Царская семья и Г.Е. Распутин

До столетней годовщины Великой русской революции остался год. А 1917-й, от которого мы отсчитываем современную историю нашего государства, во многом остается загадкой. Особенно Февраль - стремительное, происшедшее всего за несколько дней крушение империи. Как ни странно это звучит, но глубинные причины, пружины и весь ход стремительной Февральской революции, сокрушившей монархию и империю, остаются неисследованными.

Мы долго удовлетворялись простыми объяснениями советской историографии: созрела революционная ситуация, самодержавие себя исчерпало, верхи не могут, низы не хотят... Потом во всем стали видеть заговоры, влияние темных сил и чужих денег. Настало время спокойного, серьезного и глубокого анализа. Хотя трудно остаться беспристрастным, когда речь идет о таких драмах и трагедиях такого масштаба.

Не правильным ли будет сказать, что революция началась в декабре 1916 года, когда в столице был убит Григорий Ефимович Распутин?

Если бы он сам так вдохновенно не рассказывал о том, как тайно управляет Россией, как вертит императрицей и самим самодержцем. Если бы ему так безоговорочно не поверили. Если бы общество не было буквально заворожено экзотически-диковатым безумием этого сумрачного чудодея. Если бы ему не приписывали сверхъестественные способности и невероятные мужские достоинства. Он сам точно избежал бы страшной и мучительной смерти во время ночного ужина в одном из питерских дворцов. И возможно, жизни многих других людей тоже были бы спасены.

Тобольскому крестьянину Распутину приписывают особую роль в судьбе последнего императора и его семьи, в истории династии Романовых, да и всей России. Убили Распутина, рухнула монархия.

Как это произошло?

Императрица родила четырех дочерей. А от нее требовали наследника, будто родить мальчика зависело только от ее желания. 30 июля 1904 года, в разгар Русско-японской войны, императрица разрешилась от бремени долгожданным мальчиком. Но родительское счастье оказалось недолгим. Наследник русского престола был неизлечимо болен. Гемофилия - наследственное заболевание. Генный дефект мешает крови свертываться. Любая травма вела к кровотечению, которое не удавалось остановить. За одну ночь император состарился на десять лет. Болезнь цесаревича Алексея изменила судьбу России в ХХ столетии. Императорская семья замкнулась в своем кругу. Все мысли - о больном мальчике.

Императрица не пожелала покориться судьбе. Глубоко набожная, она была мистиком, это позволяло надеяться на чудо. И оно явилось в облике крестьянина Григория Распутина. Его привел во дворец духовник Николая II и Александры Федоровны ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Феофан. Он восторгался Распутиным:

Есть еще Божьи люди на свете. Вот ими-то и держится еще святая Русь.

Несколько раз цесаревичу Алексею становилось легче в момент появления Распутина. Едва ли Григорию Ефимовичу под силу было остановить кровотечение. Скорее, его появление удачно совпадало с окончанием очередного приступа. Но успокоить, снять у мальчика напряжение и страх он точно мог.

Появление Распутина возле трона принесло императорской семье некоторое облегчение и вернуло надежду. Но общество словно оскорбилось близостью тобольского мужика к престолу. В петроградских салонах заговорили о любовном треугольнике - Николай, Александра и Григорий. В народном представлении царь повенчан с Россией, то есть личной жизни у него быть не должно. И потому общество возненавидело его жену, которую он действительно любил и любовь к которой скрывать не хотел.

В чем только не обвиняли императрицу! В том, что у нее роман с Распутиным. Что она пустила старца в спальню великих княжон. Что пыталась отравить собственного сына, поэтому цесаревич Алексей такой больной. Что Александра Федоровна вознамерилась свергнуть мужа, занять трон и сама править Россией. И все эти небылицы изо дня в день повторяли самые разные люди! Происходило унижение власти.

А в 1914 году началась война. Неудачи на фронтах породили слухи о немецком заговоре. Пошли разговоры о том, что императрице немецкая кровь дороже русской! Императрица - немецкий агент! Помешательство? Глупость? Продуманная атака на правительство с дальней целью - взять власть в свои руки? Впору говорить об информационной войне. Императрица-немка превратилась в самую удобную мишень. Слухи о немецком заговоре в дворцовых кругах подорвали не только репутацию императора, но и боевой дух вооруженных сил.

