Икона божией матери «умягчение злых сердец. Молитва Божией Матери «Умягчение злых сердец

С начала зарождения иконографии, великим творцам художественно-графического искусства удавалось по-разному изобразить главных героев священной библии. Однако художественный образ иконы «Умягчение злых сердец» имеет особый графический замысел, детали которого обладают выделяющейся неповторимостью.

В отличии от традиционного образа Богоматери с ребенком, который широко известен русско-православному обществу, на священном полотне Умиление злых сердец почитаемая всеми мать Иисуса Христа запечатлена вместе с пронзающими её тело острыми кинжалами.

История иконы

В настоящее время, о происхождении святыни мало что известно, и на этот счет многие ученые выдвигают самые разные точки зрения. Среди них есть одна весьма распространенная, согласно которой мироточивая икона «Умягчение злых сердец» была создана иностранными католическими верующими, которые впоследствии решили добровольно её передать древнерусскому государству.

Придание гласит, что как-то раз, одному крепостному крестьянину довелось переживать весьма нелегкие времена, сопровождающие его жизнь проявлением непрекращающихся болей. И однажды ночью, пребывая в глубоком сновидении, старец услышал странный голос, который не переставая, доносился с разных сторон комнаты. Он говорил о старинном храме Иоанна Богослова и его колокольни. Именно там находилась икона Богородицы «Умягчение злых сердец», способная помочь крестьянину ликвидировать неприятный и терроризирующий его недуг. Однако её полотно предстояло отыскать среди многочисленных святынь, которые хранились от посторонних глаз в специально отведенном месте. Обнаружив икону Умягчение прямо внутри колокольни, крестьянин помолился и сразу же исцелился.

Многие православные верующие, для того, чтобы почтить память и помолиться перед иконой Божьей Матери «Умягчение злых сердец», в воскресные дни отправляются в Москву. Поскольку на территории столицы возведен прекрасный храм Михаила Архангела, где сейчас и находится икона эта икона. Другие её точные списки можно встретить, посетив храм Святого Лазаря, расположенный в Волгограде или же в Подмосковье внутри храма Божьей Матери.

Характеристика образа

Нарисованные кинжалы, впивающиеся в плоть Богородицы, наглядно символизируют проявление злободневных, аморальных и противоправных поступков, которые привыкли постоянно совершать некоторые люди, исходя из своих собственных корыстных целей. И все эти грешные деяния, совершаемые время от времени разными представителями общества, травмируют ни в чем не виноватую Деву Марию, которая от этого продолжает страдать все сильнее и сильнее.

При этом точное количество данного оружия, представленное на полотне Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», является отражением самых страшных смертельных грехов, которые продолжают совершаться и в настоящее время. К ним относятся следующие деяния:

  • гнев и агрессия;
  • зависть;
  • обжорство(чревоугодие);
  • измена;
  • печаль или уныние;
  • алчность;
  • гордыня.

Единственный путь на спасение живой человеческой души от её нечестивого злодеяния является покаяние перед Господом Богом. Именно к нему и призывает священный образ Божией матери, который изображен на мироточивой иконе Умягчение злых сердец.

Православным верующим необходимо помнить, что такие библейские композиции как «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» отличаются между собой расположением кинжалов на изображении. В первом варианте, их можно увидеть впивающимися в сердце Богоматери с трех сторон, включая нижнюю. А у святыни Семистрельная, кинжалы распределены лишь по бокам.

В чем помогает икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец»

С давних времен, икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» имеет крайне важное значение для всех религиозно верующих граждан. Она помогает людям наладить отношение между друг другом и предотвратить самые неблагоприятные последствия между супругами, детьми и близкими людьми.

Данная святыня особенно почитаема в день её ежегодного празднования, который принято отмечать 26 августа, А также в Неделю Всех святых.

Молитва иконе «Умягчение злых сердец»

Текст молитвы для иконы «Усмирение злых сердец» звучит следующим образом:

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков.

О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому. Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас. Аще мир нас ненавидит - Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит - Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения - без ропота перенести испытания в мире сем бываемая. О, Госпоже! Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, - но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же - отец злобы - да посрамится! Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих, огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

празднование иконе «Семистрельная» совершается 13/26 августа; иконе «Умягчение злых сердец» - 3/16 февраля и в Неделю Всех Святых

П о закону Моисееву все еврейские родители должны были приносить своих детей на сороковой день после рождения в храм для посвящения Богу. Во исполнение этого закона Матерь Божия со святым праведным Иосифом Обручником принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм.

В это время жил в Иерусалиме старец по имени Симеон. Много лет назад, будучи ученейшим человеком своего времени, он переводил священные книги с еврейского языка на греческий. Переводя книгу пророка Исайи, он остановился на фразе: «Се Дева во чреве зачнет». Подумав, что допущена ошибка, Симеон уже хотел написать «жена», но Ангел Господень удержал его руку, запретив исправлять пророчество, и предсказал ему, что не умрет он до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества. Необычайно долго жил после этого праведный Симеон (по преданию, 270 лет). И вот наконец долгожданное время настало. Старец Симеон по внушению Святого Духа пришел в Храм в то время, когда Пресвятая Дева с праведным Иосифом принесли туда Младенца Иисуса. Праведный старец встретил Младенца, взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпукаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29-32).

