Что значит второстепенные предложения. Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены
Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные - подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные - определение, обстоятельство, дополнение.

Главные члены предложения

Подлежащее в тексте обычно выражается существительным, а сказуемое - глаголом. Оба эти члена выделяются прямыми линиями . Чтобы наглядно показать, как подчеркивается подлежащее и как подчеркивается сказуемое, приведем пример:

Пират охотился за сокровищами.

В этом простом предложении в качестве главного субъекта выступает слово «пират», которое мы подчеркиваем одной горизонтальной чертой.

Действием, которое совершает субъект, является слово «охотился» и выделяется двумя горизонтальными линиями, находящимися параллельно.

  • причастием;
  • наречием;
  • местоимением;
  • именным существительным.

В таких случаях нужно помнить, что главные члены выражают субъект действия и само действие .

Типы предложений

  1. В русском языке встречаются 2 типа предложений:
  • простые - двусоставные и односоставные;
  • сложные - с несколькими главными членами.

В односоставном варианте может присутствовать либо подлежащее, либо сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Среди неглавных частей предложения в тексте представлены:

  • Определение - выделяется волнистой линией. Уточняется вопросами: чья? чей? какая? который?.

В тексте выражается:

  • прилагательным;
  • инфинитивом;
  • наречием;
  • существительным в не Именительном падеже.

Для наглядности приведем примеры, показывающие, как подчеркивается определение, выраженное разными частями речи.

Прилагательным:

Яркое утро.

где слово «яркое» - признаком субъекта «утро».

Инфинитивом:

Черта характера подчинять была у каждого правителя.

где слово «подчинять» - признак предмета «черта».

Наречием:

Дочь сидела тихо в комнате.

где слово «тихо», описывает сказуемое «сидела».

Существительным:

Дом с мезонином был последним пристанищем Чехова .

где слово «с мезонином» - определение субъекта «дом».

В тексте выражается:

  • косвенным существительным;
  • наречием;
  • деепричастным оборотом.

В качестве примеров приведем фразы, где покажем, как подчеркивается обстоятельство, представленное вышеуказанными частями речи.

Косвенным существительным:

Он был на севере важным человеком.

где слова «на севере» обозначают обстоятельство.

Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.

Наречием:

Машина ушла влево, чтобы не перевернуться.

где слово «влево» является обстоятельством.

Деепричастным оборотом:

Ожидая праздника , она пригласила всех своих родственников.

где словосочетание «ожидая праздника» - обстоятельство.

  • Дополнение - выделяется на письме штрихпунктирной линией. Определяется вопросами косвенных падежей: Т., П. Д. Вн., Р.

Подразделяется на 2 типа:

  • прямое - субъект действует прямо, например, воплощать мечту; съел кашу; заворачивать подарок.
  • косвенное - субъект действует через кого-то или что-то, например, приказал подать чай; покоритель душ; параллельно дому.

В тексте выражается:

  • существительным;
  • местоимением.

В качестве примеров приведем предложения, показывающие, как подчеркивается дополнение, выраженное ранее указанными частями речи.

Существительным:

Все украшают дом гирляндами на Рождество.

где слово «гирляндами» обозначает дополнение.

Местоимением:

Принцесса знала его как никто другой.

где слово «его» - дополнение.

Важно! В связи с тем, что некоторые части речи могут обозначать разные члены предложения, необходимо задавать вопросы-маркеры.

Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является.

Подводя итог, отметим, что приведенные примеры не только наглядно демонстрируют, как подчеркивается прилагательное и другие члены предложения, но и являются материалом для составления таблицы, которая в будущем может стать «костылем» для памяти.

В любом предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Если предложение нераспространенное, то оно состоит только из них, а если распространенное, то к грамматической основе добавляются второстепенные члены предложения. Эта тема, которая изучается в 5 классе, очень важна для формирования грамотной устной и письменной речи и понимания структуры языка.

Что такое второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос – иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других членов предложения. Поможет разобраться в сути вопроса таблица второстепенных членов предложения.

Название второстепенного члена

Функция второстепенного члена

Вопросы, которые к нему задаются

Чем он выражается

Дополнение

Обозначает предмет

Все вопросы косвенных падежей

В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже

Определение

Обозначает признак этого предмета

Какой? Чей? – в разных падежах и лицах

Прилагательными

Обстоятельство

Обозначает время, место или способ действия

Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему?

Наречиями, а также существительными в косвенном падеже

С существительными или местоимениями в косвенном падеже часто возникает путаница – их автоматически причисляют к дополнениям, однако они могут быть и обстоятельствами. Поэтому очень важно правильно задать вопрос к такому члену предложения.

Второстепенные члены предложения при разборе

Делая синтаксический разбор предложения, важно не только выделить его грамматическую основу, но и найти правильно выделить все остальные члены, если они есть. Для этого к выбранному значимому слову нужно задать вопрос, начинают обычно с подлежащего и сказуемого, потом переходят к второстепенным членам предложения. Таким образом предложение условно делится на отдельные части – словосочетания.

Например, определение может распространять не только подлежащее, но и дополнение, сравните: Красивое лицо обрамляли пышные волосы. В этом предложении определение пышные распространяет подлежащее волосы, а определение красивое – дополнение лицо.

Подчеркиваются они следующим образом: дополнение – пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – чередованием пунктира и точек.

Даже если по смыслу предлог входит во второстепенный член предложения, при разборе его не подчеркивают, как и другие служебные части речи, не имеющие собственного значения.

Что мы узнали?

Кроме главных членов в предложении есть и те, которые их распространяют, то есть второстепенные. Всего в русском языке их три – это определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются как от подлежащего или сказуемого, так и от других значимых слов в предложении. При разборе они подчеркиваются разными типами линий для наглядности.

В начале было слово… Мы общаемся и сознательно формируем свою речь при коммуникации, пользуясь определёнными языковыми единицами. Они и будут предметом изучения данной статьи. Чтобы узнать (или вспомнить), что такое и как они могут проявляться в тексте/речи, обратимся к основным понятиям.

Что такое предложение?

Начнём с того, что слово не единственная, но основная структурная Она именует предметы. Набор слов, объединённых вместе смыслом, грамматикой и интонацией, оформляется в предложение. Оно будет следующей языковой единицей. Она состоит из совокупности правильных грамматических словесных соединений, фактически - членов предложения.

Что такое члены предложения?

С точки зрения грамматики, это важные части (слова или их сочетания) внутри одной законченной фразы. Они выполняют свои роли и несут определённое значение. Их принято подразделять на главные и второстепенные. Чтобы раскрыть ответ на вопрос "что такое второстепенные члены предложения?", вскользь упомянем о главных с целью формирования общего представления.

К главным членам относят подлежащее и сказуемое. Их непосредственная задача - сформировать каркас, основу предложения. Эти составляющие независимы от прочих слов. Но формы других языковых единиц могут зависеть именно от подлежащего и сказуемого.

Что такое второстепенные члены предложения?

Это все языковые единицы, кроме подлежащего и сказуемого. Здесь необходимо уяснить: второстепенные члены могут быть зависимы не только от главных, но и друг от друга. Вот какой непростой наш русский язык!

Второстепенные члены предложения могут определять, дополнять и пояснять значимые слова. Познакомимся с каждой языковой единицей подробно. Рассмотрим их на конкретных примерах и поймём, что представляют собой второстепенные члены предложения:

Определение

Этот второстепенный член предложения говорит сам за себя. Он характеризует качество предмета, его выделяющее свойство или отличительный признак. К определению задаются вопросы типа «какой?», «какая?», «какое?» или «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»: "красивое платье" (платье какое?), "заячьи уши" (уши чьи?). Выделяют определения согласованные и несогласованные:

  • Первая разновидность обладает согласованием с главным словом в падеже и числе (если число единственное, то ещё и в роде). Кроме того, может выражаться по-разному и находиться перед определяемым словом. Например, "пушистая (прил.) верба", "ваш (мест.) учитель", "первый (числ.) день", "упавший (прич.) лист".
  • Вторая разновидность определения формально не имеет согласования, однако тут наблюдается связь с определяемой языковой единицей лишь по способу примыкания или управления: "лицо в веснушках", "мужчина в пальто", "дети с яблоками". Несогласованное определение выражается следующими возможными способами: "погода в Москве" (сущ. с предлогом), "полёт бабочки" (сущ. без предлога), "желание узнать" (инф.), "кубик побольше" (прил. в ср. ст.), "прогулка пешком" (нареч.), "её брат" (притяжат. мест.), "ни рыба ни мясо" (цельное сочетание).
  • Ещё одна разновидность определения - это приложение. Как правило, оно выражается существительным. Приложение даёт поясняющую характеристику предмету или человеку, открывает его с какой-то новой стороны. Оно стоит в той же форме, что и существительное, к которому относится. Например, "Хозяйка (им. п.), гостеприимная женщина (им. п.), впустила их радушно в дом".

Дополнение

Этот второстепенный член предложения обозначает предмет, некое поясняемое слово. Здесь будут работать все падежей. Дополнение может быть выражено следующими частями речи:

  • Имя существительное в с предлогом или без него: "Он смотрит (что?) фильм и мечтает (о чём?) о приключениях".
  • Любая часть речи, которая выполняет функцию имени существительного: "Они внимательно слушали (кого?) выступавшего".
  • Неопределённая форма глагола: "Мы попросили его (о чём?) присоединиться".
  • Устойчивое сочетание: "Он просит тебя (о чём?) не считать ворон по сторонам и быть более внимательным".
  • Числительное: "Разделить (что?) пятнадцать на (что?) три".

Дополнение может быть прямым или косвенным:


Обстоятельство

Этот второстепенный член выполняет функцию пояснения слов и обозначений условий, при которых совершается само действие. Он может быть выражен:

  • Наречие: "Мы шли спокойно и размеренно".
  • Существительное в косвенном падеже с предлогом: "Они отдыхали по выходным до вечера".
  • Деепричастие: "Улыбнувшись, она налила в чашку чай".
  • Неопределённой формой глагола: "Я позвонила узнать, как дела".

Видов этой категории членов предложения много больше, чем у определения и дополнения. Выделяются обстоятельства времени, образа действия, места, цели, причины, уступки, условия, меры и степени.

Мы упомянули вскользь о подлежащем, сказуемом и подробнее рассмотрели определение, дополнение, обстоятельство, чтобы ответить на вопрос "что такое второстепенные члены предложения?". На этом статья подходит к своему логическому завершению, но не заканчивается сама тема, ибо каждую языковую единицу можно детально разбирать и исследовать. Надеемся, что данный материал оказался полезным.

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .