Герой войны: Евгений Степанов. Первый в мире ночной таран

Город: Уфа
Руководитель: Дягилев Александр Васильевич (учитель истории в Уфимском кадетском корпусе)

Исследовательская работа «Воздушный таран - исключительно ли оружие русских?»

План:

I. Введение

А Классификация воздушных таранов
Б. Первый воздушный таран

А. Причины применения таранов



IV. Заключение
V. Библиография

I. Введение

Мы очень часто говорим о героях, но редко о том, каким образом они добивались побед, увековечивших их имена. Меня заинтересовала предлагаемая тема, потому что таран - один из самых опасных типов воздушного боя, оставляющий пилоту минимальные шансы на выживание. Тематика моего исследования не только интересна, но важна и актуальна: ведь некогда не устареет тема подвигов героев, которые защищали наших бабушек и дедушек ценой собственных жизней. Также я хотел бы сравнить наших летчиков с летчиками других стран.
II. Что такое воздушный таран

Таран делится на 2 типа

1) целенаправленное столкновение самолета с целью, находящейся в воздухе, нанося ей огромные повреждения непосредственно самим летательным аппаратом атакующего
2) таран наземного объекта или корабля, по другому - «огненный таран».

А. Классификация воздушных таранов

Для наглядности я составил таблицу, в которой показал вид тарана в зависимости от типов летательных аппаратов, на которых и против которых выполнялся этот прием воздушного боя. Также я хочу сравнить эффективность и результативность каждого приема и способа воздушного тарана

Б. Первый воздушный таран

Первый в мире таран был совершен 8 сентября 1914 года Нестеровым Петром Николаевичем
. Барон Ф. Розенталь дерзко летел на тяжёлом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его маневр был быстр и решителен. Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса". Свидетель тарана писал:
"Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника".
Громоздкий "Альбатрос" ещё продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров.

III. Из истории воздушных таранов
.

А. Причины, вынуждающие летчика, идти на таран:

Каковы были причины, вынуждавшие летчика для уничтожения вражеского самолета, несмотря на смертельную опасность, идти на таран?
Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия — стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: "Все для фронта, все для победы!” Не только во время войны, но и до настоящего времени причины, побуждавшие летчиков идти на таран, должным образом не анализировались. Даже в трудах А.Д.Зайцева 1985 года, где описано 636 воздушных таранов, нет ни одного упоминания о недоученности летчика ведению воздушного боя. Весь упор делался только на пропаганду героизма, исходили из того, что каждый таран был необходим. Да, героизм бесспорен. Таран - высшая форма проявления героизма. Честь и хвала каждому летчику, принявшему решение совершить во имя защиты своей Родины этот смертельно опасный прием воздушного боя.

Невозможность повторной атаки, а следовательно, необходимость уничтожить самолет противника немедленно. Например, когда бомбардировщик уже прорвался к цели и может начать бомбить; вражеский разведчик, возвращающийся на свой аэродром после выполнения задания, вот-вот скроется в облачности; реальная опасность нависла над товарищем, которого атакует истребитель противника и т.д.
- Израсходование в воздушном бою всех боеприпасов, когда обстоятельства вынуждали летчика вести огонь с большой дальности и при больших ракурсах или при ведении длительного воздушного боя, боя с несколькими самолетами противника.
- Израсходование боекомплекта вследствие неумения, провести атаку, неумения вести прицельный огонь и в первую очередь стрельба с неоправданно большой дистанции.
- Отказ вооружения из-за конструктивно-производственных недостатков оружия, установки или боеприпасов,
- Отказ вооружения вследствие неудовлетворительной подготовки техническим составом.
- Отказ вооружения по вине летчика.
- Малая эффективность оружия.
- Стремление использовать последнюю возможность поразить воздушного противника. Например, самолет летчика подбит, чаше всего горят, хотя мотор еще работает, но до аэродрома не дотянуть, а враг вблизи.
Почему же наши летчики чаще использовали таран для уничтожения врага? Попытавшись разобраться в этом, я составил таблицу и добавил пару схем для сравнения авиации СССР и Германии в годы ВОВ

В 1941г.

В 1943 г.

Таким образом, я пришел к выводу, что многие наши летчики свою недостаточную подготовленность к боевым действиям, недоученность в плане приобретения летного мастерства, старались компенсировать своей героической уверенностью в том, что враг не должен приносить вреда родной стране. Поэтому враг должен быть уничтожен любой ценой, даже ценой собственной жизни.

Б. Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны

Широкое распространение воздушный таран приобрел во время Великой Отечественной войны
Воздушный таран был многократно повторен советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, превратившись в средство решительного уничтожения самолетов противника.
Тараны на вражеских летчиков наводили ужас!
Уже на 17-й день войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года трем летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Ими были доблестные защитники города Ленина летчики младшие лейтенанты П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков, которые совершили воздушные тараны в первые дни войны. (3 героя СССР)

Много позже мы узнали, что в первый день войны советские летчики 16 раз таранили самолеты с фашистской свастикой. Первым 22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут совершил таран командир звена 46-го истребительного авиаполка Юго-Западного фронта старший лейтенант Иван Иванович Иванов.