Матерь Божия и святой праведный Иосиф дивились словам старца Симеона. Святой старец благословил их и, обратившись к Пресвятой Деве Марии, предсказал Ей о Младенце: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34-35).

Проречение святого праведного Симеона: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» указывает на грядущие страдания, которые претерпела Пресвятая Дева во время Своей земной жизни. Число семь в Священном Писании вообще означает полноту чего-либо, а в данном случае полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые выпали на долю Пресвятой Богородицы. Божия Матерь с твердым упование на Бога безропотно понесла такие страдания, которые не под силу ни одному земнородному. Весь акафист иконе Богородицы «Семистрельная» посвящен воспоминаниям перенесенных Ею страданий и прославлению терпения и смирения Пречистой. Будучи искушенной и претерпевшей до конца, Пресятая Дева может и нам помочь в наших земных скорбях: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Известно первое описание иконы «Семистрельная».

Долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды (на берегу реки Тошни). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску и ходили по ней.

Эта икона была написана на холсте, наклеенном на доску, и свое наименование получила от самого изображения. Богоматерь на ней изображена без Предвечного Младенца, Одна, пронзенная семью стрелами или мечами - четыре с левой стороны и три с правой. Живопись этой иконы носит на себе явные следы давнего происхождения, и знатоки утверждают, что она написана около 500 лет тому назад. Несмотря на такую давность, живопись прекрасно сохранилась.

Прославилась она после чудесного исцеления одного крестьянина Кадниковского уезда, много лет страдавшего общим расслаблением и хромотою. Во время сна ему было сказано, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдет на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец на третий раз впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашел святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону обмыли от сора и птичьего помета, покрывавших ее. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление.

Позже икона прославилась в 1830 году, когда в Вологде свирепствовала холера. Жители в страхе прибегли к помощи Царицы Небесной и, подняв святые Ее иконы, «Семистрельную» и «Семиградскую», обнесли их вокруг города в торжественном крестном ходе. Скоро холера совершенно прекратилась. С того времени от иконы многие получали исцеление от болезней.

После революции чудотворная икона исчезла.

В настоящее время известна мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная» в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).

Икона «Умягчение злых сердец» отличается от иконы «Семистрельная» расположением мечей: они расположены по три справа и слева, а один (седьмой) снизу. Здесь мечи означают семь главных греховных страстей человеческого падшего естества. За неизреченные скорби, перенесенные Пресвятой Богородицей во время Ее земной жизни, которые справедливо названы пронзающим душу оружием, Пречистой Деве была дарована особая благодать зреть помышления сердец человеческих. Исполнилось пророчество праведного Симеона: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». С тех пор Богородице открыто устроение каждого человека. Грехи людские как мечи уязвляют любящее сердце Пречистой Девы, но, когда человек в раскаянии прибегает к Ее помощи, неизреченное милосердие Божией Матери смягчает и врачует злое сердце его.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» известна с давних времен, но сведений о ее происхождении, к сожалению, нет никаких.

Пред иконами Пресвятой Богородицы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

События из истории иконы

Точное происхождение иконы «Умягчение злых сердец» окутано неизвестностью – предполагается, что она пришла откуда-то из Юго-Западной Руси, а туда, возможно, и с Запада, поскольку известно почитание этого образа в католицизме. Иначе эту икону называют «Симеоново проречение», исходя из текста Евангелия от Луки о праведном Симеоне Богоприимце – старце, которому было открыто, что он не уйдет из жизни, пока не увидит Младенца–Мессию. И когда на сороковой день после рождения Христа Его принесли в храм, то туда по зову Божию пришел и Симеон. Взяв на руки Сына Божия, он произнес слова, которые стали известны как молитва Симеона Богоприимца и звучат на каждой вечерней службе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром…» После этого, благословив Святую семью – Марию-Богородицу и святого Йосифа, старец обратился к Марии со словами, которые и стали «Симеоновым проречением». В нем он предрек раздоры между последователями Христа и фарисеями, страдания самого Господа на Кресте и то, что душу Пречистой также пронзят боль и страдание за сына и весь род человеческий во всей полноте. На полноту Её горестей символически указывает число семь (знак полноты чего-либо) – количество стрел (или мечей), изображенных на иконе.

С сюжетом этой иконы, происходящим от «Симеонова проречения», часто связывают еще одну икону – «Семистрельную». Разница с «Умягчением злых сердец» заключается в композиции иконы: на иконе «Умягчение…» стрелы пишутся по три справа и слева и одна снизу, а на «Семистрельной» – три с правой стороны и четыре с левой.

Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Ее первое местонахождение – Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течет недалеко от Вологды, притока реки, название которой носит и город. По преданию, этой иконе более полувека, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального, поскольку писан на холсте, наклеенном на доску, что свойственно приемам иконописи, возникшим примерно в XVIII веке, а первоначальный образ утрачен.

Предание об обретении исходного образа таково. Некий крестьянин, проживавший в Кадниковском уезде Вологодчины, много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды он задремал и сквозь дрему услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне той самой Иоанно-Богословской церкви. Три раза просил крестьянин позволить ему взойти на колокольню, помолиться перед тем образом, поскольку там хранились обветшалые иконы, но ему не верили и только на третий раз разрешили подняться. И тут, споткнувшись, он взглянул под ноги и на пошатнувшейся и затем случайно перевернутой ступени увидел богородичный образ! Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращенный при вделывании в лестницу ликом вниз.