Почему император не отвечал на нападки оппозиции? Во-первых, он был занят делом, которое считал более важным: войной. Во-вторых, считал ниже своего достоинства отвечать на оскорбления личного свойства. Не на дуэли же ему с ними драться...

16 декабря 1916 года Распутина убили. Это сделали великий князь Дмитрий Павлович - двоюродный брат Николая II, князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице царя, и монархист Пуришкевич. Это был страшный удар для несчастной матери - императрица верила, что только Распутин способен уменьшить страдания ее больного сына.

Если здраво рассуждать: что дурного сделал России Григорий Ефимович Распутин? И не смешно ли вообще говорить, что он погубил империю. Ну что же, приехал в Петербург тобольский крестьянин - и рухнула империя?

Теперь установлено документально: ничего из того, что он рассказывал о себе и что о нем говорили другие, не было! Просто были люди, которые завидовали положению Распутина у трона, были те, кто использовал его в своих политических целях, и те, кто его ненавидел. Они убили Распутина. Эта история получила грандиозный резонанс! Тем самым они расшатали трон. Монархия рухнула, большевики пришли к власти, началась Гражданская война, и Россия умылась кровью.

Программа Леонида Млечина "Вспомнить все" выходит на ОТР по понедельникам.

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного... Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят... к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях : «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом... Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее...

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.

Григорий Распутин – известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся уже целое столетие. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора и влиянием на судьбу Русской империи. Одни историки считают его безнравственным шарлатаном и мошенником, а другие уверены, что Распутин был настоящим провидцем и целителем, что позволило ему приобрести влияние на царскую семью.

Родился Распутин Григорий Ефимович 21 января 1869 года в семье простого крестьянина Ефима Яковлевича и Анны Васильевны, проживавших в селе Покровское Тобольской губернии. На следующий день после рождения мальчика крестили в церкви с именем Григорий, что означает «бодрствующий».

Гриша стал четвертым и единственно выжившим ребенком у родителей – его старшие братья и сестры умирали еще в младенчестве из-за слабого здоровья. При этом он также с самого рождения был слабеньким, поэтому не мог вдоволь играть со сверстниками, что и стало причиной его замкнутости и тяги к уединению. Именно в раннем детстве Распутин ощутил привязанность к Богу и религии.


При этом он старался помогать отцу пасти скот, ходить в извоз, убирать урожай и участвовать в любых земледельческих работах. Школы в Покровском селе не было, поэтому рос Григорий безграмотным, как и все односельчане, но выделялся среди других своей болезненностью, за что его считали ущербным.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. С того момента Григорий стал глубоко познавать Евангелие и, не умея даже читать, смог заучить тексты молитв наизусть. В тот период у крестьянского сына проснулся дар прозорливости, уготовивший ему впоследствии драматичную судьбу.


Монах Григорий Распутин

В 18 лет Григорий Распутин совершил первое паломничество в Верхотурский монастырь, но решил не брать монашеский обет, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства, что в будущем историки связали с политическим смыслом его деятельности.

Царская семья

Биография Григория Распутина изменила свое направление в 1903 году, когда он прибыл в Петербург, и перед ним открылись дворцовые двери. В самом начале своего приезда в столицу Российской империи «опытный странник» не имел даже средств к существованию, поэтому обратился к ректору духовной академии епископу Сергию за помощью. Он познакомил его с духовником царской семьи архиепископом Феофаном, уже наслышанном к тому времени о пророческом даре Распутина, легенды о котором ходили по всей стране.


С императором Николаем II Григорий Ефимович познакомился в тяжелое для России время. Тогда страну охватили политические забастовки, революционные движения, направленные на свержение царской власти. Именно в тот период простому сибирскому крестьянину удалось произвести на царя мощное впечатление, вызвавшее желание у Николая Второго часами беседовать со странником-провидцем.

Таким образом «старец» приобрел колоссальное влияние на императорскую семью, в особенности, на . Историки уверены, что сближение Распутина с императорской семьей произошло благодаря помощи Григория в лечении сына и наследника престола Алексея, больного гемофилией, перед которой в те времена была бессильна традиционная медицина.