Знаменательно, что этот подвиг был совершён в районе г. Жолква, Львовской области, то есть там, где впервые в истории авиации произвел таран Петр Нестеров. Почти одновременно с ним ударил самолет противника Д. В. Кокарев.

Остановимся на самых заметных таранах военных лет.

В ночь на 7 августа 1941 года, расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель Виктор Талалихин таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его «И-16», отрубивший винтом хвостовое оперение «Не-111» (самолет противника), стал падать, но летчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Обратим внимание на причину этого тарана: из-за ранения и отсутствия боеприпасов Талалихин не имел другой возможности продолжать бой. Бесспорно, своим поступком Виктор Талахин продемонстрировал мужество и патриотизм. Но ясно, также, что до нанесения тарана он проигрывал воздушный бой. Таран стал для Талалихина последним, хотя и очень рискованным средством перехватить победу. (Первый ночной таран)

12 сентября 1941 года состоялся первый воздушный таран, совершенный женщиной. Екатерина Зеленко и ее экипаж на поврежденном «Су-2» возвращались с разведки. Их атаковали 7 вражеских истребителей «Me-109». Наш самолет оказался один против семи врагов. Немцы взяли «Су-2» в кольцо. Завязался бой. «Су-2» был подбит, оба члена экипажа получили ранения, к тому же, кончился боезапас. Тогда Зеленко приказала членам экипажа покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу «Мессершмитт» разломился пополам, а «Су-2» взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Тем самым Зеленко уничтожила вражескую машину, но при этом погибла сама. Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной!

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

В 1942 году число таранов не снижалось.
Три раза в 1942 году таранил самолеты противника Борис Ковзан. В первых двух случаях он на своём самолёте «МиГ-3» благополучно вернулся на аэродром. В августе 1942 года на самолёте «Ла-5» Борис Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров, с не полностью раскрывшимся парашютом, он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны. 10 месяцев героический летчик находился в госпитале. Он потерял правый глаз, но вернулся на летную службу.

А сколько же всего воздушных таранов во время Великой Отечественной войны совершили советские летчики?
В 1970 году считалось более 200, а 1990 году 636 воздушных таранов, а огненных таранов было совершенно 350 раз
34 лётчика применили воздушный таран дважды, Герой Советского Союза А. Хлобыстов, Здоровцев - трижды, Б. Ковзан - четырежды

В. Тараны летчиков других стран


В советское время всегда упоминалось только об отечественных и японских воздушных таранах; причем если тараны советских летчиков представлялось коммунистической пропагандой героическим осознанным самопожертвованием, то те же самые действия японцев почему-то назывались «фанатизмом» и «обреченностью». Таким образом, все советские летчики, совершившие самоубийственную атаку, окружались ореолом героев, а японские пилоты-«камикадзе» - ореолом «антигероев».

Хоть таран и применялся наибольшее количество раз в России, но нельзя говорить, что он - исключительно оружие русских, потому что летчики других стран тоже прибегали к тарану, хоть и как чрезвычайно редкому способу боя.

Вот, к примеру, самый удивительный воздушный таран в 1-й мировой войне совершил бельгиец Вилли Коппенс, протаранивший 8 мая 1918 г германский аэростат «Дракен». Коппенс ударил колесами своего истребителя «Анрио» по обшивке «Дракена»; лопасти винта тоже полоснули по туго надутому полотну, и «Дракен» лопнул. При этом мотор HD-1 захлебнулся из-за газа, хлынувшего в прореху порвавшегося баллона, и Коппенс буквально чудом не погиб. Его спас встречный поток воздуха, с силой раскрутивший винт и запустивший мотор «Анрио», когда тот скатился с падающего «Дракена». Это был первый и единственный в истории бельгийской авиации таран.

А примерно через год (в июле 1937 г) на другой стороне земного шара - в Китае - впервые в мире был проведен морской таран, причем таран массовый: в самом начале агрессии Японии против Китая 15 китайских летчиков пожертвовали собой, обрушившись с воздуха на вражеские десантные корабли и потопив 7 из них!

22 июня 1939 г над Халхин-Голом первый таран в японской авиации совершил пилот Сёго Саито. Зажатый «в клещи» и расстрелявший весь боезапас, Саито пошел на прорыв, срубив крылом часть хвостового оперения ближайшего к нему истребителя, и вырвался из окружения.

В Африке 4 ноября 1940 г. пилот бомбардировщика «Бэттл» - лейтенант Хатчинсон был подбит зенитным огнем во время бомбежки итальянских позиций в Ньялли (Кения). И тогда Хатчинсон направил свой «Бэттл» в гущу итальянской пехоты, ценой собственной гибели уничтожив около 20 вражеских солдат.
В ходе Битвы за Англию отличился британский пилот-истребитель Рэй Холмс. Во время германского налета на Лондон 15 сентября 1940 г один германский бомбардировщик Дорнье-17 прорвался сквозь британский истребительный заслон к Букингемскому дворцу - резиденции короля Великобритании. Спикирова на своем «Харрикейне» сверху на врага, Холмс на встречном курсе срубил своим крылом хвостовое оперение Дорнье, но и сам получил столь тяжелые повреждения, что был вынужден спасаться на парашюте.