Икона была загрязнена, покрыта мусором. Служители церкви пришли в ужас от такого святотатства, вынули икону из лестницы, отчистили ее и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.

Если продолжить разговор о современном нам обретении одного из списков иконы «Умягчение злых сердец», то известно событие, которое произошло во время Великой Отечественной войны на юге от Воронежа, в Белогорье, которое так названо по белым известняковым скалам на правобережье Дона, где, как известно, воевали союзные итальянские войска фашистской коалиции. В декабре 1942 года солдаты из взвода одной из горно-стрелковых частей нашли в разбитом бомбой доме икону «Умягчение злых сердец», которую передали капеллану 1 по имени Поликарпо из Вальданьи.

Как говорили жители этих мест, икона ранее принадлежала пещерному Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю близ Павловска, что недалеко от Воронежа. Итальянцы назвали ее «Madonna del Don» – «Донская мадонна», но эта икона не имеет ничего общего с образом, известным как Донская Богоматерь. В январе 1943 года итальянские войска были разбиты. Отец Поликарпо забрал эту икону при отступлении с собой на родину, где в Местре – на материковой части Венеции – была выстроена для нее часовня. Сюда много лет приходят родственники и близкие погибших в России в Великую Отечественную войну итальянских солдат.

На юго-западе Калужской губернии известна икона того же типа, она находилась в городе Жиздра. По соборной описи в ее названии значатся слова из «Симеонова проречения»: «И Тебе самой душу пройдет оружие», и празднование ее совершается также 13/26 августа. Здесь еще один вариант написания: в отличие от иконы «Умягчение злых сердец» и «Семистрельной» на этой иконе Богоматерь поддерживает лежащего у Ее ног Младенца одной рукой, другой – прикрывает грудь от направленных на Нее семи мечей.

Какое чудо произошло

Со времени чудесного обретения иконы, ее версии «Семистрельная» на Вологодчине прошло немало лет, об этом событии стали забывать. Однако в 1830 году в Вологодской губернии началась эпидемия холеры, которая выкосила огромное количество жителей. Святыня тогда была перенесена в Вологду в летнюю церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Православные вологодцы обнесли икону крестным ходом вокруг города, и эпидемия прекратилась так же внезапно, как началась.

В память о чудесном прекращении страшной эпидемии жителями Вологды был заказан новый список с чудотворной иконы, который поставлен в Дмитриевской церкви, и от него также стали происходить чудеса исцеления.

Спустя век, в 1930 году, по понятным причинам богослужения в церкви прекратились. Когда в 2001 году они возобновились, чудотворной иконы там уже не было. Возможно, настанет время, и эта икона вновь явится миру, которому следует помнить, что наша нетерпимость, наш вечный поиск повода для мелкой и крупной розни – не более чем ссора братьев и сестер перед светлым ликом общей Матери, вечно молящей о нас Сына Своего.…

Чудеса иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в наше время

В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная» в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).

В июне 2008 года образ Богоматери «Умягчение злых сердец» привезли на некоторое время из Москвы в Рязань. Лик Пречистой, говорили свидетели, был покрыт благоухающими струями мира. Ранее, в 2004 году, чудотворная икона была привезена в Толгскую обитель, и там она, при служении молебнов, источала ароматное миро, благоухание которого также разливалось по всему храму.

Во время пребывания иконы в Толгском женском монастыре также происходили чудесные явления. Например: некая прихожанка со слезами радости на глазах поведала о чудесном обращении к Богу ее горячо любимой дочери. «Дочь моя, - говорила она, - посещала несколько лет секту “Новое поколение”. Она сердилась, когда я говорила ей о Толгском монастыре и чудотворной иконе. Все-таки я уговорила ее посетить Толгский женский монастырь. При первом посещении монастыря она осталась равнодушна, а на иконы и святыни вообще не обратила внимания. Милостью Царицы Небесной мне удалось уговорить ее поехать в Толгский монастырь, когда в нем пребывала икона Божией Матери “Умягчение злых сердец”. Чудотворный мироточивый образ подействовал на мою дочь потрясающе. Она как бы медленно приходила в себя и вдруг сказала: “Мама, а ведь я некрещеная”. После чего она покрестилась и стала ходить в православную церковь. Я очень благодарна Матери Божией за это великое чудо, так как Она возвратила мне любовь и понимание моей дочери. Мне хочется пожертвовать на украшение этой дивной чудотворной иконы самое дорогое, что у меня есть, - обручальное золотое кольцо». Такими словами закончила она свой рассказ и отдала хранителям иконы свою драгоценность, которая теперь украшает образ “Умягчение злых сердец”» 2 .

«Поразительная история произошла у меня с иконой Богородицы “Умягчение злых сердец”, – рассказывает автор проекта «Иконы XXI века» Кристина Кондратьева. – Ее написал Юрий Кузнецов для одной женщины по просьбе ее дочери. Икона была заказана к определенному числу, но написана была раньше. У икон свои сроки... C оказией икону очень быстро передали мне в Москву. Так как график дел у меня достаточно плотный, я в течение двух дней не успевала или забывала на нее посмотреть. И вот на третий день вспомнила. А настроение было в тот момент хуже некуда. Бывает... Открываю я упаковку, вижу икону и... Слезы как хлынут! А с ними вышла и заноза, которая в сердце была да ныла. И так легко на душе и светло стало, что в этот же момент решила я, что и мне эта икона очень нужна. Образ написан так, будто говорит Богородица: "Что же вы так? Не нужно". И вроде не просит ни о чем, не укоряет, а сердце само как будто мягчает. А главное – злость, гнев, обида – все проходит. Остается только... да на самом деле ничего не остается, спокойствие одно. В этом образе все сказано. Посмотрите на него, и Вы все почувствуете, и слова будут лишними. Вот уж воистину “умягчение злых сердец”...»

Значение иконы

О какой бы из икон, которые восходят по событийности к «Симеонову проречению», мы бы не говорили, великое значение этой иконы состоит в том, что она – призыв самой Божией Матери к милосердию. Испытавшая великую меру материнского страдания на земном пути, Пречистая и сегодня – страдает. Она взяла в усыновление род людской, а этот род никак не может примириться внутри себя. Более того, он ищет и находит все новые и новые поводы к войнам, раздорам, недружелюбию, нетерпимости, формы противостояния, иногда совершенно нелепые. Этот трогательный и трагический образ страдающей Матери всех послан людям в надежде, что они, воочию увидев, как страдает Она, отдавшая на Распятие Своего невинного Сына, взошедшего на казнь ради искупления грехов человечества, остановятся, задумаются.

Что, в сущности, происходит? Человечество получило искупление грехов через Его Распятие, но не перестало лелеять свои пороки. И каждый проступок, каждое действие, которые спровоцированы злым чувством, недоброй мыслью, поворачивает в груди нашей самой первой Заступницы перед Богом те самые стрелы, или на других образах – мечи, причиняя боль любящему сердцу Матери. А Она, как мы помним, все равно готова молить Сына о каждом из нас, кто прибегает к Ее святому заступничеству. И если поглубже, подольше подумать об этом перед Ее иконой «Умягчение злых сердец» , то можно поверить, что эти мысли переродятся в чувства, способные смягчить самые жесткие души.

_______________________________
1 Капеллан – католический священник, сопровождающий войска в военных походах
2 Пример взят с сайта газеты «Царские врата», №4, 2005; http://bogolub.narod.ru

На день Сретения Господня (2/15 февраля) приходится также почитание иконы Богородицы “Умягчение злых сердец или Симеоново проречение”, на которой символическими знаками изображено пророчество старца Симеона. Семь мечей, воткнутых в сердце Богоматери, обозначают полноту горя, испытанного Ею в земной жизни.

В современной Богослужебной практике принято объединять празднование разных икон Богородицы «Умягчение злых сердец» в один день (13/26 августа).

Умягчение злых сердец – непрерывное чудо

В течение двенадцати лет в мире существует непрерывно происходящее чудо. Это чудо мироточения и кровоточения иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Небольшой образ, как и многие десятки тысяч подобных ему, был отпечатан полиграфическим способом на предприятии «Софрино» и куплен в церковной лавке простыми москвичами. Но по неведомым нам Божьим судьбам именно это изображение было избрано явить дивное чудо – икона ожила.

Мироточивая икона “Умягчение злых сердец”

При встрече с ней не покидает ощущение общения с «живым существом». Все, кому довелось приобщиться к этой духовной радости, никогда уже не забудут очевидной реальности встречи с Самой Царицей Небесной.

Невольно возникает параллель с известной мироточивой иконой «Иверской-Монреальской», которая бесследно исчезла осенью 1997 года одновременно с мученической кончиной ее хранителя . Служение той Иконы и ее хранителя длилось ровно 15 лет. Но, как видим, не на долгое время Царица Небесная оставила нас сирыми. Новая мироточивая икона была явлена уже через несколько месяцев, весной 1998 года москвичке Маргарите.

И вот уже двенадцать лет хранитель иконы Сергей (муж Маргариты) путешествует с новой мироточивой иконой по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока. И везде икона щедро изливает свое цельбоносное миро, и происходит нескончаемое чудо умягчения злых сердец.

В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира.

Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец. О мире, отступающем от Ее Сына – Христа Бога нашего.

По-разному реагирует чудотворный образ на место своего пребывания, и не всякая земля одинаково угодна Царице Небесной. Обо всем этом может рассказать хранитель иконы, но да не будем обижать страны и континенты… Скажем о другом: впервые струйки крови потекли из язвочек, появившихся на образе 12 августа 2000 года, в день, когда вся страна ужаснулась, узнав о трагедии в Баренцевом море, и погрузилась в скорбь о .

Именно с тех пор, если к иконе прикасаются российские военные, икона чутко отзывается на эту встречу и источает кровь… Вспоминается, как после крестного хода с иконой морские пехотинцы Севастопольской бригады, несшие икону, с удивлением глядели на свои белые парадные перчатки, ставшие абсолютно красными от истекшего кровавого мира.

О чем говорит это знамение? О чем предупреждает Божья Матерь, к чему готовит и перед чем укрепляет Она российское воинство?..

