаде по биологии(учитель Кузнецова И.В.), участвовала в областной олимпиаде по биологии; учащаяся 9 класса Моисеева Александра заняла 3 место в районной олимпиаде по химии(учитель Кузнецова И.В.); ученик 4 класса Васильев Константин занял 2 место в районной олимпиаде по русскому языку(учитель Евтюшина Э.Н.); учащиеся 5 класса Полухина Кристина и Лукашевич Яна заняли 3 место в районном конкурсе игровых программ(старшая вожатая Кузнецова Л.В.); ученица 4 класса Сапунова Елизавета заняла 2 место в районном конкурсе чтецов по экологии «Моя малая родина»(учитель Сапунова О.Г.), второе место в районном конкурсе «Пионерский корреспондент» занял учащийся 9 класса Кузнецов Ярослав(старшая вожатая Кузнецова Л.В.). Старшая вожатая Кузнецова Л.В. заняла первое место в конкурсе социальных проектов. На базе Екатериновской средней школы прошло районное мероприятие «Встреча начальника РУО со старшеклассниками», в котором приняли участие представители всех средних школ района.(сценарий – Сапунова О.Г., мультимедийное оформление – Кузнецова Л.В., оформление зала- Лукашевич В.И.). Выпускница 11 класса Кубасова Татьяна была отмечена премией Главы администрации Ливенского района в номинации «Учебная деятельность».

Особое место отводилось включению каждого ученика в физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня как эффективной формы оздоровления, повышения работоспособности, средства увеличения двигательной активности. Ежегодно учащиеся проходят углубленный медицинский осмотр, отдыхают в загородных лагерях, санаториях.

Администрация школы стремится придать внутришкольному инспектированию системный характер, мониторинги проводились как по промежуточным, так и по конечным результатам:

1. В школе сложилась система промежуточного контроля в начале и конце учебного года, проводились административные контрольные работы по русскому языку и математике, результаты которых обсуждались на педсоветах и совещаниях при директоре; тематические проверки, срезы знаний по предметам.

2. С целью проверки готовности выпускников начального звена к продолжению образования на второй ступени обучения, оказания помощи слабоуспевающим учащимся в ликвидации пробелов проводится классно-обобщающий контроль в 4 классе. Все учащиеся справились с контрольными тестовыми работами: по математике, введению в историю, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и готовы к обучению в 5 классе (учитель ЕвтюшинаЭ.Н.).

4. Традиционно проводятся репетиционные письменные экзамены по русскому языку и математике. Это помогает подготовить учащихся к экзаменам, провести работу над ошибками. Результат: все учащиеся успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию, не было нервных срывов.

5. Контроль над навыком чтения из года в год помогает повысить уровень знаний по всем предметам. С целью работы над недостатками, вскрытыми в ходе внутришкольного инспектирования, особое внимание уделяется повторным проверкам по этим вопросам, подведения итогов выполнения госпрограмм, рекомендаций Минобразования, изучению и обобщению опыта работы учителей.

Проверка школьной документации показала: журналы проверяются регулярно 1 раз в месяц, замечания записываются, при повторной проверке фиксируется выполнение рекомендаций. Дневники учащихся регулярно проверяются классными руководителями(1 раз в неделю) и заместителе директора по УВР Сапуновой О.Г.(согласно графика). Оценки вовремя выставляются. Результаты проверки тетрадей для контрольных работ удовлетворительные: все учащиеся имеют тетради, количество контрольных работ соответствует норме, качество проверки контрольных работ соответствует нормам выставления оценок. Наблюдалось исправление верного на неверное. В основном,все учителя ответственно подходят к ведению и проверке тетрадей. Соблюдается орфографический режим, систематически проводится работа над ошибками.При проверке рабочих тетрадей выявлено, что проводится работа над ошибками, тетради проверяются, объем классных и домашних работ соответствует норме, соблюдается единый орфографический режим. Проверка личных дел учащихся показала серьезный и ответственный подход классных руководителей к их заполнению и ведению. Алфавитная книга записи учащихся заполняется своевременно. Количество учащихся в книге и в наличии совпадает.

