Что лучше есть на ифтар. Советы на ифтар

Во время священного месяца Рамазан ваше питание должно не сильно отличаться от обычного и быть максимально простым.

В Священном Коране сказано: "...Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от чёрной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днём и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приёма пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]..." (Св. Коран, 2:187).

Питание во время сухура

Утренний прием пищи (сухур) производится постящимся до азана. Сухур безусловно очень важен для постящегося и является важным предписанием и милостью Всевышнего для мусульман. В хадисах пророка Мухаммеда (С) сказано: "Совершайте сухур хотя бы глотком воды", а также "Прекрасный сухур верующего - это финики".

Сухур позволяет организму получить необходимую энергию для эффективной работы в течение первой половины дня. Это приводит к тому, что во второй половине дня необходимая организму энергия извлекается за счёт распада углеводов и части жиров, но не затрагивает белковый обмен, так что обменные процессы в организме абсолютно не страдают.

Медики рекомендуют употреблять в пищу во время сухура сложные углеводы - хлеб из цельного пророщенного зерна или муки грубого помола, блюда из круп, салат из свежих овощей и сухофрукты. Сложные углеводы перевариваются в организме длительное время и поэтому обеспечивают организм энергией на не менее чем 8-12 часов. К ним можно добавить немного белков в виде мяса, рыбы, яйца или молочных продуктов. Белки тоже перевариваются достаточно долго (около 8 часов) и важны особенно при высокой физической активности, но большое их количество способно перегрузить печень, которая и так напряжённо работает во время поста. Финики - великолепный источник сахара, клетчатки, углеводов, калия и магния; миндаль - источник протеинов и волокнистого вещества с малым содержанием жира; бананы - источник калия, магния и углеводов. Однако, следует избегать переедания и пить слишком много во время сухура (из-за этого из организма выводятся минеральные соли, необходимые для поддержания тонуса в течение дня).

На время сухура от кофе лучше совсем отказаться (или употреблять его в минимальных количествах). Наиболее полезными будут напитки из кисломолочных продуктов с добавками зелени, небольшого количества соли и трав. После их употребления жажда возникает позднее и не бывает такой острой.

Время разговения - ифтара

Ифтар начинают сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы. В хадисе пророк Мухаммед (С) сказал: "Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает"

Теологи советуют, что до совершения вечернего намаза следует принять очень малый объем пищи и только после совершения молитвы можно сесть за празднично накрытый стол. По словам медиков, съеденные после азана финики моментально насыщают кровь глюкозой. При употреблении воды всё ещё проще - мозг реагирует на тяжесть в желудке и так же притормаживает аппетит.

Каждый вечер месяца Рамазан - это настоящий праздник. Для разговения на стол можно поставить и фрукты, выпечку, сухофрукты и т.д. Главное - не переусердствовать. Еды не должно быть много - нужно ограничить жареное и мучное. Не употребляйте: жирную и жареную пищу; продукты с избыточным содержанием сахара. Жареная пища вредит здоровью и ее потребление следует ограничить. Такая пища вызывает несварение, изжогу, отражается на весе.

Оптимально будет овощное и мясо-овощное блюдо. Полезны салаты из свежих овощей, блюда из круп. Сладости возможны, но в небольшом количестве. Вариантов много, и каждому, безусловно, нравится что-то своё. Питание должно быть хорошо сбалансированным, и в него должны входить продукты из каждой группы, например, овощи, фрукты, мясо, птица, хлеб, зерновые и молочные продукты.

Пейте как можно больше воды и соков между ифтаром и сном, чтобы поддержать нормальный уровень жидкости в организме. Из напитков подойдут свежие соки, морсы, компоты, кисели, чай. Простая обычная вода - тоже замечательно.

Так называемые "продукты быстрого приготовления" на время поста лучше исключить из своего рациона. К ним относятся и лапша разных видовпищевыми добавками), каши и супы в пакетах, колбаса... Дело в том, что данная категория продуктов содержит неполноценные углеводы и белки, которые очень быстро усваиваются организмом.. Чувство голода придёт буквально через 1-2 часа и будет гораздо сильнее, чем до употребления этого продукта. Кроме этого, все они содержат большое количество соли, приправ и веществ, способствующих разжиганию аппетита через непродолжительное время и развитию жажды.

Стол в дни поста вполне можно сделать не только полезным, но и разнообразным, и вкусным. Конечно, у каждого народа есть свои особые рецепты блюд для сухура. И, как правило, они оказываются вполне подходящими для данной местности, поскольку веками культура отбирала то, что было лучшим.

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина не только духовно, но и укрепляет здоровье. Организм человека, уставший от систематического приема пищи в течение всего года, в этот месяц отдыхает. При этом в нашем теле происходит своего рода обновление. Вот что сказал по этому поводу Пророк Мухаммед (С): "Соблюдайте орудж (пост), и вы станете более здоровыми".

Наступил долгожданный месяц поста и молитвы – Рамадан. Этот месяц выделен особо, именно во время поста совершаются дополнительные молитвы, раздаётся садака, совершаются благие дела. Во время Рамадана, после долгого дня поста и захода Солнца наступает время разговения – вкушения ифтара.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

В достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): 1) поесть, а потом уже пить; 2) поесть ранним утром; 3) поспать днём » (Хадис от Анаса; Сборник священных хадисов аль-Барраза).

Какие же продукты и блюда наиболее оптимальны для проведения ифтара с точки зрения Ислама и медицины?

Ифтар желательно начинать сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы Магриб. В хадисе от Сахля ибн Сада (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари, 1957, Муслим, 1092).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» (Абу Дауд, 2355, ат-Тирмизи, 658, Ибн Маджах, 1699).

Этот хадис касается только самого процесса разговления, т. е. той минимальной пищи, которую следует съесть до совершения вечерней молитвы, и только после совершения намаза следует приниматься за настоящую трапезу. С точки зрения медицины это наиболее оптимальный процесс выхода из состояния поста. Дело в том, что чувство насыщения «запаздывает» и появляется на 20 минут позднее, чем человек реально будет сыт.

Съеденные после азана финики моментально насыщают кровь глюкозой. Это ведёт к тому, что начинает реагировать центр голода и насыщения в головном мозге. Он убеждается в том, что пища поступает, и соответственно притормаживается, чтобы её не поступило излишнее количество. На всё это головному мозгу требуется около 20 минут, которые мусульмане как раз тратят не на еду, а на совершение омовения и обязательной молитвы. При употреблении воды всё ещё проще – мозг реагирует на тяжесть в желудке и так же притормаживает аппетит.

Конечно, для разговения можно использовать не только эти продукты. На стол можно поставить и фрукты, выпечку, сухофрукты… но главное – не переусердствовать. Еды не должно быть много. Основной приём пищи, под которым часто понимают ифтар, наступит чуть позже – после вечерней молитвы.

Во время основного приёма пищи (после вечерней молитвы) нужно ограничить жареное и мучное. Лучше не употреблять жирных продуктов. Оптимально будет овощное блюдо, мясо-овощное или рыбное. Полезны салаты из свежих овощей, блюда из круп. Сладости возможны, но в небольшом количестве.

На ифтар прекрасно подойдут узбекский плов (только с минимальным содержанием жира), итальянская лазанья (спагетти), цыплёнок тушёный с овощами… и многое другое. Вполне возможно устроить традиционный обед с тремя-пятью переменами блюд. Неплохо сочетаются тушёное мясо с гарниром из сваренных на пару овощей, традиционный для Кавказа хинкал (лучше, если будет использована кукурузная мука или пшеничная грубого помола) с салатом из свежих овощей, вполне возможна запечённая рыба с кукурузными оладьями, сырный суп с овощами и кебаб из нежирной говядины. Вариантов много, и каждому, безусловно, нравится что-то своё.

Из напитков подойдут свежие соки (если магазинные, то лучше немного разбавлять водой, поскольку их кислотность достаточно высока), морсы, компоты, кисели. Простая обычная вода – тоже замечательно. Чай (лучше зелёный или каркадэ) или немного не очень крепкого кофе с небольшим количеством сладостей в конце приёма пищи. Оптимально будет немного воды (около половины стакана) выпить ещё до вечернего намаза.

Так называемые «продукты быстрого приготовления» на время поста лучше исключить из своего рациона (а ещё лучше – вообще исключить их из своей жизни). К ним относятся и лапша разных видов (с пищевыми добавками), каши и супы в пакетах, колбаса… Дело в том, что данная категория продуктов содержит неполноценные углеводы и белки (сублимированные), которые очень быстро усваиваются организмом – насыщают человека, однако не дают никакой долговременной перспективы. Чувство голода придёт буквально через 1–2 часа и будет гораздо сильнее, чем до употребления этого продукта. Кроме этого, все они содержат большое количество соли, приправ и экстрактивных веществ, что тоже способствует разжиганию аппетита через непродолжительное время, а также – развитию жажды. К тому же данная категория продуктов увеличивает нагрузку на печень и почки, что крайне неблагоприятно для соблюдающего пост человека (все органы и так работают в овертайме).

Рамадан – это шанс воспользоваться всеми благами поста, перейти на здоровое питание и узнать кулинарные традиции разных стран и народов.

Счастливого Рамадана!

Дорогие сестры, в дни желательных постов, которые пришли нам из Сунны, мы решили опубликовать несколько отчетов сестер, которые будучи беременными/кормящими постились в этом жарком Рамадане, баракаЛлаху фихум.

⚜Наступили дни поста, время очищения!⚜

9 мухаррам-пост до дня ‘ашура

10 мухаррам-пост дня ‘ашура

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пост в день ‘Ашура служит искуплением грехов прошедшего года». Муслим 1162.

Ибн ‘Аббас рассказывал:
“Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали:
“О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”.
Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа».
Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался”.
Муслим 1/151.

Пост после дня ‘ашура не является сунной, хадис о посте после дня ‘ашура является слабым и отвергнутым, как об этом сказал шейх Ульван.

12 мухаррам, сунна пост четверга

13 мухаррам сунна пост середины месяца (белые дни)

14 мухаррам сунна пост середины месяца

15 мухаррам сунна пост середины месяца

Итак рассказ сестры:

«В первую очередь хотела бы воздать хвалу Аллаху за то, что направил меня по прямому пути Ислама и здорового образа жизни, альхамдулиЛлях! Благодарю всех сестер которые участвуют в создании и поддержании работы этого сайта, принося столько пользы нашей Умме, ма ша Аллах! Баракаллаху фикум! Пусть Аллах дарует вам сабр в Вашей нелегкой работе. Амин.

С сайтом я познакомилась несколько лет назад. Очень понравилась его направленность, концепция естественного образа жизни. Мне это близко. С первыми беременностями я придерживалась мнения, что беременные и кормящие могут оставить пост, если опасаются за себя и ребенка. Однако, что конкретно подразумевается под этими опасениями никто четко объяснить не мог. Обычная слабость или головная боль для меня и многих сестер уже были поводом, чтобы не поститься((. АльхамдулиЛлях, по мере становления на путь здорового питания, изучения информации, чтения отчетов сестер в рублике и религиозных статей на тему поста (), я поняла, что поститься в беременность и период кормления не только можно, но и нужно. Ведь это фард, и причины для его оставления должны быть, действительно, веские, а не просто слабость и недомогание (что, зачастую, не только встречается у большинства постящихся женщин и мужчин, но и без проблем решается путем сбалансированного питания и правильно организованного питьевого режима).
В прошлом году, будучи беременной третьим ребенком, я решила держать пост: уже были кое-какие знания по правильному питанию, чисткам и т. д. Шел 6-ой месяц беременности. АльхамдулиЛлях, пост прошел относительно легко, за исключением некоторых незначительных недомоганий: слабость за пару часов до ифтара (световой день был 19 часов), жажда (когда были очень жаркие дни).
За весь следующий год изучила еще больше информации. Сестры с проводили семинар на тему поста и организовывали группы по правильному питанию, БаракаЛлаху фикум. Я извлекла много пользы и еще больше утвердилась в своем намерении поститься и в этот раз. Малышу было 8 месяцев, и он находился на полном грудном вскармливании.
МОИ ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ В ПИТАНИИ БЫЛИ:
1)Пить не меньше 1,5литров чистой сырой воды от ифтара до сухура;
2)Есть как можно больше сырой пищи (овощи, фрукты, морковный сок и различные смузи, ягоды, зелень, замоченные орехи и сухофрукты, финики, пророщеные семена различных злаков и бобовых, нерафинированные масла: льняное, подсолнечное, оливковое);
Готовиться начала до Рамадана по рекомендациям сайта. Пила антигрибковые травы перед едой и сорбенты после еды; много воды, а также исключила из рациона белую муку, рафинированный сахар, дрожжи и, вообще, всю «не еду».
МОЙ РАЦИОН В РАМАДАН:
Ифтар:
- Кусочек финика, стакан воды. Через несколько минут антигрибковая трава, еще через 15 минут (пока читаешь намаз и делаешь зикры) одно из следующего:
1)сладкие фрукты, финики
2)морковный сок с олив.маслом
3) различные смузи
4)клубника, земляника (минимум стакан - был сезон)
Через 15 минут стакан воды;
еще через 15 минут основная еда (на выбор):
1)гречка, вымоченная несколько часов в воде (не варить) и большая порция салата (зелень, овощи по сезону, морская соль, нерафинированные масла, пророщеная чечевица, кунжут);
2)бульон (куриный или бараний), свареный с луком и морковью (без картошки, риса и проч.)и большим количеством зелени, кусочком отварного мяса;
3)сырой морковный салат со сметаной и чесноком, кусочек запеченного/тушеного или отварного мяса;
4)пара кусочков жареной (или печеной) рыбы (на слабом огне и топленом масле) и большая порция салата;
С едой пила отвар шиповника - он помогает пищеварению и желчегонный. Через 1–1,5 часа сорбент (у меня была глина);
Далее:
либо кислые соки (апельсин-лимон-грейпфрут)
либо земляника
либо козье молоко с финиками
Главное, НЕ МЕШАТЬ! а есть что-нибудь одно.
Сухур:
трава и через 15 минут (варианты):
1)гречка с салатом, домашний сыр;
2)домашние творог, сметана, мед с сухофруктами,
3)овсянка или многозлаковые хлопья, замоченные в воде с финиками и орехами;
4)домашние яйца всмятку и салаты, сыроедческие хлебцы;
5)иногда ничего не готовила и ела просто замоченные орехи, финики, сухофрукты и травяной чай.
Всего, конечно, тут не распишешь, но, главное, придерживалась основ правильного питания. После ифтара в течение часа ела легкую еду (фрукты, соки, финики) и воду.
Мясо только с овощами.
Много воды.
Перерывы между едой.
Не запивать еду водой и чаем.
Черный чай не пью давно, а в Рамадан пила только иногда на сухур либо зеленый с травами и ягодами, либо иван-чай. Делала . АльхамдулиЛлях, благодаря такому режиму пост прошел без проблем. После сухура усиленно кормила малыша, также ночью и в течение дня. Молока было много, обходились безо всяких прикормов (хотя родственники со всех сторон пытались его накормить, по их мнению, более сытной едой). Делились с сестрами опытом, советами и рецептами здоровых блюд.
Конечно, хотелось и выпечки и других «вкусностей», но им можно найти достойную замену в сыроедческих рецептах. Ради здоровья малыша и своего тоже можно потерпеть хотя бы в Рамадан и провести это драгоценное время в бодрости и легкости для лучшего и плодотворного поклонения.
Очень жаль, что упустила прошлые годы поста и накопила долги в свое время, но, альхамдулиЛлях, во всем благо, и теперь есть опыт. Могу сказать, что пост с кормлением был для меня немного тяжелее физически, нежели тогда, когда я была беременной, но это только лишь по причине обстоятельств и отсутствия отдыха днём. Подобное тоже надо учитывать, по максимуму, отложив все дела во время Рамадана.
Был еще один момент. В первый день Рамадана под вечер мне резко стало плохо: занемели руки и ноги, заболела голова и стало «мутить». Сильно участилось сердцебиение 110уд/м, давление было в норме. Я написала сестрам и легла отдыхать, уже решив, что завтра поститься не буду. Однако, администратор сайта меня успокоила и сказала, что это норма (может, скачок сахара или другие причины). Просто надо отдохнуть, отлежаться и следить за состоянием. Другие сестры писали, что у них так было несколько дней подряд, а потом все нормализовалось. Одним словом, я решила, что буду поститься дальше (хотя окружающие настаивали на обратном). Сразу после ифтара (воды и фиников) состояние стало улучшаться, и через час уже все было в норме. Больше подобного не повторялось ни в один из дней, альхамдулиЛлях! ДжазакумуЛлаху хайран админстратору и модераторам сайта и всем сестрам за поддержку!
Надеюсь, мой рассказ принесет пользу. Сестры, обязательно пробуйте поститься. Не упускайте эту возможность заслужить Милость и Прощение Аллаха.
Пусть Аллах дарует всем нам понимание Его религии и знания; облегчит нам наш пост; примет наши дуа и поклонение и соберет нас всех в Райских садах! Амин.»

Сейчас светлое время суток является продолжительным и на разговение остается 4-5 часов. Если в зимнее время мы могли себя побаловать разными изысканностями, то сейчас следует задуматься о том, что пища наша должна переработаться за 4 – 5 часов, иначе уже к принятой пище прибавится новая пища, принимаемая на сухур.

Пост сам по себе является своеобразным напоминателем человеку о том, что для того, чтобы чувствовать себя сытым нужно не так уж и много, и даже не обязательно что-то экзотическое. Постясь и ближе ко времени разговения уже простой кусочек хлеба воспринимается как нечто самое вкусное. Пост это один из тех поклонений, которые помогают мусульманам понять других мусульман. Если брать мусульманина богатого и бедного, то во время поста чувство голода они испытывают одинаково. Одинаково всем хочется пить и кушать. Богатый входит в положение тех, кто вынужден голодать.

На протяжении светового дня организм перестраивается под тот образ жизни, который ему предлагают. И очень важно правильно выходить из состояния поста.

В исламской практике разговение происходит в следующем порядке:

Ожидается время намаза Магриб. С наступлением захода Солнца и в тот момент, когда муаззин произносит азан, оповещающий о наступлении времени молитвы Магриб, можно приступить к приему пищи.

Нужно скушать несколько фиников. В одном из хадисов Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает». Если фиников нет, то можно разговляться другими сладостями, например, курага или изюм. В случае принятия фиников они усваиваются примерно минут за десять. Кровь наполняется глюкозой и в мозг поступает сигнал о принятой пище.

Вода принятая вместе с финиками также имеет положительное влияние. Вода, принятая на голодный желудок, помогает не переесть. Переедание может отрицательно сказаться на самочувствии постящегося. В особо тяжелых случаях нужна госпитализация. Мозг реагирует на тяжесть в желудке и также начинает притормаживать чувство голода.

После молитвы можно приступить к основному приему пищи. Понятно, что самое трудное впервые моменты разговения не переесть, но нужно учитывать то, что для насыщения теперь нужно не большое количество пищи, а мы, как правило, этим пунктом пренебрегаем. Самой лучший вариант – разбить трапезу на несколько приемов. Пить лучше в начале трапезы, иначе в конце приема пищи мы можем разбавить водой желудочный сок, который необходим для переваривания пищи, особенно сейчас, когда ее нужно усвоить в самые кратчайшие сроки.

Учтите, что для нормальной жизнедеятельности нужно выпивать два литра воды в день. Поэтому будет хорошо, если вы его восполните за время до наступления сухура. Полезно будет принять минеральную воду, но не в больших количествах, так как это может явиться причиной к нарастающей жажде из-за минералов и солей, которые в ней присутствуют.

Одним из основных принципов здорового питания считается правильное сочетание пищевых продуктов. Белки не следует смешивать с другими белками, или смешивать их с углеводами. Таким образом, рыбу нельзя есть совместно с мясом, либо с яйцами, кашами, картофелем, макаронами, орешками, хлебом, творогом, так же как и мясо не смешивается со всеми мучными изделиями (беляши, чебуреки, пельмени, крупы с мясом) и картофелем.

Полная сопоставимость с каждым из представителей пищевых продуктов принадлежит только овощам, другими словами, если едим яйца, значит только с легкими овощами, если мясо, то также с овощным салатом, если каша, то лишь в сочетании с фруктами или овощами.

Месяц Рамадан, наряду с тем, что это месяц великого поклонения, это еще возможность изменить свое отношение к здоровью и образу жизни. Поменять свой рацион на более полезный и не такой расточительный, как получается у нас в обычное время. И помните, что ключ к успеху – умеренность.

Абдуссабур Хайрутдинов

https://youtu.be/_9E5vtKVrLk

Когда заканчивается время сухура - и это как раз и является началом уразы. Когда это время?

Ответ: Мазхаб имама Шафии, Абу Ханифы, Малика, Ахмада, а также большинства ученных и сподвижников и табиинов, а также тех которые пришли после них, то что становится запретным кушать и пить и совершать половой акт при наступлении второго рассвета.

В фикхе выделяется два рассвета:

Первый рассвет ложный рассвет и второй рассвет истинный рассвет.

Первый ложный рассвет, это когда появляется свет на горизонте, который смотрит наверх (как волчий хвост)

ример на фото]: https://vk.cc/6vlNNW

А есть рассвет, который распространяется по горизонту, т.е. горизонтально, этот рассвет истинный рассвет.

[ Пример на фото]: https://vk.cc/6vlO3z

Так вот когда наступит вот такой вот истинный рассвет горизонтальный, то все запрещено кушать и пить и совершать половой акт, наступил день с этого времени нужно держать уразу. Это первое мнение в этом вопросе. Потому что Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, пока не появится белая нить, которая отличится от черной нити на рассвете».

И на это же указывает хадис Ади ибн Хатима у Бухари и Муслима о том, что он сказал: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) я под свою подушку, ложу две веревки одна белая другая черная и посредством этих двух веревок отличаю когда закончилась ночь и когда наступил день», т.е. как он это делает, т.е. смотрит на две веревки одна черная, одна белая, если сможет различить цвет одной от другой, значит уже наступило утро, наступил рассвет, если все еще не может отличить – значит ночь, пока не может отличить кушает и пьет. Как начал отличать перестает кушать и пить. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тогда ему сказал, что тогда твоя подушка будет широкая». Т.е. имеется в виду ты различишь черную от белую только тогда уже может солнце выйдет, или сильно уже рассветет, потому что много света требуется для того чтобы отличить одну от другой. В этом аяте имеется ввиду нить рассвета и нить ночи, имеется ввиду та нить, которую вы видите на горизонте, а не та нить, которая у вас дома под подушкой. И похожий хадис приходит у Бухари и Муслима со слов Сахля ибн Саада, так же приходит у Бухари и Муслима со слов АбдуЛлаха ибн Масууда, о том что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: пусть азан Биляля не запрещает вам кушать сухур, во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а так же в наши времена (в некоторых странах) делается два азана с утра, один еще до рассвета, а второй когда наступит рассвет, дается второй азан. Так вот во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), первый азан преждевременный давал Билял.



Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если вы услышите азан Биляля, то не прекращайте кушать сухур, можете дальше кушать сухур, потому что он дает азан не на рассвете, а дает еще ночью для того чтобы тот из вас, который совершает намаз добровольный понял, что пора прекращать намаз, скоро рассвет. А если кто-то из вас спит, чтобы он понял, что пора вставать – скоро утренний намаз. И Билял не дает азан, чтобы указать, что так и так и поднял руки снизу вверх, т.е. на что указал», т.е. на то что Билял дает азан он дает по первому по ложному рассвету, который растягивается вертикально на горизонте, «но вы можете кушать пока не произойдет так и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) развил между двумя своими пальцами», т.е здесь имеется в виду когда рассвет будет горизонтальным, тогда должны прекратить кушать.

И пришло у имама Муслима от Самура ибн Джундуба, о том что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал - пусть не обольстит вас азан Биляля, т.е. первый азан, преждевременный, не прекращайте сухур, т.е. дальше можете кушать, а так же пусть не обольстит вас эта белизна, потом указал на столб, белый столб на горизонте снизу вверх, т.е. пусть это вас не обольщает, пока он не станет горизонтальным, когда станет горизонтальным, значит наступил настоящий, истинный рассвет. Это первое мнение в вопросе.

Передал ибн Мунзир сразу от целой группе ученных, что разрешено пить и кушать нам пока рассвет не станет сильным, и не разойдется свет на дорогах (тропинки между домами) и в домах. Второе мнение, чем отличается от первого. Первое сказали, когда наступит истинный рассвет, нельзя кушать и пить и совершать половой акт. А второе сказали, наступает рассвет проблем нет, можно кушать и пить пока этот рассвет не станет сильным. Пока сильно не рассветет, пока улиц не станет видно, пока в доме не все станет видно, а так все это время можно пока кушать – но это мнение отклонено и оно передавалось от Амаша, а также от Масрука. Исхак сказал – я придерживаюсь первого мнения, то есть мнения подавляющего большинства, но не ругаю тех, которые придерживаются второго мнения и не считают, что он должен возмещать день уразы или совершать каких-то искупительных действий, т.е. что говорит Исхак? Если кто то кушал, даже если сильно рассвело - это не правильно, но этот день не должен возмещать, ему прощается – это мнение не правильно.



Пришло в хадисе от пророка у имама Ахмада, а также ан-Насаи со слов Хузейфа ибн Имана, то что он сказал - Билял приходил к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал сухур, т.е. кушал сухур, а я уже видел то место куда падают мои стрелы, т.е. если я выстрелю стрелой, далеко улетает стрела, падает, я это место уже видел, т.е. уже сильно светло было на улице. Потому что если на рассвете, когда дают азан на фаджр, на намаз фаджр азан дают, ты не можешь видеть место, куда падает твоя стрела, потому что еще до сих пор темно на улице, а в этом хадисе пришло, что пророк продолжал кушать сухур, а я уже видел куда мои стрелы падают, т.е. сильно светло было. Тогда я спросил – это после рассвета было что ли? Да после рассвета, но солнце еще не было взошедшим, т.е. солнце еще не взошло. Это слово принадлежит имаму Ахмаду, т.е. имеется в виду слово хадиса, но этот хадис больной, т.е. недостоверный хадис, потому что он пришел по дороге Асыма ибн Аби Нуджуда от Зира, т.е. Зир ибн Хубейх от Хузейфы от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И противоречил ему, т.е. Зиру - Ади ибн Сабит. Точнее Асыму ибн Аби Нуджуду, противоречил Ади ибн Сабит, а также Сыля ибн Зуфар. И каждый из этих двоих сильнее по памяти, чем Асым ибн Аби Нуджуд. И они эти двое, т.е. привели хадис не со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а со слов Хузейфы, т.е. то, что такое делал не пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а такое делал Хузейфа ибн Йаман. К тому же они противоречили ему в слове.

Приводит ан-Насаи их слово - И говорит Зир: однажды я кушал сухур вместе с Хузейфой, а затем мы вышли на намаз, а когда пришли в мечеть, только успели два ракята сунны прочитать, уже дали икаму на намаз, и между нашим сухуром и между намазом не было ничего, кроме маленького расстояния. Значит правильным словом этот хадис как передается? То, что я кушал с Хузейфой сухур, мы доели сухур, пошли в мечеть, прочитали два ракята и дали икаму на намаз. Отсюда не понимается, что Хузейфа кушал тогда, когда уже был рассвет, с этого хадиса не понимается. А Асым ибн Аби Нуджуд из-за своей слабой памяти перепутал этот хадис, и рассказал его в другой форме, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) кушал сухур, не Хузейфа, а уже пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и кушал сухур, при том, что было уже очень светло и я видел куда падают мои стрелы, т.е. этот хадис является ошибкой.

Сказал Имам Ан-Насаи я не знаю никого, кто бы привел этот хадис со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) кроме Асыма ибн Аби Нуджуда. И сказал Ибн Муфлих в своей книге «аль-Фуру» – хадисы Асыма, в них есть путаница, а также отвергаемые элементы, поэтому риваят этих крепких передатчиков, то есть кроме него, более предпочтительны, чем его передача. Сказал Джаузакани в своей книге «Аля-батыль» – этот хадис отвергаемый, а слова Асыма ибн Аби Нуджуда, что был уже день, но солнце еще не взошло – это является ошибкой и является грубой оплошностью, потому что Ади ибн Сабит передавал этот хадис от Зира ибн Хубейша с другим словом, а Ади Ибн Сабит крепче памятью, нежели Асым Ибн Аби Нуджуд. И этот же самый хадис привел шейх Мукбиль в своей книге «Больные хадисы», а потом сказал – а хадис Асым Ибн Аби Нуджуда еще сильнее добавляется в своей слабости, потому что противоречит слову Всевышнего – Можете есть и пить, пока не различите белую нить рассвета от черной нити ночи на рассвете.

Значит правильное мнение в этом вопросе то, что есть и пить и совершать половой акт можно вплоть до рассвета. Когда наступил рассвет, все, запрещено кушать и пить, и запрещено совершать половой акт, но человек должен удержаться и войти в уразу.