Первым американским летчиком, действительно совершившим таран, стал капитан Флеминг, командир эскадрильи бомбардировщиков «Виндикейтор» морской пехоты США. Во время Битвы при Мидуэе 5 июня 1942 г он возглавил атаку своей эскадрильи на японские крейсера. На подходе к цели его самолет был поражен зенитным снарядом и загорелся, однако капитан продолжил атаку и произвел бомбометание. Увидев, что бомбы его подчиненных не попали в цель, Флеминг развернулся и вновь спикировал на врага, врезавшись на горящем бомбардировщике в крейсер «Микума». Поврежденный корабль потерял боеспособность, и вскоре был добит другими американскими бомбардировщиками

Несколько примеров немецких летчиков, совершивших воздушные тараны:

Если в начале войны таранные действия германских летчиков, побеждавших на всех фронтах, были редким исключением, то во второй половине войны, когда обстановка сложилась не в пользу Германии, немцы начали применять таранные удары все чаще. Так, например, 29 марта 1944 г в небе Германии известный ас Люфтваффе Герман Граф протаранил американский истребитель «Мустанг», получив при этом тяжелые травмы, уложившие его на госпитальную койку на два месяца.

На следующий день, 30 марта 1944 года, на Восточном фронте повторил «подвиг Гастелло» немецкий штурмовой ас, кавалер Рыцарского креста Алвин Боерст. В районе Ясс он на противотанковом варианте Ju-87 атаковал советскую танковую колонну, был сбит зениткой и, погибая, протаранил находившийся перед ним танк.
На Западе 25 мая 1944 г молодой пилот оберфенрих Хуберт Хеккман на Bf.109G таранил «Мустанг» капитана Джо Беннета, обезглавив американский истребительный эскадрон, после чего спасся на парашюте. А 13 июля 1944 г еще один знаменитый ас - Вальтер Даль - сбил таранным ударом тяжелый американский бомбардировщик В-17.


Г. Воздушные тараны в СССР в последующее время


После Победы над фашистской Германией тараны продолжали применяться советскими летчиками, однако это случалось значительно реже:

1951 - 1 таран, 1952 - 1 таран, 1973 - 1 таран, 1981 - 1 таран
Причина связана с отсутствием войн на территории Советского союза и с тем, что появились мощные машины, оснащенные огнестрельным оружием и маневренные и легкие самолеты-перехватчики.

Вот несколько примеров:

1) 18 июня 1951 года капитан Субботин в составе группы из восьми МиГ-15 участвовал в воздушном бою с 16 (по советским данным) истребителями F-86 «Сейбр» в районе Сенсен.
В ходе боя Субботин одержал одну воздушную победу, но затем его самолёт был подбит огнём противника. Согласно официальной версии, после этого Субботин намеренно совершил таран преследовавшего его «Сейбра», выпустив тормозные щитки, что привело к столкновению самолётов. После этого он катапультировался. В ряде источников этот эпизод упоминается как первый воздушный таран на реактивном самолёте в истории авиации

2) 28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. Заметив цель, Елисеев пошёл на сближение. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, лётчик выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом выпустил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев ударил самолет противника не крылом, а всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота, как это ни обидно, остались в живых.

3) Ещё один успешный таран был совершён позднее. Совершил его гвардии капитан Валентин Куляпин 18 июля 1981 года на Су-15. Он нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника Canadair CL-44. CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж нарушителя погиб, полковник запаса Валентин Александрович Куляпин жив до сих пор.

4) Но и потом мы видим применение тарана, так например 31 января 2000 года, в районе населённого пункта Хорсеной, экипаж вертолёта Ми-24 в составе майора А. А. Завитухина и капитанаА. Ю. Кириллина участвовал в задании по прикрытию вертолёта Ми-8 поисково-спасательной службы, занимавшегося поиском и эвакуацией группы разведчиков. Своим бортом лётчики прикрыли машину поисковиков, попавшую под шквальный огонь боевиков, дали ей уйти из зоны поражения, а свой подбитый Ми-24 направили на одну из зенитных установок врага, повторив в наши дни подвиг героического экипажа капитана Гастелло.

VI. Заключение


Вот что писал о таране дважды Герой Советского Союза Главный Маршал авиации А.А.Новиков:

«Что касается моего мнения о роли и значении тарана в бою, то оно было и остается неизменным...
Известно, что любой прием воздушного боя, завершающийся решительной атакой противника, требует от летчика отваги и мастерства. Но таран предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования. Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из высших форм проявления героизма, того самого морального фактора, присущего советскому человеку,которого не учел враг, да и не мог учесть, так как о нашем народе имел весьма смутное представление».

Таким образом целью своей работы я ставил показ воздушного и огненного тарана, как оружия, применяемого не только русскими, но и летчиками других стран в моменты, когда решается судьба боя. Вместе с тем я хочу подчеркнуть, что если в других странах летчики прибегали к тарану как чрезвычайно редкому способу боя, то советские летчики использовали таран тогда, когда не могут иным способом уничтожить противника, поэтому только в красной армии таран стал постоянно-действующим оружием боя.

VII. Библиография


1. Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo
2. http://baryshnikovphotography.com/bertewor/Таран_(воздушный)
3. Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный таран - кошмар немецких асов. //topwar.ru;
4. Степанов А., Власов П. Воздушный таран - оружие не только советских героев. //www.liveinternet.ru;
5. Д/ф «Иду на таран".(2012г. Россия)
6. Бессмертные подвиги. М., 1980;
Важин Ф.А. Воздушный таран. М., 1962;
7. Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный таран - кошмар немецких асов. //topwar.ru;
Залуцкий Г.В. Выдающиеся русские лётчики. М., 1953;
8. Жукова Л.Н. Выбираю таран. М., 1985;
9. Шингарёв С.И. Иду на таран. Тула, 1966;
Шумихин В.С., Пинчук М., Бруз М. Воздушная мощь Родины: очерки. М., 1988;
10. Важин Ф.А. Воздушный таран. М., 1962;

Вопреки часто встречаемым утверждениям впервые ночной воздушный таран осуществил не Виктор Талалихин, а другой русский летчик. Евгений Степанов в октябре 1937 г. протаранил бомбардировщик SM-81 над Барселоной.

Он сражался в Испании на стороне республиканцев во время Гражданской войны. Вскоре после начала Великой Отечественной ночной таран прославит молодого летчика Талалихина.
Сейчас историки пишут, что в Великую Отечественную первый ночной таран осуществил Петр Еремеев, служивший в Подмосковье в 27-м авиаполку. Он сбил Ju-88 в ночь с 28-го на 29 июля над Истринским районом. Еремеев погиб за несколько недель до Талалихина - в начале октября 1941 г. Однако его подвиг так и не стал широко известен, а звание Героя он получил посмертно только в 1995 г. Талалихин же стал символом героизма советских летчиков.

Мечты о небе

В семнадцать лет в сентябре 1935 г. Талалихин записался в планерный кружок. К этому времени за плечами у будущего аса были средняя школа и школа фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате, где юноша потом работал. Возможно, примером для Талалихина послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. Но в 30-е годы многие советские мальчишки мечтали о небе.
Через несколько месяцев после начала обучения в кружке Талалихин писал в заводской газете, что совершил свой первый полет на планере, завершил первую ступень обучения на «хорошо» и «отлично», надеется продолжить учиться. Он заявлял, что хочет летать, как Чкалов, Беляков и Байдуков, – имена этих летчиков были на слуху у всего Советского Союза.

Первый полет и военное училище

В октябре 1936 г. Талалихина направили в аэроклуб. Он, несмотря на небольшой рост, успешно прошел медкомиссию и приступил к обучению. Инструктор отмечал, что у юноши есть талант, но ему нужна «холодная голова». Хладнокровие и рассудительность Талалихин обретет во время военной службы.
Свой первый полет Талалихин совершил на У-2 в 1937 г. за несколько месяцев до призыва в армию. Там и сбылась мечта будущего аса – он был направлен в военную авиашколу имени Чкалова в Борисоглебске. Учился он старательно: позднее Талалихин вспоминал, что вставал он с восходом, а возвращался в казарму ровно к отбою. Помимо занятий он проводил много времени в библиотеке: читал специальную литературу, изучал карты и инструкции.
Однако Талалихину пришлось однажды оказаться и на гауптвахте - за нарушение техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.
В 1938 г. он окончил училище в звании младшего лейтенанта и начал службу в 27-м истребительном авиационном полку. Офицеры и преподаватели училища отмечали, что у Талалихина есть смелость, он в сложных ситуациях принимает правильные решения.

На финской войне

За время Советско-финской войны Талалихин произвел 47 боевых вылетов. Уже в первом бою младший летчик третьей эскадрильи уничтожил самолет врага. Тогда Талалихин летал на «Чайке» - И-153 (биплане). За доблесть будущий ас получил орден Красной Звезды.
Всего за время кампании Талалихиным были сбито четыре самолета. В одном из боев он прикрывал командира Михаила Королева, стремившегося перехватить немецкий бомбардировщик и попавшего под огонь финской зенитной батареи. Талалихин «отсек» от самолета командира и уничтожил немецкий «Фоккер» (F-190). После окончания финской кампании
Талалихин провел около месяца в отпуске у родителей, а потом был отправлен на переподготовку – курсы усовершенствования летного состава. В характеристике по их окончанию Талалихин был назван достойным стать командиром звена. Также было сказано, что он «летает смело», в воздухе сообразителен, успешно летает на истребителях.
Весной 1941 г. Королев и Талалихин вновь встретились: молодой летчик был отправлен в первую эскадрилью 177-го истребительного авиаполка, которым командовал Королев. Его непосредственным командиром был Василий Гугашин.

Начало Великой Отечественной

Первые тараны советские летчики провели сразу после начала войны. Зафиксировано, что за 22 июня 1941 г. семеро пилотов рискнули жизнью и направили свои самолеты на вражеские. Таран был смертельным риском для пилота. Выживали немногие – например, Борис Ковзан сбил таким образом четыре самолета и всякий раз успешно приземлялся на парашюте.
Эскадрилья, в которой служил Талалихин, базировалась около города Клин. Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налета немецкой авиации на Москву. Тогда благодаря успешной работе ПВО и советской авиации из 220 бомбардировщиков до города долетели только несколько.
Задачей советских летчиков было обнаруживать фашистские бомбардировщики и истребители, отсекать их от группы и уничтожать.
Полк Талалихина принял первый бой 25 июля. Тогда ас уже был заместителем командира эскадрильи, а вскоре Гугашин не смог осуществлять командование, и Талалихину пришлось принять его на себя.