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИРОТОЧИВОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»

3 мая 1998 года владелица иконы, купленной в обычной церковной лавке, Маргарита Воробьева заметила, что по поверхности иконы стекает миро. Эти явления мироточения и благоухания стали временами повторяться.
12 августа 2000 года на ручках и шее Богородицы появились как бы язвочки от крохотных ранок, а на левом плече явная кровяная язвочка. Вскоре сообщили, что затонул атомный подводный крейсер «Курск». Наступили дни всеобщей скорби, и к 21 ноября 2000 года, ко дню Архистратига Михаила, по иконе впервые потекли струйки крови, которые можно было собирать на ватку вместе с миром. С тех пор мироточение и кровоточение иконы не прекращаются и сопровождаются благоуханием.
Для хранения этой святыни был изготовлен драгоценный ковчег, а в подмосковной деревне Бачурино была построена церковь. Сегодня прибытия этой иконы ожидают во всем мире. Она уже посетила многие епархии России и многократно была за границей – в Белоруссии, Чехии, США, Австралии, Украине, на Святой Горе Афон, в Германии… Многие люди, с любовью и благоговением поклонявшиеся этому образу Царицы Небесной, засвидетельствовали случаи исцелений, испытав чувство особой духовной радости от прикосновения к святыне.
27-29 января 2009 года мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пребывала в Храме Христа Спасителя в Москве на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Чудотворный образ мироточивой и источающей капли крови иконы «Умягчение злых сердец» действительно умягчает ожесточенные, злые, равнодушные и холодные сердца. Люди как будто просыпаются от духовной спячки и устремляются сердцем к Богу, прославляя Царицу нашу Небесную Пресвятую Богородицу:
«Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая!»

Семистрельная Богородица – прибытие

8 декабря 2011 года мироточивая икона прибыла на Итальянскую землю, в аэропорт города Милана – Мальпенсо. Чтобы встретить святыню непосредственно уже в аэропорту прихожане православного Миланского храма святителя Амвросия Медиоланского приехали на нескольких автобусах. Итальянские братья-христиане с исключительным расположением и живым участием воспринимали происходящее.

Настоятель прихода иеромонах Амвросий (Макар) и я, автор этих строк, игумен Митрофан в сопровождении карабинеров были пропущены непосредственно «к трапу самолета». Деревянный футляр-ковчег со святыней, вынесенный из самолета хранителем иконы Сергеем, было решено вскрыть здесь же, дабы икону торжественно внести в зал аэропорта. Однако, открыв футляр, мы испытали потрясение – киот с иконой едва ли не плавал в благоухающем мире.

Подняв киот, мы с отцом Амвросием тут же оказались пропитаны этим миром, обильно истекающим от чудотворного образа. Я взглянул на свою ладонь – она вся была в крови. «Офицеров «бывших» не бывает», – сразу вспомнились слова киногероя одного из недавних фильмов. Значит и мои прошедшие 26 лет службы на Северном флоте со счетов у Господа не списаны…

Тем временем у иконы стало происходить нечто непредвиденное – некое духовное пиршество. Итальянцы-карабинеры, увидев это чудо, бросились прикладываться к образу обеими руками, едва не «возливая» на себя благоухающую жидкость. Увидев происходящее, прибежали иные сотрудники служб аэропорта, таможенники, пограничники, полицейские, то есть все, кто оказался рядом в этот волнующий момент. Стало понятно, что Божьей Матери очень угодна эта италийская земля, эти верующие люди с их неизменным и традиционно глубоким почитанием Девы Марии.

Когда мы с иконой вышли в огромный зал международного аэропорта, сотни уже наших православных людей, встречая святыню, запели величание Пресвятой Деве, и мгновенно оказались во власти неодолимой благодати, буквально накрывающей всех волнами всепобеждающей Божьей любви.

Слез невозможно было сдержать. Все пели и плакали. И протягивали руки за цельбоносным миром, которого хватало всем… Я вновь глянул на свои ладони – теперь на них миро было кристально прозрачным. Значит, то краткое чудо касалось лишь меня лично.

…Мы двигались через город в сопровождении машин карабинеров к храму свт. Амвросия Медиоланского и удивлялись, почему в городе в будний день такие толпы гуляющих людей. Однако для Господа нет случайностей, наша икона прибыла в Италию в один из главных Богородичных праздников католического мира – 8 декабря День Непорочного зачатия Девы Марии.

К главному православному храму северной Италии было не подойти – тысячи людей со слезами встречали Царицу Небесную в образе Ее «Умягчение злых сердец».

Начался молебен, акафист, непрестанное пение всем миром и помазывание, слезы и помазывание… Божья Матерь творила милость роду человеческому, своими благоуханными слезами умягчая иссохшие сердца людей.

Так начался наш семидневный духовный марафон по северным городам Италии.

Духовный марафон

Расписание было таким. Икона каждый день поздно ночью возвращалась в Миланский храм, дабы рано утром после выехать в очередные города Италии, где ее ждали с нескрываемой ревностью, волнением и нетерпением. С нескончаемым потоком все новых и новых прибывающих, приезжающих, бегущих к иконе из разных краев Италии людей. И с обидою, почему так мало, и со всяческими уловками (обильные угощения, экскурсии к святыням города и т.п.) с целью оттянуть время нашего отъезда и задержать момент прощания с драгоценным образом.

К ночи мы вновь, чуть живые, добирались в Амвросийский храм Милана, где уже стояла толпа, нас ждали сотни прихожан, дабы начать нескончаемое пение и величание Царицы Небесной, чтобы просто стоять рядом с этой иконой, прикасаться к ней и впитывать в себя капли благодатного мира. Здесь же в храме люди готовили чай, приносили еду для всех, здесь же на полу в изнеможении ложились немного поспать, но от иконы не отходили всю ночь. А ведь утром всем надо было идти на работу, и работу, прямо скажем, очень тяжелую.

Отец Амвросий все эти ночи проводил с народом в храме, в пении, в молитве, когда помазывая миром, когда проповедуя, когда исповедуя, иногда дремал на стульчике…

Наверное, именно здесь я впервые увидел отголосок жизни тех самых первохристианских общин, известный нам из Деяний Апостолов, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян.4,32).

А утром впереди были новые города, приходы, молебны… Генуя, Турин, Падуя, Парма, Пяченца, Брешия, Варезе, Канетто, Лекка, Венеция…

Духовные открытия

На эти дни пребывания иконы на Италийской земле «выпало» (хоть и неуместное слово) время проведения конференции «Новомученики и исповедники Российские времен гонений в XX веке». В пяти городах северной Италии по инициативе католической церкви проводились эти уникальные конференции, вылившиеся в очень важный и серьезный разговор о судьбах христианских Церквей в эсхатологической перспективе, и об острой востребованности духовного опыта наших современников – новых Российских святых.

Конференции происходили в университетах, монастырях и семинариях севера Италии и неизменно пользовались большим вниманием участников и СМИ.

Организатор конференции монах-францисканец профессор Фьоренцо Эмилио Реати известен своими переводами с итальянского и на итальянский творений святых отцов древней неразделенной Церкви. Особую симпатию к отцу Фьоренцо вызывает его очень важная книга: «Православие. Взгляд сочувствующего католика». Сейчас профессор Реати готовит к изданию в Италии «Житие ». В дальнейших его планах перевод пятидесяти избранных житий новомучеников и исповедников Российских для итальянских христиан.

С Российской стороны в конференции принимали участие профессор Санкт-Петербургской духовной академии доктор исторических наук М. В. Шкаровский и я, автор этих строк. Был приглашен, но из-за большой загруженности не смог приехать профессор, .

Непременным условием организаторов было пребывание на конференции нашей мироточивой иконы. Присутствие Царицы Небесной при столь важном разговоре о духовном наследии новомучеников, о необходимости вхождения в драгоценный опыт их страданий за Христа, поднимало духовный «градус» наших встреч, не позволяя скатиться до традиционного поиска виновных и бичевания тоталитарного режима. Пришедшие на конференцию христиане-католики с исключительным благоговением подходили к иконе, и, прикасаясь к ней, многие начинали плакать.

Кроме наших докладов о новомучениках РПЦ было предложено исследование профессора Реати о пострадавших за Христа на территории России представителях Католической церкви.

Надо сказать, что к началу гонений число верующих католиков в России приближалось к пяти миллионам. Изучение следственных дел НКВД позволило выбрать достойные примеры ясного исповедания веры христианами-католиками и их страданий за Христа до смерти. Ряд пострадавших на сегодняшний день отобраны Католической церковью для процесса беатификации (прославления).

Было удивительно в вопросах зала, в комментариях к докладам в этой внешне спокойной и благополучной стране Запада слышать очевидную тревогу и даже страх. Христиане Католической церкви не скрывали своей глубокой внутренней тревоги за происходящее в мире:нарастающее безбожие, атеистичность властей, либеральная идеология общества, подчас агрессивно направленная именно против христианства.

Следует признать, что христиане Запада с огромным вниманием и даже трепетом воспринимают примеры стойкого стояния за веру наших новомучеников, их опыт противостояния идеологической и репрессивной машине богоборцев.

В докладах и выступлениях участников конференции ясно звучала мысль, что Церковь Христова XXI века уже в полный голос говорит современному христианину, что нет уже иного пути, кроме как приобщиться к страдальческому опыту мучеников. Господь дал нам этот опыт страданий, чтобы мы на нем учились. Чтобы формировали и воспитывали свой внутренний духовный мир христианина в предчувствии, в предвидении, в предуготовлении себя к страданию за Христа.

Опыт новомучеников, их стояние в вере и восхождение на Крест мученичества в условиях столь стремительно рухнувшего тогда порядка и державного устройства Православной страны для нас драгоценны и уникальны. Ибо мудрость христианского знания учит нас всегда помнить, «что дни лукавы» (Еф.5,16) и, что «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, и не избегнут» (1Фес.5,3).

На конференции мы непременно касались и одной особой темы. Это открывшейся в наши дни удивительной истории давнего почитания католиками Италии иконы «Умягчение злых сердец», хотя до настоящего времени они знали этот образ под именем «Madonna del Don» («Донская Мадонна»).

«Мадонна дель Дон»

Суть истории такова. Во время Второй Мировой войны на правом берегу Дона, близ города Павловска, стояли воевавшие на стороне Германии итальянские горнострелковые части.

Во второй половине декабря 1942 года рядовой дивизии «Тридентина» итальянского Альпийского корпуса Уго Бальзаре и другие солдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего, укрываясь от страшных бомбардировок в одной из меловых пещер старинного русского монастыря, обнаружили икону «Умягчение злых сердец». Этому обретению иконы предшествовало некое явление Божьей Матери итальянским солдатам, подробностей которого мы пока не знаем. Найденная икона была передана в походную церковь, военному священнику-капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи.

Местные жители рассказали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска, и что последним настоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного образа, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»).

В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон.

После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года, не смотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, водимые иконой Мадонна дель Дон, сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию.

Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени.

Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне.

В подлинности этой истории мы сумели убедиться, прибыв в Венецию с нашим чудотворным образом. На молебне у стоящих рядом этих двух удивительных икон присутствовали, как наши православные прихожане, так и итальянцы, среди которых было много седых стариков. Это была очень важная встреча. Важная для умягчения наших сердец, ожесточенных страшным XX веком.

Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.

На прощание всех собравшихся помазывали истекшим миром.До этого стоявшие несколько поодаль и наблюдавшие за происходящим со стороны католические монахи-доминиканцы не выдержали и тоже подошли под помазание.

Духовный опыт

Каждый раз, подъезжая к новому городу, к новому храму, туда, где икону напряженно ждали толпы людей, мы становились свидетелями отклика иконы на людское чаяние. Лишь мы выходили из машины и начинали движение к людям – миро выступало на всей поверхности киота.

Надо сказать, что сам киот во время поездок никогда не вскрывается – таково условие хранителя иконы, продиктованное заботой о сохранности образа. Напомню, чудотворная икона- лишь бумажное изображение, предельно пропитанное миром. И полость в раме под иконой, куда стекает миро, освобождается лишь в спокойных, домашних условиях. Именно тогда многочисленные флакончики наполняются чистейшей благоухающей жидкостью в ожидании новых храмов и встреч.

Но эти ограничения, как мы ранее писали, для удивительной субстанции неземного происхождения значения не имеют. Как мы убедились, законы тяготения, например, тут невластны – миро столь же легко течет и вверх по киоту. Оно с легкостью увеличивается в количестве, и столь же неожиданно может исчезнуть из флакончика. Но причины такого «не благословления» непременно станут вскоре очевидны. В то же время маленького стеклянного пузырька с миром (размера «пробника для духов») легко хватает для помазания многих сотен желающих и еще хватает на всех опоздавших.

Можно привести великое множество различных свидетельств благодатной помощи от Царицы Небесной в эти дни, чудесных исцелений, явлений, знамений… Но особенно ярко остались в памяти факты «случайного» захода в храм любопытствующих прохожих, заинтересованных происходящим. И тот момент, когда неодолимая сила притяжения подхватывает их, влечет к иконе и вот уже глаза полны слез,сердца – сокрушения…

Вспоминается молодой, нагловатого вида цыган, зашедший в храм, то ли попрошайничать, то ли что украсть. В это время мне надо было зайти в алтарь, и я не застал момента, когда он подошел к иконе. Но зато вскоре стали слышны его вопли и рыдания. Цыган стоял, схватившись за киот и рыдая в голос, все время повторяя какие-то слова.

Прихожане-молдаване перевели, он кричал: «Что это!? Что со мною происходит!?» Надо сказать, что каждый, оказавшийся рядом с этой святыней, с той или иной степенью эмоциональности готов был произнести эти слова изумления.

Иконография Богородицы ведет отсчет с первого века христианства - ряд образов считается написанными еще при земной жизни Приснодевы. Особое место среди икон занимает «Умягчение злых сердец». Здесь изображается Божия Матерь без Младенца, а в сторону ее сердца направлены кинжалы.


История иконы Умягчение злых сердец

Происхождение остается загадкой - аналогичная икона существует у католиков, возможно оттуда она была заимствована южными иконописцами. Основанием для сюжета служит евангельский рассказ о том, как в храме родители Христа встретили праведного старца, желавшего увидеть явленного Спасителя. В честь этого события в Церкви существует праздник Сретение (встреча). Святой Симеон предсказал юной Марии, что она будет жестоко страдать - не только за Сына, но и за каждого смертного.

Существует также в православии практически идентичная икона - « «. Композиция весьма похожа, но отличается расположение оружия - оно, кстати, более напоминает обоюдоострые клинки, чем стрелы. В данном случае один рисуется снизу, по три направлены в сердце с разных сторон сверху. На «Умягчении злых сердец» 4 меча изображаются слева (от зрителя) и 3 справа.

Особенности облика Царицы Небесной:

  • Голова имеет небольшой наклон вправо (реже - влево либо вовсе без наклона).
  • Обе руки на уровне сердца: ладони либо сложены крестообразно, либо направлены внутрь, как бы указывая на глубокую рану, иногда - сложены в молитвенном жесте.
  • Чаще всего в Православных вариантах изображение поясное, фронтальное.
  • Взгляд направлен в сторону, реже - на молящегося.
  • Лицо выражает страдание, но это не крик о помощи, а глубокая печаль, принимаемая во всей полноте.

Более древние варианты изображали Богородицу в полный рост, стоящей на облаке. Иногда мечи пронзают сердце Матери, сидящей возле тела распятого Господа. Но для православия подобные надрывные сцены крайне нехарактерны.

Голову и плечи св. Марии покрывает традиционный омофор со звездами. Под ним виднеется синяя туника, сам покров - красного цвета. Количество клинков означает полноту - указывает на то, что страдание Богородицы было очень сильным.


История обретения

Предание сохранило историю появления «Семистрельной» (список на холсте датируется 18 в., но оригинал был более древним, считается, что ему минимум 500 лет). Один вологодский крестьянин страдал от болезни ног, которая не давала ему нормально ходить. В видении он услышал повеление подняться на колокольню церкви во имя Иоанна Богослова. Там хранились старые иконы, среди которых мужчина должен был отыскать образ Богородицы и сотворить молитву.

Далеко не сразу церковное начальство благословило страдальца начать поиск - без разрешения на колокольню можно подниматься лишь на Светлой седмице. Святой лик оказался прямо под ногами - одна из ступенек лестницы был сделана из старой иконы. Заметив такое святотатство, священники достали икону и поместили в храме. Крестьянин же, помолившись, стал здоров. И сегодня икона «Семистрельная» для верующих имеет большое значение. Она напоминает о том, что каждый грех, любое злое слово или даже мысль больно ранят Богородицу в самую душу.

Считается, что сегодня этот образ находится в храме Праведного Лазаря в Вологде. Старая же церковь, где он был обретен, не сохранилась, остался лишь поклонный крест. Сюда верующие совершают паломничества. По композиции, цветовому решению обе иконы очень похожи, поэтому возле них можно читать одинаковые молитвы.

Довольно древний образ «Умягчение злых сердец» был обретен во время 2-й мировой. Было это на правом берегу Дона, где сражались итальянцы, выступавшие за Германию. Солдаты союзников и нашли в одном из разрушенных домов икону, передали ее капеллану. Местные жители утверждали, что ранее образ находился в Белогорском монастыре.

Во время отступления в 1943 г. священник забрал икону к себе домой. На родине в Венеции была выстроена особая часовня. Сюда до сих пор приходят русские, чтобы помолиться своей «Мадонне с Дона».


Значение святого образа

Другое название иконы - «Симеоново проречение», т.е. предсказание св. Симеона. Связано это с евангельским сюжетом. Конечно, никто буквально не пронзал Пречистую Деву ни мечами, ни стрелами. Значение иконы «Семистрельная» - символическое, изображение острого оружия помогает глубже понять ее богословский смысл. Сама Божия Матерь через нее призывает всех людей - и верующих, и неверующих - стать добрей, а это возможно только через покаяние.

Хотя крестные муки Спасителя давно в прошлом, Пречистая продолжает страдать. Ведь там, около креста, она стала матерью всем, кто рождается от земной женщины. Как же должна мучиться мать, видя, что ее дети продолжают убивать друг друга, враждовать, ненавидеть, обманывать, красть…

Люди, получившие прощение от своих злых дел от времен Адама, не остановились - они продолжают служить своим слабостям. Поэтому каждый неправедный поступок, каждое резкое слово, сказанное ближнему, даже грешная мысль - это те самые кинжалы, которые ранят невинную Богоматерь каждый день. Такое наглядное изображение выбрано, чтобы даже самое закоренелое в грехе сердце дрогнуло и начало обращаться к Господу.

Почитание Богоматери имеет глубокие богословские корни - будучи по рождению обычной женщиной, Она смогла вместить себя бесконечного Господа. Таким образом, она стала неким новым существом - выше обычной человеческой природы. Икона «Умягчение злых сердец» указывает дорогу к Богу тем, кто Его еще не нашел. Она является надеждой для тех, кто хочет взойти от земли до Неба.

Богословы проводили ассоциации между Богоматерью и Церковью. Как через женское тело Христос воплотился на земле, так через тело Церкви он продолжает пребывать здесь. Грех, вошедший в рай через Еву, через женское начало теперь получил полное искупление в виде Спасителя.

Где находится икона

В наши дни существует чудотворный список иконы «Умягчение злых сердец». Он находится в Москве, в храме на Девичьем поле (м. «Спортивная», храм Архангела Михаила). Икону иногда возят по стране.

  • В 2004 г. список бы привезен в Толгский монастырь., где во время молебнов наблюдалось обильное выделение ароматного мира.
  • В 2008 г. икона пребывала в Рязани, где мироточение повторилось.

В деревне Бачурино есть печатный образ, сделанный на заказ для одной женщины. После того, как он стал мироточить, владелица передала его Церкви, теперь икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» возят по городам России.

О чем молятся иконе

Обычно на иконах Божия Матерь выступает молитвенницей, защитницей грешников, а возле этого образа хочется защитить ее. И сделать это можно - если перестать грешить, избавиться хотя бы от одного своего порока. В этом как раз и помогает икона «Умягчение злых сердец». Перед ней молятся об обращении тех, кто перестал ходить в храм, либо совсем не имеет веры. Помогает образ усмирить враждующих - будь то родственники, друзья или коллеги по работе.

Молитва иконе «Умягчение злых сердец» должна быть особенно теплой, искренней. Святые отцы советуют строить общение с высшими силами согласно простой схеме:

  • прославить Бога;
  • поблагодарить Его (за все, что есть);
  • покаяться в проступках против заповедей;
  • попросить то, что необходимо - прежде должны идти нужды духовные.

Также Евангелие рекомендует перед тем, как обратиться к Господу, примириться с близкими. Если человек только на словах демонстрирует свою веру, то с ней что-то не так. Когда покаяние настоящее, оно требует видимых дел. Можно мало молиться, зато поступать правильно. И такая, пусть короткая, молитва будет угодна Богу.

Молитва иконе Умягчение злых сердец

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосерд ия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что нужно знать про икону Умягчение злых сердец