Существует версия, что Григорий Распутин был для царя не только целителем, но и главным советником, так как имел дар прозорливости. «Божий человек», как называли крестьянина в царской семье, умел заглядывать в душу людей, раскрывать императору Николаю все помыслы ближайших царевых приближенных, которые получали высокие посты при Дворе только после согласования с Распутиным.

Кроме этого Григорий Ефимович участвовал во всех государственных делах, стараясь предохранить Россию от мировой войны, которая, по его убеждению, принесла бы народу неисчислимые страдания, всеобщее недовольство и революцию. Это не входило в планы разжигателей мировой войны, которые устроили заговор против провидца, направленный на устранение Распутина.

Заговор и убийство

Прежде чем совершить убийство Григория Распутина, противники пытались уничтожить его духовно. Его обвиняли в хлыстовстве, колдовстве, пьянстве, развратном поведении. Но Николай II не желал принимать во внимание никаких доводов, так как свято верил старцу и продолжал все государственные тайны обсуждать с ним.


Поэтому в 1914 году возник «антираспутинский» заговор, инициаторами которого стали князь , великий князь Николай Николаевич младший, который позже стал главнокомандующим всеми военными силами Российской империи в период Первой мировой войны, и Владимир Пуришкевич, являвшийся в то время действительным статским советником.

С первого раза убить Григория Распутина не удалось – он был тяжело ранен в селе Покровском Хионией Гусевой. В тот период, пока он находился на грани между жизнью и смертью, Николай II принял решение участвовать в войне и объявил мобилизацию. При этом он продолжал советоваться с выздоравливающим провидцем о правильности своих военных действий, что снова не входило в планы царских недоброжелателей.


Поэтому было принято решение довести заговор против Распутина до конца. 29 декабря (по новому стилю) 1916 года старца пригласили во Дворец князя Юсупова для встречи с известной красавицей, княжьей женой Ириной, нуждавшейся в знахарской помощи Григория Ефимовича. Там его стали угощать отравленной ядом едой и напитками, но цианистый калий не убил Распутина, что заставило заговорщиков застрелить его.

После нескольких выстрелов в спину старец продолжал бороться за жизнь и даже смог выбежать на улицу, пытаясь скрыться от убийц. После непродолжительной погони, сопровождавшейся стрельбой, целитель упал на землю и был подвержен жестокому избиению преследователями. Затем измученного и забитого старца связали и бросили с Петровского моста в Неву. По данным историков, оказавшись в ледяной воде, Распутин умер только через несколько часов.


Николай II поручил расследование убийства Григория Распутина директору Департамента полиции Алексею Васильеву, который вышел на «след» убийц знахаря. Через 2,5 месяца после смерти старца император Николай Второй был свергнут с престола, а глава нового Временного правительства приказал поспешно прекратить следствие по делу Распутина.

Личная жизнь

Личная жизнь Григория Распутина также таинственна, как и его судьба. Известно, что еще в 1900 году во время паломничества по святым местам мира он женился на такой же как он крестьянке-паломнице Прасковье Дубровиной, ставшей его единственной спутницей жизни. В семье Распутиных родилось трое детей – Матрена, Варвара и Дмитрий.


После убийства Григория Распутина жена и дети старца подверглись репрессиям со стороны советской власти. Их считали в стране «злостными элементами», поэтому в 1930-е года все крестьянское хозяйство и дом сына Распутина были национализированы, а родственники знахаря были арестованы органами НКВД и высланы в спецпоселения на Север, после чего их след полностью потерялся. Вырваться из рук советской власти удалось лишь дочери , которая после революции эмигрировала во Францию, а после переехала в США.

Предсказания Григория Распутина

Несмотря на то, что советская власть считала старца шарлатаном, предсказания Григория Распутина, оставленные им на 11-ти страницах, после его смерти тщательно скрывались от общественности. В своем «завещании» Николаю Второму провидец указывал на совершение в стране нескольких революционных переворотов и предупреждал царя об убийстве всей императорской семьи по «заказу» новых властей.