Ночной таран

7 августа произошла одна из последних крупных атак немецкой авиации на Москву. Это был шестнадцатый по счету налет.
Талалихин получил приказ вылететь на перехват бомбардировщиков в районе Подольска. Летчик позже рассказывал журналистам, что заметил «Хейнкель-111» на высоте 4800 метров. Он атаковал и подбил правый мотор. Немецкий самолет развернулся, полетел обратно. Пилоты начали снижение. Талалихин понял, что у него кончились боеприпасы.
У поисковиков, обнаруживших в 2014 г. самолет Талалихина, есть версия, что из строя была выведена система ведения огня. Боекомплект был израсходован до половины, а приборная панель прострелена. Тогда же Талалихин был ранен в руку.
Он решил пойти на таран: сначала был план «обрубить» хвост немецкого самолета винтом, но в итоге Талалихин протаранил бомбардировщик всем своим И-16, который называл «ястребком».
Советский летчик спланировал на парашюте в озеро возле деревни Мансурово (сейчас это района аэропорта Домодедово). Он выбрал затяжной прыжок, опасаясь, что купол парашюта будет прострелен немцами.
Немецкий самолет рухнул возле деревни Добрыниха, его экипаж погиб. Командовал «Хейнкелем» сорокалетний подполковник. Место падения сбитого самолета нужно было зафиксировать, иначе по правилам авиации Красной Армии подвиг не был бы признан. Военным помогли его обнаружить местные жители. Есть даже фотография, на которой Талалихин запечатлен на фоне «Хейнкеля».
Радиоперехват зафиксировал, что немцы назвали Талалихина «сумасшедшим русским летчиком», который уничтожил тяжелый бомбардировщик.
Подвиг Талалихина сразу же нашел отражение в газетах, о нем рассказывали по радио. Советскому государству нужны были герои: рассказы о подобных поступках поднимали боевой дух солдат. На следующий день после тарана Талалихин получил звание Героя Советского Союза. Указ об этом появился в газетах 9 августа. Ас писал брату Александру, что награда для него является огромной честью. Однако ему казалось, что он не сделал ничего особенного и брат на его месте поступил бы так же.
7 августа, в день подвига Талалихина, дальняя советская авиация осуществила первую бомбардировку Берлина, чем привела в ярость нацистское правительство.

Гибель Талалихина

Находясь на лечении, Талалихин много общался с молодежью и рабочими, выступал на антифашистских митингах. Как только он смог вернуться в строй, вновь начал сбивать вражеские самолеты. К концу октября на его счету были четыре сбитых немецких воздушных судна.
27 октября группа Талалихина вылетела прикрывать войска в район деревни Каменки. Подлетая к пункту назначения, летчики заметили «мессершмиты». Один из них Талалихин успел сбить, но вскоре три немецких самолета оказались совсем рядом с ним и открыли огонь. С помощью напарника Александра Богданова удалось сбить и второй, но практически сразу после этого Талалихин получил тяжелое пулевое ранение в голову и не смог управлять самолетом.
Фрагменты самолета удалось найти. Тело летчика было отправлено в Москву. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ровно 75 лет назад, в ночь на 7 августа 1941 года, младший лейтенант Виктор Талалихин одним из первых в советской авиации совершил ночной таран вражеского бомбардировщика. Воздушная битва за Москву только начиналась.

Зловещий самолет

В эту ночь заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО Виктор Талалихин получил приказ перехватить противника, который шел на Москву. На высоте 4800 метров младший лейтенант настиг вражеский самолет, молниеносно зашел к нему в хвост и начал по нему стрелять.

Однако сбить дальний бомбардировщик "Хейнкель-111" было непросто. Из пяти членов экипажа трое боролись с истребителями. Подфюзеляжный, задний и боковой стрелки в полете постоянно держали в поле зрения свой сектор обстрела и в случае появления цели открывали по ней яростный огонь.

Зловещий силуэт "Хейнкеля-111" был хорошо знаком жителям Польши, Дании, Норвегии, Франции, Великобритании. Этот бомбардировщик считался одним из основных в люфтваффе и принимал активное участие во всех военных кампаниях Третьего рейха в Европе. Он принял активное участие и в нападении на СССР с самых первых минут.

Лишить СССР Москвы

В 1941 году немцы попытались разбомбить Москву. Они преследовали две стратегические задачи: во-первых, лишить Советский Союз крупнейшего железнодорожного и транспортного узла, а также центра управления войсками и страной. Во-вторых, они надеялись помочь своим наземным войскам сломить сопротивление защитников Москвы.

Эта задача была возложена Гитлером на командующего 2-м воздушным флотом Германии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Это оперативное соединение численностью в 1600 самолетов поддерживало наступление группы армий "Центр", чьей главной целью, согласно плану "Барбаросса", была советская столица.

У экипажей бомбардировщиков был обширный боевой опыт ударов по крупным городам, в том числе в ночное время.

Неприятные сюрпризы для люфтваффе

Оружие победителей: особые, секретные, универсальные "Катюши" Первый залп знаменитые "Катюши" сделали 75 лет назад, а потом все годы Великой Отечественной эти реактивные установки были палочкой-выручалочкой для пехоты и танкистов. Историю разработки и применения "Катюш" напоминает Сергей Варшавчик.

Фюрер потребовал от летчиков "нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата". Сильного сопротивления не предвиделось, а потому военное и политическое руководство Германии было уверено в своем скором параде на Красной площади.

В ночь на 22 июля 1941 года состоялся первый налет на Москву. Немцы обнаружили, что у русских много зенитных орудий, аэростатов заграждения, которые установлены куда выше, чем обычно, и немало истребительной авиации ПВО, активно действовавшей и ночью.

Понеся ощутимые потери, пилоты люфтваффе стали подниматься на новую высоту. Активно участвовали в массированных налетах и "Хейнкели-111".

Трофеи 177-го истребительного полка

Командование ВВС Германии не вынесло урока из воздушной битвы за Британию в 1940 году, в которой немцы лишились двух с половиной тысяч самолетов. Из них почти 400 "хейнкелей-111". Как азартный игрок, в сражениях над Москвой нацисты ставили на свою удачу, игнорируя боевой потенциал противника.

Между тем истребительный полк ПВО под командованием майора Михаила Королева, в котором служил Талалихин, открыл боевой счет вражеским потерям 26 июля 1941 года.

В этот день заместитель командира полка капитан Иван Самсонов сбил немецкий бомбардировщик. Вскоре у этой воинской части появились и другие "трофеи".

Молодой, но опытный летчик

"Непробиваемый" "Хейнкель-111", с которым встретился в ночном бою Талалихин, не успел сбросить бомбы на цель и стал уходить. Один из его моторов загорелся. Советский летчик продолжал стрелять, но вскоре авиапулеметы замолчали. Он понял, что патроны кончились.

Тогда младший лейтенант принял решение таранить вражеский самолет. В свои почти 23 года Виктор имел невысокое звание, но к началу Великой Отечественной войны он был уже опытным пилотом. За его плечами была советско-финская война 1939/40 годов и орден Красной Звезды за четыре сбитых финских самолета.

Там молодой пилот воевал на морально устаревшем биплане И-153, прозванном "Чайкой". Однако в первом же бою одержал воздушную победу. Другой вражеский самолет был сбит им, когда Талалихин прикрывал своего командира Михаила Королева.

Не дать гадам уйти

В молниеносной схватке в ночном московском небе, когда советский летчик направил свой самолет на таран, его руку внезапно обожгло. Один из вражеских стрелков ранил его.

Позднее Талалихин рассказывал, что "принял решение жертвовать собой, но не упустить гада". Он дал полный газ и своим самолетом врезался в хвост противника. "Хейнкель-111" загорелся и беспорядочно начал падать вниз.

Поврежденный истребитель И-16 после страшного удара потерял управление, и Талалихин покинул его на парашюте. Он приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться местные жители. Весь немецкий экипаж погиб. На следующий день Виктор Васильевич Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Адская ПВО

Потеряв за короткое время 172 самолета "Хейнкель-111" (не считая значительного числа бомбардировщиков других типов), к десятым числам августа 1941 года германская авиация отказалась от тактики налета большими группами с одного или двух направлений.

Теперь пилоты люфтваффе старались "просочиться" в Москву с разных сторон и часто нападали на цель, заходя по очереди, один за другим. Им приходилось напрягать все свои силы и умение в борьбе с адской для нацистов противовоздушной обороной столицы СССР.

Апогея воздушная борьба достигла осенью 1941 года, когда на подступах к Москве развернулась грандиозная наземная битва. Немцы перебазировали свои аэродромы поближе к городу и смогли увеличить интенсивность боевых вылетов, перемежая ночные налеты с дневными.

Гибель в бою

В ожесточенных схватках поредели ряды 177-го истребительного авиационного полка. 27 октября 1941 года в воздушном бою погиб Виктор Талалихин, а 8 декабря не стало Ивана Самсонова.

Однако и немцы несли ощутимые потери, прорываясь сквозь стену зенитного огня и отбиваясь от советских истребителей. За период с 26 июля 1941 года по 10 марта 1942 года к городу прорвалось 4% вражеских самолетов. За этот период средствами ПВО Москвы было уничтожено свыше тысячи самолетов противника.

Те из экипажей немецких бомбардировщиков, кому удавалось сбросить бомбы, делали это хаотично, торопясь поскорее освободиться от груза и уйти из зоны обстрелы.

Провал воздушного блицкрига

Британский журналист Александр Верт, который находился в СССР с начала Великой Отечественной войны, писал, что в Москве шрапнель зенитных снарядов барабанила по улицам, точно град. Десятки прожекторов освещали небо. В Лондоне ему не приходилось ни видеть, ни слышать ничего подобного.

От зенитчиков не отставали и летчики, причем не только истребители. Например, командир эскадрильи 65-го штурмового авиационного полка лейтенант Георгий Невкипелый за свои 29 боевых вылета сжег не только шесть вражеских самолетов, но и несколько танков, и более сотни автомашин с пехотой.

Он пал смертью храбрых 15 декабря 1941 года и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Мощность противовоздушной обороны столицы Советского Союза оказалась в целом непреодолимой для люфтваффе. Воздушный блицкриг, на который рассчитывали летчики Геринга, провалился.

Всем известно, что первый таран был совершен штабс-капитаном П. Н. Нестеровым в далеком 1914 году. Многим известно, что первый в мире ночной таран был осуществлен 27 октября 1941 года советским летчиком В. В. Талалихиным. Однако имена сталинских соколов, совершивших таран в первый же день Великой Отечественной войны, почему-то долгие годы остаются в тени. Трудно не согласиться, что их подвиги, их готовность отдать свою жизнь за свободу родной земли не менее значимы. Самыми первыми, кто пошел на таран в годы Великой отечественной войны, были летчики Ленинградского военного округа - П. Т. Харитонов и С. И. Здоровцев. Что не удивительно: ведь за их спинами был Ленинград. Именно эти летчики и стали первыми Героями Советского Союза, получившими 8 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР это звание за подвиг, совершенный в Великой Отечественной войне. Но были и другие герои, совершившие 22 июня 1941 года таран, и их имена уже практически не известны широкому кругу людей. Восстановим события того времени и назовем их имена.

Жуков М.П., Здоровцев С.И. и Харитонов П.Т. у И-16

Буквально в первые мгновения войны в 4 часа утра на перехват врага поднялось звено истребительного авиаполка №124 под началом младшего лейтенанта Д. В. Кокарева. Практически над взлетной полосой он увидел фашистский Дорнье Do 215. Заложив вираж, МиГ-3 Кокарева занял выгодную позицию для открытия огня. И тут выяснилось, что отказали пулеметы. Как быть? Гитлеровец уже разворачивал машину на обратный курс. Решение созрело мгновенно: Кокарев прибавил обороты двигателя, подошел вплотную к Дорнье и над городом Замбрув ударил его лопастями винта по хвосту. Бомбардировщик, потеряв управление, завертелся и рухнул на землю. Так в 4 часа 15 минут 22 июня 1941 года был совершен один из первых таранов в небе Великой Отечественной войны. Кокареву удалось посадить свой поврежденный самолет. После тарана отважный летчик дрался в небе Москвы и Ленинграда, совершил более 100 боевых вылетов и сбил 5 фашистских самолетов. Погиб он в бою за город Ленина 12 октября 1941 года.

Почти одновременно с Дмитрием Васильевичем Кокаревым, пилотируя истребитель И-16, осуществил таран и командир звена истребительного авиаполка №46 старший лейтенант И. И. Иванов. Совершил он его в 4 часа 25 минут в районе города Жолква (ныне входит в состав Львовской области Украины). Показательно, что там же, в 1914 году, совершил свой воздушный таран и Петр Нестеров. 2 августа 1941 года Ивану Ивановичу Иванову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Увековечен подвиг Иванова был и тем, что его имя присвоено одной из улиц в г. Щелково.

На рассвете 22 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи по политической части истребительного авиаполка №127 старший политрук А. С. Данилов со своими летчиками патрулировал над городом Гродно (Беларусь). Неожиданно с разных сторон к городу стали подходить фашистские бомбардировщики и истребители. Эскадрилья рассредоточилась. Завязались групповые воздушные бои. Данилов сбил два вражеских самолета. Но в круговерти воздушного боя им были израсходованы все боеприпасы. Тогда, приблизившись к самолету врага вплотную, А. С. Данилов направил свой И-153 на вражескую машину и винтом отрубил ей крыло. Фашистский самолет вспыхнул и начал падать. Скоро в «Правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении А. С. Данилова орденом Ленина посмертно. Но Андрей Степанович не погиб. Тяжело раненый, он совершил посадку на самолете. Колхозники деревни Черлен доставили отважного пилота в медсанбат. После выздоровления старший политрук Данилов вернулся в строй и вел воздушные бои на Ленинградском и Волховском фронтах. Окончание войны застало А. С. Данилова на Забайкальском фронте.

Политрук Данилов А.С.-единственный из советских летчиков, совершивших тараны 22.06.1941 и доживший до конца войны.

В 5 часов 15 минут в районе аэродрома, расположенного около города Станислав (ныне украинский город Ивано-Франковск) принял воздушный бой летчик 12-го истребительного авиаполка, комсомолец, младший лейтенант Л. Г. Бутелин. Сбив один Юнкерс Ju-88, он бросился преследовать другой вражеский самолет, пытавшийся прорваться к аэродрому. Юнкерсы были достаточно живучими машинами, не так-то просто было их сбить, имея на истребителе только пулеметы. Сбить второй самолет огнем бортового не получилось. Были израсходованы все боеприпасы. И тогда Бутелин направил свой самолет в бомбардировщик.

В 5 часов 20 минут заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка №33 лейтенант С. М. Гудимов поднялся в воздух, имея задачу отразить налет бомбардировщиков Хенкель Не-111 на белорусский г. Пружаны. С. М. Гудимову удалось сбить один бомбардировщик. Во время боя истребитель лейтенанта был подбит и загорелся. С. М. Гудимов таранил горящим истребителем второй Хенкель.

В 7.00 над аэродромом в белорусском поселке Черлене, на который совершили налет 54 вражеских самолета, командир эскадрильи скоростного бомбардировочного авиационного полка №16 капитан А. С. Протасов под обстрелом поднялся в воздух. В воздушном бою, несмотря на тот факт, что на его самолет наседали истребители Ме-109, экипаж Протасова сумел сбить бомбардировщик противника. Второй фашистский бомбардировщик капитан таранил своим Пе-2. Это был первый таран в воздухе на бомбардировщике в ходе начавшейся Великой Отечественной войны.