В условиях гуманизации образовательной системы актуальным становится вопрос сохранения и укрепления психического здоровья ребенка. Основным условием нормального психологического развития является спокойная доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня. Поэтому главная цель воспитательной работы в МОУ Екатериновской средней школе – это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Работа педагогического коллектива по выполнению задач в организации внеурочной воспитательной работы за истекший учебный год основывалась на работе учителей – предметников и классных руководителей.

Система воспитательной работы школы строилась следующим образом:

    Воспитание в процессе обучения.

    Внеурочная деятельность:

    • внеклассная работа

      внешкольная работа

      работа с общественностью и родителями.

Вся работа велась по следующим направлениям:

    политико-правовое воспитание;

    идейно-нравственное просвещение и воспитание;

    историко-культурное воспитание;

    художественно-эстетическое воспитание;

    работа по укреплению здоровья, воспитание здорового образа жизни;

    трудовое воспитание;

    работа с трудными детьми.

Педколлектив школы особое внимание уделяет занятости во внеурочное время.

В школе работают кружки:

    «Театральное искусство» (руководитель Сапунова О.Г., посещают 10 учащихся 5и 6 классов);

    «Звездное небо» (руководитель Акимова Т.И.) посещают 10 учащихся

    7 -8классов);

    « Деревянные узоры» (руководитель Францев В.В., посещают 10 учащихся 6-9 классов);

    «Глиняные сказки» (руководитель Лукашевич В. И.);

В школе создан орган ученического самоуправления. Основные задачи ученического самоуправления:

    Развивать организаторские способности учащихся;

    Воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость.

Органом ученического самоуправления совет школы. В совет школы входят учащиеся 8-11 классов. Совет старшеклассников является основной формой развития ученического самоуправления. В малый совет входят учащиеся среднего звена.

В школе есть пионерское объединение. Совет дружины является органом детского самоуправления. Пионеры работают по программе «Гражданин страны Пионерии».

В школе работает МО классных руководителей, руководителем которого является заместитель директора по ВВР Ашихмина Е.Н.

Основными задачами МО классных руководителей:

    Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики;

    Вооружение классных руководителей знаниями современных форм и методов работы;

    Обучение единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся;

    Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

МО классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.

Из вышеизложенного следует, что администрация Екатериновской средней школы должным образом осуществляет руководство учебно-воспитательным процессом, эффективно использует все возможные резервы для повышения его эффективности. Одним из важных инструментов руководства школой является внутришкольный контроль, позволяющий администрации школы разработать конкретную программу оказания научно-методической помощи педагогам, способствующую повышению их квалификации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Орловский Государственный Университет»

Внеклассное мероприятие

по математике в 5 классе

« ВЕСЁЛЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»


Выполнил студентка

5 курса 1 группы

физико-математического

факультета

специальность 010101 –

Математика

Красильникова Е.А.

ОРЕЛ-2009

Цели:

    Образовательные – повторить изученный материал (сложение, вычитание, умножение, деление, остаток, уравнение).

    Развивающие – развить математическое мышление, устный счет, способность применить имеющиеся знания в поисках решения нестандартных математических задач.

    Воспитательные – воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, повысить интерес к математике.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо ответить на следующие вопросы. Команда, ответившая на большее количество вопросов, первой начнёт путешествие. Вопросы:
    На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели) Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа) По дороге 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0) Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг) Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1) Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков) Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села) Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
Учитель: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали.

1 станция "Эрудит"

Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце учитель суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.

Кроссворд

По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение) 2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое) 3. Число, на которое делят. (Делитель) 4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр) По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник) 6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое) 7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток) 8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)

2 станция "Веселые нотки"

На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов учтель записывает в маршрутный лист. Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни). 3 станция "Угадай - ка" Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла. Словесные ребусы: 1. (Точка) 2. (Минус) 3. (Сумма) Числовые ребусы:

4 станция "Внимательная"

На этой станции команде учитель читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла. Задачи: 1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]

5 станция "Светофор"

Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка. Задачи: 1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков)

2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков)

3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка) 4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка)

5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку. (2 очка - за каждую исправленную ошибку)

6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка)

6 станция "Рыболовная"

На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указано условие задачи. Задачи:
    На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко) За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко) Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка) У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка) Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)

7 станция "Поздравительная"

На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь учитель подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд. Также можно детям подарить медали, сделанные из бумаги. За первое место - медаль "Вундеркинды года" и отметку «5», за 2 и 3 места - медаль "Великие математики" и отметки «4».

Самоанализ воспитательного дела.

    Цель данного мероприятия поставлена, на мой взгляд, правильно и понятно: развить математическое мышление, устный счет, способность применить имеющиеся знания в поисках решения нестандартных задач; воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, повысить интерес к математике.

    Мероприятия актуальны всегда. Проводя данное мероприятие, учащиеся увидели, что математические задачи могут быть довольно занимательными и интересными. А в решении некоторых задач можно проявить свои творческие способности. То есть, принимая непосредственное участие в ходе мероприятия, учащиеся применяли знания в решении нестандартных задачах. На мой взгляд, это мероприятие занимает важное место в системе воспитательной и учебной работы класса и школы.

    Место проведения - классная комната: большое просторное помещение для проведения мероприятия. Оформление класса соответствовало теме: на доске написана тема, в центре кроссворд, ребусы, красочно оформленные карточки с заданиями, счетные палочки.

    Я считаю, что цель мероприятия была достигнута. Учителю, участникам и зрителям оно понравилось. Ребята принимали активное участие, были заинтересованы данной темой, поскольку там были достаточно интересные вопросы и задания.

Когда обучение в педагогическом ВУЗе подходит к своему логическому завершению, всем студентам приходится применять на деле полученные за годы обучения знания. Как и в любом университете для получения заветного диплома учащимся приходится писать и защищать но чтобы получить допуск к защите, прежде всего, требуется сдать отчет по педагогической практике.

Местом прохождения преддипломной и могут быть как средние школы, так и техникумы, училища или другие ВУЗы. В это время студентам приходится применять все свои теоретические знания, чтобы не ударить в грязь лицом и показать свои лучшие стороны. Отчет по педагогической практике - это последняя ступенька, которую нужно преодолеть на пути к самостоятельной работе преподавателем. Полученный опыт очень важен для становления учащегося настоящим специалистом.

Важно понимать, что педагогическая практика - это не только проведение уроков и общение со школьниками или студентами, но и ведение записей в специальных дневниках, составление отчетов, консультации у преподавателей-методистов. Отчет по педагогической практике в школе имеет свои нюансы, поскольку, кроме всего прочего, требуется еще и составление календаря внеклассных занятий и т.д. Преподавание в ВУЗе имеет свои особенности.

Чтобы составить полный отчет по педагогической практике, который будет соответствовать всем принятым нормам, следует подготовить рабочую тетрадь, педагогический дневник, характеристику на класс, студента и одного ученика. Прежде всего, нужно заняться работы. На нем нужно указать свои данные, имя учителя, у которого вы проходили практику, и имя руководителя практики.

Также необходимо дать краткий, но содержательный анализ всей практике. Здесь стоит упомянуть о том, какие новые знания и умения были приобретены, насколько сложно устанавливался контакт с учениками или студентами. Не стоит забывать и о моментах, вызывавших больше всего затруднений в работе, а также действиях, примененных для выхода из сложившейся ситуации. Важно указать, оказывалась ли помощь учителем.

Отчет по педагогической практике в ВУЗе составляется практически так же, как и в школе. Здесь тоже необходимо вести педагогический дневник, отмечать в нем результаты работы с экспериментальным классом, анализировать деятельность учащихся. Также не следует выпускать из внимания такую важную часть работы, как сбор информации и данных, необходимых для написания

Отчет по педагогической практике не может быть полноценным без составления характеристики на выбранного ученика и весь класс. К работе обязательно нужно приложить рабочую тетрадь с конспектом всех проведенных уроков. Основной текст отчета пишется на основе этих записей. Также прилагается характеристика практиканта, написанная учителем, у которого проходится практика. Она заверяется печатью директора школы. В университет отчет по практике сдается сразу после ее окончания и не позднее, чем на 10 день.

Отчёт по педагогической практике

Пробные уроки в начальной школе”

Самым важным явлением в

школе, самым поучительным

предметом, самым живым

примером для ученика является

сам учитель.

А. Дистервег

Я, Иванчик Ольга Геннадьевна, давала пробные уроки, в школе № 11 г. Лида в 3 «В» классе у учительницы Новиковой Ольги Олеговны.

На протяжении всей практики я :

Сформировала умения руководить самостоятельной деятельностью учащихся.

Вооружилась умением аргументировано анализировать проведённые уроки.

Училась правильно формировать и определять цели и задачи, построением важнейших этапов урока.

Овладела умениями планировать тему урока.

Училась правильно выбирать методы и приёмы на каждом этапе урока, способствующих развитию самостоятельного и творческого мышления.

С первого дня мы начали давать уроки в школе, а также наблюдали за уроками, которые проводили остальные практиканты. Ольга Олеговна тепло нас приняла и на протяжении всей практики она показывала нам, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, и мы в свою очередь учились правильно давать уроки. Мы прислушивались, наблюдали за всем этим и писали анализы уроков, а в конце каждого анализа делали вывод о проведенном уроке, о его структуре, поведении детей и их активности.

В первые дни практики нам было трудно, так как мы еще не знали детей, их уровень развития. Давая первые уроки в этом классе, мы боялись, что детям будет не понятно то, как мы излагаем материал, мы вели себя неуверенно, боялись не уложиться во время. Хоть и не у всех получалось дать сразу хороший урок, но мы старались, исправлялись. Большую помощь нам оказала учительница. Она давала нам советы, указания, указывала на наши ошибки. Во время урока она иногда поправляла некоторых из практикантов.

Каждый из практикантов в своих уроках старался дать детям как можно больше знаний и излагал материал в интересной для детей форме. Каждый урок, который проводили практиканты был чем-то интересен детям. Уроки практиканты старались проводить в доступной, интересной форме.

Уроки были хорошо организованы, четко подчеркивались важные моменты на уроке, на каждом уроке использовались наглядные пособия.

Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми мы в большинстве случаев были довольны.

Мы убедились в том, что учитель должен владеть той ситуацией, которая происходит на уроке, а само отношения к детям должно быть уважительным. Важную роль играют добродушие и оптимизм со стороны учителя. В свою очередь мы старались находить и развивать у детей творчество, это в основном проявлялась на уроках рисования и русского языка.

Важную роль на уроках играли физминутки. Они способствовали сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию у них

здорового образа жизни. Также ЗОЖ мы воспитывали на уроках физкультуры.

Все уроки были по-своему индивидуальны. Уроки, были построены методически правильно, мы достигали поставленные цели в ходе урока, умело обращались с детьми, владели необходимым материалом. Делали всё, чтобы заинтересовать детей, и чтобы ни один ребенок не сидел без дела.

Дубейко Мария провела интересный урок по белорусскому языку. Урок был проведен в форме путешествия.

Использовался качественный наглядный материал. Маша чувствовала себя на уроках уверено, хорошо владела материалом

Захаревич Ольга всегда чувствовала себя уверенно и четко излагала нужный материал, поэтому детям всё было понятно. Всегда наблюдалась дисциплина, дети не шумели. Очень понравился урок по литературному чтению, который давала Захаревич Оля. В начале было разгадывание кроссворда, ответами на который являлись фрагменты из прочитанных сказок. На уроке был изложен интересный материал о биографии писателя. Оля провела выставку книг автора и беседу с классом о произведениях, которые они прочитали. Каждый ребенок прочитал много сказок и активно работал на уроке. Они делились своими впечатлениями, очень эмоционально рассказывали. Было видно, что дети с удовольствием читали сказки.

На своих уроках Амбражук Иван всегда был уверенным. Дети активно работали, так как были подобраны интересные задания, которые были доступны и понятны детям. Особенно ярким и запоминающимся уроком у Ивана был урок изобразительного искусства. На этом уроке Иван старался показать всю красоту окружающей нас природы. Тема звучала так: «Рисование цветов с натуры». Поэтому на уроке дети говорили о внешности цветов, их разновидностях и их роли в жизни человека. Ваня старался приводить примеры с собственной жизни, то есть связывал урок с близкой для каждого ребенка средой, а именно с миром который окружает каждого ребенка в повседневной жизни. Урок был проведен в интересной форме, были использованы различные виды работ: составление пословиц и объяснение их смысла, прослушивание загадок и ответы на вопросы к ним, дети вспоминали песни, в которых есть строчки о цветах. В конце урока была проведена выставка работ.

Каждый из нас старался при проведении уроков. Но следует отметить и то, что еще старались и дети. Дети хорошо себя вели, с уважением к нам относились и воспринимали нас как учителей. На каждом уроке проводили физкультминутки, следили за правильной посадкой детей, следили за их здоровьем.

С каждым днем, проведенным в школе, мы стали чувствовать себя более уверенно, более свободно общались с детьми, да и они к нам привыкли.

В последний день практики, когда мы прощались с учениками, они не хотели нас отпускать, говорили что бы мы еще приходили.

Проведённые уроки организовывали учебную деятельность учащихся на уроке с учётом психолого-педагогических закономерностей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося. Методы и приёмы соответствовали содержанию материала, целям, задачам каждого урока.

Целесообразное использование наглядных пособий. Использование на уроке путей, способствующих повышению творческой и познавательной активности учащихся. Развитие наблюдательности, аккуратности, дисциплинированности, логического мышления. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений.

Что касается именно меня, то до практики я поставила перед собой некоторые цели и задачи, а именно:

То, что главная цель практики – формирование профессиональных черт. В процессе практики решаются следующие задачи:

Закрепление, углубление и обогащение методических и специальных знаний, их применение в решении конкретных задач;

Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

Развитие профессиональных личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; такт; гуманное отношение; культура общения и т.д.);

Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии и потребности в самообразовании;

Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональных деятельности;

Ознакомление с современным профессиональным опытом.

За все проведенные мною уроки я получила хорошие оценки (9 и 10).

Мне очень нравится давать уроки изобразительного искусства, ведь именно на этом уроке дети могут творить, придумывать что-то новое, фантазировать, у детей есть возможность раскрыть свои способности, проявить себя.

Но особенно мне понравилось давать уроки по математике. Дети работали настолько активно, что даже успевали решить дополнительные задания. Весь класс подымал руки, все хотели побывать у доски.

Что же касается уроков русского языка, то любимым заданием у детей было нахождение и исправление ошибок в стихах.

На всех моих уроках присутствовал наглядный материал, и уроки проводились в форме путешествия или исследования - за это меня похвалила учительница, ей нравились наглядности (рисунки, схемы), которые я использовала на уроке.

Эта практика дала мне многое. Я поняла то, что как мы научим детей, так они и будут вести себя в дальнейшем. Ведь ребенок, это зеркало, в котором отражается как семейное, так и воспитание, полученное в школе.

Не надо ругать детей, нужно подбирать такие задания, чтобы заинтересовать их.

Я думаю, что роль практики – это незаменимый опыт для дальнейшего профессионального роста. Она показывает студенту наглядный пример и позволяет разрабатывать навыки для дальнейшего развития в профессии ПЕДАГОГ. Свой отчет я хочу закончить словами Л.Н. Толстого:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Отчёт по педагогической практике.

В период с 01ноября по 14 ноября 2016 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Средняя школа №5» г.Симферополь Республики Крым.

Цели деятельности педколлектива определены в школьных документах. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования РФ, Министерства образования Республики Крым, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Школа работает по направлениям:

Создание комфортных условий успешного обучения и воспитания каждого ученика;

Формирование системы диагностики интересов творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя ;

Сохранение здоровья учащихся;

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.

Воспитательная работа в школе ведётся по направлениям: гражданско – патриотическое, учебно – познавательное, трудовое, нравственно – правовое, эстетическое, используются здоровьесберегающие технологии. Учителя используют разнообразные формы воспитательной работы – , предметные недели, тематические вечера, конкурсы, викторины, беседы.

Основные цели прохождения практики:

Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

Получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

Развитие собственных педагогических способностей;

Овладение современными технологиями обучения и воспитания;

Освоение методик преподавания русского языка и литературы, используемых в учебном процессе;

Научиться осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а также классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков и внеклассных мероприятий, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям класса. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению дополнительных вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательно планировать и обдумывать все аспекты при подготовке учебного материала.

Большое значение в формировании как психологических так и педагогических качеств имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным фактам, событиям, проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания по педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.