Также Распутин предсказывал создание СССР и его неизбежный распад. Старец предугадал, что Россия победит Германию во Второй мировой войне и станет великой державой. При этом он предвидел терроризм в начале XXI века, который начнет процветать на Западе.


В своих предсказаниях Григорий Ефимович не обошел вниманием и проблемы ислама, четко указав на то, что в ряде стран образуется исламский фундаментализм, который в современном мире именуют ваххабизмом. Распутин утверждал, что в конце первого десятилетия 21 века власть на Востоке, а именно в Ираке, Саудовской Аравии и Кувейте, будет захвачена исламскими фундаменталистами, которые объявят США «джихад».


После этого, согласно предсказаниям Распутина, возникнет серьезный военный конфликт, который продлится 7 лет и станет последним в истории человечества. Правда, Распутин предрек во время этого конфликта одно большое сражение, во время которого с обеих сторон погибнет не менее, чем по миллиону человек.

В российской истории начала XX века нет фигуры более занятной, чем Григорий Распутин . Невесть откуда взявшийся крестьянин сумел достичь невероятного положения, фактически подчинив себе царскую чету, чем в немалой​ степени поспособствовал падению монархии в России.

Если для отечественных историков советского периода Распутин всё-таки являлся фигурой второстепенной, то на Западе ему охотно посвящали целые тома исследований.

Но харизма «святого старца» подействовала не только на учёных — образ бородатого мужика в красной русской рубахе оказался востребованным и в западной культуре. Фильмы, мультфильмы, спектакли, песни — Распутин для западного мира стал таким же символом России, как матрёшка, водка и балалайка.

В нашей стране фигура Распутина ажиотажа не вызывала. Разве что пьющих российских мужичков в 1990-х возбуждала одноимённая немецкая водка, где старец был дважды «изображён на бутылке».

На пороге «реабилитации»

Однако в последнее время наметилась тенденция к пересмотру сложившегося образа Распутина как сомнительной личности и успешного афериста. «Рассекреченные документы» будто бы свидетельствуют, что вёл «старец» весьма аскетический образ жизни, никакой «великой машиной любви» не являлся и был праведником.

По правде говоря, такого поворота событий следовало ожидать. Нынешняя «историческая реабилитация» Григория Распутина виделась делом неизбежным ещё несколько лет тому назад.

Чудесное превращение Распутина в праведника изрядно бы позабавило его современников. Наверное, также были бы удивлены россияне XXI века, узнай они, что их потомки в веке XXII восхваляют «чудеса» Григория Грабового .

Но кем на самом деле был Григорий Ефимович Распутин и какую в действительности роль он сыграл в русской истории?

Григорий Распутин в окружении женщин. Фото: www.globallookpress.com

Ямщик, не гони...

Его биография довольно запутанна, и к этому приложил руку сам Григорий Ефимович. Трудности начинаются с даты рождения, которая «гуляет» от 1864 до 1872 года.

Некоторые историки считают, что Распутин сам «добавлял себе лет», чтобы больше соответствовать амплуа «старца».

На деле на «старца» Григорий Ефимович никак не тянул — к моменту трагической гибели в 1916 году ему было около 50 лет.

Родился он в семье ямщика в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. В школе Гриша не обучался ни дня и никакого образования не имел в принципе.

Болезненный с детства, Григорий искал исцеления в религии, путешествуя по святым местам. В 1890 году он женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной , которая родила ему троих детей.

Вообще, большая часть информации о молодых годах Распутина исходила от него самого, и быть уверенным в том, что Григорий Ефимович говорил правду, нельзя.

«Чуда! Чуда!»

Женитьба не остановила странствий Распутина, и после одного из путешествий он вдруг объявил, что обладает чудодейственной силой, позволяющей исцелять людей.

Здесь нужно отметить, что институт целительства в России возник отнюдь не на рубеже XX-XXI веков. Людей, объявлявших себя шаманами, колдунами, волхвами, «божьими людьми», на Руси всегда было в избытке, так что Распутин тут отнюдь не был уникумом.

В 1903 году Григорий Распутин впервые появляется в Петербурге, уже имея за плечами славу «божьего человека», наделённого «даром». Среди адептов Распутина оказываются и весьма влиятельные люди, включая представителей церкви.

Ничего удивительного в этом нет — «чиновникам в церкви», которых во все времена было много, нужны были люди, творящие чудеса «божьим именем». Разумеется, под чутким и внимательным контролем. Распутин казался весьма подходящей кандидатурой.

Много лет историки спорят — обладал ли Распутин способностями к гипнозу? Вполне возможно. Во всяком случае, воздействовать на людей для достижения своих целей он умел прекрасно.

Итак, во время первого своего визита в Петербург в 1903 году Распутин познакомился с ректором Духовной академии епископом Сергием , а также инспектором Санкт-Петербургской Академии архимандритом Феофаном .

О «святом старце» узнают в кругах великосветского общества Петербурга, и к праведнику Григорию начинает тянуться поток страждущих здоровья и душевной благодати представителей элиты.

Отчего вдруг образованные и умные люди начинают верить крестьянину с сомнительной биографией? Этот феномен скорее по части психологии и психиатрии, а не исторической науки.

Существовал он и до, и после Распутина. В начале 1980-х годов учёный Абай Борубаев и экстрасенс Мирза Кымбатбаев сколотили в СССР секту, в которую рядами и колоннами вступали в поисках благодати представители творческих кругов. К создателям секты текли огромные суммы пожертвований, которые совершали умные, образованные и успешные люди. Закончилась эта история трагически — по приказу главы секты её адептами был забит насмерть один из членов «братства», знаменитый советский актёр, звезда «Пиратов XX века» Талгат Нигматулин .

«Великая машина любви»

Но вернёмся к Распутину. Уже в 1903 году в Тобольской губернии местные священники сигнализируют — «старец» уж слишком странно «исцеляет» приезжающих к нему великосветских дам. Избавление от мирских страстей происходит почему-то в бане, в полуодетом виде, с действиями, которые как-то не очень похожи на усмирение плоти.

Распутина обвинили в ереси, но дело успешно замяли. Сторонники Распутина говорят — за отсутствием состава преступления, противники утверждают — за «старца» вступились влиятельные поклонники.

«Банные дни» будут преследовать Распутина до самой смерти, и они, собственно, и станут причиной возникновения легенды о «великой русской машине любви».

Тут нужно не забывать, что «старцу» к тому времени было меньше 40 лет, о его сексуальном здоровье свидетельствует наличие троих детей, приезжавшие к нему дамы были весьма хороши собой и, в отличие от сибирских крестьянок, весьма ухоженны.

Постепенно слава о «святом старце» доходит до царского двора и лично до императрицы Александры Фёдоровны .

При русском дворе, так уж исторически сложилось, присутствовал штат приживалок, выдававших себя за юродивых, прорицателей, целителей и тому подобных персон. Во времена Николая II и его жены Александры Фёдоровны это явление расцвело пышным цветом.

Причины для этого были — царица никак не могла родить наследника и готова была верить во всё, что угодно, лишь бы добиться желанной цели. Муж её был человеком мягким, жену любил искренне, старался ей не перечить и, главное, тоже мечтал о сыне.

Карикатура на российский царский дом. Фото: www.globallookpress.com

Врачеватель царевича

И тут же на царскую чету обрушился удар — наследник страдал гемофилией, то есть несвёртываемостью крови. Болезнь эта передаётся по женской линии, но болеют ей исключительно мужчины.

Давайте отвлечёмся от царского статуса Романовых. Обычные родители узнают, что их сын обречён всю жизнь мучиться от страшной болезни, которая, скорее всего, сведёт его в могилу молодым. Мать знает, что именно её гены «подарили» сыну этот недуг. Страшная боль, страшное чувство вины. А когда ещё ребёнок начинает мучиться от страшных болей, пойдёшь на всё и поверишь во всё, лишь бы избавить его от страданий.

И тут на горизонте появляется Григорий Распутин, который, по его более поздним рассказам, явился в Петербург по велению Богородицы, чтобы излечить царевича.

1 ноября 1905 года, в разгар первой русской революции, Николай II впервые встречается с Григорием Распутиным лично. В своём дневнике император записал: «4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ.»

Надо отдать должное императорской чете — Распутина к царевичу пустили не сразу. Но в 1907 году лучшие врачи стали разводить руками и морально готовить родителей к скорой смерти сына. И в один из таких моментов полного отчаяния Александра Фёдоровна призвала Распутина. «Старец» пришёл и... снял приступ у мальчика.

Будем объективны — видимо, Григорий Распутин действительно облегчал страдания царевича. Был ли это гипноз, экстрасенсорные способности, божья благодать — об этом можно спорить. Но тот факт, что Распутин действительно помогал царевичу Алексею, вряд ли можно отрицать.

С этого момента и Александра Фёдоровна, и сам Николай II готовы были молиться на Распутина. И кто их в этом упрекнёт?

Распутинозависимость

Тем более сам Распутин заявляет: «Царевич будет жив, покуда жив буду я». Лучше охранной грамоты для себя он придумать не мог.

А Распутин наслаждался обретённой властью. Постепенно он стал влиять на решение государственных вопросов, объясняя свои идеи «видениями». Через какое-то время люди, назначаемые на государственные посты в империи, вынуждены были проходить через «фильтр Распутина».

До начала Первой мировой войны открыто критикуют происходящее только революционеры. За рубежом на всё это смотрят как на русскую экзотику.

Но когда Распутин начинает влезать в кадровые и даже в военные решения во время Первой мировой войны, вплоть до замены Главнокомандующего, это вызывает всеобщее отторжение.

Члены царской фамилии пытаются воздействовать на правящую чету, говоря, что всё это становится опасным для престижа монархии. Александра Фёдоровна отказывается слушать критиков.

Неудачи на фронте подогревают страсти в обществе. Против Распутина открыто выступает Государственная Дума, в народе судачат о том, что с «Гришкой» спят не только фрейлины, но он наставил рога и самому государю-императору.

Здравый смысл требовал устранить источник нарастающего раздражения — удалить Распутина хотя бы временно. Но императрица не отличалась гибкостью характера, а самое главное, благополучие сына интересовало её больше всего.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин. Фото: www.globallookpress.com

Заговор высших сфер

В 1914 году на Распутина было совершено первое покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева , приехавшая из Царицына. «Старец» был уверен, что стал жертвой заговора, но в итоге Хионию признали душевнобольной.

Настоящий заговор созрел в конце 1916 года, и его участниками стали князь Феликс Юсупов , видный монархист Владимир Пуришкевич и даже великий князь Дмитрий Павлович . Участники заговора полагали, что необходимо избавить монархию от Распутина, пока он сам не избавил Россию от монархии.

Участники заговора впоследствии многократно меняли свои показания, поэтому абсолютно достоверно установить картину происшествия сложно. Ясно, что вечером 16 декабря 1916 года князь Юсупов заманил Распутина во Дворец Юсуповых на Мойке. Там Распутина сначала попытались отравить, однако цианистый калий на него не подействовал. Заговорщики открыли огонь из пистолетов, и «старец» упал. Пока решали, что делать с телом, Распутин пришёл в себя и попытался бежать. Настигли его только у высокой стены сада, где вроде бы добили, после чего отвезли труп на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили с моста в полынью Невы таким образом, что тело оказалось подо льдом.

Заговорщиков подвёл дилетантизм — тело нашли довольно быстро, а ещё быстрее нашлись свидетели, рассказавшие о том, что видели Распутина входящим в дом князя Юсупова. При обыске в доме князя нашлось такое количество улик, что отпираться не было никакого смысла.

Необратимость

Расследование, однако, шло небыстро — в заговоре участвовали лица из царской фамилии, и даже императору было сложно принять решение о том, чтобы наказать виновников по всей строгости.

Пока шёл процесс, грянула Февральская революция. После свержения царизма виновники убийства Распутина более никого не интересовали.

Его гибель в декабре 1916 года ни на что повлиять уже не могла — распутинщина стала последним гвоздём в крышку гроба российском монархии.

Понять мотивы, заставлявшие Александру Фёдоровну держаться за Распутина, можно. Но то, что простительно для обычной матери, измученной болезнью сына, непростительно для императрицы.

История же судит монархов куда строже, нежели простых людей.

Но сто лет спустя кому-то кажется, что история имеет сослагательное наклонение и её можно изменить, «нарисовав» вместо образа реального Распутина его улучшенную версию.