Капитан Анатолий Протасов

В 8 часов 35 минут завязали воздушный бой с девяткой Ме-110 в районе своего аэродрома летчики истребительного авиаполка №126 Евгений Панфилов и Григорий Алаев. Две гитлеровские машины были сбиты. В неравной схватке погиб лейтенант Алаев. Панфилов пошел на таран. При ударе по вражескому самолету его выбросило из кабины. Он благополучно приземлился с парашютом. В дальнейшем Панфилов воевал в составе 148-го, а затем 254-го истребительных авиационных полков на Юго-Западном фронте. Погиб отважный летчик в воздушном бою 12 августа 1942 года.

В 10 часов утра совершил свой подвиг над Брестом Петр Сергеевич Рябцев. Вот что о нем написано в истории истребительного авиаполка №123: «4 истребителя капитан Можаев, лейтенанты Жидов, Рябцев и Назаров- вступили в бой с восемью германскими истребителями Ме-109. Самолет лейтенанта Жидова был подбит и пошел на снижение. Три фашиста сверху стали атаковать его, но капитан Можаев, прикрывая выход из боя Жидова, меткой пулеметной очередью сразил один из фашистских истребителей, а второй «мессер» был перехвачен лейтенантом Жидовым и подожжен. В конце боя у лейтенанта Рябцева был израсходован весь боекомплект. Но Рябцев, не считаясь с опасностью для жизни, повел самолет на таран противника».

Продолжил счет таранных ударов первого дня войны заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка №67, старший лейтенант А. И. Мокляк. В воздушном поединке над Молдавией он сбил две вражеские машины. Израсходовав весь боезапас, Мокляк таранил третий фашистский бомбардировщик.

В первый день Великой Отечественной войны таранным ударом уничтожил фашистский самолет и командир звена истребительного авиаполка №728, младший лейтенант Н. П. Игнатьев. «Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран, - писал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее выше всего, пpeвышe собственной жизни… Таран - это не удаль, не бессмысленный риск, таран - это оружие смелых, мастерски владевших самолетом советских воинов. Таран требовал виртуозного владения машиной».

В годы Великой Отечественной войны, таранные удары по врагу нанесли более пятисот летчиков. Тараны были проведены не только на истребителях, но и на штурмовиках и бомбардировщиках. Более половины наших летчиков после тарана вражеских самолетов сумели спасти свои боевые машины. По два тарана в годы войны совершили 25 летчиков. Были летчики, совершившие и три тарана, это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. С. Хлобыстов и старший лейтенант Б. И. Ковзан.

Изучая историю воздушных таранов, совершенных 22 июня 1941 года, невозможно обойти еще одну деталь. Все летчики, принявшие решение идти на таран, были либо комсомольцами, либо коммунистами, либо кандидатами в партию. Пусть каждый сделает выводы сам.

Источники:
Буров А.В. Твои герои, Ленинград.
Абрамов А.С. Мужество в наследство.
Бессмертные подвиги. Сборник статей.
Буров А.В. Огненное небо.
Жукова Л.Н. Выбираю таран.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.
Крылья Родины. Сборник статей.
Смирнов С.С. Были великой войны.
Шингарёв С.И. Иду на таран.
Авиация и космонавтика 1971 г. №6.
Авиация и космонавтика 1979 г. №8.
Авиация и космонавтика1991 г. №6.

Известный факт, первые авиаторы не воевали в небе, а приветствовали друг-друга.
В 1911 году и французы и русские одновременно оборудовали самолеты пулеметами и понеслась эра воздушных боев. При отсутствии патронов пилоты применяли таран.

Таран — приём авиационного боя, предназначенный для вывода из строя самолета противника, наземной цели или зазевавшегося пешехода.
Впервые был применен Пётром Нестеровым 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Существуют несколько видов таранов: удар шасси по крылу, удар пропеллером по хвостовому оперению, удар крылом, удар фюзеляжем, удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)
Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.
Таран В. А. Куляпина таран С. П. Субботина, таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив.

1

Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

2


За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе, а 4 самолёта сбил тараном. В трёх случаях Ковзан на своём самолёте МиГ-3 возвращался на аэродром. 13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер.

3


Нарпавил поврежденный самолет на назменую цель. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Подвиг Гастелло был в некоторой степени канонизирован. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева)

4


На лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины.

5


Первый 7 августа 1941 года применил ночной таран, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. При этом сам остался жив.

6


20 декабря 1943 года в своём первом воздушном бою, уничтожил два американских бомбардировщика Б-24 «Либерейтор» — первый из пулемёта, а второй воздушным тараном.

7


13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке концевого транспорта водоизмещением 6000 тонн в самолёт Носова В. П. попал снаряд, самолёт стал падать, но лётчик направил свой горящий самолёт прямо в транспорт и уничтожил его. Экипаж самолета погиб.

8


20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области. Подбил самолет противника, однако тот остался в воздухе и продолжал полет. Барковский нарпавил свой самолет на таран и уничтожил Ju-88. Пилот погиб при столкновении.

9


28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ совершил таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеев погиб.

10 Куляпин Валентин (Таран Куляпина)


Совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении.